"Что такое потребности?"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Панова Юлия Алексеевна

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием «потребности человека» (основных потребностей и что к ним относится);
  • Уточнить от чего зависят потребности человека;
  • Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;
  • Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет;
  • Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;
  • Способствовать воспитанию нравственных качеств;
  • Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansy_no2.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД № 2

по финансовой грамотности в старшей группе

«Что такое потребности?»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием «потребности человека» (основных потребностей и что к ним относится);
  • Уточнить от чего зависят потребности человека;
  • Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;
  • Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет;
  • Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;
  • Способствовать воспитанию нравственных качеств;
  • Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Оборудование и материалы: картинки с изображением домов, одежды, еды, воды, мешочки с монетами, игрушки мышь Экономик и два медвежонка, бумажные кошелечки, крупа, мука, сыр, молоко, овощи (муляжи), сладости, мелодия для путешествия.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня наш друг мышь Монета пришел к нам не один, а со своими друзьями – двумя братьями Медвежатами. А вот и они! (показ игрушек)

Медвежата здороваются.

Давайте знакомится.

Воспитатель: Первый медвежонок на все вопросы всегда отвечает «Нужно подумать!». И его назвали Знайка. А второй – не задумываясь, говорит «Ай, пусть так». И назвали его Незнайка. С ними часто происходят разные истории. И сегодня я расскажу вам одну из них.

Воспитатель: Однажды два братца отправились в сказочное путешествие в страну Финансов, где узнали много интересного о деньгах и для чего они нужны.

Воспитатель: В дорогу каждый из них взял…..

Отгадайте что:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

- Что это?

Дети: Деньги, монеты.

Воспитатель: Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: А что вы еще знаете о деньгах (есть купюры и монеты) - А что у

них общего? (это деньги)

А чем они отличаются? (бумажные купюры мнутся, если опустить в воду - намокнут и могут порваться, они разной формы и размера, купюры бумажные, а монеты металлические, твердые)

Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны в современном мире, без них прожить

невозможно!

- В дорогу каждый из братцев взял кошелёчек с монетками.

- Сколько монеток у Знайки?

- А у Незнайки?

- Сравните.

Воспитатель: Деньги нужны для удовлетворения потребностей.

- Что такое потребности?

Ответы детей.

Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется.

Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет

иметь.

Перед вами картинки вы должны среди них определить и выбрать жизненно

важные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье).

Воспитатель: вы правильно сказали - жилье, в доме можно укрыться от непогоды,

от посторонних людей, дом - семейный очаг, где может собираться вся семья.

И решили братцы выбрать себе дом.

(На доске изображения трёх домиков: очень большой, очень старый и разрушающийся и аккуратный маленький домик. Первый по цене 3 монетки, второй 1 и третий 2).

Незнайка сразу взял самый дешевый домик, зачем платить лишнее. А Знайка стал думать и рассуждать.

Сначала он решил взять самый большой дом за 3 монетки, но потом отказался.

Как вы думаете почему?

(Одному не нужен такой большой дом, для одного дорого).

И взял домик за две монетки.

А как вы думаете, почему он не взял маленький и старый домик?

Ответы детей

Так и вышло! В этом домике Незнайке было очень холодно, крыша протекала, и

ему пришлось потратить ещё две монетки на его ремонт.

Воспитатель: Давайте поможем братцам сосчитать оставшиеся монетки.

(Дети на доске или на столе производят отсчёт и подсчёт монет. Сколько осталось?)

Стало холодно. И Незнайка и Знайка вспомнили ещё про одну важную потребность.

Какую? (Одежда).

И купили её, потратив по одной монетке.

- Отложим из их кошелёчков по одной монетке.

А потом у братцев забурчали животики, и они вспомнили про ещё одну жизненно

важную потребность. Какую?

(Потребность в еде)

Взяли Знайка и Незнайка по одной монетке, и пошли в магазин.

Физминутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять.   (шагают на месте)

Будем денежки считать.   (сжимают и разжимают пальцы рук)

Один и два оплатим дом,  (пальцы в кулак, отгибают мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.   (отгибают средний палец)

Третья монетка – одежду купить,  (отгибают указательный палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить   (шевелим большим пальцем)

Ну а пятую пока

Спрячем на донышке кошелька!  (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Воспитатель:

Посмотрите, что они купили.

(В корзинке у Знайки крупа, мука, сыр, молоко, овощи. У Незнайки много разных сладостей.)

Обсуждение с детьми: «А чтобы купили вы?». Подвести детей к пониманию, что

сладости не жизненно необходимая потребность.

Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А

давайте с вами узнаем, что такое бюджет?

Воспитатель:

Бюджет – это подсчет доходов и расходов.

Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

- А из чего состоит доход? (из зарплаты мамы, папы, пенсии бабушки или дедушки, и если есть брат или сестра студент, то еще и стипендия)

Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на

покупку вещей.(это когда мы с мамой ходим в магазин и тратим деньги на продукты, одежду, на бензин для машины, за квартиру и интернет)

Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером

просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет (мамы не получают много зарплаты, чтобы каждый день покупать сладости).
Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет поиграем в игру «Хочу и надо».

Игра «Хочу и надо»

Перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.

Воспитатель: Сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты,

купить одежду – 1 монета,

на продукты – 1 монета.

Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.

Воспитатель: Заглянули медвежата в свои кошельки, а там….

Подсчёт детьми.

Воспитатель: У Знайки осталась одна монетка. Незнайка спросил у него, что он с ней сделает.

А что бы сделали вы?

Заключительная часть

Воспитатель: А давайте напомним медвежатам правила обращения с деньгами:

  • Экономно распоряжаться деньгами.
  • Потраченные средства уже не вернешь.
  • В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
  • Невозможно иметь все, что хочешь.
  • Бережно относиться к деньгам.
  • Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...