ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
материал по основам финансовой грамотности
Выступление на окружной конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. (2 слайд).
Идея внедрить в образовательный процесс экономическое воспитание возникла в апреле 2017 году после участия Учреждения в Международном практическом семинаре «Современные аспекты финансово-экономической грамотности в дошкольном образовании», г.Москва. (3 слайд).
В сентябре 2018 года была издана примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», разработанная Банком России и Министерством образования и науки Российской Федерации. (4 слайд).
На основании приказа руководителя в октябре 2018 года была поставлена задача: с 1 сентября 2019 года ввести в основную образовательную программу дошкольного образования элементы примерной парциальной образовательной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5 – 7 лет», разработанной Банком России, за счет части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений. (5 слайд)
Проектной группой было разработано комплексно-тематическое планирование и подготовлены рекомендации для педагогов по созданию предметно-пространственной развивающей среды. Также были проведены ряд семинаров, круглых столов, консультаций по ознакомлению педагогов и родителей с программой. Вся информация по реализации программы была размещена на официальном сайте дошкольного учреждения. (6-7 слайд)
Проведенное анкетирование педагогов и родителей на данном этапе показал, 76% родителей и педагогов считают себя недостаточно финансово грамотными и нуждаются в повышении квалификации по данному направлению. 93% отметили значимость внедрения в образовательный процесс элементов программы по финансовой грамотности. И нами сделан вывод, что данное направление актуально и выбранный нами путь верен. За полтора года реализации программы 5 педагогов прошил курсы повышения квалификации, в феврале 2020 года руководитель Учреждения Ольга Борисовна и 1 педагог стали участниками 1 Регионального форума «Финансовая грамотность для всех», который проходил в Сургутском государственном университете. (8 слайд).
В рамках Учреждения проводились: консультация-обзор «Финансовая грамотность - залог успеха»; семинар «Методы и приемы, обеспечивающие эффективную организацию образовательного процесса по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста»; педагогический совет «Современные подходы к повышению финансовой грамотности среди участников образовательного процесса». Проведена педагогическая платформа, в рамках которой были просмотрены открытые показы непрерывной образовательной деятельности и проведён капустник «Театральная миниатюра «Основы финансовой грамотности». (10 слайд и 11 слайд).
Работа по реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников» представляет собой единую систему мероприятий, которые имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Содержание включает в себя три модуля.
1 модуль «Воспитанники» направлен на:
-организацию в дошкольном учреждении мероприятий, направленных на формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
-создание условий погружения воспитанников в мир экономики средствами программы. (12 слайд)
Содержание данного модуля заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием в совместной партнёрской деятельности взрослого и детей через применение следующих технологий методов и приёмов:
-технология проектной деятельности. Данная технология позволяет детям не только самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, но и осваивать новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Педагогами учреждения совместно с детьми и родителями были реализованы несколько проектов. Темы проектов представлены на слайдах. (слайд 13)
-ситуативные задачи – то есть обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Их можно разделить на ситуации морального выбора, ситуации общения и взаимодействия, проблемные ситуации, игровые ситуации, практические ситуации по интересам детей и др. Ситуативные задачи включаются в основном педагогами в утреннем и вечернем круге; (слайд 14)
-игровая технология. Почему игровая? Формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Это дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры, игры с использованием макетов, квест-игры, игры с использованием лепбуков, игры с использованием интерактивного комплекса «Алма», в которых дети закрепляют полученные знания; (Слайды с 15 по 22)
-технология «Ситуация месяца». Ситуация проживается ребенком в течение месяца, по завершению которого происходит какое то мероприятие праздник, развлечение, драматизация. На слайдах можно увидеть фото с драматизации «Как ёжик потерял свою копилку» и развлечение «Ярмарка»;(Слайд 23)
-мастерская, как форма организации продуктивной деятельности, в рамках которой дошкольники готовят рисунки, лепят из пластилина, теста, глины, вырезают из цветной бумаги или клеят; (Слайд 24)
-викторины и конкурсы как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. На слайде представлены темы викторин которые были проведены педагогами учреждения «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда»; (Слайд 25)
-театрализованные мини-постановки успешно используются для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр. (Слайд 26)
Первый модуль «Воспитанники» состоит их четырех блоков и рассчитан на два года обучения.
1 блок «Труд и продукт труда (товар)»; 2 блок «Деньги и цена (стоимость)»; 3 блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»; 4 блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту». (Слайд 27)
В данных блоках активно используются тематические беседы, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
2 модуль программы «Партнерство» направлен на эффективное партнерство с родителями (законными представителями), социальными партнерами Учреждения. (Слайд 28). В рамках второго модуля был проведен семинар «Основы финансовой грамотности», консультации, презентация слоганов с призывом важности быть финансово грамотным в современном мире. (Слайд 29 -33).
Ежегодно в октябре месяце в дошкольном учреждении проводится неделя финансовой грамотности, в рамках которой все участники образовательного процесса объединяются и погружаются в мир финансов, а также систематизируют, углубляют и обобщают свои знания.
3 модуль программы «Средства обеспечения достоверности результатов реализации программы».
Целью данного модуля является анализ эффективности реализации программы.
Анализ осуществляется через мониторинг усвоения экономических знаний дошкольниками на основе методики А.Д. Шатовой в начале и конце учебного года. Используются такие формы обследования как блиц-опрос, беседы с детьми, и анкетирование родителей. (Слайд 34)
Предметно пространственная развивающая среда. Именно игровая экономическая среда предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для активного сотрудничества родителей к развитию интереса к экономическому воспитанию и побуждению личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики. В дошкольном учреждении создана соответствующая креативная атмосфера для организации экономического воспитания дошкольников.
Во всех возрастных группах, являющихся опорными площадками, используются вариативные модели развивающей среды, позволяющие сочетать экономическую деятельность с математической, экологической, изобразительной, театральной и другими видами деятельности, а значит, обогащать и развивать познавательную деятельность, наполнять ее реальным смыслом и содержанием. Развивающая среда включает в себя наличие уголков «Мир экономики», мини-музей «Истрия денег», имеются банкоматы и макеты, сделанные совместно с родителями. Хочется отметить, что вся развивающая среда создана с участием родителей, что способствует сближению взрослого и ребёнка, а также родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. (Слайды от 35-41)
За полтора года реализации программы создан сборник методических разработок, куда вошли сценарии образовательных событий и занятий педагогов Учреждения. Составлены методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/02/picture-1098013-1546435115.jpg)
Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/09/picture-264380-1370797428.jpg)
Опыт работы "Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности"
В статье опыт работы воспитателей с детьми дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности, который представлен единой системой разработанных модулей, игр, методических материал...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/07/picture-764465-1699355314.jpg)
Эссе. Мой опыт проведения занятий по финансовой грамотности для дошкольников
Формирование финансовой грамотности делает дошкольника ближе к реальной жизни, формирует экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/03/picture-507671-1698983230.jpg)
Опыт работы по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.
Актуальность опытаФинансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социаль...
Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/17/picture-497488-1450342682.jpg)
Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности
laquo;Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты»(для дошкольников)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/02/picture-906879-1643796020.jpg)
Опыт работы на тему: "Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной системы посредством игровой деятельности"
Опыт работы на тему: "Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной системы посредством игровой деятельности"...