Консультация "Психологический уголок в группе" + Положение о смотре-конкурсе "Лучший психологический уголок"
консультация

Кацевалова Наталья Александровна

Консультация для воспитателей «Психологический уголок в группе»

Уголок психологической разгрузки — это пространство, организованное особым образом. Это целый мир, находясь в котором каждый ребенок ощущает себя спокойно, комфортно и безопасно. 

Положение о смотре-конкурсе "Лучший психологический уголок"

Цели и задачи смотра-конкурса.

  • Создание условий для сохранения  психологического здоровья каждого ребёнка;
  • Активизация деятельности педагогического коллектива по оформлению  и грамотному использованию материалов психологических уголков для полноценного психофизического развития дошкольников;
  • Привлечение родителей к оказанию всесторонней помощи группам в проведении смотра-конкурса.

Презентация_https://yadi.sk/d/7GRnfl4mmFth-Q

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 59 «Умка»

г. Подольск

Консультация для воспитателей
«Психологический уголок в группе»

Педагог-психолог

Кацевалова Н.А.

2016-2017 уч.г.


Консультация для воспитателей «Психологический уголок в группе» (слайд 1).

  1. Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников.

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. На сегодняшних дошкольниках сказывается экономическая и ценностная нестабильность общества. Многопоколенная семья уступает место однодетной, соответственно процесс социализации происходит при дефиците общения. Другим детство делает и повсеместное внедрение раннего обучения, которое приводит к перераспределению темпов развития познавательных процессов. И как следствие всё чаще мы видим детей с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме. Ребёнок вынужден раньше взрослеть, но при этом остаётся беспомощным при столкновении со сложными жизненными ситуациями.   Окружающие ребёнка взрослые способны создать условия для его полноценного развития.

Основа такого развития – психологическое здоровье. Термин «психологическое здоровье» был введён И.В. Дубровиной. Что понимается под психологически здоровым человеком? Человек спонтанный и творческий, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами. Он полностью принимает самого себя и при этом признаёт уникальность окружающих его людей. Такой человек берёт ответственность прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Можно сказать, что ключевыми словами   для описания психического здоровья являются «баланс, гармония». А в качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать «саморегулируемость.

Дети, которые сегодня посещают дошкольные учреждения, в недостаточной степени обладают оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Большой процент воспитанников детского сада - это дети, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе и не уважающие другого человека, его чувств, настроения и эмоций.

Принятие себя таким, каким ты являешься в действительности, - признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми. Поэтому развитию этого чувства необходимо уделять серьёзное внимание и развивать его у детей.

Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Для её решения необходимо создать соответствующие условия, организовать предметно – развивающую среду.

Психологический уголок — реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня. Благодаря психологическому уголку у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться.

Испытывая определённые чувства, ребёнок познаёт себя, других людей, окружающий его мир. Для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в переживаемых им чувствах, необходимо понять причину их возникновения, а таковых может быть большое количество. Причины возникновения отрицательных эмоций (гнев, злоба, агрессия, боль, обида, страх) у детей:

- обычная детская ревность, обида, зависть. 

- ребенок старается защитить себя от нападок окружающих;

- охраняет свою собственную территорию;

- страх разлуки с родителями;

- чрезмерный контроль,

- недостаток внимания, 

- переутомление;

- неуважение к личности ребёнка;

- запрет на физическую активность; 

- напряжённый эмоциональный климат в группе.

Уголок психологической разгрузки — это пространство, организованное особым образом. Это целый мир, находясь в котором каждый ребенок ощущает себя спокойно, комфортно и безопасно. Благодаря уголкам психологической разгрузки появилась возможность контролировать и регулировать психологические, интеллектуальные и физические нагрузки, самочувствие и настроение детей, своевременно корректировать их.

Цель: создание соответствующих условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей и обеспечение специально организованных воздействий на дошкольников в условиях ДОУ (слайд 2).

Организация психологического уголка в группе позволяет решить следующие задачи:

создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности;

- создать условия, способствующие развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей;

- создать условия, способствующие развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей;

- способствовать развитию коммуникативной компетентности детей;

формировать дружеские взаимоотношения, способствовать сплочению детского коллектива. 

При оформлении психологического уголка в группе необходимо учитывать следующие принципы:

  1. гибкости и управления среды – обеспечение возможности для проявления творческой активности детей, многофункциональное использование элементов предметной среды и включение их в различные структуры образовательного процесса;
  2. активности, самостоятельности, творчества – предоставление детям возможности самим изменять окружающую предметную среду; развитие у них способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности; инициирование и поощрение потребности дошкольников самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
  3. индивидуального подхода ко всем участникам воспитательно-образовательного процесса – поиск лучших качеств личности, учет особенностей личности в воспитательно-образовательном процессе; формирование положительных представлений личности о себе (Я - концепция), на основе которых строится поведение.

  1. Особенности организации уголка психологической разгрузки (слайд 3).

Материалы для уголка подбираются с учетом их основного назначения, а именно:

  1. Для психологической разгрузки воспитанников;
  2. Для формирования навыков бесконфликтного общения, согласованных действий в детском коллективе;

2.1. Обучения детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр.

2.2. Обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

  1. Для обеспечения эмоционального комфорта детей с ООП (тревожных, гиперактивных, агрессивных).
  1.  Повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей. (слайд 23).
  2. Обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции.
  3. Обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
  1. Оснащение психологического уголка в детском саду (слайд 4).

Таким образом, в уголок должны входить следующие материалы:

  1. Зона психологической разгрузки. (слайд 5).

— уголок для уединения (шатёр, палатка и т.д.). Он должен больше всего напоминать норку, там должно быть полутемно, тесновато и мягко. Это место где нужно отлежаться, отсидеться, успокоиться, а потом снова включаться в общую суету (слайд 6);

— кресло-капелька, пуф, мягкие подушки или мягкая мебель (слайд 7). Наличие в уголке мягкой мебели даёт возможность расслабиться и способствуют снятию напряжения, поднятию настроения;

— «Сонные игрушки», «Подушка-сплюшка». В период адаптации дети очень тревожны и им трудно заснуть, ритуал для засыпания «Сонные игрушки» поможет детям снять тревожность (слайд 8);

—стул для размышлений служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т.д. Самое главное — стул не должен быть наказанием для детей (слайд 9);

—«Воспоминание о лете» (ракушки, цветочки и т.д.)помогают обрести покой, расслабиться, снять мышечное напряжение (слайд 10);

— фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями (слайд 11),

—«Мамины ладошки» (варежки, мягкие игрушки, перчаточные куклы, сшитые мамиными руками) (слайд 12);

— телефон, телефонная трубка, сотовая модель для игры «Позвони маме», ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней (слайд 12);

  1. Зона формирования навыков бесконфликтного общения, согласованных действий в детском коллективе (слайд 13);

2.1. Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр.

— Индикаторы настроения, «Азбука настроений», «Доска настроений» (слайд 14-15);

— «коробочка для примирения» представляет собой яркую, обёрнутую красивой бумагой коробку с дырками со всех сторон. Поссорившиеся дети просовывают с разных сторон руки, внутри коробочки мирятся, произнося разные стихи – мирилки. Коллекция стихов–мирилок регулярно пополняется. Можно в группе с детьми провести конкурс на лучшую «мирилку». Выбранная «мирилка» вывешивается в психологическом уголке или на видном месте (слайд 16);

— «Коврик дружбы», «Остров примирения», «Коврик примирения», «Подушка примирения»(слайд 17);

— «подушка - подружка» (слайд 18), подушки - «плакушки» (слайд 19), подушки сердечки (слайд 20), обняв такую подушечку, ребенок может поделиться с ней своим настроением;

— настольные, дидактические игры: «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Мои чувства», «Чувства и эмоции», «Угадай эмоцию», «Эмоции в сказках», «Найди друзей», «Как поступают друзья», «Зеркало эмоций», «Театр эмоций» и т.д., (слайд 21-22), шкатулка с маленькими человечками.

—оборудование для совместных игр и игр-драматизаций.

Игра «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку.

Индикаторы настроения. Например, на стене 2 кота - «индикаторы настроения». Ребенок может подойти и «угостить рыбкой» грустного или веселого кота - в соответствии со своим настроением. Рыбки с закрепленными плоскими магнитиками крепятся на магнитные «мисочки».

2.2. Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Командные игры «Твистер, или Веселый коврик», «Пальчиковый твистер», «Гусеница» и др. командные игры (слайд 23-24).

  1. Зона обеспечения эмоционального комфорта детей с ООП (тревожных, гиперактивных, агрессивных) (слайд 25).

  1. Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей. (слайд 25).

— Подиум, стенд- «Герой дня», медали (слайд 26);

— «Копилка добрых дел», «Коробочки добрых дел» - у каждого ребёнка своя коробочка, в которую он «складывает» добрые дела и поступки. Каждый поступок воспитатель отмечает фишкой. В конце недели фишки подсчитываются и тому, в чьей коробочке больше фишек, вручается флажок, который принадлежит ему до следующего подсчёта результатов (слайд 27-29);

— «Почётный стул» стимулирует повышение самооценки, уверенности в себе, снятие тревожности(слайд 30);

— волшебные предметы:шляпа волшебника, плащ, башмачки, волшебная палочка, короны, медали, дудочки, веера, маски, цветик-семицветик, шкатулки и волшебные коробочки. Служат для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей (слайд 31);

— Деревянная рамка для фотографии носит название «Портрет хорошего меня». Ребёнок ставит рамку перед собой и рассказывает о себе всё хорошее. Остальные дети подсказывают, если рассказчик что – то пропустил. Так дети учатся положительному самопринятию, создают свой положительный «Я – образ».

—подборка психогимнастических игр, направленных на формирование положительного самопринятия и толерантности. Игры, направленные на доброжелательное отношение к своему имени. Обусловлено это тем, что имя-это существенная социальная и психологическая составляющая личности.

— А для родителей в приёмной располагаются консультации, рекомендации и «Шкатулка добрых посланий», в которой они оставляют своим детям добрые послания и пожелания. Воспитатель зачитывает их ребенку в течение дня по мере необходимости, таким образом, успокаивая ребенка.

Игра «Волшебный стул».

Для активизации положительных эмоций, для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти используют эту игру.Грустному ребенку предлагаю присесть на стул, а остальные дети по очереди подходят к волшебному стулу, поглаживают сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова, дарят ему игры-забавы, которые имеют способность «заставить» ребенка улыбнуться, придумывают свои способы, как поднять настроение товарищу. 

  1. Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции(слайд 32);

плеер и наушники с релаксирующей расслабляющей музыкой (шум воды, пение птиц, шелест листьев, дуновение ветра(слайд 32-33);

—цветные клубочки помогут успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции(слайд 34);

— «сухие бассейны» с желудями, кукурузой, горохом, семенами каштана, гречкой, фасолью,контейнеры с цветными пуговицами, бусинками, которые можно нанизывать на веревочку(слайд 34);

—дидактические игры «Собери бусы», «Собери букет»;

—  Игрушки-фигурки, складывающиеся при нажимании, игрушки-головоломки (слайд 35);

—  массажеры (мячики-ежики разного цвета и размера, массажные кольца и т.д. (также можно использовать шишки). Обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться.

— «Мешочки настроений» - мешочек хорошего настроения, мешочек плохого настроения. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение: радость, улыбки, хохотушки. И с помощью приемов самомассажа — растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение(слайд 36);

— Водяные часы. Дети наблюдают за медленно падающими цветными каплями, картина со светом и звуком «Живая природа», светодиодные светильники (слайд 37).

  1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

— стаканчики, банки, мешки для крика грубых слов, злобы и т.д. (если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче)(слайд 38);

— коврик злости (дети знают, что если они злятся, нужно с силой вытереть об него гневные ножки и злость пройдет)(слайд 39);

— «Подушка злости, Бобо» - поролоновая или мягко набивная «подушка-колотушка», боксерская груша (например, игра «Выбиваем пыль», когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей — это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку, очистив ее от зимней пыли с помощь специального приспособления очень даже можно)(слайд 40);

— мишени, мешочки с крупой и т.п.  для метания, дротики на липучках, что является одним из приемов выражения агрессии(слайд 41);

— набор бумаги для разрывания или листки – гнева (слайд 42);

«Волшебный пластилинчик» - дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;

— мягкая проволока большого диаметра - для снятия агрессивных проявлений(слайд 43);

— «Копилка плохого настроения».

  1. Картотека игр, упражнений, стихов, потешек, сказок, аудио-, видеозаписей направленных на (слайд 44):

- снятие психоэмоционального напряжения у детей;

-  развитие эмоционально-волевой сферы;

-  формирование коммуникативных навыковдетей дошкольного возраста:

-  положительного самопринятия и толерантности.

Важно помнить!!! (слайд 45)

- все игры и игрушки не должны храниться в уголке постоянно, вся атрибутика периодически меняется, обновляется и пополняется по мере необходимости.

- эффективность работы зависит от того насколько дети осведомлены о предназначении уголка, его оснащённости и умении пользоваться атрибутами. Поэтому детей знакомят с уголком сразу после его организации, предлагают осмотреться, опробовать игрушки.

По мере внесения нового атрибута, детям демонстрируются различные способы манипулирования с ним.

При правильной организации Уголка уединения, это место станет настоящим помощником воспитателя в группе, кроме того, поможет детям разобраться во всём спектре чувств, которые они испытывают.

Спасибо за внимание! (слайд 46).


ОСНАЩЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УГОЛКА В ДЕТСКОМ САДУ.

Материалы для уголка подбираются с учетом их основного назначения, а именно:

  1. Для психологической разгрузки воспитанников;
  2. Для формирования навыков бесконфликтного общения, согласованных действий в детском коллективе;

2.1. Обучения детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр.

2.2. Обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

  1. Для обеспечения эмоционального комфорта детей с ООП (тревожных, гиперактивных, агрессивных).
  1.  Повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей. (слайд 23).
  1. Обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции.

3.3.Обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

  1. Зона психологической разгрузки.

— уголок для уединения (шатёр, палатка и т.д.). Он должен больше всего напоминать норку, там должно быть полутемно, тесновато и мягко. Это место где нужно отлежаться, отсидеться, успокоиться, а потом снова включаться в общую суету;

— кресло-капелька, пуф, мягкие подушки или мягкая мебель. Наличие в уголке мягкой мебели даёт возможность расслабиться и способствуют снятию напряжения, поднятию настроения;

— «Сонные игрушки», «Подушка-сплюшка». В период адаптации дети очень тревожны и им трудно заснуть, ритуал для засыпания «Сонные игрушки» поможет детям снять тревожность.

— стул для размышлений служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т.д. Самое главное — стул не должен быть наказанием для детей;

— «Воспоминание о лете» (ракушки, цветочки и т.д.)помогают обрести покой, расслабиться, снять мышечное напряжение;

— фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями,

— «Мамины ладошки» (варежки, мягкие игрушки, перчаточные куклы, сшитые мамиными руками);

— телефон, телефонная трубка, сотовая модель для игры «Позвони маме», ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;

  1. Зона формирования навыков бесконфликтного общения, согласованных действий в детском коллективе (слайд 14);

2.1. Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр.

— Индикаторы настроения, «Азбука настроений», «Доска настроений»;

— «Коврик дружбы», «Остров примирения», «Коврик примирения», «Подушка примирения»;

— «коробочка для примирения» представляет собой яркую, обёрнутую красивой бумагой коробку с дырками со всех сторон. Поссорившиеся дети просовывают с разных сторон руки, внутри коробочки мирятся, произнося разные стихи – мирилки. Коллекция стихов–мирилок регулярно пополняется. Можно в группе с детьми провести конкурс на лучшую «мирилку». Выбранная «мирилка» вывешивается в психологическом уголке или на видном месте;

— «подушка - подружка», подушки - «плакушки», подушки сердечки, обняв такую подушечку, ребенок может поделиться с ней своим настроением;

— настольные, дидактические игры: «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Мои чувства», «Чувства и эмоции», «Угадай эмоцию», «Эмоции в сказках», «Найди друзей», «Как поступают друзья», «Зеркало эмоций», «Театр эмоций» и т.д., шкатулка с маленькими человечками.

— оборудование для совместных игр и игр-драматизаций.

Игра «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку.

Индикаторы настроения. Например, на стене 2 кота - «индикаторы настроения». Ребенок может подойти и «угостить рыбкой» грустного или веселого кота - в соответствии со своим настроением. Рыбки с закрепленными плоскими магнитиками крепятся на магнитные «мисочки».

2.2. Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Командные игры «Твистер, или Веселый коврик», «Пальчиковый твистер», «Гусеница» и др. командные игры.

  1. Зона обеспечения эмоционального комфорта детей с ООП (тревожных, гиперактивных, агрессивных).

  1. Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей.

— Подиум, стенд- «Герой дня», медали;

— «Почётный стул» стимулирует повышение самооценки, уверенности в себе, снятие тревожности.

— волшебные предметы:шляпа волшебника, плащ, башмачки, волшебная палочка, короны, медали, дудочки, веера, маски, цветик-семицветик, шкатулки и волшебные коробочки. Служат для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей.

— Деревянная рамка для фотографии носит название «Портрет хорошего меня». Ребёнок ставит рамку перед собой и рассказывает о себе всё хорошее. Остальные дети подсказывают, если рассказчик что – то пропустил. Так дети учатся положительному самопринятию, создают свой положительный «Я – образ».

— «Коробочки добрых дел» - у каждого ребёнка своя коробочка, в которую он «складывает» добрые дела и поступки. Каждый поступок воспитатель отмечает фишкой. В конце недели фишки подсчитываются и тому, в чьей коробочке больше фишек, вручается флажок, который принадлежит ему до следующего подсчёта результатов.

—подборка психогимнастических игр, направленных на формирование положительного самопринятия и толерантности. Игры, направленные на доброжелательное отношение к своему имени. Обусловлено это тем, что имя-это существенная социальная и психологическая составляющая личности.

— А для родителей в приёмной располагаются консультации, рекомендации и «Шкатулка добрых посланий», в которой они оставляют своим детям добрые послания и пожелания. Воспитатель зачитывает их ребенку в течение дня по мере необходимости, таким образом, успокаивая ребенка.

Игра «Волшебный стул».

Для активизации положительных эмоций, для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти используют эту игру. Грустному ребенку предлагаю присесть на стул, а остальные дети по очереди подходят к волшебному стулу, поглаживают сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова, дарят ему игры-забавы, которые имеют способность «заставить» ребенка улыбнуться, придумывают свои способы, как поднять настроение товарищу. 

  1. Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции.

— Аудио, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации),

—цветные клубочки помогут успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции.

— «сухие бассейны» с желудями, кукурузой, горохом, семенами каштана, гречкой, фасолью, контейнеры с цветными пуговицами, бусинками, которые можно нанизывать на веревочку;

— дидактические игры «Собери бусы», «Собери букет»;

— «Мешочки настроений» - мешочек хорошего настроения, мешочек плохого настроения. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение: радость, улыбки, хохотушки. И с помощью приемов самомассажа — растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

— Водяные часы. Дети наблюдают за медленно падающими цветными каплями.

— картина со светом и звуком «Живая природа», светодиодные светильники, плеер и наушники с релаксирующей расслабляющей музыкой (шум воды, пение птиц, шелест листьев, дуновение ветра).

—  массажеры (мячики-ежики разного цвета и размера, массажные кольца и т.д. (также можно использовать шишки). Обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться.

—  Игрушки-фигурки, складывающиеся при нажимании, игрушки-головоломки.

  1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

— стаканчики, банки, мешки для крика грубых слов, злобы и т.д. (если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче);

— коврик злости (дети знают, что если они злятся, нужно с силой вытереть об него гневные ножки и злость пройдет);

— мишени, мешочки с крупой и т.п.  для метания, дротики на липучках, что является одним из приемов выражения агрессии;

— «Подушка злости, Бобо» - поролоновая или мягко набивная «подушка-колотушка», боксерская груша (например, игра «Выбиваем пыль», когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей — это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку, очистив ее от зимней пыли с помощь специального приспособления очень даже можно);

— «Копилка плохого настроения»,

— набор бумаги для разрывания или листки – гнева,

«Волшебный пластилинчик»- дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться.

— мягкая проволока большого диаметра - для снятия агрессивных проявлений.

  1. Картотека игр, упражнений, стихов, потешек, сказок, аудио-, видеозаписей, направленных на:

- снятие психоэмоционального напряжения у детей;

-  развитие эмоционально-волевой сферы;

-  формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста:

-  положительного самопринятия и толерантности.

Важно помнить!!!

- все игры и игрушки не должны храниться в уголке постоянно, вся атрибутика периодически меняется, обновляется и пополняется по мере необходимости.

- эффективность работы зависит от того насколько дети осведомлены о предназначении уголка, его оснащённости и умении пользоваться атрибутами. Поэтому детей знакомят с уголком сразу после его организации, предлагают осмотреться, опробовать игрушки.

По мере внесения нового атрибута, детям демонстрируются различные способы манипулирования с ним.



Предварительный просмотр:

Положение

 о смотре-конкурсе «Лучший психологический уголок»

МДОУ детского сада № 59 «Умка»

  1. Цели и задачи смотра-конкурса.
  • Создание условий для сохранения  психологического здоровья каждого ребёнка;
  • Активизация деятельности педагогического коллектива по оформлению  и грамотному использованию материалов психологических уголков для полноценного психофизического развития дошкольников;
  • Привлечение родителей к оказанию всесторонней помощи группам в проведении смотра-конкурса.

  1. Участники смотра-конкурса.
  1. В смотре-конкурсе могут принять участие воспитатели всех возрастных групп.
  2. Обязательным условием смотра-конкурса является участие воспитанников ДОУ.

  1. Мероприятия по подготовке смотра-конкурса.
  1. Педагогу-психологу провести групповую консультацию  с педагогами «Организация психологического уголка в группе»;
  2. Старшему воспитателю и педагогу-психологу подготовить рекомендации и образцы для создания психологических уголков.
  3. Провести индивидуальные консультации  с педагогами.

  1. Критерии и порядок работы жюри конкурса.
  1. Работу участников конкурса оценивает жюри, в состав которого входят:

председатель-заведующий детского сада;

старший воспитатель;

педагог-психолог;

учитель-логопед;

председатель профсоюзного комитета детского сада.

  1. Каждый член жюри просматривает психологический уголок в каждой группе и проводит беседу с детьми.
  2. Оценка психологических уголков осуществляется  по следующим критериям:
  • Наличие в группе зоны для психологической разгрузки;
  • Материала для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • Эмоционально-развивающих игр, направленных на обучение детей бесконфликтному общению;
  • Материала, направленного на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей;
  • Материала для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям;
  • Эстетичность оформления психологического уголка;
  • Презентация психологического уголка воспитателем группы;
  • Рассказ детей о психологическом уголке;
  • Работа с родителями.

  1. Порядок проведения смотра-конкурса.
  1. Смотр-конкурс проводится  в период с 01.02. по 28.02.2017 г.
  2. Организаторы смотра-конкурса имеют право при необходимости вносить изменения  и корректировки в порядок его проведения.

  1. Награждение и поощрение победителей смотра-конкурса.

6.1. Победители смотра-конкурса отмечаются грамотами и благодарственными письмами от администрации детского сада.