Картотека ребусов, пословиц и поговорок для формирования познавательного интереса к занятиям по финансовой грамотности.
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Щербакова Анжела Владимировна

Основная задача воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности – применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Картотека ребусов, пословиц и поговорок для формирования познавательного интереса к занятиям по финансовой грамотности.

Основная задача воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности – применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации. Рынок финансовых услуг будет продолжать стремительно расти, и чтобы завтра у нас было грамотное в этой сфере общество, начинать обучать финансовой науке нужно с раннего возраста.

Дошкольный возраст – это период расцвета познавательной активности, интереса к окружающему его миру.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, включение в жизнь взрослых, подготовка ребенка к большой жизни.

Игра направлена на развитие познавательной активности, сообразительности, логического мышления, навыков коллективной работы, расширение кругозора ребят. Поэтому формой проведения выбрана игровая деятельность в целях формирования первичных знаний по финансовой грамотности. Работая по данному направлению, я пришла к выводу, что формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью.

Тематика таких игр может быть очень разнообразной. Как рассказать ребенку о таких важных понятиях, как «деньги», «экономия и сбережения», «затраты и бюджет», «банк и банковские продукты»? Сегодня я вас познакомлю с картотекой ребусов, пословиц и поговорок по финансовой грамотности. В этом мне помогут «Мини – Мани», герои одноименной обучающей программы Запсибкомбанка. (слайд 2),которые делают путешествие по финансовой грамотности просто, доступно и интересно! Эта программа создана для того, чтобы дети осознавали важность денег в достижении своих жизненных целей. Программа «Мини Мани» — прекрасная возможность подружить ребенка с денежными средствами, чтобы во взрослой жизни он мог грамотно ими распоряжаться и уверенно смотреть в будущее.

Цель моих картотек: Формирование у дошкольников основ финансовой грамотности. Задачи:

  1. Развитие мышления.
  2. Углубление теоретических знаний.
  3. Самоопределение в мире увлечений и профессий.
  4. Воспитание сотрудничества и коллективизма.
  5. Развитие речи, креативноть мышления.
  6. Развитие настойчивости и находчивости.

Игры-загадки, кроссворды и ребусы можно отнести к игровым и проблемно - поисковым методам обучения детей дошкольного возраста.

Ребус – это загадка, в которой разгадываемые слова спрятаны в виде картинок и знаков (запятых, букв и др.)

Если после картинки стоит перевернутая запятая, значит, не произносится последняя буква. Если ты видишь перевернутое изображение, то читать его нужно с конца. Вертикальные линии ничего не обозначают, но помогают тебе делить слово на части.

Посмотри, как можно зашифровать слово («Деньги», слайд 3).

Отгадай ребус и узнаешь, как зовут лучшего друга Мани и сколько ему лет, (слайд 4).

(Уважаемые коллеги,  напишите, пожалуйста, ответ в чате)

ребус, чтобы узнать, что Мини хочет сделать с деньгами, (слайд 5).

Отгадай ребус и узнаешь, что у Мани в руках, (слайд 6).

Отгадай ребус и ты узнаешь, куда любит ходить Мани, (слайд 7).

Так же научить ребенка финансовой грамотности помогут пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки это отражение жизненного, исторического опыта народа. Пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок.

Каждуюпословицу и поговорку, можно и нужно «расшифровать» с современных позиций, так, чтобы дети поняли актуальность народной мудрости: например, с древности люди ценили деньги, заработанные честным трудом и считали важным умением грамотно распоряжаться своими доходами и планировать расходы – именно это и есть основа личной финансовой грамотности.

Например, пословицей «Не приходом люди богатеют, а расходом» можно обосновать расточительный образ жизни и кучу кредитных долгов. Но человека, руководствующегося такой аксиомой, мудрым не назовешь.

 «Без денег сон крепче» — оправдывает отсутствие капитала и нежелание его создавать. 

«Лишние деньги — лишние хлопоты» — нежелание управлять капиталом, быть ответственным за имеющееся богатство.

У меня в картотеке подборка пословиц поговорок по лексическим темам, (слайд 8).

ДЕНЬГИ И ЦЕНА

Чужие деньги считать — не разбогатеть», «Копейка – рубль бережёт», «Хлебу — мера, слову — вера, деньгам — счет».

Труд

«Труд кормит, а лень портит», «Всякая работа мастера хвалит», «Без работы и печь холодна»

Купля – продажа, товар

«На что спрос, на то и цена», «Кота в мешке покупать нельзя», «Лишний рубль на рекламу отдашь - товар выгодно продашь».

Бережливость, мотовство

«Курочка по зернышку клюет, да сыто живет», «Лучше свое поберечь, чем чужое прожить» и т. д.

«Живет на широкую ногу», «Рубль наживает, а два проживает», «Займом богат не будешь» и т.д.

Лень, богатство и бедность

«Лень до добра не доводит», «Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда» и т.д.

«Богатому не спится: богатый вора боится», « Богатый совести не купит, а свою погубит», «Богатство – грязь, ум – золото», «Бедный молодец честью богат». и т.д.

Жадность, зависть, договор

«Злой плачет от зависти, а добрый от жалости», «В чужой лодке всегда больше рыбки», «Жадность слепа».

«Договор лучше денег», «Сказано — сделано», «Давши слово, крепись, а не давши, держись».

Педагог должен научить детей раскрывать смысл пословиц и поговорок и уметь применять их в своей речи. В подготовительной группе, продолжая работу с пословицами и поговорками по финансовой грамотности в свободной деятельности в Уголке занимательных игр можно предложить воспитанникам завести тематические альбомы, где всё будет распределяться по темам, которые заранее намечаются педагогом, дети могут делать зарисовки. Затем можно предложить детям поиграть в игры, (слайд 9,10). На занятиях использовать ребусы на заламеннированных листах, на которых можно писать и стирать.

Я считаю, что работа в данном направлении эффективна для развития у детей познавательного интереса, самостоятельности, инициативы и познавательной активности.

И до сих пор эта тема остается интересной и не до конца раскрытой. С появлением новых жизненных ценностей, новых явлений появляются, и еще будут появляться пословицы и поговорки, характеризующие свою веху в истории человека, (11 слайд).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Едэйко» Тема: «Картотека ребусов, пословиц и поговорок для формирования познавательного интереса занятиям по финансовой грамотности. Воспитатель: Щербакова Анжела Владимировна

Слайд 2

Привет! Я - Мини Привет! Я - Мани

Слайд 3

Посмотрите, как можно зашифровать слово «деньги»

Слайд 4

Отгадайте ребус и узнаешь, как зовут лучшего друга Мани и сколько ему лет?

Слайд 5

Отгадайте ребус, что Мини хочет сделать деньгами?

Слайд 6

Отгадайте ребус и узнаете, что у Мани в руках?

Слайд 7

Отгадайте ребус и узнаете куда любит ходить Мани?

Слайд 8

Пословицы и поговорки по финансовой грамотности Труд Деньги, цена Купля – продажа, товар Бережливость Мотовство Богатство и бедность Лень Жадность, зависть Договор

Слайд 9

Где пословица, а где поговорка? Дарёному коню в зубы не смотрят. Делу время, потехе час. Друзья познаются в беде. Не имей сто рублей, а имей сто рублей. Долг платежом красен. Хуже всех бед, когда денег нет. Деньги приходят и уходят, как вода. Кто долго спит, тот деньги не скопит.

Слайд 10

Собери пословицы! Кто не работает, то и пожнёшь. Что посеешь, и рыбку из пруда. Без труда не вытащишь тот не ест. Есть грош, тому без дела не сидится. Кто любит трудиться, так и будет и рожь Труд человека кормит, больше хлопот Больше денег - а лень портит.

Слайд 11

«Дом – это не предметы, стоимостью несколько тысяч долларов и не изыски современных дизайнеров, а уютные мелочи, голоса детей, запах домашней еды, разбросанные по полу игрушки, книжный шкаф и просто ощущение собственного уютного маленького мира …» (Олег Рой, российский писатель и общественный деятель)

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и распространение педагогического опыта: "Формирование познавательного интереса на занятиях по ФЭМП"

На протяжении последних 2-х лет, занимаюсь проблемой формирования познавательного интереса у дошкольников на занятиях по ФЭМП. Сегодня я предлагаю Вашему вниманию опыт своей работы.Для современной обр...

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности».

Целью обучения детей финансовой грамотности является:содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.В самом р...

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности»

Формирование финансовой грамотности у дошкольников в современном мире становится все более актуальной. Дети с малых лет включаются в экономическую жизнь семьи. Роль родителей, их личный пример обращен...

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности».

Целью обучения детей финансовой грамотности является :содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотн...