Методическая разработка занятия по финансовой грамотности на тему «Город бережливых людей» в подготовительной группе
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

В разработке затронута тема Финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены игры по финансовой грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Йошкар-Оласе40-шо №-ан

«Шӧршудо» йочасад»

муниципал бюджет школ дечончычсотуныктымотӧнеж

424004, Россий, Марий Эл Республик,

Йошкар-Ола, Советский урем, 20-шо «а» пӧрт

тел./ факс 8(8362)46-00-56,45-89-90,

e-mail:dets40@mail.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40 г. Йошкар-Олы «Одуванчик»

424004, Россия, Республика Марий Эл,

город Йошкар-Ола, улица Советская, дом 20 а

тел./факс 8(8362)46-00-56,45-89-90,

e-mail:dets40@mail.ru

Методическая разработка учебного занятия

по финансовой грамотности

на тему «Город бережливых людей»

в подготовительной к школе группе

Разработала: Бикулова Александра Владимировна,

воспитатель

Йошкар-Ола,

2022г.

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………….....3

Основная часть……………………………………………………………………...4

Заключение…………………………………………………………..........................9

Список использованных источников…………………………………..………...10

Пояснительная записка

Теме финансовой грамотности, за последние несколько лет, уделяется всё больше внимания, что связано с активным продвижением экономического направления на всех ступенях системы образования. В детском саду данная направленность напрямую взаимосвязана с трудовым воспитанием. В то же время финансовая грамотность – неотъемлемая сторона социальной жизни, обогащающая социально-коммуникативное и познавательное развитие детей.

В своей воспитательно-образовательной работе использую примерную парциальную образовательную программу дошкольного образования. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Для детей 5-7 лет. Сбербанк России. Программа позволяет с легкостью строить свою работу, так как включает в себя все необходимые материалы: методические и демонстрационные.

На материалах программы разработана данная методическая разработка учебного занятия по финансовой грамотности с детьми подготовительной к школе группы.

Основная часть

Конспект занятия по финансовой грамотности

 «Город бережливых людей» в подготовительной к школе группе

Цель: Формирование у детей бережного отношения к окружающему их миру, полезных навыков и привычек в быту.

Задачи: 

  1. Заложить основы финансовой грамотности с помощью игровой деятельности.
  2. Помочь выработать полезные привычки.
  3. Воспитывать интерес к играм, способствующим развитию финансовой грамотности

Материалы: «Кошельки» (оригами), монеты достоинством 1,2,5 рублей (по 5 рублей 1 монета, по 2 рубля 5 монет, по 1 рублю 5 монет), руль, фуражка водителя, билеты для кондуктора, сумка кондуктора, волшебная стрелочка; карточки с описанием деятельности представителей профессий, карточки с изображением ежемесячных трат (проездной, обеды в школе, кроссовки и т.д.); слайды из презентации.

Предварительная работа: изготовление кошельков для денег с помощью оригами. (Приложение 1)

Методы и приемы: беседа, игровой прием, вопросы к детям, чтение рассказа, дидактическая игра, упражнение, показ, рассматривание слайдов.

Основные понятия: «бережливость», «привычка», «полезные привычки», «бюджет», «копилка», «хозяйственный», «запасливый».

Ход занятия:

Ребята, вы любите путешествовать?

Я хочу вас пригласить отправиться в город, где ко всему относятся бережливо, и называется он Бережный.

Наша с вами поездка будет проходить на транспорте. А на каком, узнаете, если отгадаете загадку:

Это просто супердом!

Очень много людей в нём.

Обувь его резиновая,

А еда у него бензиновая… (Автобус)
          Воспитатель: А где же нам взять автобус? Как мы будем его строить?

 Как мы поставим стульчики. Парами, как в автобусе и оставим проход (строим автобус) (Приложение 2), [2]

Воспитатель: Кто поведет наш замечательный автобус?

Дети: Шофер

Воспитатель: сейчас я по считалке выберу шофера.

Покатилось колесо,

Укатилось далеко,

И не в рожь,

И не в пшеницу,

Катит в самую столицу,

Колесо кто найдет,

Тот автобус поведет!

Воспитатель: посмотрите, что необходимо взять шоферу для поездки?

На столе лежат атрибуты: руль, фуражка, сумка, кошельки с монетами и другие (шофёр выбирает атрибуты для своей роли).

Воспитатель: ну, вот шофер у нас есть. Кто, кроме шофера есть в автобусе?

Дети: Кондуктор

Воспитатель: Давайте выберем и кондуктора с помощью стрелочки.

Раз, два, три, кондуктором будешь ты! Что нужно кондуктору? (Ребенок выбирает атрибуты)

Воспитатель: А кто едет в автобусе?

Дети: Пассажиры.

Воспитатель: остальные будут пассажирами. Я буду экскурсоводом. Кто такой экскурсовод?

Ответы детей.

Воспитатель: чтобы сесть в автобус, что нужно сделать? Чтобы купить билет, что нам нужно?

Воспитатель: у вас есть кошельки с монетами. Как нужно оплатить за проезд? Пассажир кондуктору дает деньги, и говорит: Дайте, пожалуйста, мне билет? Кондуктор дает билет. Пассажир говорит: «Спасибо». Билет в автобусе стоит 3 рубля. Перед тем, как начать наше путешествие, разомнёмся.

Игра «Хорошо-плохо» (Приложение 3, слайд 2)

- Ребята, у нас всех есть привычки. И эти привычки могут приносить как пользу окружающим нам людям, так и быть бесполезными для других.

- Сейчас мы посмотрим, каких привычек больше.

Дети делятся на 2 команды.

- Первая команда будет показывать хорошие привычки, а вторая - плохие.

Итак, начнем!

Экономить воду: мыться под душем, а не в ванной.

Просить родителей в магазине купить новую игрушку.

Закрывать кран с водой после мытья рук.

Выключать свет в комнате, когда выходишь.

Жадничать, не делиться с друзьями игрушками.

После игры собирать за собой игрушки.

Аккуратно складывать одежду в шкаф.

Разбрасывать на улице мусор.

Вырывать страницы из книг.

Выбрасывать чужие вещи.

Как вы думаете, каких привычек больше?

- Все ребята молодцы! Вы хорошо знаете, какие привычки полезные, а какие — вредные! [1, с.58]

Кондуктор: Прошу на посадку, приготовьте за проезд.

Пассажир (дети): Дайте мне, пожалуйста, билет. Протягивает деньги.

Получает билет, благодарит и садится на место.

Воспитатель: Пассажиры заняли свои места, шофер заводи автобус и поехали. Мы с вами прибыли в город Бережный. (Приложение 3, слайд 3) Я познакомлю вас с его достопримечательностями. Отправляемся в литературный парк, где для нас жители оставили книгу с рассказом Н.Носова «Заплатка».  (Приложение 4, слайд 4)

Чтение и обсуждение рассказа «Заплатка» Н. Н. Носова (Приложение 2)

Воспитатель:

1. Почему мама отказалась зашивать штаны Бобке?

2. Получилось ли у Бобки сразу зашить штаны? Почему?

3. Что помогло Бобке научиться красиво делать заплатки?

4. Что еще планирует сделать своими руками Бобка?

5. А что делаете вы, когда портятся вещи? [1, с. 59-60]

Воспитатель: Ребята, отправляемся дальше путешествовать по городу, и посмотрите, нас встречают его жители, представители разных профессий. (Приложение 3 (презентация, слайд 5))

 Они предлагают поиграть в игру «Моя работа». Как мы знаем, почти все, что находится вокруг нас, — создано людьми, человеческим трудом. Давайте вспомним, что такое труд?

Ответы детей

Воспитатель: это силы, энергия людей, затраченные на создание какого-либо продукта. Ответьте мне на вопросы:

• Чтобы испечь вкусный, красивый торт, что должен сделать кондитер?

• Чтобы произвести мягкую мебель, что должен сделать мебельщик?

• Что должен сделать художник, чтобы нарисовать натюрморт?

 Перед вами на столе разложены 15 карточек с описанием работы кондитера, мебельщика, художника. Пожалуйста, разложите карточки для каждого из них. И расскажите, как потрудился каждый из представителей профессии (дети выбирают по 5 карточек для кондитера, мебельщика, художника и раскладывают их в логической последовательности, проговаривая вслух весь процесс создания продукта. Например, кондитер месит тесто, печет бисквит, взбивает крем, наносит крем на торт, украшает торт розочками). [1, с. 66]

Воспитатель: теперь, ребята, вы видите, как непросто создаётся любой продукт и как важно относиться бережно к результату труда каждого человека. Вещами, как мы видим, нужно пользоваться по назначению, а ломать, портить, нельзя, это осуждается всеми. Вы задумывались, что случится, если мы будем небрежно обращаться со своими и чужими вещами (бросать, ломать, портить)? Сможем ли мы вернуть эти вещи, игрушки?

Ответы детей

- Как вы думаете, почему город называется Бережный?

Ответы детей, их рассуждения.

Воспитатель: Продукты и вещи для жизни, игрушки для вас родители покупают на заработанные деньги — зарплату. Как много всего нужно купить папе и маме, для всей семьи на заработанные деньги! И главное — не потратить деньги зря! Давайте попробуем помочь папе потратить зарплату только на нужные вещи! У вас в кошельках остались денежки. На столе лежат картинки того, на что папа может потратить деньги.

- Ребята, на что обязательно папа должен потратить монетки, а без чего в этом месяце можно обойтись? Не забудьте, что вам еще нужно заплатить за проезд в автобусе (Приложение 3, слайд 9)

Дети выполняют задание.

Теперь вы видите, как непросто распорядиться своими деньгами в интересах семьи. Уметь тратить деньги с умом — значит быть хорошим хозяином! Прежде чем просить о чем-нибудь папу или маму, подумайте, хватит ли у родителей денег на покупку необходимого.

- А как еще можно помочь родителям сэкономить?

Ответы детей: выключать свет, закрывать кран…

- Теперь, ребята, ответьте на вопросы: 1. Что значит бережно относиться к вещам, игрушкам? 2. Можете ли вы дарить вещи, которые вам не принадлежат? 3. Что будет, если вы сломаете игрушку? Ею можно будет играть дальше? 4. Кто такой хороший хозяин?

- Настало время прощаться с жителями города Бережный (Приложение 3, слайд 10)

Кондуктор: Занимайте свои места в автобусе, оплачивайте проезд. Мы отправляемся домой.

Воспитатель: где мы сегодня побывали? Как называется город, где мы были? Кого мы повстречали? Какое задание было самым сложным? Что больше всего запомнилось?

Заключение

Уроки финансовой грамотности, реализованные через сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, познавательно-исследовательскую, продуктивную деятельность, вызывают интерес у детей и способны научить дошкольников не только бережливости, но, и показать, насколько важен и ценен труд людей.

Список использованных источников

  1. «Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет»,- Министерство Просвещения Российской Федерации
  2. Сюжетно-ролевая игра «Автобус». Ссылка на интернет-ресурс: https://pochemu4ka.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/didakticheskie_igry/sjuzhetno_rolevaja_igra_quot_avtobus_quot/204-1-0-3339 (Дата обращения: 13.01.2022)
  3. Интернет-ресурсы, использованные в Приложении 3: слайд 2 - 2gis.ru; слайд 3 - http://m-mozaiki.ru/wa- data/public/shop/products/02/52/5202/images/4930/4930.750x0.jpg; слайд 4 - zen.yandex.ru;  https://phonoteka.org/uploads/posts/2022-02/1645323868_53-phonoteka-org-p-fon-dlya-vospitatelya-detskogo-sada-53.jpg

        

Приложение 1. Оригами «Кошелек»

 

        Приложение 2        

Рассказ  «Заплатка» Н. Н. Носова

У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:

— Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!

Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких зеленых штанов не было.

Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.

Мама рассердилась: — Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?

 — Я больше не буду! Зашей, мама!

— Сам зашей.

— Так я же ведь не умею!

— Сумел порвать, сумей и зашить.

— Ну, я так буду ходить, — проворчал Бобка и пошел во двор. Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.

 — Какой же ты солдат, — говорят, — если у тебя штаны порваны?

А Бобка оправдывается: — Я просил маму зашить, а она не хочет. — Разве солдатам мамы штаны зашивают? — говорят ребята.

— Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.

Бобке стало стыдно. Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам. Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.

 — Чего ты колешься? Ах ты, противная! — говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик, так чтоб не уколоться. Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче.

— Ну, куда же это годится? — ворчал Бобка, разглядывая штаны.

— Еще хуже, чем было! Придется все заново переделывать.

Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, опять приложил к штанам, хорошенько обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать ее снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту. Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами. Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.

 — Вот молодец! — говорили они.

— А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал. А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:

— Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась!

Ну, ничего. Когда-нибудь оторвется — обязательно сам пришью.

Приложение 3

https://disk.yandex.ru/i/VdWZDnb825IUFg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

laquo;Всякая инвестиция должна иметь смысл и сегодня и завтра».Р. КийосакиФинансовая грамотность дошкольника ‑ новая ветвь в дошкольной педагогике, является  социальной проблемой с самых р...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста  ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дидактическая игра «Рюкзачок финансовая грамотность»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемо...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Перед дошкольной образовательной организацией стоит цель достичь того, что бы ребенок вырос не только здоровым и крепким, но и самостоятельным, успешным, с сформированным представлением о финансовой г...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Перед дошкольной образовательной организацией стоит цель достичь того, что бы ребенок вырос не только здоровым и крепким, но и самостоятельным, успешным, с сформированным представлением о финансовой г...