Финансовый уголок в группе
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Ирина Александровна Баширова

Экономика и дошкольник , на первый взгляд , кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна, именно поэтому сложные экономические процессы, так привлекают детей.

В этом материале я расскажу об организации финансового уголка в нашей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_finansovyy_ugolok_v_gruppe.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

1.Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. 

Экономика и дошкольник , на первый взгляд , кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна, именно поэтому сложные экономические процессы, так привлекают детей.

         Ввести детей в мир экономики необходимо. Детей интересует очень многие вопросы такого характера. И чем чаще они соприкасаются с социальной действительностью, тем больше вопросов возникает у них. Их экономическая любознательность закономерна, ведь экономические отношения пронизывают все сферы жизнедеятельности людей и прежде всего семьи. Вместе с родителями ребенок ходит в магазин, а иногда и сам делает покупки, приобретая тем самым определенный экономический опыт.

Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает  ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание важное направление в дошкольной педагогике – актуально и востребовано особенно остро.

2. Экономическому воспитанию в первую очередь способствует грамотно спланированное окружающее ребёнка игровое пространство  - развивающая предметно-  пространственная среда.

Создавая и наполняя содержанием финансовый уголок в группе, мы ставили перед собой следующие задачи:

  • Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
  • Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
  • Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
  • Формировать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости.

3, 4. Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми в сфере экономического воспитания являются дидактические игры с экономическим содержанием. Они способствуют закреплению и расширению знаний об экономических сферах деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков в сфере экономических отношений.

Кроме задач общей целевой направленности, эти игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности к привлечению к экономической сфере деятельности.

5, 6. Сделать экономику понятной для детей помогают сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевая игра является одной из форм экономического воспитания. В сюжетно-ролевой игре дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща, договариваться. Что особенно важно, у них появляется интерес к новым современным профессиям. Дети любят играть «в кого- нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, в больницу, магазин, школу, детский сад и т. д. Этим сюжетно-ролевым играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребенка предпринимательская деятельность, насыщенная положительными эмоциями.

 Реализация в практической деятельности сюжетно-ролевых игр с экономическим содержанием способствует решению следующих задач:

  • закрепление в игровой форме представлений дошкольников о таких доступных понятиях, как деньги, товар, труд;
  • применение экономических знаний в конкретной ситуации;
  • воспитание навыков бережного отношения к разным видам собственности, воспитание уважения к труду и людям труда. 

7, 8  Карта путешествий «Мир потребностей» и «Пирамида потребностей» помогают сформировать у детей первичные элементарные экономические представления; дают обобщающие знания о различных потребностях человека.

  1. Физиология. На самом первом уровне человеку нужны пища, отдых и удовлетворение других потребностей, которые необходимы для нормального существования организма. 
  2. Безопасность. Далее возникает желание стабильности, стремление защитить себя от внешних угроз. 
  3. Любовь и принадлежность. Этот уровень предполагает, что человек удовлетворяет социальные потребности. К примеру, находит друзей, создаёт семью, заводит знакомства с интересными людьми. 
  4. Уважение и признание. На данном этапе возникает потребность в признании со стороны общества. Например, хочется добиться высокого статуса, заслужить уважение окружающих, получить подтверждение своих достижений. 
  5. Самоактуализация. На самом высоком уровне у человека возникает стремление закрыть духовные потребности. Это может быть развитие талантов, поиск смысла жизни. 

9, 10. Очень нравится дошкольникам решать экономические ребусы и задачи. Поиск правильного решения задачи с экономическим содержанием пробуждает здоровый интерес к деньгам, знакомит с простыми экономическими понятиями, развивает логическое мышление, умение делать умозаключения.

11, 12. Изучая и обсуждая со взрослым и сверстниками иллюстрированный альбом «История возникновения денег» наши воспитанники имеют  возможность познакомиться как с происхождением денег, с историей, функцией и видах денег, так и с денежными единицами Древней Руси и современными деньгами. Это способствует формированию представлений об экономических причинах возникновения денег, знакомит дошкольников с такими понятиями как «бартер», «купля-продажа».

13.  В  финансовом уголке группы находятся своеобразные денежные накопители (кошельки, портмоне, кармашки), куда дети складывают свои игровые «деньги». Родители также внесли вклад в наполнение финансового уголка – изготовили вместе с детьми валюту своей семьи.

14. Альбом «Бюджет семьи» знакомит детей с понятиями «семейный бюджет»; «доходы», «расходы»; помогает сформировать  навыками распределения семейного бюджета;  бережное отношение к составляющим домашнего хозяйства.

15. В финансовом уголке группы помещены также результаты проектной деятельности детей – альбомы, стенгазеты, плакаты.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Поэтому, одним из перспективных методов, наиболее эффективным и интересным для дошкольника, является метод проектной деятельности. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания  с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Каждый ребёнок имеет возможность проявить себя, почувствовать себя нужным, значимым, учит быть уверенным в своих силах.

16. Формированию у дошкольников экономических представлений способствует детская художественная литература, которая также находится в финансовом уголке группы:


К. Чуковский «Федорино горе», «Муха- Цокотуха».
В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо».
А. Н. Толстой «Золотой ключик».
Л. Кнышева «Экономика для малышей или как Миша стал бизнесменом».

русская народная сказка «Морозко».
Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены».
Т.А. Папова, О.И. Меньшиков «Сказка о царице Экономике, злодейке
Инфляции. Волшебном компьютере и верных друзьях»

Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зелёный уголок в группе

консультация для молодых воспитателей...

Консультация "Психологический уголок в группе" + Положение о смотре-конкурсе "Лучший психологический уголок"

Консультация для воспитателей «Психологический уголок в группе»Уголок психологической разгрузки — это пространство, организованное особым образом. Это целый мир, находясь в кото...

Как оборудовать физкультурный уголок в группе согласно ФГОС ДО в ясельной группе ДОУ

Исходя из требований ФГОС, отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка должно являться:- содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельно...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Уголок природы группы»

ЦЕЛЬ: уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях, учить детей более полно описывать комнатные растения. Отметить существенные признаки внешнего вида. Закрепить знания детей по ухо...

Финансовый уголок в детском саду

Финансовая грамотность и нужно ли дошкольников знакомить с ней? Конечно, надо. Дети играют в «современных взрослых», в «экономические игры». А значит, мы воспитываем совершенно...

«Уголок ПДД группы №2 (средняя группа»).

Содержание уголка дорожной безопасности....