Эссе. Мой опыт проведения занятий по финансовой грамотности для дошкольников
статья

Иванова Ольга Андреевна, воспитатель первой квалификационной категории

Формирование финансовой грамотности делает дошкольника ближе к реальной жизни, формирует экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse._ivanova_o.a.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Формирование финансовой грамотности дошкольников».
Номинация:
«Мой опыт проведения занятий по финансовой грамотности для дошкольников»

Автор: Иванова Ольга Андреевна
            Воспитатель.
Место работы: МКДОУ «Новониколаевский детский сад №3»

«Нажить много денег – храбрость, сохранить их –

мудрость, а умело расходовать их – искусство».

Б. Аурбах

С чем для вас ассоциируется термин финансовая грамотность? Наверняка в голове проносятся различные мысли об умении экономить, зарабатывать, правильно распределять деньги! А может, вы мыслите более глубоко и думаете о банкирах, бизнесменах, котировках и акциях. До недавнего времени, для меня понятие финансовой грамотности было связано с чем-то очень сложным, требующим кропотливой работы над цифрами, планами. И конечно я считала, что не каждому взрослому человеку под силу овладеть нужными финансовыми навыками, что уж там говорить о подростках и тем более о детях дошкольного возраста.
          Приступая к изучению курса «Финансовая грамотность для дошкольников», я с трудом могла представить, что ждет меня на данном этапе, смогу ли я доступно объяснить детям 6 – 7 лет то, как правильно экономить деньги, что такое бизнес, бюджет и так далее. Моя работа началась с изучения литературы по данному направлению. В просторах сети Интернет я увидела книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» с пометкой «Рекомендовано к прочтению». Очень заинтересовала надпись на книге: «Чему учат детей богатые родители и чему не учат бедные». Конечно же, я начала прочтение данной книги с неподдельным интересом, и она произвела на меня неизгладимое впечатление. Я поняла, что огромную роль в становлении будущего детей, в том числе и финансового, играет пример родителей. Автор книги противопоставляет своих отцов (духовного и биологического):
у богатого папы он учится, как делать нужно, а у бедного как не нужно. Именно слияние двух точек зрения отцов воспитало в авторе крупного бизнесмена, который делится своими секретами в книге.

Родители обучают детей финансовой грамоте каждый по-своему и семейная культура денег у всех различная. Некоторые родители с раннего детства вводят детям понятие денег, говоря им, что купить и самостоятельно отправляя в магазин. А другие до старшего возраста не доверяют деньги, что, на мой взгляд, абсолютно неправильно. В современном мире дети все чаще на праздники в подарок получают именно деньги.  Это позволяет им уже быть для их возраста финансово свободными, а вот, что они будут с ними делать - потратят на ерунду или будут копить на «мечту», это и есть финансовое воспитание и начинается оно с ранних лет уже в семье.

Мой опыт проведения занятий по данному курсу в первую очередь начался с бесед и анкетирования родителей. Это было сделано для того, чтобы узнать их мнение по поводу обучения детей основам финансовых отношений и разработать свою программу по изучению данного курса.

Но как донести нужную информацию до ребенка-дошкольника? Как научить детей грамотно распоряжаться деньгами? С помощью каких методов и средств воспитать в нем финансово грамотного человека?  Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая. Поэтому я решила ее использовать в своей работе. Конечно же, дети играют в ролевые игры «Магазин», «Банк», «Рынок» и т. д. Уже несколько лет в своей педагогической деятельности я использую парциальную программу «Театр – творчество – дети» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович. Решила ее использовать и для изучения финансовой грамотности. Вместе с детьми инсценируем сказки экономической направленности. Это сказки С. Михалкова «Как мужик корову продавал», А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк» и т.д. Сколько эмоций у детей вызывает перевоплощение в героев известных сказок! Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Сказки аккумулируют вековой финансовый опыт народа, используются для воспитания таких «финансовых» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и др. Данный метод способствует не только развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства, но и совершенствованию экономических знаний дошкольников.

К изучению финансового курса стараюсь привлечь и родителей, давая рекомендации для совместного с детьми просмотра и обсуждения мультфильмов серии «Уроки тетушки Совы», чтение книг и составления карты желаний. Ведь желаний у детей дошкольников много, в том числе и финансового характера. Очень часто можно наблюдать в магазине детские истерики со словами «Я хочу» и робкие попытки родителей утихомирить своих детей. Поэтому изучение основ финансовой грамотности необходимо уже в дошкольном возрасте. Ребенок должен понимать, что такое потребности, бюджет, нужды семьи, а не только, что он хочет и что нужно ему.

Свои занятия строю по четким модулям, последовательно тема за темой.  Чем дальше мы изучали курс, тем детям становилось более интересно и каждое занятие начиналось с особого внимания и «искорки» в глазах воспитанников. Детям не терпелось узнать о дальнейших приключениях кота Белобока и его друзей. Экспресс диагностика на протяжении занятий также показывала хорошие результаты изучения курса. Энергичность, активность и доброжелательное настроение присутствовало у большинства воспитанников до самого конца занятия.

В заключении хочется сказать, что отсутствие навыков управления деньгами приводит к печальным последствиям: закредитованность, чрезмерное потребление не по средствам, жизнь от зарплаты до зарплаты без финансовой подушки безопасности и пенсия, которой не всегда хватает даже на базовые потребности. Именно поэтому так важно с детства формировать правильные финансовые привычки. В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности делает дошкольника ближе к реальной жизни, формирует экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию первичных экономических представлений необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

Закончу свое размышление словами Роберта Кийосаки: «Чтобы стать богатым, не обязательно быть талантливым и способным. В мире полно бедных талантливых людей. Необходимо быть финансово грамотным…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...

Опыт работы "Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности"

В статье опыт работы воспитателей с детьми дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности, который представлен единой  системой разработанных модулей, игр, методических материал...

Конспект занятия по финансовой грамотности для дошкольников «Азбука денег»

Конспект занятия по финансовой грамотности для дошкольников «Азбука денег»...

Опыт работы по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.

Актуальность опытаФинансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социаль...

Методическая копилка (картотека конспектов занятий по финансовой грамотности для дошкольников)

Полезный материал для воспитателей при подготовке занятий по теме- финансовая грамотность....

Цикл занятий по финансовой грамотности для дошкольников

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими упра...

Конспект занятия по «Финансовая грамотность» для дошкольников. Тема: Кошелёк и его жители

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни чел...