РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Рудь Любовь Викторовна

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx83.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №1 имени А.В. Войналовича»

(дошкольное отделение)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Программу подготовила: Рудь Л.В.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………….3

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………3
  2. Цель и задачи реализации Программы………………………………..4
  3. Принципы и подходы к формированию программы…………………5
  4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Психолого-возрастные особенности развития детей…………………………5

  1. Планируемые результаты освоения программы………………………9
  2. Система оценки результатов освоения Программы……….…………10

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ………………………….12

  1. Общие положения………………………………………………………12
  2. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы…………………………………………………………………………….12
  3. Содержание программы……………………………………..…………14

Перспективное планирование по программе «Финансовая грамотность дошкольника» старшая группа………………………………………………...14

Перспективное планирование по программе «Финансовая грамотность дошкольника» подготовительная к школе группа………………….…..17        

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ………………………………..…....21       

1. Организация развивающей предметно-пространственной среды………..21   

2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы…...........23

Список литературы…………………………………………………….………..24

        

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы дошкольного отделения МБОУ «Средняя школа №1 имени А.В. Войналовича», разработана на основе программ А.Д. Шатовой «Экономическое воспитание дошкольников». Учебно-методического пособия. М.: Педагогическое общество России, 2005, Е.А. Курак, Л.А. Михерева «Экономическое воспитание дошкольников» - М., ТЦ СФЕРА, 2002 г. Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации.

Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами.

Программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток.

«Экономика детям» значима потому, что подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний: и в быту, и в будущей профессии.

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.

Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы - дошкольным обучением и школой.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.

Нормативно-правовая база:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
  • Профессиональным стандартом педагога. Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании

(утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544);

  • Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).
  • Письмо Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 07.02.2014 301-52-22/05-382.
  • Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеиот 20 ноября 1989 года. ─ ООН 1990.
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  • Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08-249.

  1. Цель и задачи реализации Программы

Цель: раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.

Обучающие задачи:

  • сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;
  • дать представление детям о разных видах ресурсов,  понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг;
  • расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос»,

«предложение», «цена», «заработная плата»;

  • создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми;
  • познакомить        детей        с        экономическими        терминами        через        экономический        словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека;
  • заложить основы экономического образа мышления у ребенка- дошкольника.

Развивающие задачи:

  • развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.

  1. Принципы и подходы к формированию программы

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

  • Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
  • гармоничного восприятия экономической культуры;
  • экономической направленности в воспитании;
  • целенаправленной ориентированности на ценностные отношения; целостности;
  • единство воспитания, обучения и развития;
  • системность и последовательность;
  • сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
  • наглядность;
  • доступность;
  • активность.

  1. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Психолого-возрастные особенности развития детей

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

Возрастная характеристика детей 5-6 лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства. Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:

  1. от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);
  1. от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядное

моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение общаться, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возрастная характеристика детей 6 - 7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, работу взрослых.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель - шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует, пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД.

Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок.

Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно- творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако, воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой -либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой

объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
  • осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
  • иметь представление о том, что зарплата - это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей - это аванс детям в расчете на их будущий труд;
  • понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;
  • осознавать, что сбережения семьи - это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
  • понимать, что сначала зарабатываем - затем расходуем;
  • иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
  • осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей - за деньги не купишь;
  • следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

  1. Система оценки результатов освоения Программы

Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансовой грамотности дошкольников по программе «Дошкольник и экономика» автор А.Д. Шатова, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» автор А.А. Смоленцева

Уровни усвоения программы (по А. А. Шатовой)

Старшая группа

Высокий: Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью-доказательством, верно, обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену, зависящую от качества. Проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения. Испытывает чувство вины за поломку игрушек, стремиться устранить свою оплошность.

Средний: Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Осознает назначение денег. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену. Владеет обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек, меняется игрушками со сверстниками.

Низкий: Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Отношение к деньгам не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду не устойчивое. Не осознает товар, как продукт труда, имеющий цену. Имеет нечеткое представление о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Не выражает сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей. Не делится со сверстниками.

Подготовительная группа

Высокий: Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания. Активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера. Использует в речи экономические термины. Устойчивое отрицательное отношение к жадности, корыстолюбию, лени, лживости. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.

Средний: Ребенок проявляет интерес к большинству заданий. Отвечает на вопросы, но сам вопросов не задает. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Отношение к отрицательным нравственным качествам не устойчивое.

Низкий: Ребенок не всегда уверен в своих силах. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту. Низкий уровень самостоятельности. Осуждает жадность, лень, лживость с нацеливания взрослого.

II  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Общие положения

Программа обеспечивает формирование основ экономической грамотности у детей в возрасте 6 -7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа осваивается детьми в процессе интеграции образовательных областей - познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОО, осуществляющие работу по программе.

Образовательный процесс решает программные образовательные задачи в следующих формах организации деятельности:

  • совместная образовательная деятельность взрослых и детей;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется в ходе ООД, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Самостоятельная деятельность предполагает свободную игровую деятельность воспитанников в условиях специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивает каждому ребенку возможность выбора игр и атрибутов по интересам; позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком образовательных задач; позволяет освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.

  1. Описание        форм,        способов,        методов        и

средств        реализации программы

В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности. Например, усвоение экономических понятий (деньги, цена, стоимость и т.п.) успешно проходит в игровой деятельности:

  • сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Ярмарка», «Поликлиника», «Парикмахер»),
  • дидактические игры («Купи другу подарок», «Рекламный мешочек»),
  • настольно-печатные («Кому что нужно?», «Магазины»),
  • речевые («Наоборот», «Что лишнее?»).

Знания о том, почему следует беречь результаты труда людей, дети успешнее всего осваивают в процессе трудовой и продуктивной деятельности.

Особое место занимают интеллектуальные игры-викторины «Что? Где? Почём?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», которые позволяют в игровой соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.

Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проходит в ходе игры-путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), экскурсии в банк, рекламное агентство, которые позволяют детям познакомиться с реальными экономическими объектами и людьми разных профессий.

При организации образовательной деятельности по экономическому воспитанию наиболее эффективным является метод проблемного обучения, который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и делать выводы.

Уровни проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от простого к сложному

  1. Уровень предполагает ведущую роль педагога.

На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию, дети с помощью педагога решают задачу и после этого выполняют подобное задание по уже данному образцу.

  1. Уровень - это деятельность детей с помощью взрослого.

Тут гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами воспитанники на основе имеющихся знаний, но к верному решению «приходят» вместе с воспитателем.

  1. Уровень - самостоятельный. Воспитанники без помощи воспитателя приходят к правильному решению задачи.
  2. Уровень - творческий. На данном этапе дети не только могут найти самостоятельно решение, но и проявить творчество, дополнительные решения, применить знания в нестандартных ситуациях.

Моделирование игровых проблемных ситуаций на занятиях по экономическому воспитанию создает условия для познавательной активности дошкольников, стимулирует детскую инициативу и самостоятельность. Решая проблемную ситуацию экономического, содержания ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

Для создания проблемных ситуаций воспитатель использует следующие методические приёмы:

  • подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
  • высказывание различных точек зрения на один и то же вопрос;
  • предложение рассмотреть явление с различных позиций («две стороны медали»);
  • побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;
  • постановка проблемной задачи (например, с недостаточными или противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками и др.)

Формы организации детей в зависимости от образовательных задач:

  • фронтальная (одновременно со всей подгруппой);
  • подгрупповая (работа в группах: парах, тройках и др.);
  • индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем).

3. Содержание программы

Программа реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности. Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям:

  • материалы, используемые в педагогическом процессе, строятся на единых принципах, обеспечивают целостность педагогического процесса и дополняют друг друга;
  • содержание материала обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка.

Программа составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей

  1. Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетно-ролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.
  2. Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике; Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчетливость, практичность и др.) через использование художественной литературы
  3. Познавательное - совершенствование знания монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач.

Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия, стипендия). Знакомство детей с понятием «экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики; Каждая вещь - товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и др.

Перспективное планирование по программе «Финансовая грамотность дошкольника»

Старшая группа

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

«Азбука финансов»

Расширить знания детей о

возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.

Октябрь

«Чем пахнут ремесла»

Сформировать представления о содержании деятельности людей  некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада; учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.

Ноябрь

«Как правильно делать покупки»

Расширение представлений детей о том, как складывается семейный бюджет.

Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

Декабрь

«Финансовая школа»

Формирование представлений детей о том, какие бывают деньги.

Познакомить детей с видами денег.

Развивать логическое мышление.

Январь

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Выявление представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг. Содействовать формированию      дружного коллектива.

Февраль

«Сколько нужно человеку»

Формировать понимание о значении денег в жизни каждого    человека, об умении тратить их разумно, учить расходовать заработанные деньги-жетоны.

Воспитывать уважение к родителям, обеспечивающим семью деньгами; желание трудиться самим.

Март

Сюжетно-ролевая игра «Магазин. Детский мир»

Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях.

Развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая        собственный игровой замысел с замыслами сверстников.        

Апрель

Беседа «Долг платежом красен»

Дать детям, понятие долга.

Учить         детей анализировать поведение персонажей.

Развивать внимание к сверстникам.

Май

Проблемная ситуация «Копейка рубль сбережет»

Формировать умение правильно делать покупки (потребительская  грамотность).

Развивать у детей умение экономить.

Выделять слова и действия, относящиеся к экономике.

Перспективное планирование по программе «Финансовая грамотность дошкольника»

Подготовительная к школе группа

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

«От куда пришли деньги»

Знакомство детей с историей     возникновения денег, их предназначением.

Воспитание уважительного отношения к деньгам.

Закрепить знания детей о          возникновении денег. Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор.

Октябрь

«Денежные истории»

Научить понимать назначение

денег.

Дать детям представление о денежной единице.

Показать путь преображения денежной единицы от товара до современных денег.

Совершенствовать навыки счета на примере монет, упражнять детей в размене денежной монеты достоинством 5 рублей более мелкими монетами.

Ноябрь

«Магазин. Виды магазинов»

Ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», учить разграничивать понятия, находить сходные и отличительные черты;

•        уточнить у детей представления о разных видах магазинов;

•        учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов

Декабрь

«Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая  карта.  Дом, в котором «живут» деньги»

Раскрытие сущности понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»;  наличные и безналичные деньги. Закрепление знаний детей о внешнем виде современных денег.

Познакомить детей с разными видами денег.

Расширять представление об элементах экономики (деньги их история) дать первоначальные знания о банке.

Январь

Познавательное занятие «Что? Где? Почем?»

Знакомство детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере  жизнедеятельности.

Февраль

«Как сберечь ресурсы планеты»

Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.

Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощенное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла.

Март

«Мини-банк»

Познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи.

Расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия».

Воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное отношение к деньгам.

Апрель

«Деньги других стран»

Познакомить с понятием «валюта», с денежными знаками других стран (на примере доллара, евро, марки, франка).

Расширять активный и пассивный словарь, закреплять понятия «деньги», «купюра», «монета».

Развивать устную речь, наблюдательность, наглядно- образное мышление.

Май

Знакомство с профессией дизайнера

Формировать познавательную сферу, расширять и укреплять знания о различных профессиях, их значимости, профессиональных трудовых процессах, предметах, необходимых для работы. Развивать память, активизировать речь, уточнить и расширить словарь.

Учить употреблять в речи прилагательные, познакомить детей с образованием сложных слов, обозначающих профессии.

Основные понятия и термины по экономике

  • Деньги - это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости.
  • Банк - финансово-кредитная организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам.
  • Банкир - управляющий или владелец банка.
  • Расход - деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить товары.
  • Потребность - то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь.
  • Предложение - количество и качество предлагаемых товаров и услуг.
  • Реклама - информация (обобщение) о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю - сделать нужную покупку
  • Семейный бюджет - распределение доходов и расходов в семье.
  • Зарплата (заработная плата) - деньги, получаемые за работу.
  • Цена - денежное выражение стоимости товара или услуги.
  • Бартер - прямой обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег.
  • Заработная плата - это цена работы по производству товаров и услуг.
  • Цена - некоторое количество денег, которое люди платят за ту или иную единицу товара или услуг. Цена устанавливается в результате сбалансированности между спросом и предложением.
  • Рынок - обмен товарами и услугами между продавцами и покупателям.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт.

Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.

Цель: повышение экономической образованности родителей.

Задачи работы с родителями:

  • повышение педагогической культуры родителей в воспитании ребенка;
  • изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного
  • воспитания;
  • вооружение родителей основами экономических знаний через консультации,
  • семинары, рекомендации.

Система работы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении социокультурного экономического развития и воспитания дошкольников основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада;
  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием
  • родителей;
  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
  • поддержка        и        индивидуальное        сопровождение        становления        и        развития педагогической культуры каждого из родителей;
  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

Формы работы с родителями

  • родительские собрания на социально- экономические темы;
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • вечера вопросов и ответов;
  • проведение совместных учебных мероприятий;
  • индивидуальная работа;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки передвижки,
  • выставки детских работ и дидактических игр;
  • экскурсии.

Перспективный план по взаимодействию с семьей

Месяц

Формы работы с родителями

Сентябрь

- Консультация для родителей

«Дошкольник и экономика»

- Анкетирование родителей по теме

- Папка-передвижка «Дети и деньги»

Октябрь

- Консультация для родителей «Из опыта работы по - экономическому воспитанию в детском саду»

- Папка-передвижка «Экономический словарь»

Ноябрь

- Консультация «Формирование элементарных экономических знаний через сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием»

-   Папка-передвижка «Советы Гнома Эконома»        

Декабрь

- Консультация для родителей «Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников»

Январь

- Творческое        задание        по        изготовлению

атрибутов

Февраль

- Рекомендации для родителей по экономическому воспитанию

Март

- Совместное посещение родителей и детей

библиотеки семейного чтения

Апрель

- Круглый стол для родителей

«Экономическое воспитание дошкольников»

Май

- Сочинение        экономической        сказки        при

помощи моделирования

- Выставка

                               III   ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Известно, формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.

Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.

Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное  - говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.

Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх «Рекламное агентство», «Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).

В дидактических играх «Кому что нужно?», «Обмен», «Что быстрее купят?», «Копилка» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. Развивающая среда содержит настольно-печатные игры по экономике «Веселый бизнесмен», «Монополия», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий

Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:

  1. Преобладает игровой метод обучения.
  2. Использование специализированной литературы в обучении.
  3. Постоянное отслеживание результатов и подведение итогов образовательной деятельности.
  4. Создание ситуации успеха.
  5. Организация различных видов стимулирования.

Сроки реализации программы: 2 года.

Категория: старший дошкольный возраст 5-7 лет. Режим занятий - 2 раза в месяц

Время проведения: вторая половина дня

Формы проведения: подгрупповая, индивидуальная и коллективная.

В старшей группе - 25 минут периодичность – 2 мероприятия в месяц (2-ая половина дня);

В подготовительной к школе группе - 30 минут периодичность - 2 мероприятия в месяц (2-ая половина дня);

Количество занятий - 18

Методы: игровой,  практический, наглядный, словесный.

Занятия проводятся в групповом помещении с использованием мультимедийного оборудования.

Для более эффективного решения поставленных задач в занятия включены разные виды деятельности:

  • упражнения на мелкую моторику;
  • экспериментальная деятельность;
  • игровые ситуации;
  • мозговой штурм;
  • чтение произведений детской литературы;
  • рисование на темы «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои добрые дела»;
  • поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку».

2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы

Обеспечение материально-технических условий, позволяющих достичь обозначенных целей и выполнить соответствующие задачи, в т. ч.:

  • осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их образовательных потребностей;
  • организовывать участие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);
  • обновлять содержание основной образовательной Программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей), с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность по Программе, должна создать материально-технические условия, обеспечивающие:

  1. возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;
  2. выполнение организацией требований:
  • санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:
  • пожарной безопасности и электробезопасности;

-по охране здоровья воспитанников и охране труда работников;

  1. возможность беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При создании материально-технических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья организация должна учитывать особенности их физического и психофизиологического развития.

Программой предусмотрено также использование организацией обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средство        обучения        и        воспитания,        спортивного,        музыкального,        оздоровительного оборудования, услуг связи, в т.ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Список литературы

  1. Поварницина Г.П. , Киселева Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника.
  2. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. - с. 128

Интернет-ресурсы:

www.cbr.ru - официальный сайт Банка России

fincult.info - сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» Минобрнауки.рф - официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

Ваши финансы.рф - сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

Электронные ресурсы для педагогов:

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. festival.1september.ru, свободный. - Загл. с экрана.
  2. Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml, свободный. - Загл. с экрана.
  3. Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klubkontakt.net/ , свободный. - Загл. с экрана.
  4. Подготовка к школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vscolu.ru/, свободный. - Загл. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительных образовательных услуг-кружка «Волшебное лукошко» для воспитанников 3-4 лет

 Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим  систему организации образовательной деятельности воспитат...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Пальчиковые игры»

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Пальчиковые игры»...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Волшебная страна Математика»

 Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зав...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Играем, развиваемся, растем" по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы для детей 3-5 лет.

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Разноцветный мир» (возраст детей 4-5 лет)

Кружок (далее программа) «Разноцветный мир» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развития у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Мукосолька"

Комочек соленого теста –Лепить из него интересно!Комочек из теста мягкий,На ощупь приятный и гладкий.Лежит у меня на ладошке,Слепить из него могу кошку,Слоненка слепить или мишку,Картинку,...