Доклад «Основы финансовой грамотности для дошкольников: нормативно-правовое обеспечение, цель и задачи обучения»
презентация по основам финансовой грамотности

Федорова Ирина Евгеньевна

Материал доклада по теме самообразования  «Основы финансовой грамотности для дошкольников: нормативно-правовое обеспечение, цель и задачи обучения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад21.66 КБ
Файл Презентация883.54 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!.

Все мы знаем, что современные дети все раньше и раньше вовлекаются в сферу денежных отношений.

Финансовая грамотность – это, конечно, глобальная социальная проблема, неотделимая от ребенка с самых ранних лет. Дети непроизвольно, но и активно включаются в экономическую жизнь семьи.

И при этом недостаточный уровень финансово-педагогических компетенций взрослых, а также разное понимание субъектами норм, правил финансового поведения, способов повышения благосостояния, ставит перед нами педагогами задачу формирования основы финансовой культуры, уже на этапе дошкольного детства.

Это принципиально важно, в целях профилактики у подрастающего поколения потребительской позиции денежной зависимости и духовно-нравственной дезориентации.

Слайд № 2

   Хочу вас, уважаемые педагоги, познакомить с известной цитатой И.Бродского о силе денег: «Наравне с землей, водой, воздухом и огнем, — деньги суть пятая стихия, с которой человеку чаще всего приходится считаться.»

   Действительно, сила воздействия денег на человека, велика на его душу, психику и сознание. Вместе с тем на сегодняшний день, так и не определено, как доносить до ребенка информацию о сущности денег и денежных отношений, как учить ребенка оценивать денежные финансовые ситуации по универсальным критериям,

так чтобы это потом не ходило в противоречие в ближайшем будущем ребенка.

Говоря о финансовом воспитании, нужно отметить, что на сегодняшний

день существует очень много программ финансовой грамотности, в которых акцентируется внимание ребенка на взаимодействие с материальными ценностями.

И  это очень важный аспект нашей жизни.

Но при этом, педагоги, порой, ошибочно отождествляют финансовую грамотность и финансовое воспитание, несмотря на то, что они абсолютно не взаимозаменяемы.

Слайд №3

Финансовая грамотность — это единство знаний,  умений и ценностных установок, необходимых для принятия разумных финансовых решений и достижения финансового благополучия.

Финансовое воспитание, - оно восходит уже к духовно – нравственным и морально - этическим нормам правила финансового поведения.

Слайд №4

   И вот эти совокупности, эти два феномена формируют такое явление как финансовая культура.  И важно понимать, что финансовое воспитание, конечно,

должно предшествовать финансовой грамотности. И оно должно доминировать на этапе дошкольного детства.

Почему? Потому что как раз является той благодатной почвой, на которой можно совершенно безопасно для психики ребёнка, сеять уже семя финансовой грамотности.

То есть не актуализируя, не пробуждая в детях, нездоровый интерес в деньгах.

Ну и здесь нужно понимать, несколько слов о соотношении финансовой  грамотности и финансового воспитания.

Это соотношение на разных уровнях образования будет меняться, оно не будет всегда одинаковым, не может быть сразу сбалансированным на этапе дошкольного

детства.

Хотелось бы это продемонстрировать с помощью технологий визуализации, на языке цвета.

Слайд № 5

Посмотрите, два цвета, которые символизируют грамотность и воспитание: синий и красный цвет.

И здесь мы видим четко различимую границу, и это говорит о том, что мы должны уметь дифференцировать эти два явления и процесса, четко их различать в ходе образовательного процесса, чем мы  заняты сейчас - финансовым грамотностью

или финансовым воспитанием.

Но с другой стороны, при этом необходимо уметь устанавливать между ними связь,

гармоничное единство, уметь интегрировать финансовую грамотность и финансовое воспитание.

И мы показываем этот процесс,  с помощью плавного перехода цвета.

В результате, как раз, такой реализации принципа, дифференциации и интеграции, как раз и раскрывается в полной мере финансовая культура.

Слайд № 6

   Так в чем же, все-таки,  состоят цель и задачи и по формированию предпосылок

финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

   

Цель - помочь детям дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь и способствовать у них формированию основ финансовой грамотности.

   Задачи:

  • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

•   уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

•   осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

•  признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

•  рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Слайд № 7

К каким же результатам, мы педагоги, должны стремится при формировании у детей предпосылок финансовой грамотности:

Дети:

  • адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
  • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
  • знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего     зарубежья;
  • знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например,    предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
  • в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
  • любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
  • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
  • следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
  • переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
  • с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.

      Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 156»

«Основы финансовой грамотности для дошкольников: нормативно-правовое обеспечение, цель и задачи обучения»

                                                           

                                                                   Материал подготовила воспитатель:

                                                                                     Федорова И.Е,    

г.Оренбург, 2023 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 156» «Основы финансовой грамотности для дошкольников : нормативно-правовое обеспечение, цель и задачи обучения » г.Оренбург , 2023 г.

Слайд 2

Сила денег. Наравне с землей, водой, воздухом и огнем, — деньги суть пятая стихия, с которой человеку чаще всего приходится считаться. (Иосиф Бродский)

Слайд 3

В чем отличие финансовой грамотности и финансового воспитания? Финансовая грамотность — это единство знаний, умений и ценностных установок, необходимых для принятия разумных финансовых решений и достижения финансового благополучия. Финансовое воспитание , - оно восходит уже к духовно – нравственным и морально - этическим нормам правила финансового поведения.

Слайд 4

Финансовая воспитанность + Финансовая грамотность ________________________________________________________________________________________________________ Финансовая культура Деньгами надо уметь пользоваться, иначе они будут пользоваться тобой. (древняя мудрость)

Слайд 5

Финансовая культура. Принцип дифференциации и интеграции. Грамотность Воспитание Воспитание Дифференциация Интеграция Грамотность

Слайд 6

Цель и задачи по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста : Цель - помочь детям дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь и способствовать у них формированию основ финансовой грамотности Задачи : понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей); • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; • осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества» , видеть красоту человеческого творения; • признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность , экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство , честность , отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи , поддержки и т. п.); • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации; • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Слайд 7

К каким результатам должен стремится педагог при формировании у детей предпосылок финансовой грамотности Дети : адекватно употребляют в играх , занятиях , общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия ; знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок , магазин , ярмарка, супермаркет , интернет-магазин; знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья; знают несколько современных профессий , содержание их деятельности (например, предприниматель , фермер , программист , модельер и др .); в случаях поломки, порчи вещей , игрушек , игр проявляют заботу , пытаются исправить свою или чужую оплошность ; любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других ; бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши , краски , материю и др .); следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай , подари , порадуй другого, если она тебе не нужна ; переживают случаи порчи, ломки вещей , игрушек ; с удовольствием помогают взрослым , объясняют необходимость оказания помощи другим людям

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по основам финансовой грамотности с дошкольниками 5-6 лет

Конспект НОД по основам финансовой грамотности с дошкольниками  5-6 летПрограммное содержание: формировать у детей познавательный  интерес, закрепить  понятия «монета», &laq...

Основы финансовой грамотности у дошкольников

Картотека и конспекты по сновам финансовой грамотности у дошкольников....

Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...

Консультация для родителей на тему: «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Финансовая грамотность для детей – необходимый этап в процессе воспитания. Для того, чтобы привить понятие о заработке денег, их ценности, вариантах экономии, с детьми нужно заниматься. Род...

игра по основам финансовой грамотности для дошкольников

игра по основам финансовой грамотности для дошкольников...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА ТЕМУ: «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ».

Предложенные  методические рекомендации – попытка организовать в игровой форме обучение дошкольников элементарным экономическим представлениям. Используя разные игровые приемы, такая работа...