Семейный бюджет
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Войтенко Ирина Николаевна

Занятие на закрепление понятия "Семейный бюджет" в подготовительной к школе группе в форме деловой игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по финансовой грамотности «Семейный бюджет»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные: 

- ввести детей в мир экономических отношений, и закрепить понятия «доход», «расход», «бюджет»;

-учить основам планирования семейного бюджета;

 -обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).

Развивающие: 

-развивать речь, логическое мышление, внимание, сообразительность, интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;

Воспитательные: 

-воспитывать рациональное отношение к деньгам: бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.

Активизация словаря: зарплата, пенсия, стипендия, доход, бюджет, расход.

Материалы и оборудование: Магнитная доска 2шт, картинки товаров, Тучки на палочках для игры «Хочу – надо», копилка или кошелек -2шт, маски или реквизиты по 2шт – папа, мама, дедушка, бабушка, старший брат или сестра, ребенок, мяч, лото «Порваная купюра», купюры разных стран, фишки монетки, таблицы покупок.

Ход занятия:

Организационный момент.

  - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.

 -  Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.  

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

 - В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.

А теперь пойдем налево 1, 2. 3.

В центре круга соберемся 1, 2. 3

И на место все вернемся 1, 2. 3.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём.

Основная часть.

Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?»

Воспитатель:  А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги.

Это слово каждый знает, ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —что получится? /Семья/

В: Ребята сегодня я хочу вам предложить поиграть в семью.

Наше сегодняшнее занятие будет проходить в форме деловой игры «Семейный бюджет». Для ее проведения вы разделились на команды-семьи. Вам выделяется семейная копилка, куда вы будете складывать заработанные деньги. Каждой команде будут предлагаться различные задания и от того, насколько правильно вы будете выполнять, как дружно вы будете работать, зависит итог игры. За правильные ответы ваша семья будет получать деньги.

Сейчас теоретические знания будем применять на практике. Ваша задача, придумать:

Фамилию семьи.

Распределить роли. Возраст.

Кем работает или место учебы. Увлечения.  

Глава семьи должен представить свою семью.

(Воспитатель раздает реквизит согласно роли. (Бабушке –очки, платок, папе – галстук, маме – фартук, ребенок дет сада – игрушка,  старший брат – студенческий билет, кепка, дедушка – борода, палочка)

  1. Задание «Экономический словарь»

Я с помощью картинок зашифровала слова. Вы должны разгадать задуманное слово и объяснить, что оно обозначает. За каждый правильный ответ семья получит монетку.

Бартер

Доход

Бюджет

Расход

Пенсия

Зарплата

Профессия

Продукт труда

Услуга

Стипендия

Купюры

Монеты

(Выдается монетка за каждое правильно отгаданное слово).

  1. Задание «Собери купюру» - для дедушек и бабушек

Воспитатель. А сейчас  (замолкает)… Что же это такое? (Разрезные картинки с изображением денег) Кто это сделал? Все купюры разрезали.  Хотела вам показать разные купюры денег! И не знаю, что теперь делать!

(Дети предлагают собрать купюры и посмотреть на них.)

Воспитатель: Проверьте друг у друга, правильно ли собрали купюры.

(Кто быстрее справиться, получает монетку)

  1. Задание «Российские деньги»

Воспитатель: Ребята, вы все знаете, что за покупками в магазин ходят с чем? Ответы детей

- Посмотрите сколько у меня разных денег. (Демонстрация разных купюр)

Помогите мне определить с какими мне деньгами можно идти в наши магазины.

Ответы детей (дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли)

- Скажите, пожалуйста, как называются наши деньги? (Рубль).

(Кто быстрее и правильно сделает задание получит монетку)

  1. Задание «Доход – расход»

-Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное мной является доходом, вы должны подпрыгнуть, если расходом, присесть

Папа получил зарплату — Доход

Бабушка заболела — Расход

Выиграли в лотерею — Доход

Потеряли кошелёк — Расход

Продали часть урожая помидор — Доход

Нашли 10 рублей — Доход

Порвались штаны — Расход

Заплатили за воду — Расход

Купили арбуз — Расход

Выигрыш в лотерею – Доход

 Вам подарили денежный подарок - Доход

Пособие на детей - Доход

  1. Задание: Игра «Хочу и надо». (1 картинка отвечает 1 член семьи)

Сейчас на экране будет представлен товар, а вы поднимите вверх ту карточку, которая, по вашему мнению, подходит для характеристики предмета как желаемого или необходимого (у детей карточки со словом «хочу» и «надо»). На мультимедиа проводится показ слайдов. Пожалуйста, тщательно обдумывайте свой ответ в полной тишине.

На мультимедиа проводится показ слайдов: пальто, мяч, санки, яблоки, кровать, стакан с водой, велосипед, книга, молоко, телевизор, хлеб, свитер, кукла, машина, карандаш, стол, лимонад, коньки, сок, куртка, цветы, обувь, дом.

 После каждого слайда дети обосновывают свой выбор. 

Воспитатель: Теперь, когда вы у родителей просите купить очередную игрушку или сладость, подумайте это вам необходимо «НАДО» или без этого можно обойтись «ХОЧУ».

  1. Задание «Бюджет семьи»

В: Ребята, а сейчас послушайте историю, которая приключилась с одной семьей.

Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить:

                Каждая покупка присоединяется к модели «РАСХОД»

-маме очень хотелось купить новую шубку,

-папе для машины нужны зимние шины

-бабушка заболела – нужны лекарства,

-у дедушки сломались очки – нужны новые

-брат начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,

-сестре - новую куклу.

Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.

Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?

Дети: нет!

Воспитатель. На что в первую очередь нужно было потратить деньги семье, как вы считаете?

Дети: отвечают

Воспитатель. Конечно, ребята, молодцы. Эти расходы называют основными - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может обойтись?

Ответы детей-

Воспитатель - верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте.

-А еще, ребята, есть расходы неосновные - это покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например, новые игрушки, сладости, мебель.

-Какие неосновные расходы совершила семья экономистов, посмотрите (смотрят на составленную схему)?

-новая шуба, перчатки, новая кукла.

-Верно, молодцы! Без всех этих покупок семья могла бы пока обойтись, и тогда хватило бы денег на оплату услуг и необходимые товары.

А теперь необходимо посчитать бюджет семей. Вскрываем свои копилки. Сколько денег удалось вам сегодня заработать?

Вот сейчас я вам предлагаю потратить честно заработанные вами монетки. Я выдаю каждой семье таблицу покупок, посмотрите внимательно, подумайте, обсудите на что потратите свои деньги, обсудите и положите 2монетки к тем картинкам, на которые вы потратите деньги.

В: Как думаете,  вы экономично распорядились деньгами? Всё ли необходимое вы оплатили?

В: Остались ли у вас деньги? А как мы можем ими распорядиться?

Чтобы свободных денег осталось гораздо больше надо быть бережливыми, экономными и расчётливыми. Быть бережливым, значит заботиться о сохранении своих вещей, игрушек, проще говоря, беречь имущество – личное, семьи, страны. Быть экономным – значит разумно использовать, не тратить зря электроэнергию, воду, деньги, время, продукты и т. д. Быть расчётливым – значит уметь планировать свои дела, расходы.

Заключение:

Рефлексия:

зажмите руку в кулак и…

кому было интересно – разогните мизинец

кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный

кто хорошо работал – средний

кто помогал работе в группе – указательный

 кому занятие понравилось – большой

А теперь мы улыбнемся, Дружно за руки возьмемся. И друг другу на прощанье Мы подарим пожелание – Знания ищи всегда Умным станешь ты тогда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный бюджет

Задачи: - дать понятие о семейных доходах и расходах; семейном бюджете.                - научить практически распределять сем...

Компьютерная игра "Распредели правильно семейный бюджет".

Играя в эту игру дети знакомятся с видами расходов, учатся правильно делать покупки и распределять расходы на основные и неосновные....

Организованная образовательная деятельность по экономическому воспитанию «Семейный бюджет и расходы семьи»

Целью данного занятия заключается в том, чтобы расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет...

План-конспект образовательной деятельности Тема: «Семейный бюджет»для детей подготовительной к школе группы специализированной с нарушением функции ОДА

Цель: введение детей в мир экономических отношений, развитие системы сенсорных эталонов.Задачи: - заложить основы планирования семейного бюджета- ознакомить с понятиями "доход", "расход", "бюджет"...

Консультация для родителей «Знакомим ребенка с семейным бюджетом»

Для многих родителей вопросы, которые задает ребенок о ваших личных финансах и семейном бюджете, являются не самыми простыми. Психологи, педагоги, социологи по всему миру ведут горячие споры по поводу...

Деловая игра для дошкольников «Семейный бюджет»

Цель игры – формирование у дошкольников основ финансовой грамотности. Во время игры происходит знакомство с понятиями «деньги», «планирование семейного бюджета», «разумные потребности», «экономи...

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Семейный бюджет »

Ознакомление детей с понятием "семейный бюджет"...