Конспект НОД «Незнайка в стране Финансов» по обучению финансовой грамотности для детей средней группы
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (средняя группа)

Зеленская Ольга Николаевна

Познакомить детей с первичными финансовыми и экономическими представлениями;  Обогатить словарный запас детей по теме «Деньги»; Способствовать формированию основных качеств у детей по умению принятия самостоятельных решений; Закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_neznayka_v_strane_finansov._.docx126.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №73 «Искорка» г. Минеральные Воды

Конспект НОД «Незнайка в стране Финансов»

по обучению финансовой грамотности

 для детей средней группы

                                 

Воспитатель: Зеленская О.Н.

Минеральные Воды      

   2023.

Оглавление

Аннотация……………………………………………………………..3

Пояснительная записка……………………………………………….3

Введение……………………………………………………………….4

Актуальность …………………………………..………………...…...4

Новизна темы    ……………………………………………………....4

Цель……………………………………………………………………4

Задачи………………………………………………………………….5

Предварительная работа……………………………………………...5

Предполагаемый результат…………………………………………..5

Конспект НОД ………………………………………………………..6

Вывод…..……………………………………………………………..10

Заключение………………………………………………...…………11

Список литературы…………………………………………………..11

Аннотация

Методическая разработка НОД «Познавательное развитие» включая   Социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; игровую деятельность, разработана с учетом остро-стоящих перед дошкольниками вопросов в сфере финансовой грамотности.

Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

 Участники НОД воспитанники средней группы, воспитатель, родители

Пояснительная записка.

     Знания в области «Финансовой грамотности» для современного человека, являются неотъемлемой частью его жизни, профессионального развития и качества жизни.

     Данное занятие учит дошкольников правильно рассчитывать расходы согласно полученному доходу. В ходе занятия, дошкольники закрепляют полученные знания по теме финансы и финансовая грамотность, а также на практике применяют полученные знания. Они самостоятельно определяют возможные доходы семьи, учатся рационально распределять приоритеты в расходах и планируют семейный бюджет исходя из нужд каждого члена семьи.

Подготовка к занятию включает:

- Подбор и определение необходимой литературы;

- Подготовка наглядных пособий;

- Составление плана изучаемой темы и определение вопросов включаемых в данную тему;

- Тщательное продумывание всех элементов занятия последовательное применение наглядных пособий.

Введение

Актуальность

     Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

     Новизна опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

     Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.

Новизна темы.

     Новизна заключается в разработке образовательного контента по обучению детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности, который даёт знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем.

     Финансовое просвещение необходимо включать с детского сада, чтобы

обеспечить формирование и развитие уникальной личности

воспитанника. В процессе формирования первоначальных основ

финансовой грамотности мы развиваем у ребёнка социальные

компетенции, необходимые для адаптации и интеграции в систему

общественных отношений и развитие его личностных ресурсов в будущем.

Цель: Познакомить детей с первичными финансовыми и экономическими представлениями;  Обогатить словарный запас детей по теме «Деньги»; Способствовать формированию основных качеств у детей по умению принятия самостоятельных решений; Закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы.

Задачи:

Образовательные:

-Формировать понятия «деньги», «монета», «доход», «расход», «товар», «рубли»;

 -закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.  

- применять элементарные экономические знания на практике;

- продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;

- расширять и активизировать словарный запас дошкольников;

- учить детей сравнивать, анализировать, соотносить потребности и возможности («хочу» и «надо»).

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;

- развивать память, мышление, воображение;

- расширять представление о труде, его роли и значимости в жизни человека.

Воспитательные:

воспитывать бережливость, трудолюбие, желание учиться, умение   планировать свою деятельность;

- воспитывать финансовую культуру;

- воспитывать всестороннему развитию личности.

Предварительная работа: знакомство с профессиями, предметами труда, руководство педагогом сюжетно-ролевыми играми «Магазин», «Кафе». Д/и «Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!». беседа «Почему важно экономить», «Профессии», решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы энциклопедия «Откуда берутся деньги?», «Вершки и корешки», «Три поросенка» заучивание поговорок о труде.

Методы и приёмы: Рассказ воспитателя, игровые ситуации, дидактические игры, беседа.

Предполагаемый результат:

1. У детей сформированы начальные представления о том, из чего складывается стоимость товаров;

2. Дети понимают суть игровой задачи, ищут способы её решения, планируют свои действия;

3. Применения в играх освоенные ранее представления;

Оборудование: мяч, кошельки, монеты, картинки, оборудование к игре «Магазин», строительный материал.

Основная часть

Конспект НОД «Незнайка в стране Финансов»  по обучению финансовой грамотности для детей средней группы.

Ход.  Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте поздороваемся с ними.                                                                                                                                                      Станем в круг и поздороваемся друг с другом.

                      Встанем мы в огромный круг,

                      Я твой друг и ты мой друг.

                      Крепко за руки возьмемся -

                      И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то сюда идёт и плачет?

Кто же это? Незнайка, а почему ты плачешь?

Незнайка- я нашел клад, и хочу, чтобы клад, который я нашел не был потрачен впустую, но на что купить ума не приложу?! Кроме игрушек и конфет ни чего в голову не приходит.

Воспитатель: Ребята , я думаю ,что мы сможем помочь Незнайке.

       Ребята, вы любите путешествовать?  (Да) А почему? (Ответы детей). Путешествовать любят все и взрослые и дети. Во время путешествия люди узнают много нового, интересного и важного. 

      Тогда,  сегодня я приглашаю вас, отправится в очень интересную страну, которая называется Страну Финансов. Хотите? (Да). 

Давайте возьмем Незнайку с собой в наше путешествие.  

      И в стране Финансов мы научим Незнайку -  расскажем, что такое деньги, как их зарабатывают и как их правильно потратить и как правильно, бережно и с прибылью обращаться с его находкой.

А на чем можно поехать в «Страну Финансов»? (ответы детей). Правильно - от нас можно доехать на поезде. А можем ли мы просто сесть и поехать, пока не оплатим проезд? Ребята, а чем же нам расплатиться, на что купить билеты?

Ответы детей : на деньги.

А как вы думаете, откуда берутся деньги? (ответы детей)

Их платят взрослым людям за работу, и за труд.

Но у нас с вами нет денег, значит придется их заработать.

Машинист поезда приготовил для нас загадки. Если отгадаем- отправимся в путь.

загадки.

- Что Буратино закапывал в землю в Стране Дураков?                                         - Что есть у каждого из Трех Поросят, напоминающее деньги?                          - Что раскопали в Деревне Простаквашино дядя Федор, Матроскин и Шарик?

Ну, здорово ребята, все загадки вы отгадали, а теперь можно отправляться в путь.  (раздает билеты за отгаданные загадки)

Садимся все в поезд ( Становятся друг за другом, кладем руки друг другу на пояс).

А вот и первая остановка «Монета»

А интересно ли вам узнать о монетах больше? (на столе лежат монеты, каждый ребенок берет монету)

Ребята, какие признаки монет вы можете назвать, какие они?

- Круглые, звенят, металлические…

А какие монеты вы знаете? (воспитатель показывает детям монеты разного достоинства, дети их называют).

Ребята, а какими еще бывают деньги? (ответы детей)

Да, верно, еще бывают бумажные деньги, их называют банкнотами.

 

Воспитатель демонстрирует банкноты разного достоинства.

Ребята, а где же можно  хранить деньги?

(ответы детей). складывает деньги в кошелек и их называют «Наличные деньги»,

а еще деньги хранят на карте – это «Безналичные деньги». (показать пластиковые карты)

Вы видели такие карточки? Расскажите о них. (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).

Что родители делают с картой в магазине? Расплачиваются за купленные товары.

– Итак, ребята, а хотите мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.(игра  с мячом)

- монеты звенят, а банкноты…

- банкнота бумажная, а монета…

- монета круглая, а банкнота…

- банкнота легкая, а монета…

Молодцы, ребята! Поедем дальше.

Остановка «откуда берутся деньги»

Воспитатель: Ребята, откуда взрослые берут деньги? (Ответы детей.)

Правильно, ваши родители ходят на работу, трудятся и получают за это заработную плату, то есть заработанные деньги, которые коротко называют «зарплата». Все деньги, которые получают члены семьи, называются доходом семьи или семейным бюджетом.

Деньги можно накопить или потратить.

А кто скажет, за что можно получить деньги?

-За труд, за работу – заработная плата.

-Пенсия – оплачивается пожилым людям, проработавшим много лет.

-Стипендия – за хорошую учебу.  

-Продать что- то лишние овощи. Фрукты одежду…

-Выиграть – приз или  в лотерею.

-Найти клад.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите поработать и получить зарплату? (Ответы детей.)

Воспитатель: Тогда мы с вами будем строить дом

. (Звучит музыкальная песенка Е. Железновой «Я хочу построить дом». Дети из геометрических фигур строят дом.)

Воспитатель: дальше Мы зайдем в магазин. давайте понаблюдаем за работой продавца и даже может чем-нибудь поможем продавцу

Продавец: Магазин открыли! Покупатели, заходите.

Продавец: Дети, посмотрите, сколько на витрине игрушек. Но хочу дать вам совет – не спешите с покупками. Потратив деньги, вы их уже не вернёте. Сначала решите, что хотите купить.

Физминутка.

Дружно, весело шагаем

В магазин мы попадаем (маршируют)

Я скакалку (прыгают)

Ты часы покупаем от души (наклоны)

Мне ракета так нужна (руки в стороны)

Очень важная она (руки вверх)

Расскажем Незнайке, какие еще бывают профессии.

Дидактическая игра «Назови профессию» по картинкам с инструментами.

Воспитатель: Хватит в профессии играть, пора зарплату получать.

 (Детям раздают бумажные монетки. Они кладут деньги в копилку или в кошелек.

А сейчас мы поиграем с родителями.

Вопросы для родителей

1.     Как называется количество денег, которое надо платить за товар? (цена)

2.     Как называется ввоз товаров в страну? (импорт)

3.     Как называются «доходы» и «расходы» семьи? (бюджет)

4.     Какая главная потребность человека? (пища)

5.     Как называется группа людей, которые являются родственниками и проживают вместе? (семья)

6.     Информация о товаре? (реклама)

7.     Что такое бартер? (обмен)

8.     Место, где дают деньги в долг, хранят и выплачивают? (банк)

9.     Деньги, которые люди получают за свой труд? (зарплата, пенсия)

10. Как называются иностранные деньги? (валюта)

1)      Какое животное всегда при деньгах? (поросенок: у него есть пятачок)

2)      Как называли на Руси купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? (разгильдяи)

3)      Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)

4)      Кто считает миллионы тысячами? (миллиардер)

5)      Какую страну называют «банкиром всего мира»? (Швейцарию)

6)      Сок «Добрый» по отношению к соку «Сады Придонья» -это кто? (конкурент)

7)      Назовите любимую монету попугая капитана Флинта (пиастр)

8)      Как называется лицевая сторона монеты?(аверс)

9)      Как называется оборотная сторона монеты?(реверс)

10)  Лицо торговой точки это что?(витрина)

Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?».  Я называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. (Передавая друг другу купюру)

Итак, деньги нам нужны:

- для оплаты проезда в поезде;

- для покупки продуктов;

- для покупки игрушек;

- для оплаты коммунальных услуг;

- для оплаты парковки;

- для покупки одежды;

-Для оплаты развлечений;

-Для покупки подарков.

-Для  покупки лекарств

Молодцы ребята, можно ехать дальше Остановка «Экономград».

Дети, как вы думаете, экономить - это хорошо?

 Дети: Да.

 Как вы можете помочь родителям экономить деньги?

 Дети:

-не лить зря воду;

-уходя, выключать свет,

-без необходимости не включать электроприборы,

-беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства,

-бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними,

-помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки.

Воспитатель: Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать Что-то полезное, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Что такое расход и доход». (На мольберте выставляются картинки с изображением двух кошельков.) В один кошелёк деньги залетают (доход), из другого – вылетают (расход). (Дети соотносят картинки в соответствии с заданием.)

Мама получила зарплату – … (Доход.)

Бабушка купила лекарство – … (Расход.)

Сестра выиграла приз – … (Доход.)

Потеряла кошелёк – … (Расход.)

Заплатили за квартиру – … (Расход.)

Нашла монетку – … (Доход.)

Бабушка получила пенсию – … (Доход.)

Купили игрушку – … (Расход.)

Воспитатель: Вот, сколько расходов у ваших родителей. Поэтому к деньгам нужно относиться экономно. У каждого человека есть потребности. Это то, что необходимо, без чего нельзя обойтись. Важные потребности для жизни-это «надо», а к которым надо стремиться-это «хочу». Надо уметь выбирать то, что тебе нужно больше всего. Прежде чем просить у родителей игрушки, подумайте, есть ли деньги, а может важнее купить хлеб или лекарство.

Воспитатель: Ребята, а давайте еще расскажем незнайке ,что за деньги не все можно купить?

- дружбу, любовь, здоровье, семью, океан, лес, поля за деньги не купить.

Воспитатель. Давайте еще раз напомним Незнайке правила обращения с деньгами:

 - Экономно распоряжаться деньгами;

- Складывать деньги в копилочку, чтобы потом что-нибудь себе приобрести. Незнайка теперь ты все понял? Как зарабатывать? Как экономить? Где хранить свои средства?

 Ребята, а давайте на ипамять подарим Незнайке  копилку.

 Незнайка: Спасибо вам ребята большое за помощь.

Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться домой. Садимся все в поезд.

Молодцы! Расскажите, чему мы сегодня научили Незнайку и чем помогли? (ответы детей)

Вывод

Молодцы ребята, сегодня мы с вами разговаривали о деньгах и нам с вами помогали сказочные герои. Теперь мы знаем какие бывают деньги, зачем они нам нужны, чем отличается банкнота от монеты, что такое «Наличные деньги», «Безналичные деньги» и многое другое. Вы отлично потрудились.

Заключение

     В процессе проведения учебного занятия повторяется большой объем изученного материала, идет глубокое закрепление знаний. У детей развивается большой интерес к дисциплине, нарабатываются навыки общения, права добровольного участия.

     Подготовка к такому занятию развивает ответственность за результаты своего труда, нацеливает и подготавливает к будущей деятельности.

       Проведение контроля знаний при помощи активных форм работы позволяет развить и углубить творческие возможности воспитанников.

Далее было продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

Организована работа по следующим направлениям: деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке; авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

     Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности

       Занятие «Незнайка в стране Финансов» по обучению финансовой грамотности было представлено педагогам МКДОУ в форме открытого занятия.

Список литературы:

1. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Витапресс, 2016.

2. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой

ученый, 2017.

3. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания

дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования

в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015.

4. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические

рекомендации. «Вентана-Граф», 2015.

5. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.:

Педагогическое общество России, 2005.

6. Примерная парциальная образовательная программа «Экономическое

воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой

грамотности», М: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2018. 28с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей средней группы "Путешествие в зимний лес"

Данный конспект занятия разработан для того, чтобы помочь в обучении пониманию природных явлений и их влияния на эмоциональное состояние человека; в развитии диалогической речи; в развитии способности...

Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей средней группы "Звуки весеннего леса"

Данный конспект занятия разработан для того, чтобы способствовать обучению понимания природных явлений, их влияния на эмоциональное состояние человека; развитию диалогической речи; учить делать выводы...

Конспект ОД по финансовой грамотности детей средней группы. Тема: «Юные финансисты»

формирование у детей средней группы первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека....

Обучение финансовой грамотности в средней группе.

Литература, картотека пословиц и поговорок, картотека игр....

Перспективное планирование по обучению финансовой грамотности детей средней группы

Перспективное планирование по обучению финансовой грамотности детей средней группы...

Конспект итогового занятия по страничке семейного альбома "Наши имена" (для детей средней группы).

Задачи:- расширять знания о своей семье.- подвести к пониманию, что у каждого члена семьи есть свое имя.- познакомить с понятием «тезка"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fi...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...