"Центр финансовой грамотности в ДОУ"
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Анахина Татьяна Александровна

В статье представлены теоретические аспекты и практические рекомендации по наполняемости деятельностно-экономической зоны в Центре финансовой грамотности для старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 33 «Радуга»

города Губкина Белгородской области

 «Знакомство старших дошкольников с основами экономики через создание «Центра финансовой грамотности»

Анахина Т.А.

воспитатель

МАДОУ № 33 «Радуга»

         

        Можно ли увлечь детей рассказами об экономике и развить у них задатки финансовой грамотности в таком маленьком, дошкольном возрасте? Это задача трудная, но решаемая. Одно из решений представлено в теме выступления ««Знакомство старших дошкольников с основами экономики через создание «Центра финансовой грамотности».         

        Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую дети погружается с ранних лет, включаясь в жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, кафе и понимают, что родители зарабатывают деньги, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Многие современные дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков от родителей. В будущем такое безответственное поведение может стать причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни.     

        Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как именно в это время закладываются основы экономического мышления. Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических качеств личности, как инициативность, трудолюбие, бережливость, самостоятельность, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.

         Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.

Основной целью реализации образования по финансовой грамотности в детском саду является формирование финансовой культуры и азов экономических знаний у старших дошкольников.

          Задача воспитателя — преподнести дошкольникам элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. С этой целью, для детей старшего дошкольного возраста в группе должна быть правильно преобразована предметно пространственная развивающая среда, то есть создан центр финансовой грамотности, который способствует обогащению разных видов детской деятельности экономическим содержанием.

             Предметно-пространственная экономическая среда предусматривает наличие зоны, которая обеспечивает самостоятельную деятельность ребенка и способствует переносу экономических знаний в игровую и трудовую деятельность. Данную предметно-пространственную экономическую среду могут составлять следующие зоны:

           Деятельностно-экономическая зона (дидактические игры с экономическим содержанием, игрушки-предметы для организации сюжетно-ролевых игр, наборы различных материалов, инструментов, приспособления для обеспечения технологического процесса (приготовление пищи, ремонт одежды, изготовление игрушек); модели денежных знаков («Маленький банкир», «Мои первые деньги») различных видов валюты, ценников); банковские карты, сберегательные книжки, буклеты, рекламные брошюры, счеты, копилки, калькуляторы, кассовый аппарат.

      Так как сюжетно-ролевая игра - одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности, то большое место занимают атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Супермаркет», «Мои домашние обязанности», «Банк», «Ателье», «Кафе», «Кондитерская».

          Например, совместно с родителями изготовили пособие -макет банкомата сбербанка, который удобен в использовании. Пособие подходит для сюжетно –ролевой игры «Банк», «Супермаркет». Дети с удовольствием играют с макетом банкомата, оплачивая покупки, услуги, учатся правильно пользоваться пластиковой картой, закрепляют знания о денежных купюрах.

           В ходе сюжетно-ролевой игры «Магазин», с детьми учимся распределять роли, обогащаем содержание коллективной игры, воспитываем культуру общения, совершенствуем навыки счета и умение бережно обращаться с деньгами.          

          Традиционная игра усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. В ходе игры периодически создаем для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку.

          Играя в дидактические и настольно-печатные игры («Кому что нужно для работы», «Угадай, где продается») дети упражняются в узнавании и назывании профессий взрослых и предметов, необходимых для работы людей. В ходе игр дети убеждаются, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы, что результат труда людей оплачивается деньгами.

        Например, дидактическая игра «Доход-расход семьи» проводится с целью закрепления у детей понятия «семейный бюджет» и его структуры доходов и расходов

               В ходе игры «Монополия» с детьми учимся финансово размышлять, вырабатываем собственные стратегии преумножения и траты денег.

       Дидактическая игра «Дорого-дёшево».

Цель игры: формировать у детей умение сравнивать товары по стоимости, называть факторы, влияющие на неё (трудозатратность, стоимость сырья, новизна и т. д.).

          Воспитанникам предлагаются карточки с картинками разных предметов и два красных кошелька разного размера. Большой кошелёк (дорого, маленький (дёшево). Ребята определяют стоимость товаров, стараясь объяснить свой выбор. На некоторых карточках товары совершенно разные (например, дом и ваза, на некоторых похожие (например, два дома, но один дом деревянный одноэтажный, а другой кирпичный и двухэтажный). Второй вариант этой игры: можно предложить воспитанникам разложить картинки с товарами по увеличению стоимости или по уменьшению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

центр финансовой грамотности

В группе для детей старшего дошкольного возраста организован центр финансовой грамотности. Дети могут моделировать игровые ситуации с использованием банкомата и банковских карт, совершить покупки с ис...

паспорт "Центр финансовой грамотности"

паспорт "Центр финансовой грамотности"...

Перечень материалов и оборудования (компонентов среды) центра финансовой грамотности в старшей группе.

Перечень материалов и оборудования (компонентов среды) центра финансовой грамотности в старшей группе....

Центр финансовой грамотности

Центр финансовой грамотности...

"Иформационная зона в центре финансовой грамотности в ДОУ."

В статье рассмотрена информационная зона, как пример зонирования  предметно-пространственной среды в центре финансовой грамотности....

Занимательно-экономическая зона в Центре финансовой грамотности в ДОУ.

Перечень игр, пособий, дидактических материалов для Центра финансовой грамотности в детском саду....

Центр финансовой грамотности: "Теремок-банк финансовых знаний".

Центр финансовой грамотности: "Теремок-банк финансовых знаний"....