Методическая разработка по финансовой грамотности у дошкольников Детская экономия: Первые шаги к финансовой грамотности
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Детская экономия: первые шаги к финансовой грамотности
Цель: Формирование у детей элементарных представлений о деньгах, их роли в жизни людей, развитие навыков рационального использования средств.
Используемые технологии:
- здоровье сберегающие технологии;
- учебно-воспитательные технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы
Детская экономия: первые шаги к финансовой грамотности
Цель: Формирование у детей элементарных представлений о деньгах, их роли в жизни людей, развитие навыков рационального использования средств.
Используемые технологии:
- здоровье сберегающие технологии;
- учебно-воспитательные технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить детей с понятием денег;
- рассказать о роли денег в повседневной жизни;
- научить различать монеты и купюры.
Развивающие:
- развивать логическое мышление и внимание;
- формировать элементарные математические навыки;
- развивать коммуникативные навыки и умение работать в группе.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к вещам и деньгам;
- формировать основы экономического поведения и самостоятельности;
- развивать чувство уважения к труду и чужому труду.
Здоровьесберегающие:
- сохранение и укрепление здоровья детей через подвижные формы обучения;
- организация чередования умственных и физических нагрузок.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о том, что они знают о деньгах. Прочтение книги или рассказа, связанного с экономикой и деньгами. Подготовка воспитателем демонстрационного материала (игрушечные деньги, касса, товары).
Материалы и оборудование:
Игрушечные деньги: монеты и купюры. Игровая касса. Набор игрушек, имитирующий разные товары. Иллюстрации, сюжеты о деньгах и покупках. Фломастеры, бумага, ножницы для практической части.
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что у меня в руках? Достает из кошелька и демонстрирует детям купюры различного номинала.
Дети: Это деньги.
Воспитатель: А это что? Высыпает на видную детям поверхность монетки, либо показывает различные монеты в руках.
Дети: Это тоже деньги.
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о деньгах. Как вы думаете, почему деньги важны?
Ответы детей.
Воспитатель: Деньги помогают нам покупать нужные вещи. Хотите узнать, как использовать деньги правильно?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда зарядимся энергией и отправимся покорять просторы страны финансовой грамотности.
Физкультминутка «Считаем денежки»
Раз, два, три, четыре, пять, прыжки на месте
Все умеем деньги мы считать. повороты влево - вправо
Отдыхать умеем тоже хлопки ладошками
Руки за спину положим, заведение рук за спину
Голову поднимем выше повороты головы
И легко-легко подышим. вдох - выдох
Подтянитесь на носочках столько раз, сколько пальцев у вас на руке.
А теперь присядьте столько раз, сколько пальцев у вас на другой руке.
Воспитатель: Занимайте удобные места, побеседуем с вами о финансовой грамотности.
2. Основная часть.
Общая беседа о деньгах
Воспитатель: Так откуда в вашей семье берутся деньги?
Дети: Мама и папа работают. За работу им платят деньги.
Если дети затрудняются с ответом, можно помочь им наводящими вопросами.
Примеры вопросов воспитателя: «Твой папа ходит на работу? Чем ему платят за работу? Куда он приносит заработанные деньги?»
Ответы детей.
Воспитатель: Мы убедились, что взрослые люди ходят на работу. За их труд платят деньги – заработную плату. Или, если говорить короче, зарплату. Заработанные деньги можно тратить. А куда и как тратят деньги, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: А как вы думаете, можно тратить сразу все заработанные деньги за один день, или их надо распределять на все время до следующей зарплаты?
Дети: Тратить все деньги сразу нельзя.
Воспитатель: Правильно. Если потратить сразу все деньги, то может не хватить на очень нужные вещи. А на что обычно люди тратят деньги?
Ответы детей. Воспитатель может подсказывать, задавая наводящие вопросы.
Воспитатель: Видите, сколько всего нужно людям? Поэтому деньги ни в коем случае нельзя тратить за один раз. Их нужно распределять на весь месяц до следующей зарплаты. А то можно остаться голодным. Сейчас мы с вами посмотрим как выглядят деньги и чем они отличаются. Вы уже видели разные монеты и купюры, которые родители и взрослые используют для покупок? Давайте поближе познакомимся с ними!
Посмотрите сюда, у меня в руках монеты. Видите, какие они разные? Вот у нас есть маленькие медные монетки — это самые маленькие деньги. А вот такие серебристые и золотистые монеты, они побольше и стоят больше, чем медные. Давайте внимательно посмотрим на каждую монету. Воспитатель дает детям монетки для рассматривания. На них изображены интересные рисунки и цифры. А теперь давайте попробуем сосчитать, сколько у меня в руках монеток одного вида и сколько другого (счет в пределах пяти).
Теперь перейдем к купюрам. Посмотрите, они бумажные и тоже такие разные! На них изображены разные города. Каждая купюра своего достоинства. Вот знакомая вам цифра – это пять рублей. Это десять рублей. А вот у меня сто и тысяча рублей. У этих денег разная покупательская стоимость. Если на эту купюру можно купить только маленькую конфетку, то вот на эту – огромную коробку конфет! Чтобы не ошибиться в расчетах и правильно платить в магазине, нужно изучать математику.
Каждая монетка и каждая купюра имеют свое назначение. Монетки обычно используют для небольших покупок, таких как конфетки или игрушки. А купюры бывают разного размера и цвета, чтобы легко отличать, сколько они стоят. Например, за вот эту купюру можно купить что-то серьёзное, как, например, новую книгу или красивую игрушку.
А теперь давайте поиграем! Я раздам вам игрушечные монетки, и мы будем представлять, что идем в магазин. Вы сможете купить у меня разные игрушки и сладости, посмотрим, у кого сколько денег останется. Запомните, когда что-то покупаешь, нужно отдать одну монетку. Будьте внимательны!
Фрагмент из сюжетно-ролевой игры «Магазин сладостей и игрушек»
Воспитатель занимает место продавца за кассой (при должной подготовке это может быть и ребенок). Детям раздаются монетки. Они идут к прилавку со сладостями (муляжи) и игрушками (простые, не большие игрушки), набирают нужное количество в корзинку или шопер и идут к кассе. По очереди выкладывают покупки. Кассир проверяет, хватает ли у ребенка монет, берет деньги, отдает выбранный товар, пробивая его по кассе. Дети по очереди возвращаются с покупками на свои места.
Воспитатель: Пришло время размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять шагаем на месте
Будем денежки считать. сжимаем и разжимаем пальцы рук
Один и два оплатим дом, отгибаем мизинец и безымянный
Дом, в котором мы живем. пальцы в кулак
Третья монетка — одежду, отгибаем средний палец
На четвѐртую монетку купим есть и пить, отгибаем указательный палец
Ну а пятую пока пошевелим большим пальцем
Спрячем на донышке кошелька! спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы
Практическое задание «Купи нужное»
Воспитатель: Сейчас у нас с вами будет еще одна очень интересная игра, называется она "Купи нужное". Вы же уже знаете, что такое деньги? Ответы детей. Деньги — это такие купюры и монетки, за которые мы можем купить все, что нам нужно: игрушки, сладости, одежду и даже книги. Но деньги нужно уметь тратить правильно!
Сначала давайте подумаем, что важно купить в первую очередь. Кто мне подскажет? Ответы детей. Правильно, в первую очередь нужно покупать что-то важное и нужное, например, продукты питания или одежду. А вот игрушки и сладости можно купить потом, если остались деньги.
Сейчас я вам раздам изображения с различными предметами и монетки. У каждого из вас будет листочек с рисунками продуктов, игрушек, одежды и других предметов. Ваша задача — выбрать те, которые вам действительно нужны и только на них положить по монетке. Но помните, у вас есть только определенное количество денег, и вы не сможете купить все сразу. Подумайте, что важнее.
Воспитатель раздает детям листочки с изображениями и монетки и дает время выполнить задание.
Молодцы, ребята! Теперь давайте вместе посмотрим, что вы выбрали. Какие продукты вы решили купить? Почему? Ответы детей. А теперь покажите мне, какую одежду вы выбрали и почему. Ответы детей. Видите, как важно уметь выбирать то, что нужно в первую очередь!
Закончив нашу игру, мы понимаем, что деньги нужно тратить разумно. Если вы будете экономить деньги и покупать только самое необходимое, то сможете накопить на что-то действительно важное и большое, что порадует вас и ваших близких.
В следующий раз мы с вами еще больше узнаем о деньгах и научимся играть в другие интересные игры. Спасибо вам за участие!
3. Заключительная часть.
Воспитатель задает вопросы детям:
- Что нового вы узнали о деньгах?
- Что помогло вам лучше понять, как их использовать?
- Будете ли вы теперь экономить деньги?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель благодарит детей за участие в занятии и подводит итог
Дорогие ребята, сегодня у нас был очень интересное и познавательное занятие. Мы вместе узнали, как деньги помогают нам покупать нужные вещи. Деньги — это действительно важная часть нашей жизни, но ещё важнее уметь правильно ими распоряжаться. Ведь деньги не растут на деревьях, и нужно с умом подходить к их тратам, чтобы всегда иметь всё необходимое.
Каждый из вас сегодня проявил себя очень активно и с большим интересом. Я очень рада, что вы внимательно слушали, задавали вопросы и делились своими мыслями. Это показывает, что вы не просто разбираетесь в том, зачем нужны деньги, но и уже начали понимать, как их использовать, чтобы получить максимальную пользу.
Я горжусь каждым из вас! Вы молодцы! Сегодня мы сделали первый шаг к тому, чтобы стать умными управленцами своих финансов. Постарайтесь запомнить все, что мы обсуждали, и применяйте эти знания в жизни. Пусть это будет вашей маленькой тайной, которая поможет вам вырасти ответственными и разумными взрослыми.
Здоровьесберегающий момент
Проведение короткого активного упражнения или танцевальной разминки для снятия напряжения и утомляемости, например:
Конспект НОД направлен на формирование у детей комплекса знаний и навыков, связанных с финансовой грамотностью, на начальном этапе их развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект методической разработки по финансовой грамотности для дошкольников "Древние деньги"
Наша реальность диктует свои условия и необходимость быть грамотными в финансовых вопросах не только взрослым но и детям. Поэтому, считаю необходимым вызвать интерес у дошкольников к истор...

Проект для старшего дошкольного возраста «Первые шаги к финансовой грамотности»
Проект направлен на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства....

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
laquo;Всякая инвестиция должна иметь смысл и сегодня и завтра».Р. КийосакиФинансовая грамотность дошкольника ‑ новая ветвь в дошкольной педагогике, является социальной проблемой с самых р...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дидактическая игра «Рюкзачок финансовая грамотность»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемо...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Перед дошкольной образовательной организацией стоит цель достичь того, что бы ребенок вырос не только здоровым и крепким, но и самостоятельным, успешным, с сформированным представлением о финансовой г...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Перед дошкольной образовательной организацией стоит цель достичь того, что бы ребенок вырос не только здоровым и крепким, но и самостоятельным, успешным, с сформированным представлением о финансовой г...
