Проект "Юный финансист"
проект по основам финансовой грамотности (средняя группа)

Кузина Галина Валиевна

Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию финансовой грамотности необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_finansovoy_gramotnosti.docx772.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад №6 «Малыш» г.Соль-Илецка»

Педагогический ПРОЕКТ

Автор проекта

Кузина Галина Валиевна

воспитатель высшей квалификационной

категории

г.Соль-Илецк 2022 г

Введение

Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости (продление жизни готовой вещи), деловитости (практические навыки овладения) и рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем что-то сделать «7 раз отмерь, 1 раз отрежь»), трудолюбия (качество, когда ребёнок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет своё отношение к этой деятельности), здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Проект по формированию финансовой грамотности  разработан в соответствии с принципами, определенными ФГОС ДОО, для детей старшего дошкольного возраста.

Разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Данный проект будет реализован с воспитанниками МДОБУ № 6 «Малыш» г. Соль-Илецка.

Паспорт проекта

Предмет и

объект

проекта

Объект проекта -  развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к социально- экономическим отношениям.

Предмет проекта -  финансовая грамотность

Цель и задачи

проекта

Цель проекта –способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к  знаниям по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в МДОБУ №6 «Малыш» г. Соль-Илецка.

Задачи проекта:

Практическая задача:  развитие экономического мышления дошкольников, формирование экономических представлений и компитенций.

Образовательные  задачи: обучение тому, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер, правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию

Развивающие задачи: развивать основы финансовой грамотности дошкольников посрелдством разнообразных видов детской деятельности, развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений, посредством игровых действий

Воспитательные задачи: воспитание  социально – личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики

Сроки и

этапы

реализации

проекта

Подготовительный

-методическая и организационная подготовка проекта:

Срок реализации этапа – сентябрь- октябрь 2022г.

Практический

- формирование  элементов финансовой грамотности в ходе практической работы

- использование  в образовательном процессе эффективные методики, проведение мероприятий по финансовой грамотности

- срок реализации этапа – ноябрь 2022 -апрель 2023 г

Заключительный

- подведение итогов, диагностика уровня финансовой

грамотности детей, изучение мнения родителей о

результативности проекта.

- обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого- педагогического взаимодействия семьи и детского сада

- реализация проекта в форме изготовления Лепбука « Финансовая грамота»

- срок реализации этапа – май 2023 г.

Перечень

основных

мероприятий

Чтение художественной литературы: А. Ромаманов «Чудеса в кошельке», К. Чуковский «Муха – Цокотуха»

Просмотр мультфильма: «Уроки тётушки Совы», «Как мужик корову продавал»

Занятие «Почему взрослые работают?»

Игры с экономическим содержанием

Дидактическая  игра: «Считай и копи»

Беседа с детьми « Откуда пришли деньги»

Сюжетно – ролевая игра «Сбербанк»

Консультации для родителей «Воспитание финансово грамотных детей»

Методический пособие для родителей и детей «Круги луллия»

Родительское собрание «Дети и семейный бюджет»

Картотека финансовой грамотности

Изготовление Лепбука «Финансовая грамотность»

Проведение открытого мероприятия «В гости к Мухе – Цокотухе»

Исполнители

проекта и

основных

мероприятий

Кузина Г.В.основной исполнитель проекта.

Родители детей. Педагоги и администрация МДОБУ №6  «Малыш» г. Соль-Илецка.

Ожидаемые и

конечные

результаты

реализации

проекта

Для детей:

- овладение элементарными экономическими знаниями.

- приобретение  знания и представления о профессиях, умение  рассказывать о них

- обогащение  словарного  запаса, связанный с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий.

- воспитание  в себе таких  качеств, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша

- развитие  в себе общительности, чувство собственного достоинства, ответственности, стремление доводить начатое до конца

- умение  на практике применять свои полученные знания.

- умение осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.

Для родителей:

- расширение знания по ознакомлению детей дошкольного возраста с финансовой грамотностью

Для педагогов:

- повышение  своего уровня теоретическими, методическими, технологическими знаниями по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

- повышение уровня взаимодействия в педагогическом

коллективе

Целевая

группа

проекта

Дошкольники старшей группы, их родители, педагоги МДОБУ №6 «Малыш» г. Соль-Илецка.

Актуальность проекта

«Ясли хочешь быть богатым,

 нужно быть финансово грамотным»

Роберт Кийосаки

Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию финансовой грамотности необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями. Поэтому очень важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость – сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей. Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Новизна проекта:

Новизна данного проекта состоит в радикальном преобразовании форм, методов и приёмов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками.

Постановка проблемы:

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы  жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цели:

- содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста

- создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

- способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к знаниям по финансовой грамотности.

Задачи проекта:

- формировать  экономические  представления ;

- развивать основы финансовой грамотности дошкольников посрелдством разнообразных видов детской деятельности;

- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений, посредством игровых действий;

- развивать  экономическое  мышление дошкольников;

- обучать  тому, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер;

Участники  проекта:

- Дети старшего дошкольного возраста;

- Воспитатели группы;

- Родители.

Сроки реализации проекта:

- Долгосрочный  (ноябрь 2022 г. – апрель 2023г)

Тип проекта:

- информационно—практико-ориентированный

Этапы проекта:

1 этап – Организационный:

  • изучение эффективных технологий  и методик в области обучения детей                            финансовой грамотности.
  • анкетирование родителей по проблеме.
  • обеспечение условий для реализации проекта.    

2 Этап – Практический:        

  • использование в образовательном процессе эффективных методик обучения  детей по финансовой грамотности, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, дидактические игры, сюжетно- ролевые игры,
  • совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе        
  • «Родительский клуб» (просвещение родителей по финансовой грамотности)

  3 Этап – Заключительный:                  

  • отчет о проделанной работе
  • внедрение в работу МДОБУ  
  • подведение итогов реализации проекта в форме  изготовления Лепбука «Финансовая грамотность».

Предполагаемые результаты:

- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.   Смогут разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;

- Будут знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

- Смогут осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

- Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

Финансовая грамотность:

-  это психологическое качество человека, показывающее степень его

осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Материалы и оборудование

Оборудование

Методический и демонстрационный

материал

Требуемые

затраты

Компьютер,

проектор,

теле-видео

аппаратура

Презентации, обучающие мультсериалы

(«Уроки тётушки Совы. Азбука денег», «Как мужик корову продавал»,..

00 руб

Книги ( Н.Носов «Незнайка на Луне», А. Толстой «Золотой ключик или  приключения Буратино», Г.Х. Андерсен «Новое платье короля», Джани Родари «Приключение Чипполино»

00 руб

Заключение:

Таким образом, реализация данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности.

В итоге, не только дошкольники за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности и применение в практике педагогической деятельности.

Список литературы:

  1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  2. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  3. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  4. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  5. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  6. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  7. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Интернет ресурсы

https://www.minfin.ru/ru/document

https://dohcolonoc.ru/

http://e.stvospitatel.ru/

Приложение 1

Книжный уголок по финансовой грамотности

C:\Users\Admin\Desktop\WhatsApp Image 2023-05-08 at 11.06.00 (1).jpeg

Сюжетно ролевая – игра «Сбербанк»

            C:\Users\user\Desktop\Новая папка\дуб\SAM_5144.JPG

Картотека игр по Финансовой грамотности

C:\Users\user\Desktop\Новая папка\SAM_4742.JPG

Изготовление Лепбука «Финансовая грамотность для детей»

Методическое пособие «Круги Луллия»

Приложение 2

Беседа «Откуда пришли деньги».

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи: расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

-развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;

- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Ход занятия:

 Орг. момент.

Отгадайте загадку:

У меня есть чудо — кошка,
На её спине — окошко.
Я кладу туда монеты,
Чтоб потом купить конфеты. (копилка)

 - Для чего же нужна копилка?

 - Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?

Игра «Для чего нам нужны деньги?».

Предлагаю вам поиграть в игру «Для чего нам нужны деньги?».

Я буду бросать вам по очереди мяч, а вы называть, для чего нам нужны деньги.

- Итак, деньги нам нужны:

-для покупки продуктов питания;

-для оплаты бытовых услуг;

-для оплаты развлечений

-для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

-для оплаты проезда на транспорте;

-для покупки подарков;

-Да ребята, человеку для жизни необходимо множество разных вещей. Давайте рассмотрим некоторые из них. (предметные картинки с изображением различных товаров)

-Где человек может это взять? (купить)

-Что необходимо человеку, чтобы купить все необходимое? (деньги)  

«Как появились деньги»

Хочу с вами поделиться одной историей.

 «Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации, когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого - наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе - зайца, а ты мне - большой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер - предшественник современных денег».

-Как вы думаете, удобно было так платить за товар? Почему?

-Представьте, вы идете в магазин что-нибудь купить и вам надо взять с собой быка или мешок зерна? Это неудобно, потому что занимает много места, их нельзя положить в карман, как деньги.

-Поэтому люди придумали деньги. Первые деньги у нас в России назывались гривна. Их можно было рубить на несколько частей, отсюда и появилось название РУБЛЬ (иллюстрация).

- Но долгое время основной являлась единицей расчета оставалась копейка – маленькая серебряная монета с изображением всадника с копьем. Отсюда и ее название – КОПЕЙКА. (иллюстрация)

-Металлические деньги были очень тяжелые и занимали много места, их нельзя было положить в карман, и тогда придумали бумажные деньги.

- В современной России люди пользуются как металлическими, так и бумажными деньгами.  Называются они МОНЕТЫ и КУПЮРЫ. Мы называем их рублями.

Давайте подойдем к копилке и рассмотрим какие бывают деньги.

-Из чего сделаны монеты? (металлические)

-Какой они формы? (круглой)

-Из чего сделаны купюры? (из бумаги)

-Какой они формы? (прямоугольной)

-Можем ли мы сами нарисовать деньги?

-Деньги изготавливают специальные организации, на специальной бумаге и специальными красками, которые простой человек нигде не сможет взять. Настоящие монеты имеют специальные отличительные знаки для того, чтобы их не могли подделать. Поэтому деньги -это не просто бумажки и кусочек металла. В отличие от бумажек деньги не рвут, не мнут, на них нельзя рисовать. Если купюра испортилась, её могут не принять в магазине. Деньги берегут и обращаются с ними аккуратно.

Физминутка 

Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)

Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)

Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)

Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)

Яблоки и виноград.

Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)

Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)

Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)

Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).

Игра «Что можно (нельзя) купить за деньги».

- Предлагаю вам поиграть в игру «Что можно (нельзя) купить за деньги» (на столе лежат разные картинки), дети выбирают, показывают и объясняют почему выбрали эту картинку. Сначала, например, что можно купить, потом чего нельзя купить. Дети берут по одной картинке, например: солнце, его купить за деньги нельзя, улыбку бабушки купить за деньги нельзя, а велосипед купить можно за деньги.

- Ребята, а где нужно носить деньги? (В кошельке)

- Правильно, они лежат у нас в кошельке в наличии, и поэтому называются наличными. А еще бывают деньги безналичные. Их у нас в наличии нет, а хранятся они в пластиковых карточках. Вы видели карточки у своих родителей. Расскажите о них.

Дети рассказывают о пластиковых карточках, об их назначении.

Итоги:

Заканчивая нашу беседу, хочется загадать вам загадку:

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные. (деньги)

Правильно, молодцы!

-Что нового вы сегодня узнали? Что было самым трудным? А самым интересным?

Домашнее задание:

-Ребята, к следующему занятию вспомните, пожалуйста, героев сказок, которые покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги.

Приложение 3

Родительское собрание «По дорогам финансовой грамотности»

Форма проведения: игра - викторина.

 Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через

взаимодействие с семьей посредством игры. Привлечение родителей к сотрудничеству с воспитателями в образовательном процессе.

Задачи:

1. Сформировать элементарные экономические знания у родителей.

2. Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области

финансовой грамотности через игровые средства обучения.

3.Развивать командный дух, умение действовать согласованно.

Оформление и оборудование:

Презентация на тему «Бюджет семьи - забота каждого». (домашнее задание, выполненное родителями); наглядная агитация.

Оборудование для проведения конкурсов: маркеры, фломастеры, тонированные листы бумаги, ножницы, мешочки с деньгами, маски, денежные купюры, мешочки для фишек, фишки «умник».

Ход мероприятия:

Родители заходя в зал вытягивают из шкатулки бумажный кусочек, который является фрагментом денежной купюры, какого-либо достоинства, рассаживаются.

Вед: Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады встрече с вами и надеемся, что эта встреча будет для вас интересной, увлекательной и пройдет с пользой как для вас, так и для нас. А назовем мы наше мероприятие «Азбука финансов».

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области

финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами.

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Многие из вас сейчас про себя подумали: «Какая финансовая грамотность для наших малышей?»

Чтобы разобраться в этом вопросе внимательно вслушайтесь в фразу: Финансовая грамотность-это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Не стоит пренебрегать финансовым обучением Вашего ребенка, так как это может определить его будущее. И если вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и вам. Финансовое воспитание подразумевает не просто разговоры, но и реальные действия. Сейчас наши детки - еще малыши. И начнем мы с азов. Наша с вами совместная задача- воспитание бережного отношения к игрушкам, вещам, предметам окружающего мира, природе, прививать у детей привычку к труду. Но сегодня наша встреча- это не лекция. Мы начнем, дорогие друзья, нашу финансовую грамотность с себя. И для начала взгляните на те бумажные кусочки, которые вы взяли вначале. Составив кусочки купюры вы образуете команды для участия в нашей увлекательной игре. И так, я предлагаю первой команде название «Финансисты», вторая «Экономисты» и третья «Банкиры».

Сегодня у нас необычная встреча.

В финансовую игру поиграем.

Кто во что горазд, узнаем.

Не доллар, не рубль, не финт и не тугрик.

Знакомьтесь, наша валюта- умник!

Почет и хвала тому будет, кто больше умников добудет.

Вед: Чтобы настроиться на игру, проведем разминку. Ответы в разминке не оцениваются.

Разминка:

1) Что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (деньги)

2) Делать это ни в чужом, ни тем паче в своем доме не стоит, деньги

     выжить можно? (свистеть)

3) Что сколачивают из денег? (капитал)

4) Какое животное всегда при деньгах? (поросенок)

Вед: И так, начнем! «Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным». Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. «Деньги» -это слово и все, что с ним связанно, довольно рано становится для ребенка интересным и привлекательным.

 Задание №1 «Нумизматика»

Определите, каким государствам принадлежат названия денег.

1команда: Злотый (Польша)

                   Рупия (Индия)

                   Донг (Вьетнам)

2команда: Шекель (Израиль)

                   Юань (Китай)

                   Доллар (США)

3команда: Тугрик (Монголия)

                   Фунт (Англия)

                   Иена (Япония)

Вед: Слово нашему эксперту.

Эксперт. Все команды справились с заданием и получают по 3 умника.

Задание №2 «Кто быстрее?»

Раньше у людей не было копилок и деньги хранили в мешочках, чулочках, носочках. У нас замечательные носочки с монетками. Ваша задача, как можно скорее пересчитать содержимое. Кто первый пересчитает, поднимает мешочек вверх.

Эксперт раздает мешочки. Команды выполняют задание.

Первые получают-3 умника

Вторые- 2 умника

Третьи- 1 умник

Задание №3. «Планирование.»

Перед вами лист бумаги, маркер и ножницы. Нарисуйте на первой стороне листа яблоко, а на другой грушу. А теперь вырежьте и яблоко, и грушу.

Вывод: если мы изначально хотим вырезать оба рисунка, необходимо заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами - их нужно планировать заранее.

Эксперт-оценка по одному умнику.

Задание №4. «Как ребенка нет без мамы, сбыта нету без рекламы».

Вед: Что любят все дети? (конфеты)

Вед: Сегодня я предлагаю Вам побыть рекламными агентами. Перед вами фломастеры и листы бумаги для фона.

Задание: придумать рисунок обертки - фантика для конфеты под названием «Кис-кис» и разрекламировать свой товар.

Эксперт-оценка по два умника.

Вед: Каждая команда проявила творчество, смекалку, умело разрекламировали свой товар.

Задание №5 «Творческое»

Вед: Вначале нашей встрече я рассказала вам о том, что означает понятие финансовой грамотности у детей. Это воспитание бережного отношения ко всему, что его окружает, воспитание привычки к труду. Попробуем на примере детских потешек раскрыть эту тему. Перед вами текст потешки, атрибуты. Я буду читать текст, а вы изображать действия.

1 команда. Сорока – белобока кашу варила

               Деток кормила

               Этому дала – он в лес ходил

               Этому дала – он дрова рубил

               Этому дала - он воду носил

               Этому дала – он печку топил

               А этому не дала – он ничего не делал.

Вывод: Чтобы что-то получить, необходимо трудиться.

2 команда. Я открою тайну,

               Чтобы стало ясно

                Никого не стану

                Обижать напрасно.

                Замурлычет кошка,

                Даст себя погладить

                Пес лизнет ладошку

                И со мной поладит.

Вывод: Бережно относиться ко всему живому.

3 команда. Хороши у нас игрушки

                Куклы, мишки и хлопушки.

                С ними весело играть

                Но, не надо забывать:

                Игрушки - не люди

                Но все понимают

                И очень не любят, когда их ломают.

                Пусть игрушки дружат с нами

                Обижать мы их не станем

                Поиграем, а потом

                Все на место уберем.

Вывод: Бережно относись к игрушкам.

Эксперт-оценка – один умник.

Задание №6 «Вложение»

Вед: Нужно как можно больше вложить денежных купюр в банк за одну минуту. Подсчитать количество купюр. У кого больше.

Эксперт-оценка - 3 умника

Блиц – опрос:

1. Какую нашу валюту в давние времена «отсчитывали» топором? (рубль)

2. Из какого металла изготавливали монеты? (золота).

3. Почему копейка так называются? (копейка – от изображённого на ней

     всадника с копьём).

5. Что такое финансы? (это деньги).

6. Что делает с рублём копейка? (бережёт)

7.Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей)

8.Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар)

9.Месяц школьных базаров - это …(август)

10. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы)

11. Главный рекламный агент болота – это… Кто? (лягушка)

12.Продукцию, какого народного промысла часто называют золотой? (хохлома)

Эксперт-оценка - 1 умник

Вед: А теперь каждая команда подсчитает свой бюджет.

Эксперт: По количеству умников побеждает команда…

Вед: А теперь дорогие участники перед вами стоит непростая задача. Посовещайтесь и решите, как вы распределите свой бюджет. Перед вами два мешочка, в который вы можете распределить заработанные деньги.

Вывод: деньги - это не смысл жизни, а инструмент, которым нужно научиться пользоваться.

Эксперт Вручает золотые слитки.

Решение родительского собрания:

1. Принимать активное участие в создании в дошкольном образовательном

учреждении единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к

развитию личности в семье и детском коллективе

2. Глубже ознакомиться и взять на вооружение консультации воспитателей по теме

элементарного экономического развития.

3. Повысить уровень мотивации к получению знаний в области финансовой

грамотности через игровые средства обучения.

4. Повысить интерес детей к познанию нового в сфере финансовой грамотности.

5. Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях в домашних условиях.

6. Продолжать знакомство детей с различными видами интеллектуальных вопросов в домашних условиях.

Приложение 4

Сюжетно-ролевая игра «Сбербанк»

Цель: Обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей по теме «Сбербанк», развитие творческих способностей, формирование положительных взаимоотношений между детьми.                                                                                                                                 Задачи: Обогатить социально-игровой опыт детей по сюжету «Сбербанк» по ситуациям ((выбор услуги (платежи, снятие денег, кредитование) в банке, получение услуги у специалистов (кассир- оператор, кредитный специалист, консультант)).                                                                                    

Учить самостоятельно организовывать игру; согласовывать тему; распределять роли; подбирать и создавать атрибуты для игры; договариваться о последовательности совместных действий.                                                                              Формировать умение развертывать и объединять различные тематические сюжеты (выбор услуги, получение услуги) в единый игровой сюжет «Сбербанк».                                                                                        Активизировать ролевую речь детей.

Воспитывать в совместной игре доброжелательные отношения друг к другу, умение налаживать и регулировать конфликты, договариваться, мириться, убеждать, действовать.

Игровой словарь

Профессии: банкир, кассир, клиент, консультант, инкассатор, охранник.

Орудия труда: банкомат, бейдж, деньги, паспорт, компьютер, пластиковая карточка, ручка, телефон.

Трудовые навыки: выдавать, обслуживать, отвечать, оформлять, печатать, проверять, руководить.

Качество труда: быстро, вежливо, внимательно, добросовестно, ответственно, своевременно, четко, энергично.

Социальная сфера: продавать; зарабатывать деньги; качественно обслуживать клиентов; информировать вовремя и честно.

Проблемные ситуации для развития сюжетной линии: «Заблокирована карточка», «Оплата коммунальных услуг», «Получение денег через

банкомат».

Ожидаемый результат:

Развитие речевых навыков воспитанников.        

Получение знаний о профессиях работников банка.

Формирование коммуникативных навыков.

Предварительная работа.

Рассказ воспитателя на тему: «Профессия кассир-оператор», «Профессия кредитный менеджер», «Профессия консультант банка».

Рассматривание картин и иллюстраций банка.

Проигрывание ситуаций: «Вежливый администратор», «Разговор менеджера с клиентом», «Работа кассира», «Работа инкассатора», «Как оплатить квитанцию по квартплате в банке».

Дидактические игры: «Сделай покупку», «Цепочка экономических слов».

Беседы на тему: «Как я побывал в банке», «Валюта разных стран», «Для чего нужен банковский терминал», «О доходах и расходах семьи».

Просмотр презентации «Я - Банкир»

ООД: «Работа банков», «Понятие о деньгах».

Чтение художественной литературы:

Кларина Л. «Уроки Гнома Эконома и Феи Экономики»,

Липсиц И. «Удивительные приключения в стране Экономики»,

Корчак Я. «Маленький бизнесмен»,

Кнышов Л. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом».

Работа с родителями: Рассказ родителей, о том, какими услугами банка они пользуются (ипотечный кредит, кредит на покупку машины, мебели, оплата за коммунальные услуги и т.д.) Экскурсия родителей с детьми в банк.

Консультации «Зачем дошкольникам экономика», «Полезные привычки в быту — тоже экономика».

Организация игрового пространства:

Использование готового модуля игрового пространства «Сбербанк»,

Участники игры:

Воспитатель, воспитанники старшей и подготовительной группы.

Роли и ролевые действия:

Кассир (оператор): Выслушивает клиента, общается, совершает необходимую операцию: принимает, выдает, считает, деньги, принимает переводы, производит оплату по квитанциям. Учить выполнять роли: кассир выдает деньги, считает; управляющий руководит, подписывает; охранник просматривает видеозаписи

Администратор банка: руководит работой банка, подписывает бумаги; следит за соблюдением режима работы банка.

Менеджер (кредитный): оформляет кредиты, дает консультации по получению кредитов

Консультант: выдает талоны на совершение банковских операций, озвучивает номера стоек, помогает клиентам пользоваться банковским терминалом.

Охранник: следит за порядком в банке, обеспечивает безопасность клиентов, сотрудников банка и денежных средств.

Клиенты банка: получают кредит, оплачивают квитанции, производят обмен валюты, получают банковскую карточку.

Ход игры

Воспитатель: Скажите пожалуйста, куда отправляются взрослые, чтобы оплатить услуги, взять кредит, сделать вклад, снять или перевести деньги?

Дети: Они идут в банк.

Воспитатель: Конечно, в банк! Предлагаю вам сегодня побыть взрослыми и поиграть в банк!

Распределение ролей.

Воспитатель: Кто руководит банком?

Дети: Директор банка.

Воспитатель: Кто хочет сегодня быть директором нашего банка? (Закрепляем бейдж с должностью одному из детей).

Воспитатель:  Кто берет оплату за услуги, открывает счёт?

 Дети: кассир, оператор (закрепляем бейджи желающим детям).

Воспитатель: Кто встречает посетителей, следит за порядком в банке?

Дети: Консультант (закрепляем бейдж).

Воспитатель: Кто пользуется услугами банка?

Дети: Клиенты

Оставшиеся дети получают роли клиентов и выбирают соответствующий реквизит – сумочки, атрибуты костюмов и паспорта.

Воспитатель: для чего нужны бейджи и паспорта, (объясняет их необходимость).

Охранник: Внимание банк открывается ровно в 9часов. (Открывает двери банка). Уважаемые клиенты, банк начинает свою работу. Пожалуйста, займите очередь. Соблюдайте порядок.

Воспитатель: А помогу развить сюжет игры алгоритмы игровых действий.

 Сюжетные игровые действия детей

Директор:- Здравствуйте! Я –директор Сбербанка.                                                      Это (показывает на зал) – наше отделение на улице Советская.  У нас отличная команда и много постоянных клиентов. Все желающие взять кредит, заплатить за детский сад, снять и перевести деньги добро пожаловать к нам! Мы всегда рады вам!                                                                                                      Ну всё, открываемся, время-деньги! Уважаемые коллеги, все – на рабочую настройку!

Директор: По местам! Хорошего рабочего дня!

Дети занимают свои места – директор, оператор-кассир и кредитный менеджер садятся за столы, включают компьютер; консультант - у банкомата; охранник осматривает помещение и сообщает, что всё в порядке.

Диалоги персонажей.

1-й Клиент: Здравствуйте!

Консультант. Здравствуйте. Чем могу помочь?

1-й Клиент. Я хотел бы взять кредит.

Консультант. Возьмите талон. Проходите, пожалуйста. Талон К-1 окно №1.

1 Клиент: Спасибо!

Кредитный менеджер: Здравствуйте! Вы хотели взять кредит?

1 клиент: Да, я хочу купить автомобиль. Мне нужно 10.000 рублей.

Кредитный менеджер (считает на калькуляторе):                                                      10.000 рублей вам нужно будет вернуть банку в течение трёх месяцев.

1 клиент -Я согласен.

Кредитный менеджер: Давайте ваш паспорт (смотрит, набирает информацию на компьютере). Ждём ответ банка… Ваш кредит одобрен. Подпишите договор! Пожалуйста, возьмите деньги и пересчитайте правильность выдачи.

Спасибо за обращение в наш банк! Приходите к нам снова! (Отдает паспорт, карту, буклет).

В банк заходит второй клиент.

Консультант: Здравствуйте! Чем я могу вам помочь?

2 клиент: Я хотела бы оплатить детский сад за старшего ребёнка. 

Консультант: Пожалуйста. Талон В-1 окно №2

Оператор-кассир: Здравствуйте!                                                                                               -Назовите, пожалуйста, ФИО ребёнка, детский сад, группу.

Сколько будете платить? (Клиент называет сумму).                             

Пожалуйста, дайте Вашу квитанцию.

Оператор-кассир: Пожалуйста, распишитесь здесь и здесь. Вот ваш чек!

2 Клиент: Большое спасибо!

Оператор-кассир: Возьмите пожалуйста этот буклет. Здесь вы можете ознакомиться с другими услугами нашего банка.

2 Клиент: Спасибо.

Оператор-кассир: До свидания!

              Заходит третий клиент

Консультант: - Здравствуйте! Какую операцию вы хотели бы совершить?

3 клиент: Я хотел бы открыть вклад в Вашем банке! Это возможно?

Консультант: Конечно! Возьмите, пожалуйста, талон и присядьте на диван. Подождите! Талон С -1 подойдите к окну№1

Оператор-кассир: - Здравствуйте! Вы хотите открыть вклад у нас? Выберите его в буклете.

3 клиент: (рассматривает буклет) Да. Мне понравился – вот этот – вклад на 1 год, под 10% годовых

Оператор-кассир: Это очень выгодный вклад! Какую сумму вы хотели бы внести?

 3 клиент: 1000 рублей.

Оператор-кассир: Вы клиент нашего банка?

3 клиент: Пока нет.

Оператор-кассир: Тогда давайте паспорт. Мы оформим банковский счёт и откроем сберкнижку. Дайте пожалуйста ваши деньги! (Пересчитывает деньги и кладёт их в сейф). Распечатывает бланки, ставят подписи, печати, выдает сберегательную книжку.

                           Четвертый клиент

4-й Клиент: Здравствуйте! Я хочу снять деньги, вот моя карточка.

Консультант: Пожалуйста, пройдите к терминалу. 

4-й Клиент: Извините, не могли бы вы мне помочь, я забыл дома очки.                        

Консультант: Конечно! Буду рада вам помочь, сколько вы будете снимать? (Счет до 10). Пожалуйста, для совершения операции вставьте карту, введите пин-код, выберите операцию, подождите, операция выполняется, заберите деньги, возьмите чек, заберите карту.

4-й Клиент: Большое спасибо за помощь, до свидания!

Консультант: В банкомате закончились деньги.                                      -Администратор вызовите, пожалуйста инкассатора. (Инкассатор загружает деньги в банкомат и уходит. Возобновляется работа банкомата.)

Консультант. Здравствуйте, чем вам могу помочь?

5-й клиент: Здравствуйте! Мне нужно отправить деньги моей маме.

Консультант: Талон П-3 окно № 5

Оператор-кассир: Здравствуйте, слушаю вас. Сколько денег вы хотели бы перевести? Назовите, пожалуйста ФИО вашей мамы.                                                                                                      Адрес ее регистрации?

Оператор-кассир: Деньги отправлены. Ваша мама скоро их получит.

5-й клиент: -Спасибо.

Администратор: Уважаемые клиенты! Наш рабочий день подошел к концу. До свидания, завтра будем рады снова видеть вас в нашем банке.  

    Звенит звонок, оповещающий о закрытии банка. Охранник проходит по залу банка и оповещает присутствующих о том, что через 5 минут банк закрывается.

Выждав время, охранник идет провожать последних посетителей со словами: «До свидания, приходите к нам завтра». Закрывает двери банка.

Заключение: Выводы о работе банка, его сотрудников. Обсуждение достижений и трудностей в игре.

Приложение 5

Конспект занятия по финансовой грамотности в младшей группе

«В гости к Мухе-Цокотухе»

Цель: Формировать элементарные представления о финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

Формировать элементарные представления о понятии монета, кошелек, деньги, продавец, покупки, магазин. Закрепить умение детей разбивать группы предметов по цвету.

Развивающие: Развивать речь детей через действия с предметами, пальчиковую гимнастику.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к деньгам, доброжелательное отношение друг к другу, умение видеть пользу от совместного труда.

Материалы и оборудование: картинки с изображением монет и банкнот, 4 кошелька разных цветов (красного, синего, зелёного, жёлтого цвета), атрибуты к с/р игре «Магазин», аудиозапись.

Предварительная работа: чтение К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», рассказывание русских народных сказок, с/р игры «Магазин», «Семья», «Дом» и др.

Раздаточный материал: монеты

Методические приемы: вопросы – ответы, д/и «Разложи монетки по кошелькам», д/и «Отыщи монеты».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Ожидаемый результат:

Ход занятия:

I Вводная часть

  1. Сюрпризный момент

Ребята. Давайте с вами поздороваемся. Здравствуй, солнце золотое.

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, легкий ветерок.

Здравствуй, маленький цветок.

Здравствуй утро, добрый день. Нам здороваться не лень.

Молодцы. Здравствуйте все.

Воспитатель: Ребята! К нам сегодня на занятие прилетела, посмотрите кто? Это же Муха-Цокотуха. Знаете такую?

Муха-Цокотуха: Да, я Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо. Пока в гости к вам я шла, на дороги денежку нашла. А вот что с ней делать, я не знаю.

Воспитатель: Ребята, Муха-Цокотуха не знает, что делать с денежкой. А для чего нам деньги нужны? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте Мухе-Цокотухе расскажем про деньги. Вы же знаете?

Воспитатель: Какие бывают деньги? (металлические)

Воспитатель: Как они называются? (монетки). Посмотрите, вот они какие.

Воспитатель: Какой формы металлические монетки? (ответы детей) Они звенят.

Воспитатель: А еще какие деньги бывают? (бумажные)

Воспитатель: Какой формы бумажные деньги? (прямоугольные)

Воспитатель: Бумажные деньги шуршат.

Воспитатель: Давайте мухе еще раз скажем какие деньги бывают (металлические монетки и бумажные купюры)

Муха-Цокотуха: Я пришла к вам неспроста, День Рождения у меня.

В магазин я убегаю, большой тортик покупать.

Приглашаю вас друзья, но на праздник опаздывать нельзя.

2. Проблемная ситуация

Воспитатель: Ребята! Нас пригласили на День Рождения, но без подарков мы не можем пойти. А у вас деньги есть? У меня нет.

Расскажите мне, а деньги у нас с неба падают или на дереве растут? (ответы детей)

Воспитатель: Да, их дают на работе за то, что люди трудятся.

Воспитатель: Но это не беда, их всегда можно заработать. Нам нужно с вами выполнить все задания, за каждое задание мы с вами будем получать монеты, на них мы и купим подарки для Мухи-Цокотухи.

II Основная часть

Д/и «Отыщи монеты».

Воспитатель: А задание такое: среди предметов спрятаны монеты. Ваша задача отыскать монеты.

Воспитатель: Ребята, мы большие молодцы! Справились с заданием и заработали деньги.

Чтобы деньги не потерялись, что нам нужно? (кошелек)

Д/и «Разложи монетки по кошелькам».

На столе лежат три кошелька (красного, синего, зеленого, жёлтого цвета) и разноцветные «монеты». Ваша задача разложить все «монетки» в нужные кошелечки.

(После того как дети сложили все монетки по кошелькам, воспитатель отдает 2 монеты)

Воспитатель: Ребята, мы большие молодцы! Справились с заданием и заработали деньги. Ну, а теперь можно приобрести подарки.

Воспитатель: Молодцы ребята, Вы заработали деньги (складываем в кошелек).

А сейчас немножко подвигаемся.

Физкультминутка

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие

пальцы, обеими руками одновременно)

Воспитатель: Ребята, о у нас осталось совсем мало времени, бежим вместе в магазин и купим для нашей именинницы подарки.

Воспитатель: Дети, кто знает, как называется человек, который продает в магазине?

Дети: Продавец!

Воспитатель: Давайте я буду продавец, а вы мои покупатели.

С/р игра «Магазин»

Воспитатель: Ребята, когда мы приходим в магазин, то сначала выбираем, что хотим купить, а потом отдаем деньги за покупку.

Воспитатель: Ребята, о у нас осталось совсем мало времени, бежим вместе в магазин и купим для нашей именинницы подарки.

(Дети покупают подарки и отправляется к Мухе-Цокотухе на День Рождения).

Воспитатель: Тогда пойдемте к нашей Мухи-Цокотухе.

Дети вместе с воспитателем приходят в уголок на кухню, где их ждет Муха-Цокотуха.

Воспитатель: Муха-Цокотуха, мы тебя поздравляем с Днём Рождения! Ребята, давайте дружно поздравим Муху-Цокотуху.

Дети кричат: С Днём Рождения. (отдают подарки)

Муха-Цокотуха: Спасибо большое вам, за поздравления и подарки. 

Воспитатель: Вот и поздравили мы Муху-Цокотуху.

Давайте сделаем большой круг и поиграем

 Пальчиковая игра: «Товары в магазине»

Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)

Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)

Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)

Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших

пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)

Яблоки и виноград.

Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)

Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)

Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)

Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).

 III. Заключительная часть

Понравилось вам наше занятие? Что понравилось больше всего?

А что вы дома расскажите, о чем? Что мы делали (ответы детей)

Какие бывают деньги? (металлические монетки и бумажные купюры)

Воспитатель: Мне тоже понравилось с вами играть.

Галина Кузина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа юного финансиста

Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...

План проведения недели «Юный финансист» в средней группе

План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...

Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"

Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...

Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с   проектной деятельностью  «Азбука юног...

Проект "Я финансист" по формированию финансовой грамотности на занятиях музыки.

В связи с стратегией государства на формирования финансовой грамотности населения мы предлагаем наш проект по обучению финансовой грамотности не только в различных видах деятельности но и на занятиях ...

презентация "Я финансист"

Обучение финансовой грамотности на занятиях музыки и в совместной деятельности...