Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников»
материал по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Куприянская Тамара Петровна

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы в этом направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куприянская Тамара Петровна,

воспитатель МБДОУ «Мыскаменский детский сад»,

ЯНАО. Ямальский район

Слайд 1                                                         Опыт работы

«Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников»

Слайд 2                                                                                                   «Если хочешь быть богатым,

нужно быть финансово грамотным»

Роберт Кийосаки

Слайд 3 

Актуальность опыта

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Слайд 4

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Грамотное отношение к собственным деньгам  и  опыт  пользования  финансовыми 

продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Слайд 5

В 2019 году  прошла курсы повышения квалификации в ООО «Издательство «Учитель» по теме: «Основы финансовой грамотности для дошкольников в ДОО». Тема оказалась очень интересной и актуальной.

Слайд 6

Поэтому в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в сентябре 2019 года в Мыскаменском детском саду был разработан и апробирован долгосрочный образовательный проект «Юные финансисты». В рамках данного проекта предполагалось осуществление комплексного подхода к отработке вопросов финансовой грамотности старших дошкольников.

Слайд 7

Целью проекта является создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста,  как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

Проект направлен на решение задач, которые вы видите на слайде.

Практическая задача: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности.

Образовательные задачи: 

  • ознакомить старших дошкольников с сущностью основных финансово-экономических категорий.
  • создать условия для формирования финансовой грамотности у детей;

Развивающие задачи: 

  • развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике,
  • развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
  • развить навыки осмысленного поведения;
  • развивать речь, внимание, мыслительные операции.

Воспитательные задачи: 

  • воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств;
  • воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.

Слайд 8

Выполнение проекта проходило в три этапа:

I этап – подготовительный (сентябрь 2019- октябрь 2019 г):

  • Составление поэтапного плана работы проекта;
  • Подбор и изучение справочной, методической, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юные финансисты».
  •  Составление тематического плана работы с детьми
  • Организация развивающей среды.

II этап – Практический (основной) (ноябрь 2019 г. - апрель 2020 г.)

  • Обеспечить реализацию и коррекцию проекта.
  • Непосредственное осуществление мероприятий проекта.
  • Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам финансового  воспитания детей через консультации, родительские собрания, поисковую деятельность – коллекционирование старинных и иностранных денег, оформление «папки – передвижки».
  • Экскурсия  в продуктовый магазин, к банкомату, на почту, сбербанк, библиотеку.

III этап – заключительный, дистанционный (май 2020)

  • Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.
  • Оформление результатов проекта в виде методических материалов. Представление результатов проекта среди коллектива педагогов МБДОУ, среди широкой публики

Аудитория проекта

  • Воспитанники старшей группы
  • Родители дошкольников
  • Педагоги

Слайд 9

Данный проект в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и интегрируется во всех 5 образовательных областях.

Слайд 10

Свою работу по обучению детей я начала с опроса родителей. Результаты анкетирования представлены на слайде. Большинство (67% родителей) согласны с внедрением в образовательный процесс задач по финансовому воспитанию детей.

Слайд 11

С целью родительского просвещения были проведены беседы: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», «Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников», консультации: «Правила карманных денег», «Дети должны знать цену деньгам», оформлен информационный уголок, проведено родительское собрание «Уроки финансовой грамотности в семье».

Слайд 12

Для достижения положительных результатов в работе применяла самые различные методы, приемы и средства обучения, создавала наилучшие условия для развития финансовой грамотности. 

Слайд 13

Методы формирования финансовой компетентности представлены четырьмя группами: повышающие познавательную активность; повышающие эмоциональную активность; способствующие установлению связи между разными видами деятельности; методы коррекции и уточнения представлений детей о мире.

Работа по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников включает в себя:

Слайд 14,15,16

  • Разработанное тематическое планирование состоит из 7 разделов
  • Система работы рассчитана на один учебный год.
  • Занятия проводились в различных формах: в форме соревнований, путешествий, мини-экскурсий, виртуальных экскурсий, викторин и др. 

Слайд 17

Работа по формированию у детей основ финансовой грамотности составлена на совместной деятельности участников образовательного процесса по следующему принципу: педагог-воспитанник - родители.

Слайд 18

Схема педагог-воспитанник включает в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры,

Слайд 19

особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения - все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Огромную помощь оказывает в обучении использование интерактивного стола, который помогает развивать детей интеллектуально.

Слайд 20

Экскурсии проводятся с целью знакомства с людьми разных профессий.

Слайд 21

Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие моральные качества. Логические задачи, задачи-шутки способствуют лёгкому преодолению пути в познании сложных финансовых явлений, увеличивают интерес ребенка к финансовым знаниям.

Слайд 22

        Знакомство детей с потребностями происходило в процессе образовательной деятельности, например: «Что такое потребность», «Как жили первобытные люди, и каковы их потребности», «Потребности современного человека».

Слайд 23

В разделе «Труд» дети получали представление о труде, его видах; последовательности трудовых действий; у детей воспитывались уважение к труду и трудолюбию, отрицательное отношение к лени. Очень помогло в работе создание своими руками совместно с детьми и родителями лэпбука «Все профессии важны!». В него мы поместили стихи, рассказы, игры, загадки, пословицы и поговорки, различные истории об образовании профессий. Лэпбук –  прекрасное красочное пособие, которое пользуется спросом и в самостоятельной деятельности воспитанников.

Слайд 24

В разделе «Товар» формировались системные знания о предметах, воспитывались бережное отношение к вещам, игрушкам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.

Слайд 25

В разделе «Деньги» основной идеей было то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно ему для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами - путь удовлетворения экономических потребностей. Например: одна семья вырастила много картофеля, а другая много яблок. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи были и картофель и яблоки? Делается вывод о выгоде обмена (бартера) для обеих семей.

Слайд 26

В разделе «Семейный бюджет», подводила детей к понятию новых слов: бюджет и из чего он состоит (зарплата, пенсия, стипендия).

Давала представление о доходе, его увеличении и уменьшении, о сути расходов. Воспитывала бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждала жадность.

Слайд 27

Результат моего опыта показал положительную динамику уровня сформированности основ финансовой грамотности у дошкольников.

Слайд 28

Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что создание условий, практическая деятельность, а также тесная работа с родителями положительно повлияли на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников.

Слайд 29

В связи с пандемией и введением режима самоизоляции, мониторинг был проведен дистанционно с помощью родителей.  

Слайд 30

Результаты мониторинга указывают на то, что после целенаправленной работы возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню финансовой грамотности.

Слайд 31

Планируется в дальнейшем продолжить работу по обучению детей основам финансовой грамотности. С этой целью администрацией детского сада приобретено 2 учебно-методических комплекса к программе финансового воспитания детей по методике профессора Кузнецовой Н.А.:  «Копеечка 5+»  и  

Слайд 32

«Дети и денежные отношения». Материал прошел экспертизу и апробацию, соответствует требованиям федерального государственного стандарта.

Запущен совместно с родителями мини-проект «Изготовление банкомата и инфокиоска своими руками»

Изготовление совместно с детьми лэпбука «Путешествие в страну ЭКОНОМИКА»

Слайд 33

Свое выступление хочу закончить словами Бертольда Авербаха «Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство»

За время осуществления проекта наработано много замечательного и полезного материала. Буду рада поделиться им с теми, кого заинтересовал мой проект!

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Куприянская Тамара Петровна,

воспитатель МБДОУ «Мыскаменский детский сад»,

ЯНАО. Ямальский район

План работы с родителями по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

на 2019-2020 учебный год

Работа по воспитанию основам финансовой грамотности  дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт. Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.

Цель: повышение финансовой  образованности родителей.

Задачи работы с родителями:

  • повышение педагогической культуры родителей в обучении финансовой грамотности ребенка;
  • изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
  • вооружение родителей основами экономических знаний через консультации, семинары, рекомендации.

Система работы по повышению педагогической культуры родителей в обучении финансовой грамотности  и воспитания дошкольников основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада;
  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
  •  педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания на темы финансовой грамотности;
  •  открытые показы воспитательно - образовательного процесса;
  • проведение совместных воспитательных мероприятий;
  • индивидуальная работа.

Мероприятие

Сроки реализации

1

Сообщение на родительском собрании: «Уроки финансовой грамотности в семье»  Анкета для родителей.

сентябрь

2

Консультации и рекомендации для родителей.

«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

октябрь

3

Рекомендации для родителей

«Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы»

ноябрь

4

Сообщение на родительском собрании: «Финансовая грамотность. Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников».

декабрь

5

Памятка родителям «Формируем у детей разумные потребности».

январь

6

Посещение открытого мероприятия «Семейный  бюджет и расходы семьи»  

февраль

7

Консультация «Правила карманных денег»

март

8

Буклет «Советы финансового воспитания»

апрель

9

Отчет на родительском собрании по обучению дошкольников финансовой грамотности за 2019-2020 учебный год.

май



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Уважаемые родители!


    Финансовая грамотность - умение принимать рациональные финансовые
решения.
    Мы исследуем возможности усовершенствовать педагогическую
работу родителей и воспитателей по формированию основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Просим Вас принять участие в анкетировании.
    Это будет возможно лишь в том случае, если Ваши ответы будут искренни и
обдуманы
(заполнены все пункты анкеты). 

Анкетирование проводится анонимно. Не забудьте, пожалуйста, указать, сколько полных лет и месяцев Вашему ребенку и его пол. Спасибо!

Ребенку ___ лет ____месяцев

Мальчик / Девочка (подчеркнуть)


1. Как Вы считаете, надо ли проводить с ребенком дошкольного возраста
работу по финансовой грамотности?

  • Да
  • Нет

2. Что Ваш ребенок знает о деньгах? Отличает ли он различные монеты и
банкноты?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Умеет ли Ваш ребенок сам расплачиваться в магазине наличными?

__________________________________________________________________________

4. Как вы относитесь к желанию детей иметь копилку

  • Положительно
  • Отрицательно
  1. Ваш ребёнок получает карманные деньги? От кого? Регулярно или не
    время от времени? В каком размере?

Пример ответа: еженедельно 100 рублей  от мамы.

__________________________________________________________________________


6. Ваш ребенок самостоятельно принимает решение, на что потратить
карманные деньги?

__________________________________________________________________________

7.Вы поощряете своего ребенка деньгами? За что?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Обсуждаете ли Вы с ребенком финансовые вопросы? Какие именно
(приведите примеры).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.
 Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?

  • Да
  • Нет

10. Замечаете ли вы у ребенка интерес к домашней работе?

  • Да
  • Нет

11. Как ребенок относится к труду?

  • Охотно принимается за дело
  • Неохотно берется за дело

12. Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?

  • Да
  • Нет

13. Знают ли дети профессии родителей

  • Да
  • Нет.



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Куприянская Тамара Петровна,

воспитатель МБДОУ «Мыскаменский детский сад»,

ЯНАО. Ямальский район

Дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

  • Объясняю, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
  • Сначала зарабатываем - потом тратим.
  • Рассказываю, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», - соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  • Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.

Объясняю, что цена - это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине - это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги - это посредник.

  • Деньги любят счет.
  • Приучаю  считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
  • Финансы нужно планировать. Приучаю вести учет доходов и расходов в

краткосрочном периоде.

  • Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
  • Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
  • Не все покупается.
  • Прививаю понимание того, что главные ценности - жизнь, отношения, радость близких людей - за деньги не купишь.
  • Финансы - это интересно и увлекательно!

C:\Users\USER\Desktop\media\image17.jpeg

Игра «Груша-яблоко»

Цель:

Научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы:

Бумага, карандаши, ножницы.

Содержание

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

Игра «Размен»

Цель:

Научить считать деньги.

Необходимые материалы Монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1 -5.

Содержание

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Игра «Все профессии важны!»

Цель:

Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал

Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир). Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)

Содержание

Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.

Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для

работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

C:\Users\USER\Desktop\media\image19.jpeg

     Игра «Кто кем работает?»

Цель:

На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал

Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Содержание

Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.

Игра «Назови профессии»

Цель:

Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.

Материал

Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.

Содержание

Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.

Игра «Кто трудится, кто играет»

Цель:

Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой - нетрудовой).

Материал

Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.


Содержание

У каждого ребенка - набор парных карточек (трудовая - игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).

Игра «Какие бывают доходы?»

Цель:

Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

Материал

Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход - заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

Содержание

Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

Игра «Товарный поезд»

  Цель:

Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.

Материал

Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.

Содержание

Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты - продукция мясокомбината, молочные продукты - продукция молокозавода и т. д.

Вариант. Дети группируют предметы по месту производства: мебель - мебельная фабрика, посуда - фаянсовый завод, игрушки - фабрика игрушек и т. д.

 



Предварительный просмотр:

C:\Users\Тамара\Desktop\Логотип2.jpg

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

                  МБДОУ «Мыскаменский детский сад»____

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ

УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

D:\Финансовая грамотность\ОТЧЕТ 2020\Работа с родителями\ПРИЛОЖЕНИЯ\Фотоотчет\20200207_092749.jpg

Составила:

Куприянская Тамара Петровна,

воспитатель

с. Мыс Каменный, 2020год

Методы и средства оценки результативности работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.


     В качестве результатов проведения работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста  выступают следующие показатели: значительная положительная динамика знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности используются следующие методы:

  • Наблюдение.
  • Беседы.
  • Обследование дошкольника (начало, конец учебного года).
  • Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т.д.).

 Данные диагностического обследования заносятся в диагностическую таблицу уровня знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности по следующим критериям:

                                                                     Старший дошкольный возраст 5 – 6 лет.

Критерии:

  • понимает и ценит окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);
  • уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги»;
  • знает качества человека – хозяина;
  • контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Подготовительная к школе группа 6 – 7 лет.

Критерии:

  • знает о новых профессиях, умеет о них рассказать;
  • владеет словарным запасом в области финансирования;
  • проявляет здоровый интерес к деньгам;
  • интересуется социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;
  • сформировано начало экономического мышления.

Ожидаемые результаты освоения детьми основ финансовой грамотности по тематическому планированию

       Качественная характеристика ожидаемых результатов зависит от нескольких параметров: регулярное посещение занятий детьми, эмоциональный отклик и самостоятельный интерес ребенка к изучаемым вопросам и получаемым навыкам, создание условий для реализации задач.

 Обучение реализуется при условии:

  • создания высокого уровня нравственно-трудового воспитания в детском саду;
  • соответствующей предметно-пространственной развивающей среды: учебно-дидактические пособия; литература; иллюстрации; сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры; игрушки, имеющие экономическое содержание; внедрения тематического планирования совместно с родителями, с целью их поддержки и помощи;
  • качественный подбор и чтение художественной литературы: рассказов экономического содержания, фольклора, сказок;
  • решения логических и арифметических задач, задач – шуток, проблемных ситуаций, кроссвордов;
  • создание зоны «экономического игрового пространства» с подборкой литературы, игр экономического содержания и другого дидактического материала.

     Освоение детьми всего курса обучения предполагает продвижение детей в развитии основ финансовой грамотности, начала экономического мышления, психических функций, формирование познавательных интересов, коммуникативных умений, нравственных качеств личности.

У детей сформируются следующие знания, умения, навыки.

Ожидаемый результат (старший дошкольный возраст 5 – 6 лет):

  • дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);
  • уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  • видят красоту человеческого творения;
  • признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчѐтливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры
    меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
  • ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
  • контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

                                      Ожидаемый результат (подготовительная к школе группа 6 – 7 лет):

  • дети имеют сформированные основные понятия финансовой грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть формируется начало экономического мышления;
  • интересуются социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;
  • знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;
  • владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей современных профессий;
  • приобретают такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
  • проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;
  • проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи.

  По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.

Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий уровень: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех  заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.

Методика проведения мониторинга по экономическому воспитанию старших дошкольников

Перестройка социально-экономической жизни, попытки перехода к рыночной экономике потребовали экономических знаний, соответствующей экономической культуры. Это поставило человека перед необходимостью обладать экономическим мышлением, деловыми качествами, способностью к предпринимательству. 

Требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной и применительно к дошкольному возрасту, поскольку ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как труд, вещи, стоимость, деньги.

Чтобы восполнить этот пробел, необходимо дать элементарные знания об экономике на всех уровнях образования и создать соответствующие учебные пособия.

В советские времена ребенок мог знать о наличии денег, например, в жизни вообще, об отсутствии их ему сообщалось фразой «…не куплю, нет денег», его редко посвящали в то, как решаются денежные проблемы. Он также знал, что ему хочется иметь ту или иную игрушку или лакомство и что его желание почти всегда удовлетворялось, но не знал, за счет чего это осуществилось. Он знал, что достаток в семье обеспечивается старшими, но не догадывался, что и он может помочь своей семье стать богаче. Он многое знал, но и о многом не догадывался - не было в этом необходимости.

        Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, ребенок черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования.

     С целью разработки перспективы работы с дошкольниками по экономическому развитию, и определения уровня сформированности экономической культуры у детей два раза в год проводится мониторинг составленный на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и… экономика» и Е.А. Курак  «Экономическое воспитание дошкольников».

        Мониторинг разделен на четыре группы заданий, каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация. С каждым ребенком работа проводится индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определяется уровень экономической воспитанности.

Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.

1.1.Загадки

Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются ... (Товар)

***

Не паровоз, не пароход,

А из трубы дым идёт,

Из бруса деревянный,

Уютный, тёплый, славный! (Дом)

***

С мылом чистою водой
Руки мой перед… (едой)

***

Без него плачемся,

А как появится,

от него прячемся. (Солнышко)

1.2. Вопросы

У каждого из нас разные желания. Но вместе с желаниями у каждого человека, животного, растения есть свои потребности.

-Что означает это слово потребности? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо);

- Подумай и назови свои потребности, то без чего ты не сможешь жить (пища, солнце, воздух, тепло, одежда, игрушки);

-Какие потребности имеются у животных? (пища, тепло, жилище, воздух). А какие потребности у растений?

1.3. Проблемная ситуация

Проследи, какие изменения произойдут с человеком, растением, животным если их переселить: человека в лес, животное в жилище человека, а растения рассадить на камнях? Какой можно сделать вывод? (Что у человека, у растений и животных, у каждого свои потребности)

Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах; о производителях товаров и услуг.

2.1.Загадки

Он большой, густой, зелёный

Представляет целый дом
В нём найдут приют и птицы
Зайки, волки, кабаны… (Лес)

***

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без ... (Вода)

***

Камни, почву раздробил

Специальный бур -

Из земли фонтан забил,

Маслянист и бур.

Та, что есть в фонтане этом,

Всем нужна зимой и летом.

В ней потом найдут бензин,

И мазут, и керосин. (Нефть)

***

На кухне у мамы – помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от  спички (Газ)

2.2. Вопросы

-Как в общем можно назвать газ, воду, лес (Природные богатства)

- Какие природные богатства ты знаешь? (Уголь, мрамор, золото, алмазы)

- Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания, игрушки, одежда, инструменты? (Из магазина)

- А откуда они появляются в магазине? (Из природы - лес, море, поле)

-Люди, каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь….)

- А какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь…)

2.3. Проблемная ситуация

Тебе надо построить высокий, крепкий надежный дом. Какие материалы, инструменты, транспорт ты подготовишь для работы?

Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.

3.1. Загадки

Чтоб продукты потреблять,
В платьях модных щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Нужно все это …
(Купить)

***

На товаре быть должна Обязательно… (Цена)

***

Говорят про меня: Деревянный я.

Но неправда, я - железный,

Я тяжёлый, полновесный. (Рубль)

***

И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату)

3.2. Вопросы

- На что покупают товары в магазине? (На деньги)

- Как ты думаешь, зачем еще нужны деньги? (Покупать еду;  красиво одеваться, оплачивать за квартиру, выезжать в отпуск)

- Как определить, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена)

3.3. Проблемная ситуация

Как ты думаешь, чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и оборудование, которые дорого стоят)

Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.

4.1. Загадки

Как ребёнка нет без мамы,

Сбыта нету без… (Рекламы)

***

Яркой краской привлекает,

покупать нас заставляет. (Рекламный плакат)

***

Прохожу мимо витрины,

И стоит там человек,

Говорит он так красиво,

Кто же этот человек? (Рекламный агент)

4.2. Вопросы

- Ты знаешь, что такое реклама? Ты видел рекламу? (Да) - Как ты думаешь, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные) Как ты считаешь, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее смотрит? Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали)

4.3. Проблемная ситуация

Представь любой товар. Попытайся мне его прорекламировать так, чтобы мне захотелось его купить у тебя.

 

Литература

Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников / Е. А. Курак. – М.: СФЕРА, 2002. – 80 с.

Шатова, А. Д. Дошкольник иэкономика / А. Д. Шатова. Программа. – М. Просвещение, 2005. – 112с.

В таблицах 1 и 2 представлены результаты диагностики старших дошкольников.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
                                                                      (старший дошкольный возраст 5 – 6 лет)                                                                      Таблица 1

Фамилия, имя ребенка

Понимает и ценит окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей)

Уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать
деньги

Осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт –
деньги»

Знает качества человека – хозяина

Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом

Средний показатель

Средний показатель

начало
года

конец
года

начало
года

конец
года

начало
года

конец
года

начало
года

конец
года

начало
года

конец
года

начало
года

конец
года

1

2

3

3

3

2

3

2

3

2

3

2

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

4

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

5

1

2

2

3

1

2

1

2

1

2

6

2

3

3

3

3

3

2

3

2

3

7

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

8

1

2

2

3

1

2

1

2

1

2

Высокий показатель

0%

50%

25%

75%

12.5%

50%

0%

50%

0%

50%

7.5%

55%

Средний показатель

50%

50%

50%

25%

62.5%

50%

50%

50%

50%

50%

52.5%

45%

Низкий показатель

50%

0%

25%

0%

25%

0%

50%

0%

50%

0%

40%

0%

                                                                         

                                                                           

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
                                                                             (старший дошкольный возраст 6 – 7 лет)                                             Таблица 2

Фамилия, имя ребенка

Знает о новых
профессиях,
умеет о них
рассказать

Владеет
словарным
запасом,
связанный с
областью
финансирования

Проявляет
здоровый интерес
к деньгам

Интересуется
социальными
явлениями,
происходящими в
общественной жизни

Сформировано начало
экономического
мышления

Средний показатель

Средний показатель

начало
года

конец
года

начало
года

конец
года

начало
года

конец
года

начало
года

конец
года

начало
года

конец
года

начало
года

конец
года

1

2

3

3

3

3

3

2

3

2

3

2

2

3

2

3

3

3

2

3

2

3

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

4

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

5

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

6

2

2

1

2

1

2

1

2

1

2

7

2

2

1

2

2

2

1

2

1

2

Высокий показатель

0%

57.2%

14.3%

57.2%

28.5%

57.2%

0%

57.2%

0%

57.2%

8.5%

57.2%

Средний показатель

85.7%

42.8%

42.9%

42.8%

57.2%

42.8%

57.2%

42.8%

57.2%

42.8%

60%

42.8%

Низкий показатель

14.3%

0%

42.8%

0%

14.3%

0%

42.8%

0%

42.8%

0%

31.5%

0%

                           

                                                                           

Данные диагностической таблицы показывают, что у детей на начало учебного года наблюдались неглубокие знания и представления об экономической жизни людей; они имеют низкий уровень умений отражать экономическую действительность в разных видах деятельности (40%).  Сложившееся положение объясняется тем, что детям уделялось недостаточно  внимания экономическому воспитанию из-за отсутствия  необходимой информации по данному вопросу, специального планирования и целенаправленной работы с детьми.

Прохождение курсов повышения квалификации по теме: «Основы финансовой грамотности для дошкольников в ДОО», а также разработка тематического планирования, методических материалов, использование инновационных технологий, сценариев, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем,  позволили повысить уровень финансовой грамотности детей старшего возраста.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность, а также тесная работа с родителями положительно повлияли на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. Эта работа позволила активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по новому подходить к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.

Прослеживается положительная динамика сформированности экономической воспитанности. Данные таблиц 1 и 2 убедительно указывают на то, что после целенаправленной работы по экономическому воспитанию возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню экономической воспитанности.


Заключительные положения, перспективы дальнейшего формирования основ финансовой грамотности

детей старшего дошкольного возраста

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольников  в соответствии с показателями мониторинга.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

  • деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
  • авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
  • правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее важный эффект, который мы наблюдаем при формировании основ финансовой грамотности – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. Ребята на занятиях в игровой форме, через призму интересного и познавательного сюжета знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье. Мы ожидаем, что в результате нашей работы дошкольники получат необходимые знания, и их родители больше заинтересуются вопросами финансовой грамотности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Развитие навыков финансовой грамотности в дошкольном возрасте как основа ранней профессиональной ориентации в образовательной организации»

Развитие навыков финансовой грамотности в дошкольном возрасте как основа ранней профессиональной ориентации в образовательной организации...

Индивидуальный маршрут педагога по теме самообразования «Обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста».

Индивидуальный маршрут педагога по теме самообразования «Обучение основам финансовой грамотности  детей старшего дошкольного возраста»....

Опыт работы по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.

Актуальность опытаФинансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социаль...

Авторское методическое пособие « Обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Целью  методического пособия  является формирование основ финансовой грамотности  в процессе познавательно-игровой деятельности....

Доклад «Основы финансовой грамотности для дошкольников: нормативно-правовое обеспечение, цель и задачи обучения»

Материал доклада по теме самообразования  «Основы финансовой грамотности для дошкольников: нормативно-правовое обеспечение, цель и задачи обучения»...

Методическая разработка по основам финансовой грамотности старших дошкольников по теме "Что такое деньги?"

Методическая разработка будет полезна педагогическим работникам образовательных организаций, занимающихся фнансовым просвящением детей, и способствуют формированию у детей необходимой мотвации для пов...