Проект по финансовой грамотности "Юный финансист"
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Ковальчук Валентина Леонидовна

Дети должны знать, что жить нужно по средствам, тратить меньше, заробатываешь. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним не будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед нимибольшие возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_fg_kovalchuk_v.l._22-23g.docx47.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №5 «РУЧЕЁК»

                             

 Проект на тему:

«Юный финансист»

2022 – 2023 учебный год.

         

Разработчики:

Воспитатель Ковальчук В.Л.

пос. Васильково, 2022-2023г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка………………………………………….......3-5 стр
  2. Цели, задачи……………………………………………………………5 стр
  3. План мероприятий…………………………………………………6-10 стр
  4. Список литературы…………………………………………………11 стр
  5. Приложение……………………………………………………….12-15 стр

Пояснительная записка

     Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

    Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи:  сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

    Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

       Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура  личности  дошкольника  характеризуется наличием первичных  представлений  об  экономических  категориях,  интеллектуальных и  нравственных  качествах  (бережливость,  рачительность,  смекалка, трудолюбие,  умение  планировать  дела,  осуждение  жадности  и расточительности).  Без  сформированных  первичных  экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

        Сущность  экономического  воспитания  заключается  не  в  организации специального  обучения  экономике,  а  в  обогащении  разных  видов  детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными    экономическими  сведениями  способствует  развитию предпосылок  формирования  реального  экономического  мышления,  что сделает этот процесс более осознанным.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

      Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться.             Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.

      Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта.  Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

     Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

       Содержание  проекта  обеспечивает  развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и  охватывает  следующие  структурные  единицы,  представляющие определенные  направления  развития  и  образования  детей:  социально-коммуникативное  развитие;  познавательное  развитие;  речевое  развитие; художественно-эстетическое развитие.

 

 В основу проекта легли следующие принципы:

  • Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний по финансовой грамотности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
  • Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, сочетание разных видов деятельности.
  • Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций . Соблюдение требований к культуре показа презентаций.

 

 Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

 Задачи проекта:

  1. Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  2. Способствовать овладению детьми бережливостью, рациональностью, трудолюбием, экономичностью, честностью, добротой, отзывчивостью и др.
  3. Формировать у детей экономическое мышление путем вовлечения дошкольников в процесс сюжетно-ролевых игр,художественной литературы.
  4. Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

Методы и приёмы реализации проекта:

  • Словесные;
  • Игровые;
  • Наглядные;

Ожидаемый результат:

  • В результате реализации проекта дошкольники    
  • понимают и ценят   окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);
  • уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт- деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  • признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчѐтливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать.
  • ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
  • контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Возраст детей — 6-7 лет

Продолжительность проекта: 01.09.2022 по 01.05. 2023г.

Участники проекта: 

  • воспитанники группы (6-7  лет);
  • воспитатель;
  • родители воспитанников.

Проект состоит из 3 этапов:

  1. Подготовительный этап 01.09.2022г. по 10.09.2022г.
  2. Основной этап  13.09.2022г. по 29.04.2023г.
  3. Заключительный этап 02.05.2023г.- 31.05.2023г.

                                   План мероприятий

Проект состоит из 4 блоков:

I блок: «Труд, продукт, товар»;

II блок: «Деньги, цена, стоимость»;

III блок: «Реклама: желания и возможности»;

IV блок:  «Семейная экономика».

1этап – Подготовительный

  1. Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  2. Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький финансист».
  3. Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  5. Создание развивающей среды по теме.
  6.  Диагностика уровня финансовой грамотности старших дошкольников

    В рамках реализации проекта будет проводиться  диагностика уровня финансовой грамотности на подготовительном и заключительном этапах.

Для определения уровней финансовой грамотности диагностика будет

проводиться  на основе программы кружка Г.П. Поварницина, Ю.А. Киселева «Финансовая грамотность дошкольника» (Приложение 1)

        Цель диагностики: определить уровень финансовой грамотности

детей старшего дошкольного возраста; проверка эффективности проекта по повышению уровня финансовой грамотности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.

    С каждым ребенком работа проводиться индивидуально и по мере успешности ответов на задания определяется уровень финансовой грамотности (Приложение 2).

                                    2 этап – Основной

Дата

   Работа с воспитанниками

Работа с семьей

Совершенствование пространственной предметно-развивающей  среды

I блок: «Труд, продукт, товар»

Сентябрь

2- неделя

1. Образовательная ситуация «Почему взрослые работают?»

2.Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы» (6-я серия) - «Работа и зарплата

3.Задание «Раскрась картинки. Объясни, для чего нужны эти профессии»

Д/Игра «Чей труд важнее?»

4. Отгадывание загадок о труде.

Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансы с детства».

Анкета для родителей

«Мой ребенок и финансовая грамота»

Картотека мультфильмов по финансовой грамотности для детей 6-7 лет.

Сентябрь 3-4 неделя

1.Ситуативная беседа «Домашний труд». Виды домашнего труда. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.

2.Чтение сказки « Про доверчивого Мышонка и мамину зарплату»

3.Д/ Игра «Не ошибитесь»

4.Просмотр мультфильма «Союзмультфильм «Сказка про лень».

Оформление родительского уголка: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

Выставка рисунков «Мои домашние обязанности»

Октябрь

1-2 неделя

1.Подготовить презинтацию на тему: Что такое услуги, примеры услуг. Что такое товар. Сравнение товара и услуги.

2.Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»., «Магазин»

3.Чтение сказки «Сказочный магазин»

4.Отгадывание загадок о профессиях.

Памятка для родителей  «Когда следует начинать обучение детей обращению с деньгами?»

Создание картотеки загадок по финансовой грамотности.

Октябрь 3-4 неделя

1.Познавательная беседа «Потребность и виды потребности»-Что такое потребность?  «Как продукт стал товаром»

2.Дидактическая игра«Откуда к нам хлеб

пришел», «Как появляется книга»

3.Ярмарка- Знакомство с термином, подготовка: совместный подбор темы, распределение работы, изготовление поделок, атрибутов, распределение ролей, подготовка костюмов.

4.Чтение сказки «Три поросенка».

Изготовление поделки для ярмарки.

Создание картотеки пословиц и поговорок по финансовой грамотности.

 II блок: «Деньги, цена, стоимость»

Ноябрь

1-2 неделя

1.Познавательные беседа «Что такое деньги и какими они бывают?», «Откуда берутся деньги и на что тратятся»

2.Демонстрация презентации «История денег»

3.Д\и «Что быстрее купят?»Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Разместить информацию  для родителей в родительском чате «10 правил поведения

в магазине с ребёнком»

Создание альбома с денежными купюрами разного достоинства.

Ноябрь

3-4 неделя

1.Позновательная беседа «Что такое банк и вклады».- Знакомство с понятием, Кто работает в банке. Функции банка. Как

хранятся деньги.

2.Виртуальная экскурсия в банк  3.Д/игра «Для чего нам нужны деньги?»

4.Сюжетно-ролевая игра «Банк», «Сберкасса»

Информация в родительском уголке  «Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?»

Создание медиотеки из презинтаций

Декабрь 1-2 неделя

1. Образовательная ситуация  «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»

2.Позновательная беседа «Благотворительность»

3.Чтение худ. литературы Катаев  

 «Цветик семицветик», Два жадных медвежонка (Венгерская сказка)

4.Экскурсия в бухгалтерию детского сада (знакомство с профессией бухгалтер)

Памятка для родителей « Что значит финансово грамотный человек»

Пополнение пособиями и

играми уголок

финансовой грамотности

Декабрь

3-4 неделя

1.Ситуативные беседа «Способы оплаты.» Наличный и безналичный расчет. За какие услуги платят люди: за воду, детский сад и т.д.

2.Чтение художественной литературы: Как Миша цену назначал

3.Д/игра «Подбери монету к товару»

Изготовление банкомата

Банкомат для с/ролевых игр

      III блок: «Реклама: желания  и   возможности»  

Январь

2 неделя

1.Познавательная беседа «Что такое реклама?» Знакомство с понятием «реклама». Значение. Способ распространения информации о товарах и услугах.

2. Просмотр мультфильма С. Михалков «Как старик корову продавал»

Изготовление поделки из бросового материала Создание рекламы своей поделки.

Приобретение сюжетно-ролевых игр.

Январь  3-4 неделя

1.Чтение и обсуждение сказки о потребностях и возможностях: «, «Сказка о рыбаке и рыбке».

2.Д/Игра «Хочу и надо»

Оформление родительского уголка «Нужны ли ребенку карманные деньги?»

Коллекция различных рекламных буклетов

Февраль 1-2 неделя

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Больница».

Чтение худ.лит «Как Сорока Мишин товар хвалила»

Д/Игра «Что и когда лучше продать?»

«Большие беседы с маленькими людьми» (папка-передвижка)

Пополнение художественной литературой уголок финансовой грамотности.

Февраль

3-4  неделя

1.Просмотр мультфильма «Азбука денег тётушки Совы - Потребности и возможности.»

2. Отгадывание загадок о товаре.

3. Чтение сказки «Мужик и медведь».

Папка передвижка

«Практические советы родителям по формированию финансовой грамоты у детей дошкольного возраста.

Пополнение уголка финансовой грамотности атрибутами для сюжетно ролевых игр .

IV блок «Семейная экономика»

Март  

1-2 неделя

1.Беседа « Что такое семейный бюджет?»

2.Просмотр мультфильма Уроки тетушки Совы: Семейный бюджет

3.Чтение художественной литературы Х.-К. Андерсен «Новое платье короля»

Буклет «Как можно сэкономить деньги в семье»

Пополнить сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Супермаркет» и т.д

Март

3-4 неделя

1.Образовательная ситуация  Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи»

2.Ситуативные беседы Магазин или супермаркет. Где выгодно?

Как выбирать продукты? Проблема

выбора. Виды продуктов. На что обращать внимание при покупке скоропортящихся продуктов (внешний

вид упаковки, срок годности, состав), фруктов и овощей, мяса и т.д.

Оформление родительского уголка «Семейные ценности, что это?»

Приобретение настольно-печатных игр

Апрель

1-2 неделя

Ситуативная беседа «Семейный праздник Какие семейные праздники бывают?

Игра «Кошелек и его друзья»

Дидактическая игра «Что дешевле?»

Дидактическая игра «Осознанный выбор»

Информация в родительском чате «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»

Пополнение медиотеки

Апрель

3-4 неделя

1.Викторина по финансовой грамотности.

2.Чтение народной сказки «Жадная старуха»

«Копилка своими руками»

Совместная работа детей и родителей

Призы- медали

3 этап –Заключительный

Май

Анализ работы по теме,

подведение итогов,

прогноз на будущее

Отчет о проделанной работе

                                 

                                         Список литературы:

  1. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
  2. «Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» Л.В. Стахович,
  3. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Советы родителям: говорите с детьми о финансах – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
  4. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  5. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  6. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  7. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
  8. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –
  9. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  10. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.

Приложение 1

Диагностика для определения уровня финансово-экономических знаний.

Задание №1 «Выбери верное предложение»

Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и карточки с изображениями, соответствующими этим предложениям (деньги, игрушки, реклама и т.д.)

Инструкция: «Предлагаю тебе поиграть. Я прочитаю тебе два предложения. выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал».

1.Чтобы жить, необходимы деньги. Чтобы жить, необходимы игрушки.

2.Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться.

3.Реклама нужна человеку для развлечений. Реклама важна для продажи товаров.

4.Пенсию обычно получают мамы и папы. Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.

5.Бюджет семьи-это только доходы. Бюджет семьи-это доходы и расходы.

6.Чем качественнее товар, тем выше цена товара. Чем качественнее товар, тем ниже цена товара.

1 балл – правильно один или два ответа;

2 балла – правильно четыре ответа;

3 балла – правильно больше пяти ответов;

Задание № 2 «Найди лишнее»

Материал:  6 карточек на которых изображены:

- рубль, доллар, евро, кошелек (категория «деньги»);

- банкноты достоинством 10 рублей, 5 долларов, 10 евро, 5-копеечная монета (категория «деньги»);

- кондитерская фабрика, мебельная фабрика , магазин (категории «товар», «производство»);

- человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «труд»);

- игрушки, посуда, машина, солнышко (категория «товар»);

- одежда\, дом, продукты, книга ( категория «потребности»).

Инструкция: «Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет (действия) лишний? Почему? Как можно назвать одним словом остальные три?»

1 балл – все карточки отобраны правильно с помощью воспитателя;

2 балла –две карточки – с помощью воспитателя;

3 балла – все карточки отобраны правильно;

Задание № 3 «Продолжи предложение»

Материал: предложения экономического содержания и соответствующие им сюжетные картинки.

Инструкция: «Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру. Я начну предложения, а ты закончи».

1.Любой труд приносит …(пользу).

2.Моя мама получает за свой труд … , бабушка получает … , а брат учится в институте и получает … (зарплату, пенсию, стипендию).

3.Доходы семьи можно увеличить, если …(вести дополнительное хозяйство; кто то из членов семьи пойдет на работу и т.д.).

4.Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир – это … (профессии).

5.Любой товар можно … (продать, купить, изготовить).

6.Место хранения и накопления денег называется … (банк).

7.Чтобы люди узнали о товаре, нужна …(реклама).

1 балл – правильно  два ответа;

2 балла – правильно четыре – пять ответов;

3 балла – правильно больше пяти ответов;

Приложение 2

Уровни сформированности финансовой грамотности старших дошкольников

Уровень – низкий:

Находящиеся на данном уровне дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознавании его по содержанию, не могут установить причинно-следственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщают отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. Не используют финансово-экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

Уровень – средний:

Этот уровень характеризуется первичной систематизацией детьми полученных ими представлений. Дети имеют пра-вильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведения их, тем не менее, характеризуется последовательностью с установлением отдельных причинно-следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово-экономические представления в игре и труде.

Уровень – высокий: 

Для детей находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

                                                Приложение 3

Видео

Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы»:

- Азбука денег тётушки Совы - Что такое деньги?

-.Азбука денег тётушки Совы - Умение экономить.

-.-Азбука денег тётушки Совы - Карманные деньги.

-Азбука денег тётушки Совы - Потребности и возможности.

-Азбука денег тётушки Совы -Домашние питомцы.

Фиксики - Деньги

Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977

«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка

для малышей).

Союзмультфильм «Так сойдёт».

Союзмультфильм «Пятачок».

«Вершки и корешки».

Союзмультфильм «Сказка про лень».

Мультсериал «Навигатум»:

-Профессия «Ветеринар»

-«Детский стоматолог»

Игры, дополнительный раздаточный материал

Картинки

«Профессии»

kartinki-professii-dlya-detej.html

Раскраски «Деньги» - онлайн-доступ: http://detskie-raskraski.ru/ detskie-

raskraski/raskraska-dengi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект по финансовой грамотности в старшей группе "Юные финансисты"

Проект по финансовой грамотностидля детей старшего дошкольного возрастаНазвание проекта: «Юные финансисты»Автор проекта: воспитатель Ахметшина Оксана АнатольевнаМБДОУ Детский сад № 60 г. У...

Проект по финансовой грамотности "Юный финансист"

Данная публикация поможет педагогам познакомить дошкольников с первоначальными понятиями финансовой грамотности....

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Мы маленькие финансисты»

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами....

Проект по финансовой грамотности "Юный финансист"

Проект по финансовой грамотности в подготовительной группе  "Юный финансист" Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в...

«Мы маленькие финансисты» Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;Совершенствовать коммуникативные каче...

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Мы маленькие финансисты»

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста«Мы маленькие финансисты»...