Консультации для родителей по экономическому воспитанию дошкольников
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Бизина Ольга Васильевна

Консультации для родителей по экономическому воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_.docx38.08 КБ

Предварительный просмотр:

Памятки для родителей по финансовому воспитанию

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам несколько советов успешного финансового воспитания детей.

Соблюдать гарантии неприкосновенности частной собственности.

Тем, что принадлежит ребенку, может распоряжаться только он сам. Причем, это относится не только к деньгам, но и к игрушкам, книжкам и т.д. То есть, если оговорено, что данная вещь принадлежит ребенку - нельзя ругать его за то, что он вздумал ее подарить кому-то, или обменять, или просто испортил. Только осознание последствий своего поступка может в дальнейшем удержать ребенка от неверного шага. Естественно, при появлении той или иной вещи, надо попробовать найти ей «хозяина» и ненавязчиво объяснить ребенку, что он может с этой вещью делать, как распоряжаться ею и т.д.

Принять все убытки заранее.

Никакой опыт не бывает бесплатным. Задать себе вопрос: согласны ли «потерять» энную сумму сейчас, когда многое поправимо, чем столкнуться с необратимой ситуацией в дальнейшем? В конце концов, любые курсы усовершенствования работают за плату. Помните, что с нами ребенок учится, имея «страховку» - которой у него, возможно, не будет в дальнейшем. Поэтому пусть он при нас совершит как можно больше ошибок! Наша задача здесь - не ругать и укорять, А разбирать эти случаи с чисто исследовательской целью.

Всегда объяснять, почему потратить деньги можно именно таким образом.

В покупке важна не она сама, а обсуждение вокруг нее - возможные варианты, соотношение качества и стоимости, ее влияние на отношения с другими. Это приучает ребенка выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы. Советоваться с ним и при совместных покупках. Польза двойная: можно будет увидеть, каков ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки и получить иной взгляд со стороны.

Четко соблюдать договоренность:

Никаких «дополнительных» финансовых вливаний, если ребенок нерационально распорядился первичной суммой; всегда надо отдавать обещанное, в противном случае - не обещать невыполнимого. Самая распространенная ошибка родителей - это компенсация утерянного ребенком.

Обязательно определять систему финансирования ребенка.

Чем раньше он получит в свои руки деньги, тем лучше! (Оптимально - с 3х лет). Ведь для того, чтобы научиться чему-то, надо делать это как можно чаще. Навык формируется при непосредственном действии и его многократном повторении.

Учим правильно тратить

До 3 лет знакомить ребенка с понятием денег не стоит: это пока выше его понимания. Малыш исследует мир и лишь замечает, что в магазине вы протягиваете продавцу какие-то бумажки, а он взамен дает вещи или продукты. С 4 лет кроха начинает вполне сознательно выпрашивать те или иные игрушки и сладости, хитрит, порой устраивает сознательные истерики. Вот здесь и пришла пора учить, как тратить деньги. Представьте: вы приходите в магазин, а ваше чадо выпрашивает у вас то одну игрушку, то другую, то конфеты, то сладости… список можно продолжать бесконечно. Остановитесь и спокойно скажите: у нас есть определенная сумма (если малыш умеет считать, можно обозначить цифру). На эти деньги можно купить или одну большую игрушку, или одну маленькую и конфету. Пусть ребенок выберет. И даже если истерика продолжится, отнеситесь к ней с философским спокойствием более сильного и мудрого человека. Как поступить со старшим ребенком 5-7 лет? Здесь все гораздо проще. Берите его с собой за покупками. На кассе дайте ему немного денег: пусть он протянет их продавцу или оплатит вещь, которую он сам выбрал. Так дети поймут, что за определенную сумму дают некоторое количество вещей или продуктов. С 7 лет ребенок идет в школу и приобретает некоторую долю финансовой самостоятельности. Ему необходимы будут карманные деньги. Вот тут и встает вопрос, как зарабатывать ребенку свои первые деньги. Рабочее место ему должны предложить папа и мама.

Полезные советы родителям по экономическому воспитанию дошкольников

1. Рассказывайте детям о своей работе.

Дети не осознают связь между трудом и деньгами, пока не знают, кем работают их родители, каким трудом зарабатывают деньги. Расскажите ребенку о своей работе, обязанностях, которые вам необходимо выполнять. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна обеспечивать достойный уровень жизни.

2. Не скрывайте от детей свое материальное положение.

Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так ненавязчиво объясните ребенку, куда тратятся деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери «Можем ли мы себе это позволить?», «Не очень ли это дорого?».

З. Не приучайте детей к излишествам.

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

4. Формируйте у детей разумные потребности.

Как научить ребенка разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «Я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Не пугайтесь, что ребенок иногда расстроится из-за невозможности осуществить желание. Получая все по первому требованию, они перестают ценить и беречь ваши подарки.

5. Учите детей бережливости.

Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

6. Помогите детям осознать стоимость вещей.

С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.

7. Привлекайте детей к работе по дому.

Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лентяя, не способного даже к самообслуживанию.

8. Дети должны знать цену деньгам.

Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и уважали труд других людей, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети знают цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Дайте возможность ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньга, которые родители зарабатывают своим трудом

Памятка для родителей

Предлагаем несколько советов по построению взаимоотношений с Вашим ребенком в финансовой сфере, которые позволят ему впоследствии ощущать себя максимально комфортно при взаимодействии с деньгами.

1. Выдавайте детям карманные деньги. Для формирования основ финансовой грамотности нужна развивающая среда. Важно, чтобы у ребенка были свои собственные деньги, которые он может тратить по собственному усмотрению. Только на своём опыте управления деньгами ребенок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать.  

2. Договоритесь с ребенком о размере и периоде выдачи карманных денег. Карманные деньги являются предметом для обсуждения с ребенком. Необходимо в общении с ребенком рассказать о его новых правах и возможностях. Определите вместе с ребенком период в который вы будете выделять определенную сумму карманных денег (один раз в неделю, по субботам и т.д.).

3. Не нужно платить ребенку за помощь по дому и не лишайте карманных денег в качестве наказания. В формировании основ финансовой грамотности ребенка основным инструментом являются именно карманные деньги, а не доступ к ним. Поэтому очень важно придерживаться достигнутых с ребенком договоренностей по периоду и объему денежных средств, которые он получает. Стоит воздержаться от использования их в качестве элемента мотивации или демотивации.

4. Не увлекайтесь контролем расходов. Предоставленные карманные деньги ребенку дают возможность научиться в реальной и при этом безопасной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансовых средств. Поэтому не нужно увлекаться  тотальным контролем за его расходами, позволяя ребенку самому находить решения и обращаться к вам за помощью. Полезно время от времени разбирать расходы ребенка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать. В таком случае можно обсудить с ребенком причину такой ситуации и предложить выдавать деньги меньшими суммами на меньшие периоды — чем меньше период, тем проще контролировать траты.

5. Расскажите ребенку, для чего нужна копилка. Обсудите с ребенком суть копилки. Расскажите ребенку как можно накопить денежные средства с помощью копилки. Обсудите с ребенком что бы он хотел приобрести на накопленные деньги. Это может быть: игрушка, смартфон, конструктор Lego или любая другая интересующая ребенка вещь. Составьте вместе с ребенком график накоплений. Спустя несколько недель обсудите успехи вашего мероприятия, или неудачи.  

6. Договоритесь о помощи при крупной покупке. Копить на важную вещь для ребенка нужно долгое время, и чтобы стимулировать ребенка к поставленной цели, необходимо договориться с ним о том, что, накопив какую-то часть 30-50% от необходимой суммы вы добавите недостающую часть и он сможет купить то что было запланировано.  

7. Включите в карманные деньги часть расходов. Последующим шагом можно ввести оплату текущих расходов на ребенка в его личные руки. За некоторые статьи расходов ребенок может отвечать самостоятельно, в зависимости от возраста это могут быть: подарки родителям и братьям, одежда, питание в школе, оплата за интернет, и т.д.. Со временем перечень расходов станет увеличиваться до тех пор, пока расходы ребенка не попадут в его зону ответственности.

8. Помогите ребенку контролировать расходы. Расскажите ребенку о понятии контроля над расходами. Наглядно продемонстрируйте, каким образом у него будет оставаться больше свободных денег, если он будет контролировать свои расходы. Подумайте вместе над тем, какую статью расходов можно уменьшить, и как конкретно это сделать (мобильная связь, транспорт, еда вне дома и т.д.).

9. Будьте примером. Лучшим примером по финансовой грамотности ребенка в первую очередь являются родители, то, как они ведут семейный бюджет. Все чему вы будете учить своего ребенка теоретически, нужно подкреплять и практически, а именно быть примером для подражания.

Консультации для педагогов Экономика и дошкольник.

Актуально ли?  Играем в рекламу.

Экономика и дети. До недавнего времени такое словосочетание встречалось редко. Сегодня экономическое образование – предмет специального исследования в дошкольной педагогике.  Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными явлениями, как безработица, отсутствие средств, для осуществления семьи, и в то же время видят на прилавках магазинов изобилие недоступных им товаров?  

Начинать надо уже в детском саду, ведь дети старшего возраста достаточно четко представляют границы финансовых возможностей своей семьи, хорошо ориентируются в денежных знаках, легко могут оперировать ими при покупке в «магазине», созданном в детском саду. Необходимо начать с разработки и оформления сюжетно-дидактических игр, связанных с экономикой. В первую очередь, расширить «ассортимент» атрибутов в «магазине», «напечатать» свои «деньги». В ходе игр дети знакомятся с такими понятиями, как «цена», «чек», «товары оптом и в розницу», «выгода», «заработная плата». Затем можно открыть «Кондитерскую фабрику». Ребят можно научить делать конфеты, печь печенье; покупать, продавать, отсчитывать деньги. Они будут с азартом трудиться и вести подсчеты доходов». Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических понятий.  Ребята включаются в планирование семейного бюджета и спокойнее воспринимают временное безденежье родителей, быстрее и эффективнее усваивают математические операции: счет, сложение, вычитание.  

Остановимся на методике проведения занятий по теме «Знакомство с семейным бюджетом». Занятие можно начать с вопросов: кем работают твои родители? Что родители получают за свою работу? Что такое деньги? Затем детям предлагается внимательно рассмотреть бумажные купюры и монеты , сравнить их6 чем похожи и чем отличаются? Нужно обратить внимание на то, что на деньгах указана их стоимость, изображены герб, флаг, есть числа, слова; что деньги сделаны из разного материала (бумажные и металлические) и т.п.  А откуда берутся деньги? Где их делают? Рассказать о том, что существуют специальные заводы по изготовлению денег – государственные монетные дворы, но сообщить детям, что деньги мы берем не оттуда. Как же они попадают к нам в дом? Необходимо подвести детей  к разговору о зарплате, проанализировать с ними это слово (плата за работу). Где родители получают деньги? Кто их им дает? Рассказать о профессии бухгалтера, кассира, о том, как оформляются документы, по которым выдаются деньги. Итак, родителям выдали на работе зарплату, и в доме появились деньги. Эти деньги составляют семейный бюджет , как правильно им распорядиться? На что потратить? Во время обсуждения подчеркнуть, что в каждой семье есть доходы (папина и мамина зарплата) и расходы. Пусть дети сами ответят, на что их семья тратит деньги (покупают продукты, вещи, плата за телефон, проезд в транспорте и т.д.) Никогда не просить называть реальный доход семьи, анализируем абстрактные придуманные цифры. Итак, в семейном бюджете есть доходы и расходы. Если из первых вычесть вторые, то останется сумма не растраченных денег, ее можно отложить, чтобы в будущем сделать большую и нужную покупку.  

Затем можно переходить к знакомству с еще одним новым словом – «аванс». Понять его значение детям помогут разноцветные «деньги», которые вы можете изготовить вместе с ребенком на красной, синей, зеленой бумаге. Дети сами придумывают, что можно изобразить на ваших банкнотах. Ведь деньги должны быть не только красивыми, но и иметь определенную стоимость. За хорошо выполненную работу в группе или на участке, каждый ребенок может получить «зарплату» - эти деньги они потратят во время игры «магазин». Сначала ребенку выдается только часть зарплаты и объясняется, что это называется «аванс». Записывается, сколько денег получил каждый ребенок. Через какое-то время выдается остаток зарплаты. Все деньги, хранятся, как положено в «кассе», оттуда ребенок их получает.  К экономическому воспитанию детей необходимо подключить и родителей. Попросить их, например, вместе с детьми составить семейный бюджет на месяц. Очень часто участие детей в семейном бюджете ограничивается требованием купить, дать денег и т.п. родители возмущаются необоснованными на их взгляд требованиями своих чад, а те в свою очередь, жалуются на непонимание взрослых. Назревает семейный конфликт. Возможно, его можно было бы избежать, если бы с детства ребенок получал элементарные представления о доходах и расходах семьи. О зарплате родителей. Это помогло бы ему не только, реально представить, финансовые возможности семьи. Но и почувствовать себя ее полноправным членом, мнение которого тоже уважается. Рекомендуется выполнить некоторые задания вместе с детьми, например, заполнить таблицу семейных расходов и обсудить результаты. Попытайтесь объяснить причину различия в долях денежных средств, которые разные семьи затрачивают на удовлетворение семейных потребностей. Подумайте о том, как влияют на расходы возраст членов семьи, наличие своего дома или квартиры, наличие огорода, дачи, круг интересов семьи, цены на товары и услуги.  Игра в рекламу.  Воздействие рекламы на детей – сложная, пока еще не до конца изученная проблема, требующая серьезного обсуждения психологов, врачей и других специалистов. Но факт остается фактом – рекламные ролики привлекают внимание детей и вряд ли запретам можно чего-то добиться.  В группах часто наблюдается стихийно возникающая «игра» : один ребенок произносит фразу из известной рекламы и тут же на нее откликаются все дети , заканчивая весь текст. Как правило, в эту перекличку добровольно вовлекается вся группа.  

Давайте посмотрим на рекламу как на особый жанр искусства. Что характерно для хорошей рекламы? Краткость, образность, привлекательность. Что должен уметь хороший специалист по рекламе? Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущество. Чем-то словесная часть рекламы сходна пословицам и поговоркам, с которыми мы знакомим детей, подчеркивая их афористичность, краткость. Вместо бессмысленного повторения существующих рекламных роликов мы можем предложить детям создать свою рекламу. Дети с восторгом включаются в эту игру. Еще в начале работы необходимо четко определить ролики, в которых выполняется задание. Это необходимо для того, чтобы дети понимали, что речь идет о выполнении хотя и нетрадиционного, но задания. Для составления рекламы ребенок сначала должен как можно больше узнать об объекте и выделять наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Приветствуется использование отдельных выражений из уже известной рекламы. Такое задание не только развивает творческие способности ребенка, но и его речь, учит кратко излагать свои мысли. Часто к созданию рекламы подключают и их родителей.  Рекламировать можно все что угодно. Все зависит от вашей фантазии и содержания предмета и темы задания. Текст рекламы проиллюстрируйте рисунками, театральными сценками. Предлагается несколько вариантов «рекламных» заданий: рекламируемый предмет известен всей группе.   Например, ребенок выбирает животное и от его имени рекламирует место жительства. Вот так, например, рекламировали свой дом пингвины: «Приезжайте к нам! Вы нигде больше не найдете таких прозрачных льдов! Наши льды самые холодные в мире. Вы можете половить рыбку в океане. Покататься на льдине и организовать свой детский сад!».  Рекламируемый объект известен только самому автору. Например: «У нас дом лучше всех! Это не просто дом, а общежитие! В нем тысяча жильцов. Если в лесу есть такой дом, значит лес чистый и здоровый. Никогда не надо разрушать наш дом! Наша недвижимость всегда ценится!».  Реклама может быть использована как одна из форм обобщения наблюдений. В этом случае в содержании рекламы отражаются результаты собственной работы каждого ребенка.  Вот такие тексты составляли дети: - «Только мое дерево так хорошо очищает воздух!»  - «Посмотрите на мое дерево – в какой оно форме! Какие у него душистые цветочки! Из них вырастут вкусные ягодки! А еще под ними можно отдохнуть. Приходите, не пожалеете!»  

 Возможно проведение интеллектуальных игр, типа: квест в Экономику, «Брейн-ринг», «КВН-с использованием рекламы», составление рассказов, используя различные газетные заголовки, специально подобранные фразы из рекламных роликов.  Некоторые слушатели, услышав все это, скептически усмехнутся. Но углубившись в творчество, вы совершенно забудете о своем предвзятом отношении к рекламе, родится много идей, азарт, спорт и смех.  

Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди

зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

  1. Сначала зарабатываем - потом тратим. Рассказываем, что «из  тумбочки  можно

взять только то, что в  нее положили», - соответственно,  чем  больше  зарабатываешь  и  разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

  1. Стоимость товара зависит от его качества,  нужности  и  от  того, насколько

сложно его произвести.

  1. Объясняем,  что  цена - это  количество  денег,  которые  надо  отдать,  а товар в

магазине - это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги - это посредник.

  1. Деньги любят счет. Приучаем  считать  сдачу  и  вообще  быстро  и  внимательно

считать деньги.

  1. Финансы  нужно  планировать.  Приучаем  вести  учет  доходов  и расходов в

краткосрочном периоде.

  1. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся  о  ключевых

правилах финансовой  безопасности  и  о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

  1. Не все покупается. Прививаем  понимание  того,  что главные  ценности - жизнь,

отношения, радость близких людей - за деньги не купишь.        

  1. Финансы - это интересно и увлекательно!  

Игра «Груша-яблоко»

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Ход игры: Предложите  ребенку  нарисовать  на  одной  стороне  бумаги  грушу.  Когда  рисунок  закончен,  предложите  нарисовать  на  оборотной  стороне  листа яблоко. Когда  завершены  оба  рисунка,  дайте  ребенку  в руки  ножницы  и  попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно,  это  невозможно.  Потому  что  лист  бумаги  один,  и  если  мы изначально  хотели  вырезать  два  рисунка,  необходимо  было  заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

Игра «Размен»

 Цель: научить считать деньги.

Материалы: монеты и купюры разных номиналов. Количество участников: 1-5 человек. Ход игры: Выдайте  детям  мелкие  монеты,  по  2-3  десятка  каждому.  А  себе  оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее  разменяет  выложенную  вами  банкноту  мелочью,  тому  банкнота  и достается.  В конце игры считаем суммы выигрышей.

Игра «Кто кем работает?»

Цель: на примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку - труженику. Материалы: кукла - Загадка,  рисунки  с  изображениями  людей  разных профессий и сказочных героев.

Ход игры: Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети,  ориентируясь  по  рисункам,  называют  профессии  родителей,  своих близких, всех тех, с кем они встречаются. Получив  из  кассы  картинки  с  изображениями  сказочных  героев,  просит отгадать их профессии. Раздайте  девочкам  рисунки  с  изображением  сказочных  персонажей,  а мальчикам - с  изображениями  людей  разных  профессий.   По  сигналу колокольчика  девочки  и  мальчики  начинают  искать  свою  пару  и  по  двое садятся  за  столы,  а  затем  по  очереди  доказывают  правильность  своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.  Организуйте  постепенный  переход  к  сюжетно - ролевым  играм  на  эту  тему.  

Можно  провести  и  беседы  о  том,  как  относится  к  своему  труду  герой,  кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

Игра «Кто как работает?»

Цель: расширить  представление  о  том,  что  в  сказке  герои  по-разному приобретают  богатство:  одни  трудятся,  а  другие  стремятся  порой неблаговидными делами получить большие деньги.  Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок. Материал: лесенка,  состоит  из  пяти  ступеней;  сказочные  герои:  Золушка, Буратино,  старая  из  сказки  Пушкина,  Крит,  Кот  в  сапогах,  Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.

Ход игры: Покажите  черный  ящик,  солнышко  и  облако.  Просите  помочь  разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых? С  этой  целью,  нарисована  на  доске  (листе  ватмана)  лесенку,  предложите каждому  ребенку  достать  из  черного  ящика  рисунок  с  изображением сказочного героя. Затем знакомьте с правилами игры: Если  появится  солнышко,  всех  трудолюбивых  героев  нужно  разместить  на верхней  ступеньке.  А  как  только  солнышко  изменится  облаком,  к  игре приобщаются  дети,  у  которых  на  рисунках  изображены  ленивые  герои.  Их нужно  расположить  на  нижние  ступени.  Дети  доказывают  правильность своего выбора. Воспитатель  помогает  детям  определить,  какие  пословицы  и  поговорки подходят тем или иным сказочным героям: «Так работает, что даже весь день на солнышке лежит». «Хочешь, есть калачи - не лежи на печи». Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания  игры  устроите  дискуссию  о  том,  можно  ли  помочь  ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

Игра «Услуги и товары»

Цель:  закреплять  сведения  о  том,  что  такое  услуги  и  товары,  показать,  что они  встречаются  не  только  в реальной  жизни, но  и  в  сказках.   Воспитывать уважение к любой работе. Материал:  предметные,  сюжетные  картинки  с  изображением  труда - изготовление  товаров  или  предоставления  услуг - в  сказках:  Красная Шапочка  несет  корзину  с  пирожками,  художник  Тюбик  рисует  картины, Кнопочка  варит  варенье,  доктор  Айболит  лечит,  Дедушка  ловит  неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги. Ход игры: Из-за  театральной  ширмы  слышать  голос  героя:  ребята,  я  решил  печь пирожки  и  продавать  их  лесным  жителям.  Как  вы  считаете,  я  произвожу товар или предоставляю услугу? Воспитатель  и  дети  уточняют,  что  такое  товары  (это  разные  предметы, которые  производят)  и  что  такое  услуги  (это  помощь,  которую  можно предоставить другому). Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник,  художник,  шахтер,  ткач.  Потом  вспоминают  профессии, представители  которых  предоставляют  услуги:  няня,  воспитатель,  учитель, парикмахер, врач, продавец. В  сказках  персонажи  работают  так  же,  как  люди  в  реальной  жизни. Расположите две таблицы  Товары и  Услуги. Дети прикрепляют к  таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия: -Мама  печет  пирожки  бабушке.  Пирожки - это  товар,  который  изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.

 -Винтик  со  Шпунтиком  ремонтируют  автомобили.  Они  предоставляют услуги. По  окончании  детям  читают  любимую  сказку  и  проводят  беседу  по  теме игры.

Игра «Разложите товар»

Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.

Ход игры: Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.

Задание 1:  Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.

Задание 2: Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо - молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.  

Игра «Умелые руки»

 Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально, использовать вещи, бывшие в употреблении.

Ход игры: Детей распределяют на две команды по 5-6 человек. Воспитатель называет или показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении. После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению.

Игра «Не ошибитесь»

Цель: закреплять знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.

Ход игры: Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой. Задание 1. Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них. Задание 2. Составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.  

Игра «Что важнее?»

Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.

Ход игры: В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.

Задание 1.  Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши.  

Задание 2. Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.

Задание 3.  Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми.  С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание - закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.  

Игра «Мы - художники»

Цель: закреплять знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец - покупатель».

Ход игры: Каждому участнику игры, «художнику-оформителю» (их может быть 2-3), дается задание - сделать рекламу своей лавки. Остальные дети оценивают работу тех, кто играет, в конце определяют победителей.  

Вариант 1. Каждый участник игры получает определенное количество цветных силуэтов различных предметов, которые могут быть товаром магазинов определенного вида («Игрушки», «Цветы», «Хлеб», «Молоко» и др.).

Вариант 2. Из общего количества силуэтов необходимо выбрать только те, которые нужны для составления рекламы «своего» магазина.  

Игра «Школа банкиров»

Цель: продолжать закреплять знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятиях больше, меньше, продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами банк, банкир, купюра, расходный и приходный ордер, закрепить знание названий дней недели.

Ход игры: Воспитатель: Сегодня мы с вами продолжим занятия в школе банкиров, мы будем работать с деньгами или, как их еще называют, денежными знаками. У нас лежат несколько купюр разного достоинства: 1, 3, 5, 10 рублей.  -Какие купюры у вас на столе лежат?  -Какая из купюр большего достоинства, какая - меньшего, и почему?  -Сколько всего у вас купюр?  -Покажите купюру самого высокого достоинства, самого низкого достоинства. Как вы узнали? -Купюры какого достоинства у вас нет?  -Какие купюры можно сложить, чтоб получить 8, 9, 4 и т. д.

Задание 1.  В один ряд положите все купюры достоинством в 3 рубля; в другой - в 5 рублей; в третий - в 1 рубль. Задание 2.  На столе оставить только 4 рубля (3+1 или 1+ 1+1+1).

Задание 2.  Оставить на столе 5 рублей, но не одной купюрой, а несколькими (3+1+1, 1+1+1+1+1). Задание 2.  Оставить на столе 3 рубля, но разными купюрами. Правильные ответы поощряются звездочками. Воспитатель раздает детям бланки квитанций оплаты за электроэнергию, квартиру, исполняет роль работника банка. Одна группа детей получает деньги, другая платит за электроэнергию, третья - за квартиру и т. д. Воспитатель: Наш банк работает в течение всей недели с одним выходным днем.  

Экономическая игра «Магазин»

 Цель: расширять представление детей о том, что такое магазин; дать новое понятие «товар», продовольственные и промышленные товары, цена; разновидности магазинов; закреплять знания детей о том, для чего нужны деньги; воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

Ход игры: Воспитатель: Ребята, мы очень много с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах. Воспитатель повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения». Воспитатель: А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? (Ответы детей.) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар - это все то, что продается в магазине. Отгадайте загадку: Угадай, как то зовется, Что за деньги продается. Это не чудесный дар, А просто-напросто… (Товар.) Воспитатель: Назовите продовольственные товары, т.е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу (хлеб, молоко, яйца, конфеты и т.д.). А теперь попробуйте назвать промышленные товары (одежда, обувь, головные уборы и т. д.). (Ответы детей.) Значит, товары у нас бывают какие? (продовольственные и промышленные). Воспитатель: Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар (иметь деньги, знать цену). А что же такое цена? (это то, сколько стоит товар). Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет). Значит, товары бывают дешевые и дорогие. Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар? Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. (Дешевой продукции - много, дорогой - мало.) Воспитатель: Какой товар покупали бы вы - дешевый или дорогой? Почему? Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо. Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь. - Одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров. - Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качественных материалов ее качество гарантировано. Какую бы обувь вы купили - ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? (Ответы детей). Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь. Воспитатель: Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бывают магазины? (Овощной, хлебный, колбасный, рыбный - магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т.д. - магазины промышленных товаров).

-Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? (Продавцы).  

-А те, кто покупают эти товары? (Покупатели).

-В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине?

 -А в магазине, где продают ленты, пуговицы, ткани? А в обувном магазине? (Ответы детей).

 -Хотели бы вы стать продавцом в магазине? (Ответы детей). Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

Практика «Мини-банк»

Цель: показать  принципы  финансового  планирования,  донести  принцип «сначала зарабатываем - потом тратим». Суть практики: Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и  хранение  мелочи.   Предложите  напоминать  всем  членам  семьи,  чтобы  они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы. Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини - банке» - например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки. Следующий  этап  развития  практики - вы  можете  рассказать  ребенку,  что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то  небольшой  процент  от  имеющихся  в  «мини-банке»  денег  будет отдаваться ему лично за работу банкиром - например, 3% или 5%.

Практика «Совместные покупки»

Цель: показать  принципы  финансового  планирования  и  разумных  покупок, объяснить  происхождение  стоимости  товара  и  основы  финансовой безопасности. Суть практики: Регулярно  совершайте  совместные  походы  в  магазин.  Дайте  ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать  на  калькуляторе  стоимость  всех  товаров,  которые  вы складываете  в  корзину,  а  также  проверять  срок  хранения  продуктов  на упаковках.  Обсудите,  почему  стоимость  похожих  товаров  отличается:  из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей. На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет. На  следующем  этапе  можно  дать  более  сложное  поручение,  например, выбрать все для собственного завтрака. Со  временем  вы  увидите,  когда  ребенок  готов  выполнять  самостоятельные несложные покупки.  

Практика «Самостоятельная покупка»

Цель: показать  принципы  финансового  планирования  и  разумных  покупок, объяснить  происхождение  стоимости  товара  и  основы  финансовой безопасности.

Суть практики: Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно чувствует  себя  возле  кассы  и  внимателен  к  ценам  на  товар  и  получению сдачи, предложите ему первый самостоятельный поход в магазин. Обязательно  составьте  список  покупок.  В  первый  раз  он  должен  быть несложным,  не  более  трех  товаров:  например,  хлеб,  молоко  и  печенье. Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко - то какое; в какой упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене. Дайте  сумму,  предполагающую  получение  сдачи.  Обсудите,  какой  должна быть сдача. Похвалите ребенка за покупку!

Практика «Таблица расходов»

Цель: научить  считать  деньги,  показать  принципы  финансового планирования. Суть практики: Научите  ребенка  подсчитывать  деньги,  которые  он  собрал,  заработал  и  потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся  суммы. Эти действия должны войти в привычку. Договоритесь  о  времени  в  расписании  дня,  когда  ребенок  будет  уделять этому занятию 10 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендаций для родителей по экономическому воспитанию дошкольников.

В статье предлагаются формы работы для родителей по экономическому воспитанию дошкольников...

Консультация для родителей о экономическом воспитании дошкольника.

Познакомить родителей с условиями, содержанием и методами экономического воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания....

Рекомендаций для родителей по экономическому воспитанию дошкольников

Рекомендаций для родителей по экономическому воспитанию дошкольников...

Цикл Консультаций для родителей по экономическому воспитанию

laquo;Нужно ли дошкольнику экономическое воспитание?»Нужно! Но как?Обсуждая эту проблему, мы говорим лишь о началах экономического воспитания, включающих в себя доступные детям знания и некотор...

Памятка «Полезные советы родителям по экономическому воспитанию дошкольников»

С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В к...