Сценарий родительского собрания "Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Черных Елена Викторовна

Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьёй посредством игры.

Программные задачи:

  • Повысить уровень финансовой культуры родителей;
  • Вовлечь родителей в разрешение жизненных ситуаций, семейных конфликтов;
  • Научить родителей помочь ребёнку сформировать позитивное отношение к труду и деньгам.
  • Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.
  • содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения;
  • развивать умения подмечать в устном народном творчестве простейшие экономические явления;
  • Приёмы и методы:
  • словесный, игровой, практический.
  • Материалы и оборудование: жетоны (фрагменты денежных купюр, бейджи с названиями команд, мяч, схемы для оригами «кошелёк», листы бумаги, карандаши, ножницы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                   Черных Елена Викторовна

Воспитатель первой

                                                                                       квалификационной категории                        

 МБДОУ Полтавский

детский сад      «Родничок»    

Полтавского района Омкой области

Образовательная деятельность

                                                                (Родительское собрание )

Возрастная группа: старшая

Тема: «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

Вид деятельности: Родительское собрание

       Форма проведения: круглый стол, дискуссия

Место проведения: музыкальный зал

Продолжительность: 40 мин

План собрания:

  1. Приветствие воспитателя
  2. Игра «Мяч радости»
  3. Вступительное слово воспитателя по теме.
  4. Обсуждение вопросов с родителями по теме.
  5. Игра с родителями «Финансовый ринг».                                                                                     6.Приложение №1 Опросник: Анкетирование родителей «Экономическое воспитание ребёнка в семье».                                                                                    7.Решение собрания.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьёй посредством игры.

Программные задачи:

  • Повысить уровень финансовой культуры родителей;
  • Вовлечь родителей в разрешение жизненных ситуаций, семейных конфликтов;
  • Научить родителей помочь ребёнку сформировать позитивное отношение к труду и деньгам.
  • Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.
  • содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения;
  • развивать умения подмечать в устном народном творчестве простейшие экономические явления;
  • Приёмы и методы:
  • словесный, игровой, практический.
  • Материалы и оборудование: жетоны (фрагменты денежных купюр, бейджи с названиями команд, мяч, схемы для оригами «кошелёк», листы бумаги, карандаши, ножницы.
  • ТСО: проектор, экран, презентация – игра «Финансовый ринг», ноутбук, колонки.

Ход собрания:

1.Вступительное слово воспитателя по теме: 

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас сегодня за нашим круглым столом.

2. Игра «Мяч радости».

У меня сегодня хорошее настроение и я хочу  поделиться с вами своим хорошим настроением . Поверните обе руки ладошками вверх, а мой  «мяч радости» покатится по ним оставляя вам хорошее настроение.

Ну а теперь с хорошим настроением  мы переходим к теме нашего собрания.      3. Тема собрания «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности». Удивлены, почему мы выбрали именно эту тему для обсуждения? Наше учреждение детский сад «Родничок» с 1.09.2019 года, является региональной инновационной площадкой по финансовой грамотности. И это значит, что помимо основной общеобразовательной программы  «Детство», в этом году мы начали еще и обучение по основам финансовой грамотности детей. По Программе, которая разработана Министерством образования и науки Российской Федерации  и Центробанком России.

Программа знакомит детей с основными финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена, а так же с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность, трудолюбие.

Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.

Но большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности лучше начинать со старшего возраста на начальных ступенях образовательной системы. Кем бы ни стал ребенок, где бы не жил, он обязательно столкнется с законами экономики.

Современный ребенок рано включаются в экономическую жизнь семьи, ходит с родителями за  покупками в магазин и родители прислушиваются к мнению ребенка в отношении покупок, выбирая игрушку дети не выбирают невзрачную, дешевую игрушку, а хотят купить дорогую красивую, при посещении продуктовых магазинов, сами кладут в корзину товары которые ему хотелось бы купить, знают что такое реклама, некоторые дети в 5-7 лет имеют карманные деньги, пользуются разными услугами (парикмахеров, фотографов…). Овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Наша задача педагогов, на доступном уровне, в игровой и увлекательной форме, расширить знания детей по экономическому воспитанию, привить детям правильное отношение к тому, что делают для них взрослые, уважение к труду людей.

Сейчас, хотелось бы вам рассказать о занятиях, играх которые у нас в плане, по ознакомлению детей с финансовой грамотностью.

Свои первые познания об экономике мы начали с сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Кафе», «Парикмахерская», «Пиццерия», проигрывали различные ситуации, при этом учились культуре общения и поведения.

Читали сказки, а ведь во многих сказках есть экономическая составляющая, например во многих сказках отражается труд людей «Хаврошечка», «Морозко», «Федорино горе», «Мужик и медведь», сказки о потребностях  А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуйковский «Телефон», сказки о бартере «Лисичка со скалочкой», Катаев «Дудочка и кувшинчик», сказки о деньгах  К.И. Чуйковский «Муха- цокотуха», А. Толстой «Буратино», сказки о рекламе «Ш.Перро «Кот всапога», Г.Х.Андерсен «Новое платье короля», С.Михалков «Как мужик корову продавал»

В январе провели занятие «В мире современных профессий», на котором путешествовали по миру профессий и обсудили с детьми,  какую пользу приносит та или иная профессия. И что было бы если бы не было, например парикмахеров, врачей и т.д? Дети рассказали какую они выберут профессию, когда вырастут.

Провели беседа о потребностях человека. Принесла шкатулку, сказала что она волшебная из нее можно достать все то, что вы хотите иметь, только вещи в шкатулку невидимые, поэтому вы должны рассказать что вы достаете. Все дети конечно достали игрушки. Ребята, волшебная шкатулка сейчас исполнила ваши желания, вам всем хочется иметь какую то игрушку. Но кроме игрушек, человеку нужны еще и другие вещи.  Без чего человек не может жить? (вода, одежда, свет, тепло, воздух, дом, любовь родителей, образование). А что будет если у нас не будет дома, воды, пищи, одежды, любви? Значит эти вещи нам очень необходимы. Но за все эти вещи надо платить деньги, за свет, образование, воду. И часто бывает так, что желаний много, а денежные возможности родителей не позволяют выполнить ваши желания. Поэтому надо помнить, что в первую очередь мы покупаем самое необходимое, а потом уже то что нам хочется и не надо обижаться на родителей если вам что то не купили.  

В феврале знакомили  с деньгами. Просмотрим мультфильм «Уроки тетушки Совы – что такое дети?» Беседа «Путешествие в прошлое денег»

В марте запланирована беседа-размышление «Чего нельзя купить за деньги?» - не все в мире покупается и продается. Дидактическая игра «Ты сегодня папа и получил зарплату» - упражнять детей в планировании семейного бюджета.

В апреле Дид.игра «Дом в котором живут деньги» - познакомим детей с деятельностью банка. Рассказ-беседа «Что такое реклама». Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».

В мае  Чтение и обсуждение сказки А.Толстого «Золотой ключик».

Мы приготовили несколько вопросов, которые хотим с вами обсудить.

4.  Вопросы для обсуждения с родителями.

  1. С какого возраста ребенка можно посылать в магазин?
  2. У кого из детей есть копилка? Ваше мнение о копилке?
  3. С какого возраста ребенок может иметь карманные деньги?
  4. С какого возраста можно дарить деньги детям как подарок?
  5. Ваше мнение по оплате детских услуг по дому?
  6. За хорошую учебу можно денежно поощрять детей? Ваше мнение.
  7. Если ребенок дошкольного возраста, помог бабушке, например помог собрать малину, прополоть грядки, за эту работу можно ребенка денежно наградить? Экономическое воспитание дошкольников невозможно без участия родителей. Очень много зависит от вас родители, так как пример взрослых является основополагающим. Многие хотят для своего ребёнка лучшее, но надо знать и помнить, что выполнение любого каприза ребёнка не даст детям понять, как относиться и обращаться с деньгами.  Объясняйте ребёнку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется надо потрудиться и заработать деньги. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. 
  1. Игра «Финансовый ринг» Одеваю колпачок гнома.Добрый день, друзья. Я – гном.Мое имя – Эконом.                                                                                                            Люблю деньги я считать

И хозяйство возглавлять.

Я живу, не тужу –

С экономикой дружу.

А это моя страна Экономика.

Взгляните на те бумажные кусочки, которые вы взяли вначале. Составив кусочки купюры вы образуете команды для участия в нашей увлекательной игре. И так, я предлагаю первой команде название «Финансисты», вторая «Экономисты»

Сегодня у нас необычная встреча. Мы поиграем финансовую игру.

Кто во что горазд, узнаем.

Не доллар, не рубль, не финт и не тугрик.

Знакомьтесь, наша валюта- умник!

Почет и хвала тому будет,

кто больше умников добудет.

Чтобы настроиться на игру, проведем разминку. Ответы в разминке не оцениваются.

Разминка:

1) Что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (деньги)

2) Делать это ни в чужом, в своем доме не стоит, деньги водится не будут? (свистеть)

3)И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)

4) Что сколачивают из денег? (капитал)

5) Какое животное всегда при деньгах? (поросенок)

6)Мотоцикл экономит время, а велосипед экономит (деньги)

7)Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)

8)Учреждение, в котором хранят деньги (банк)

- Команды готовы! Думаю пора начинать.

Игра «Верю – не верю»

Воспитатель: - Каждой команде по очереди я задам вопрос, а вы должны ответить верите или нет. За правильный ответ, получаете по 1 жетону-умнику.

Первый вопрос команде «Экономисты»: Верите ли вы, что существовали съедобные деньги? (Да.Съедобными деньгами считалось, зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура банана).

Второй вопрос команде «Финансисты»: Верите ли вы, что жители островов Санта - Крус применяли деньги в виде перьев? (Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта – Крус. Представляли они собой, тонкие красные перья длинной до 10 см.).

Третий вопрос для команды «Экономисты»: Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики? (Нет.На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц).

Вопрос«Финансисты» Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысячи островов Океании есть «Остров каменных денег?».

Ответ: Да, пояснение: в бескрайнем Тихом океане среди тысячи островов Океании есть огромный регион Микронезии, включающий архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названием Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег» .

В такую игру родители могут играть с детьми и рассказывать об истории происхождения. Детям будет интересно и познавательно.

Воспитатель: следующее задание«Продолжите предложение»

У вас на столах лежат карточки с незаконченными предложениями и вариантами ответов, вам необходимо выбрать правильный вариант и объяснить выбор. Две минуты на подготовку.

Задание для команды «Финансисты»:Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то …

у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.

это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.

это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.

Задание для команды «Экономисты»: Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…

говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.

удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи

предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.

Воспитатель: - Пока команды обсуждают задания предлагаю немного размяться, зрителям. Наша разминка называется «Выбор профессии». Я буду кидать вам мяч, но не просто, а называть профессию, вы возвращаете мне мяч и говорите, какую услугу предоставляет человек данной профессии.

Разминка с мячом для зрителей «Выбор профессии»

Воспитатель: Поиграв в эту игру с ребёнком, можно закрепить и расширить представления о профессиях. Воспитывать уважение к человеку – труженику.

Профессии: автомеханик, бухгалтер, ветеринар, журналист, звукорежиссер, инкассатор, курьер, менеджер, педагог, токарь, фермер, этнограф, шоколатье.

Продолжаем игру «Продолжи предложение»Отвечают команды по очереди, читают предложения и предлагают свой вариант ответа. За правильный ответ команда получает жетон-умник.

Следующая игра «Потребности и желания». Для каждой команды имеется одинаковый набор карточек, корзина, в которую следует положить картинки, на которых изображено то, без чего человек не может жить. И конверт, в который вы положите картинки, на которых изображены предметы, которые хочется купить, но они не являются жизненной необходимостью. Минута на обсуждение.

Эта игра поможет родителям объяснить своим детям значимость потребностей человека.

Игра "Стратегия" Всем давно известно, что «реклама двигатель прогресса»! У нас на полках залежался некоторый товар, который вам нужно успешно продать. Для этого вам, конечно, нужно придумать удачный рекламный ход, чтобы ваш товар захотели купить. Кому какой товар достанется решит «слепой жребий». Ваша задача разрекламировать товар, не называя его. Если остальные игроки догадаются, что вы рекламируете, вы получите – Жетон-умник

(один участник из команды рекламирует товар, а команда соперников должна угадать) Эта игра поможет понять качество, функции товаров, развивает творческие способности.

Воспитатель:. Сегодня участники команд своим интеллектом зарабатывали жетоны- умники. Подведем итоги игры. И так, по итогам, победителем нашего ринга объявляется команда «….» призы победителям золотые монеты, а второй команде чупа-чупсы. Так как жетоны-умники находятся в обороте только на территории нашего образовательного учреждения, команды могут приобрести «Сборник практических заданий для ознакомления детей с финансовой грамотностью», содержащий картинки для раскрашивания с заданиями, «Сюжетные картинки для раскрашивания»«Набор для рисования»,.

Воспитатель: На базе нашего дошкольного учреждения, проходит благотворительная акция «Подарок дошкольнику», я предлагаю вам, принять участие, и подарить приобретенные сегодня товары нашим детям.

Воспитатель: Непременным атрибутом взрослой жизни становится жизнь финансовая. Конечно, в семье ребёнок постигает важные истины (например, то, что за деньги не купишь ни здоровье, ни друзей, но жизнь довольно рано даёт понять, что многие вещи имеют определённую цену в денежном выражении.

Надеюсь, что то, чем сегодня мы с вами занимались, даст вам понимание важности правильного погружения ребенка в мир финансов. А на примере некоторых игр, а так же используя загадки потешки художественные произведения, мультфильмы и т. д., вы сможете объяснить своим детям необходимые навыки финансовой грамотности.

6. Анкетирование родителей «Экономическое воспитание ребёнка в семье»

7. Рефлексия

Нам бы хотелось узнать на сколько полезным был материал, представленный на собрании.  Спасибо за  сотрудничество!   До следующей встречи!

Приложение №1

Опросник для родителей

«Мой ребенок и финансовая грамота»

Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы анкеты

«Мой ребенок и финансовая грамота»

1. Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?

- считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка;

- положительно;

- отрицательно;

- не готов оценить значимость курса.

2. Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?

- до 3-х лет;

- в старшем дошкольном возрасте;

-  в школе;

- не вижу необходимости в таком обучении.

3. Нужно ли детей знакомить с экономикой?

- Да.

- Нет.

4. Прививаете ли вы ребёнку первоначальные экономические навыки в быту?

- Да

- Нет

5. Знает ли ваш ребёнок, что такое потребности?

- Да

- Нет

5. Знает ли Ваш ребенок о деньгах (что такое «деньги», какие они бывают (например, копейки, рубли), откуда берутся деньги, кто их зарабатывает в вашей семье  и т.п.?

- Да

- Нет.

6. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

- Да

- Нет.

7. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?

- Положительно.

- Отрицательно.

8. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

- Да.

- Нет.

Даете ли Вы ребенку деньги (например, чтобы он расплатился в магазине или, чтобы мог самостоятельно что-то купить)?

- Да

- Нет.

9. Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?

- Да.

- Нет.

10. Как ребенок относится к труду?

- Охотно принимается за дело.

-Неохотно принимается за дело.

11. Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?

- Да.

- Нет.

12. Знают ли ребенок профессии родителей?

- Да.

- Нет.

13.Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?

-- Да.

- Нет.

13. Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

- Да.

- Нет.

14. Формируете ли вы у ребенка основы финансовой грамотности? (Например, объясняете ему, что не можете купить слишком дорогую игрушку, или что родители ходят на работу, чтобы зарабатывать деньги)?

- Да.

- Нет.

15. Считаете ли вы необходимым привитие ребенку основ финансовой грамотности? Если нет, то почему?

- Да.

- Нет.

16. Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?

- готовы;

- не готовы;

- возможно.

Вопросы для обсуждения с родителями.

1С какого возраста ребенка можно посылать в магазин?

2У кого из детей есть копилка? Ваше мнение о копилке?

3С какого возраста ребенок может иметь карманные деньги?

4С какого возраста можно дарить деньги детям как подарок?

5Ваше мнение по оплате детских услуг по дому?

6За хорошую учебу можно денежно поощрять детей? Ваше мнение.      7.Если ребенок дошкольного возраста, помог бабушке, например помог собрать малину, прополоть грядки, за эту работу можно ребенка денежно наградить?

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\финансы\1 ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ весь материал\круги ЛУЛИЯ ФГ\2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности

Выступление на региональной конференции  «Организация мероприятий по повышению финансовой грамотности у детей: эффективный опыт». 29 ноября 2017...

консультация «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

laquo;Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»     Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

Цель консультации состоит в том, что она может  широко использоваться педагогами дошкольного образования. Использование  консультации в образовательной деятельности позволит не только систем...

Родительское собрание в средней группе Тема «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты об...

Проект "Первый шаги по ступенькам финансовой грамотности"

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с эти...

Конспект родительского собрания в средней группе на тему: "Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности".

Данный конспект родительского собрания  способствует повышению компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста и поможет воспитателю подготовиться к его п...

Семинар «С чего начать знакомство детей с финансовой грамотностью или Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

      Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать ден...