Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Веселая ярмарка»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Борисова Людмила Витальевна

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Ведь финансовая
грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от
ребенка с ранних лет его жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 14.03.2023.docx179.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №73 «Искорка» г. Минеральные Воды

Конспект НОД по финансовой грамотности

в подготовительной группе

 «Веселая ярмарка»

Воспитатель: Борисова Л.В.

Минеральные Воды

2023г.

Оглавление

Аннотация……………………………………………………………..3

Пояснительная записка……………………………………………….3

Введение……………………………………………………………….4

Актуальность …………………………………..………………...…...4

Новизна темы….……………………………………………………....4

Цель……………………………………………………………………6

Задачи………………………………………………………………….6

Предварительная работа……………………………………………...6

Предполагаемый результат…………………………………………..7

Конспект НОД ………………………………………………………..8

Вывод…..……………………………………………………………..13

Заключение………………………………………………...…………14

Список литературы…………………………………………………..14

Аннотация

     НОД составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Предусматривает тесный контакт между воспитанниками, воспитателями и родителями (законными представителями) воспитанников, что облегчает восприятие детьми нового материала.

     Основы экономического образования необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

      Обучение основам финансовой грамотности помогает детям развить экономическое мышление, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, формирует стимулы к приобретению знаний. Оно не только влияет на расширение кругозора и формирование внутренней социальной позиции ребенка, но развивает во всех образовательных областях, в соответствии с ФГОС. Все это в будущем позволит заложить у каждого ребенка основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Данное занятие позволяет формировать предпосылки финансовой грамотности у детей подготовительной группы и может быть использован на ООД, в самостоятельной деятельности детей, а также как дополнительная образовательная деятельность.

Пояснительная записка

     Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Введение:

Актуальность

     Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Ведь финансовая
грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от
ребенка с ранних лет его жизни.

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием

первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных

и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

     Взаимосвязь финансового образования и нравственного воспитания
очень важна. Процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать две
стороны проблемы: знание о деньгах и воспитание правильного отношения к
ним. Правильно – это когда происхождение денег, материальный достаток и
благосостояние в сознание ребенка связывается с трудом.Ценность
представляют только честно заработанные деньги.
  Исследования некоторых ученых подтверждают важность и
необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей
старшего дошкольного возраста. Никто так обстоятельно и разносторонне не
обсуждал проблему денег, как А.С. Макаренко. Он прямо говорил: деньги —
это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном
возрасте.

     Основы финансовой грамотности начинать именно с дошкольного
возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных
экономических отношениях. Малыши рано включаются в экономическую
жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в
магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

         К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.

Новизна темы

     Приобщение ребенка к миру финансово-экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Раннее разумное финансово-экономическое образование служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия

ребенка с окружающим миром, его социализации.

     Создание условий для предпосылок формирования финансовой грамотности у детей, направленное на воспитание у ребенка бережливости,

сформированности деловых качеств личности, рационального поведения в

отношении простых обменных операций, а также формирование у ребенка

правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему

стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и

взвешенные решения в будущем.

    Формирование предпосылок финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая

грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной

жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые

помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

      Финансовая грамотность формируется в течение продолжительного

периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое

применение знаний и навыков. Финансовая грамотность и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь.

      Данное занятие направлено на формирование у дошкольников представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства, и имеет развивающую направленность, предназначено для детей подготовительной группы, что способствует формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников и социализации в обществе.

Цель: Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить у детей понятие «покупка», «дорого», «дешево»; «доход»,  «расход»
  • Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации;
  • Формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные    особенности.
  •  Формировать умение пользоваться деньгами при покупке товара

Развивающие:

  • продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу, способы ее достижения;
  • развивать умение детей действовать в соответствии с игровой ситуацией;
  • развивать эстетические чувства, вызывать положительные эмоции, развивать музыкальный вкус.
  • Развивать творческие способности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной;
  •  развивать диалогическую форму речи;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к народным праздникам;
  • воспитывать уважение к мастерам, изготавливающим народные игрушки;
  • воспитывать умение радоваться собственными достигнутыми результатами и результатами своих товарищей;  
  • воспитывать самостоятельность в выполнении задания вовремя НОД;

Оборудование: ноутбук, музыка, звукозаписи; оборудование для «Ярмарки»: прилавки с товаром (игрушки, банки, ленточки, поделки); муляжи, продуктов, кассы, монеты из «золотой» бумаги,

Методы и приемы: словесный , наглядный, Практический, Игровой

Предварительная работа: знакомство с профессиями, предметами труда, руководство педагогом сюжетно-ролевыми играми «Ярмарка», «Магазин», «Кафе». Д/и «Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!». беседа «Почему важно экономить», «Профессии», решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы энциклопедия «Откуда берутся деньги?», «Кот в сапогах», «Дюймовочка» «Цветик – Семицветик» заучивание поговорок о труде.

Предполагаемые результат.

Для детей:

  • приобретение  знаний социально-экономического характера;
  • приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи;
  • усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
  • получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
  • развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
  • применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
  • развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • повышение интереса к изучению окружающего мира.

Для родителей:

  • участие родителей в совместной продуктивной деятельности; повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:

  • повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников;
  • повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Основная часть.

Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе

«Веселая ярмарка»

Ход. НОД.

Воспитатель:

-Сегодня нас ждет необычное приключение. Повторяйте за мной.

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть-не упасть.

То в страну веселых сказок

Можно сразу же попасть.

Восп-ль: Дети, а вы любите сказки? Вот сейчас и проверим!

1. Какой сказочный герой закопал деньги в землю, чтобы выросло денежное

дерево? (Буратино);

2. Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и дядя Федор для покупки

коровы? (выкопали клад);

3. В какой сказке ведьма помогла разбогатеть простому солдату? (огниво)

4. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого

корыта? (Сказка о золотой рыбке).

5. Сказка, в которой мальчик наказал жадного и хитрого раджу с помощью волшебного животного? (золотая антилопа)

6. Героиня какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную

покупку к своим именинам? (Муха Цокотуха);

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в очень большой, красивой и богатой стране. Богата она лесами и реками, полезными ископаемыми, животными, прекрасными людьми. У нашей страны богатая и интересная история. Как раньше называлась наша Родина? (Русь).

Воспитатель: Наша страна не всегда была такой современной, как сейчас. Раньше не было магазинов и больших торговых комплексов. Люди торговали на улице. Такое место называлось торг, торжок, торжище. Позже в обиход вошло слово «ярмарка». Как вы думаете, что такое ярмарка(Ответы детей). Давайте вместе узнаем, что такое ярмарка. Сегодня к нам в гости пришли скоморохи и хотят вам рассказать и пригласить вас на ярмарку.

СКОМОРОХ 1: Здравствуйте ребята.  Ярмарка – это такое место, где испокон веков больше всего народу собиралось. (иллюстрация 1, 2. 3). К Ярмарке готовились, о начале Ярмарки оповещали заранее.

Хлебом, солью встретим гостей!

Мёд будет течь рекой!

Коробейники да скоморохи развлекут народ.

Снедью разной потчевать будем!

Забавы разные покажем! (иллюстрация 4).

На ярмарках не только торговали и покупали (иллюстрация  5, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили! (иллюстрация 6).

Обычно во время гуляний и ярмарок возводились целые увеселительные, каруселями, качелями. (иллюстрация 7).

Публику веселили скоморохи, поводыри с дрессированным, “учёным” медведем, неунывающий, остроумный русский весельчак Скоморох. (иллюстрация 8).

Ребята, посмотрите, как нарядно одет народ. (иллюстрация 9, 10).

Ярмарочные гуляния были ярким событием, шумным всеобщим праздником. Народная мудрость гласит: любая душа празднику рада! (иллюстрация 11).

СКОМОРОХ 2: Ребята, а вы хотели бы попасть на ярмарку? Тогда я приглашаю вас.

Много вам всего покажем,

И сыграем, и расскажем.

Скоморох 1:

Собирайся-ка, народ. У нас ярмарка идет.

А на ярмарке что есть, Вам всего не перечесть.

Птички, зайчики, вертушки, Куклы, мишки, погремушки…

Всем игрушки продаем, Всех на ярмарку зовем.

СКОМОРОХ 2

Налетайте! Налетайте! Покупайте! Покупайте!

-Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки.

Что делают на ярмарке? (покупают)

-Правильно, значит вы кто? (покупатели)

-А я кто? (скоморох) А на ярмарке я кто? (продавец)

- С чем ходят на ярмарку? ( с деньгами)

-Они у вас есть? (нет) А вы знаете где взять деньги? (зарабатывают)

Дети. Попросить у родителей, заработать.

Восп-ль: Скажите, дети, как заработать деньги? (ответы детей)

Как называется основное дело, которому человек учился и потом стал работать? (ответы детей)

Восп-ль: Правильно, профессия. Чтобы получать зарплату (деньги) нужно иметь профессию. Расскажем Скоморохам, какие бывают профессии.

Предлагаю отгадать загадки: За правильный ответ вы будете получать монеты, которые вы потом сами сможете потратить на ярмарке.

-Кто на пожары приезжает огонь заливает людей спасает (пожарный)

-Кто продает творог, сосиски Вискас, для любимой киски (продавец)

-Кто вылечит всех от болезней и знает, что кому полезней (врач)

-Кто учит чисто говорить и звуку все произносить (логопед)

-Кто прибьет нам каблучок и замочек вставит (сапожник)

-За порядком кто следит и шалить нам не велит (полиция)

Вос-ль: Мы с вами поговорили о профессии, о товаре, о том, что его покупают за деньги.

Восп-ль: Как вы думаете, откуда в вашей семье берутся деньги? (ответы детей: мама и папа получают зарплату, сдают жилье в аренду, дедушка и бабушка получают пенсию, продают овощи и фрукты с огорода и др)

Воспитатель: Дети кроме дохода, в семье есть ещё расход. Я предлагаю вам поиграть в игру «Доход – расход» (игра с мячом)

так же за правильный ответ вы получите монеты

- папа получил зарплату;

- бабушка купила лекарство;

- сестра выиграла денежный приз в лотерею;

- брат потерял кошелёк;

- купили холодильник;

- дедушка продал картошку;

- брат порвал школьный костюм.

- сдали квартиру в аренду

- съездили семьёй в отпуск

- бабушка получила пенсию.

Вос-ль: мы теперь знаем, что такое доход и расход, а денежки счет любят.

Физминутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Восп-ль: Сейчас мы отправимся в лавку покупать необходимые товары для нашей группы. Что нам надо для того, чтобы купить товар?

Дети: Деньги

Восп-ль: Ребята, а какие бывают деньги?

Дети: Монеты

Восп-ль: Какие монеты вы знаете?

Дети: Круглые, металлические

Восп-ль: Какие еще бывают деньги?

Дети: Банкноты, купюры

Восп-ль: А какие бывают банкноты?

Дети: Бумажные, прямоугольные.

Дидакт. игра «Покупаем товар»

Воспитатель: а что нужно сделать, чтобы лучше свой товар продать? (но чтобы лучше продать свой товар, его надо расхваливать, рекламировать.) Правильно! Посмотрите, как это делают наши скоморохи.

Скоморохи вместе: Подходи, приценяйся, Покупай, не стесняйся!

скоморох1: Есть на ярмарке игрушки,
                    Расписные погремушки
                    Ещё для вашей детворы
                    Разноцветные шары!

скоморох2: 

Русские матрешки в сарафанах ярких,

Хохломские ложки - лучше нет подарка.

Дымковские барыни, кони, петушки

И Павловские все в цветах платки

Балалайки звонкие, тульский самовар.

Будет рад подарку всяк, и млад и стар.

скоморох1  Платки и платочки
                    Для мамы и дочки!
                    Небольшой расход
                    Подходи, честной народ!

Скоморох 2:

Есть и овощи, и фрукты,

И отличные продукты.

Открывайте кошельки,

Доставайте денежки!

Вос-ль: Все товары имеют таблички-ценники с уловным обозначением цены.

-посчитать сколько монет:

-выбрать и купить нужный товар для группы.

Все купленные товары дети складывают в корзину.

Вос-ль: Молодцы ребята очень много товару накупили, а про развлечение не забыли?

Скоморох 1. Тогда проходите на веселую карусель.

Но эта карусель не простая. Она катает только тех, кто знает пословицы.

А вы ребята знаете пословицы?

Пословицы:

-За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

-Из грошей рубли растут.

-Копейка рубль бережет.

-Не богатство друг, а друг – богатство.

-Не в деньгах счастье.

-Платье шей, когда есть лишние деньги.

-Погнался за уткой и утенка упустил.

-С деньгами, всяк молодец.

-Скупой никогда не будет богат.

Скоморох 2. (с каруселью):

Приходите, карусель!

Кружит без остановки!

На весёлой карусели

Прокатим ловко!

ИГРА «ВЕСЕЛАЯ КАРУСЕЛЬ»

Еле, еле, еле, еле.

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

тише, тише не спешите

Карусель притормозите

Раз -два раз -два

вот и кончилась игра!

Восп-ль: Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась!

Нам пора возвращаться в Д/С

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть-не упасть.

То легко ребята смогут

Снова в детский сад попасть.

Вывод.

Вос-ль: Ребята, сегодня мы побывали на ярмарке! Что нового вы узнали? Что вам понравилось больше всего? Что больше всего запомнилось?

Заключение

Далее с детьми  будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника. Важный результат, который ожидается от реализации данного занятия – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На других занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. Ожидаем, что в результате проводимой работы дошкольники получат необходимые знания, и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Конспект НОД в подготовительной группе «Веселая ярмарка» по обучению финансовой грамотности было представлено педагогам МКДОУ в форме открытого занятия.

Список литературы:

1.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2008г.- 169 с.

2.Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

3.Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Витапресс, 2016.

4.СБОРНИК ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет.

5. Стахович Л.В. Обучающий комплект «Азы финансовой культуры».- М. ВИТА-ПРЕСС, 2019.

6. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // СПб.: Свое издательство, 2015.39

7. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф»

8. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия для детей подготовительной группы "Веселые скамейки"

Представленный конспект занятия может быть использован в рамках кружковой работы,в подгрупповой работе с одаренными детьми.На занятие используются элементы следующие методик: дыхательная гимнастика В....

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Веселая дымковская ярмарка"

Интегрированное занятие по рисованию и развитию речи с использованием ИКТ в подготовительной группе "Веселая дымковская ярмарка"...

Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Веселая математика».

Конспект НОДпо математике в подготовительной группе«Веселая математика». Тема: Число 7 и его состав, ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени, логические задачи с математическим...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе "Веселый счет"

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе "Веселый счет"...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе " Веселое времечко"

Данный материал предназначен для работноков дошкольных учреждений...