Реализация проекта «Шаги к успеху» посредством создания кейсов, как средства познания основ финансовой грамотности дошкольников.
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Мартовая Юлия Владимировна

В «Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года»утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. № 2958-р определены приоритетные цели, задачи, а также способы эффективного достижения целей и решения задач в сфере государственного управления отношениями, возникающими в сфере повышения финансовой грамотности населения. Рассматривается данная проблема с дошкольного возраста. ФГОС ДО четко не выделял основы финансовой грамотности, но прослеживал отдельными аспектами в разных областях. Анализ программно-методических пособий для дошкольных учреждений, таких как Курак Е.А, Смоленцевой А.А, Шорыгиной Т.А, показывает, что с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок финансовой грамотности авторами выделились лишь доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно становятся личностными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fin.docx52.65 КБ
Файл keysy_fin._gr.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Введение

Тема: Реализация проекта «Шаги к успеху» посредством создания кейсов, как средства познания основ финансовой грамотности дошкольников.

Ф.И.О. разработчика. Мартовая Юлия Владимировна.

Номинация: Внеурочное мероприятие по финансовой грамотности.

Содержание:

В «Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года» утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. № 2958-р определены приоритетные цели, задачи, а также способы эффективного достижения целей и решения задач в сфере государственного управления отношениями, возникающими в сфере повышения финансовой грамотности населения. Рассматривается данная проблема с дошкольного возраста. ФГОС ДО четко не выделял основы финансовой грамотности, но прослеживал отдельными аспектами в разных областях. Анализ программно-методических пособий для дошкольных учреждений, таких как Курак Е.А, Смоленцевой А.А, Шорыгиной Т.А, показывает, что с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок финансовой грамотности авторами выделились лишь доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно становятся личностными.

В целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в сентябре 2022 года в МКДОУ Детский сад «Сказка» мною был разработан и апробирован долгосрочный образовательный проект «Шаги к успеху». В рамках данного проекта предполагалось осуществление комплексного подхода к отработке вопросов финансовой грамотности старших дошкольников.

 Целью проекта являлось: создание кейсов, как средства познания для формирования основ финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

В соответствии с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи:

  1. Определить основные характеристики «основы финансовой грамотности» у старших дошкольников
  2. Охарактеризовать методы, формы, технологии в формировании финансовой грамотности старших дошкольников
  3. Выявить педагогические условия использование кейсов в формировании основ финансовой грамотности старших дошкольников

      Решение данных задач поможет дошкольникам в дальнейшем выработать такие навыки и умения, а также личностные качества как: уважение к людям, которые умеют трудиться и зарабатывать честно; ценить и понимать предметный окружающий мир (как результат труда людей); осознать понятия и их взаимосвязь «труд — продукт — деньги», а также «стоимость продукта, которая зависит от качества»; видеть красоту человеческого творения; развитие бережливости, экономности рациональности и трудолюбия и как следствие, честность, щедрость, отзывчивость, благородство, сочувствие, оценивать средства и способы выполнения желаний и корректировать собственные потребности; уметь применять полученные умения и навыки в жизни.

На сегодняшний день нет общепринятого научного определения понятия «финансовая грамотность». У исследователей основ финансовой грамотности определения различаются. Полное и точное определение рассматриваемого понятия формулирует Д.В. Моисеева: «Под финансовой грамотностью понимается способность человека достигать финансового благосостояния и принимать участие в экономической жизни, основанная на наличии одного или нескольких (в разных сочетаниях) элементов: финансовых знаний, финансовых навыков, финансовых установок».

Финансовая грамотность включает в себя: умение зарабатывать; умение тратить деньги; умение экономить; умение учитывать; умение планировать.

На этапе обучения дошкольников правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.

Мы понимаем под основами финансовой грамотности дошкольников формирование представлений о социально-экономических, товарно-денежных областях, труде взрослых и проявление этих представлений в сюжетно-игровой деятельности и практической жизни ребенка.

Исходя из вышесказанных определений, можно выделить следующие критерии оценки успешности в формировании основ финансовой грамотности:

Когнитивный критерий (представление о финансовой грамотности в областях экономической сфере: товар, потребности, для чего нужны деньги, представления о товаро-денежных отношениях (где приобрести товар?), представления о труде взрослых («Кем и где работают твои родители?» и т.д.).

Поведенческий критерий (проявления представлений в  свободных сюжетно-ролевых играх, в практических ситуациях с родителями).

Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник - родители.

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности я использовала как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др., так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Игра - одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Мы идём в магазин», «Шаги к успеху», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», «Выбираем самое важное», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет» и пр.

Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы, художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Рассматриваемые темы: труд – основа жизни, работать и зарабатывать, как придумали деньги, какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся, как деньги попадают к нам в дом, как складывается стоимость товара, реклама, долги, тратим разумно, экономим, все по плану, жадность и пр.

Организация тематических стендов, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам: «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др.

В практике работы я использовала технологию «Ситуация месяца», которая включает диагностику знаний и умений детей в начале «Ситуации», использование на занятиях наглядного материала, активизацию прошлого опыта детей в различной форме: викторины; беседы; драматизацию и др. Такие темы, как «Мой дом – детский сад», «Таинственный остров», «Я живу в … (название населенного пункта)», могут быть адаптированы для изучения основ финансовой грамотности.

Активно использовалась в проекте творческая мастерская. В первую очередь она является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику, социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа стала более эффективной, с привлечением к участию в ней родителей.

Викторины и конкурсы рассматривались как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. В данном случае происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примеры проводимых викторин: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.

Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма успешно использовалась для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр.

Теория решения изобретательских задач. Умелое использование приемов и методов данной технологии позволяет развить у дошкольников творческое воображение, диалектическое мышление, учит их мыслить системно с пониманием происходящих процессов. Исходным положением данной концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения.

Моделирование. Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром.

       Таким образом, для формирования основ финансовой грамотности использовались традиционные формы воспитания и современные технологии.

Для более эффективного познания детьми основ финансовой грамотности я разработала «Кейс чемоданчик» (банк) оптимальных (близких, жизненно-необходимых, знакомых и т.д.) кейс-ситуаций.

Кейс представляет собой папки, которые содержат ситуации- задания по каждому компоненту, краткий словарь экономических терминов, оборудование и атрибутику для ролевых проигрываний. Задача воспитателя – подобрать необходимые, в зависимости от целей и задач, задания и ситуации.

В кейс –чемоданчике, также содержатся текстовые материалы (интервью, статьи, фрагменты художественных произведения и т.д.) и иллюстративные материалы (картинки, фотографии, таблицы, диаграммы, фильмы и пр.). Папки в кейсе располагаются по порядку, в котором следует осваивать материал. Перед использованием материала следующей папки имеется словарь предложенных экономических терминов. Папки с материалом в кейсе можно объединять для создания разнообразных заданий и ситуаций.

Кейс– ситуации. Приведем для примера кейс «Супермаркет».

Детям предлагалось разложить карточки с изображением товаров разной ценовой категории (карандаш, автомобиль, хлеб, торт, велосипед, платье, пенал, компьютер и т.д.) от самого дешевого к самому дорогому. Далее дошкольникам предлагалось сравнить товары и попытаться объяснить, почему на товары одной группы (автомобиль – велосипед, карандаш – пенал) разная цена. Дети осознавали проблему, концентрировались на поиске решений в данной ситуации, объединялись в группы, находили совместное решение, формулировали выводы. Также предлагали детям выбрать товары в супермаркете или карточки с изображением товаров к предложенным ситуациям: Что купить, чтобы приготовить ужин? Что купить, если вы ждете гостей? Что выбрать для путешествия и т.д.?

Далее дети могли посчитать, сколько денег необходимо на ту или иную покупку, произвести расчет за приобретенный товар. Усложненная версия «Поход в супермаркет» являлся приобретение товаров из списка покупок, а также высчитывание сдачи. В каждой ситуации ребенку предлагалось объяснить свой выбор, свое решение. На завершающем этапе проводилась экспертиза решений, дети с помощью педагога, а в дальнейшем самостоятельно анализировали принятые решения, их правильность и обоснованность, предлагали иные варианты.

Ситуации: «В магазин», «Разложи и расскажи», «Что можно купить за деньги?», «Разложи по порядку», «Что сначала, что потом?», «Что важнее?», «Какой страны монеты?», «Рассмотри и скажи».

Ознакомившись с описанием проблемы, дети самостоятельно анализировали ситуацию, с помощью воспитателя диагностировали проблему и представляли свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Кейс «В магазине»

Цель: продолжать учить соотносить цифры 1,2,3,4, с количеством предметов.

Текст: Дети играли в сюжетно – ролевую игру «Магазин». Они подавали денежку продавцу и говорили, сколько и каких предметов они хотят купить. Например«Я хочу купить три морковки для зайчика, потому что у меня на денежке написана цифра три». Продавец брала денежку, проверяла, благодарила за покупку. А новенькая девочка Лена не знала цифры. Когда подошла ее очередь, она не знала, что ей делать и стала все предметы с прилавка складывать в сумочку. Дети засмеялись, а Лена очень обиделась. Вопросы: Как бы вы поступили на месте продавца?

Дети отвечали, что Лене сначала надо выучить цифры и тогда она сможет покупать товар. Воспитатель ответила, что на месте продавца рассказала бы Лене, как правильно покупать товар, показала бы как правильно купить товар.

Дети самостоятельно оперировали знаниями, имели представление об основах финансовой грамотности, проявляли творческий потенциал, с помощью воспитателя находили выход из проблемной ситуации.

Пакет кейс - иллюстрация.

В этот кейс входили следующие игры: «Сложи и назови», «Что сначала, что потом?», «Назови профессии».

Ситуация: «Какие российские деньги?», дети рассуждали:

«Деньги это бумажки, которые зарабатывают люди». (Варя 6 лет)

«Деньги зарабатывают на работе». (Максим 6 лет)

«Деньги это бумажки, которые людям дают на работе». (Саша 7 лет)

«Деньги это бумажки, которые делает машина, они хранятся в банке». (Василиса 6 лет). Рассматривая иллюстрации, дети обсуждали полученную информацию, рассуждали, принимали решение, предполагали и строили на основе этого прогноз. У детей проявлялись такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. А иллюстрация с продолжением мотивировала интерес детей.

Пакет фото кейс.

В этот кейс входили следующие ситуации:

фото один: «Аленка в магазине»,

Текст: Аленка потратила деньги, которые ей дала мама на молоко.

Вопросы: Оцените поведение Аленки. Как бы вы поступили на месте Аленки?

фото два: «Дети трудятся на участке».

Текст: Осенью на участке детского сада нападало много листьев. Дети решили помочь воспитателю собрать листочки. Валя с Сашей взяли носилки и стали носить листья в кучи, другие дети накладывали листья в носилки, сметали их в кучу веником. Один Вася стоял и ничего не делал. Вопросы: Что бы вы посоветовали Васе. Почему? Рассматривая фото, дети обсуждают полученную информацию, рассуждали, принимали решение, предполагали и строили прогноз.

Пакет Кейс «Анализ проблемных ситуаций»

Разбирали с детьми следующие проблемные вопросы: «Почему всем детям хватит конфет в магазине?» или «Сегодня папа мальчика Данила получил зарплату, и вся семья решила пойти в магазин, но денег выделили только на одну крупную покупку. Мама хочет посудомоечную машину, папе нужна новая зимняя резина на машину (скоро зима), а Данил хочет сноуборд. На какую покупку семье лучше потратить деньги?». Дети имели полные и правильные образы, легко устанавливали причинно-следственные связи, делали обобщения, объясняли правильность своих действий. Дети проявили творческий потенциал, самостоятельно находили выход из проблемной ситуации.

Ситуация: «Поход в супермаркет».

Ребята распределяют роли, раскладывают товары, воспитатель предложил детям прайс на представленные товары. В ходе игры создавались проблемные ситуации и решались практические задачи, например: Какие продукты ты купишь, если у тебя есть 10 рублей? Какой подарок другу ты выберешь, имея 5 рублей и т.д.

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации осуществлялось в тесной взаимосвязи с родителями детей. Семья и детский сад передают ребенку первый социальный опыт.

Перед нами, как воспитателями, стояла задача привлечь родителей к плодотворному сотрудничеству в качестве помощников в процессе формирования у детей основ финансовой грамотности.

С этой целью были созданы следующие условия: детский сад максимально «открыт» для родителей ребенка; регулярно разъясняется специфика образовательной деятельности и информация о кейс-технологии; предоставлена возможность открытого обсуждения вопросов, связанных формированием у дошкольников основ финансовой грамотности; родители привлекаются к проведению занятий с дошкольниками по технологии «Гость группы»; родители имеют возможность поучаствовать в наполнении папки кейса.

Кроме того, акцентировалось внимание родителей на необходимости проведения регулярных бесед с детьми по финансовой грамотности, прививать бережное отношение к игрушкам, продуктам, вещам. Недопустимо, чтобы у дошкольников стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это ведет к формированию потребительского отношения, появлению желаний, которые родители не в состоянии удовлетворять. Ребенок должен чувствовать себя полноценным членом семьи, знать, откуда в семье появляются деньги, на что они расходуются, что можно купить, а что нельзя, зачем необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как научиться копить и экономить.

Для работы с семьей эффективно использование информационных папок. Темы папок использовались самые разнообразные: «Дети и деньги», «Идем в магазин», «Советы психолога», «Мы копим» и пр. Разработали ряд консультаций «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?», «Зачем ребенку экономика?», рекомендации родителям по финансовой грамотности воспитанию детей в семье. В информационных папках целесообразно представить примерный ход проведения совместного занятия родителей и ребенка, дать рекомендации, задания для совместного выполнения.

Одной из разновидностей совместной работы родителей и детей по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников, слало родительское собрание в форме ринга «Дети и деньги»,на котором, обсудили с родителями проблему формирования основ финансовой грамотности. Родителей интересовали следующие вопросы: Что ребенок должен знать о деньгах? Нужно ли обсуждать с детьми финансовые вопросы?, Нужно ли привлекать детей к составлению семейного бюджета? И т.д. В конце собрания родители оценили по пятибалльной шкале результаты собрания (полезность, актуальность темы, атмосферу встречи). Родители получили буклеты «Советы психолога».

Преимущество использования кейс-технологии заключается в следующем: все участники образовательных отношений принимают активное посильное участие в формировании папок кейса, а значит, на выходе получается уникальный продукт, отражающий потребности, интересы и возможности данной группы педагогов, родителей, воспитанников.

Анализ результативности использования кейсов в формировании финансовой грамотности старших дошкольников

Целью нашей практической работы было выявить уровень основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет и апробировать разработанные кейсы в работе с детьми по формированию основ финансовой грамотности.

В исследовании на констатирующем этапе, мы решили выявить, на каком уровне находятся: когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей), поведенческий компонент (экономические умения).

Выделение уровней основ финансовой грамотности у старших дошкольников происходило на основе критериев и показателей оценки основ финансовой грамотности: когнитивный компонент, поведенческий  компонент. Процент проявлений знаний по финансовой грамотности у старших дошкольников показало низкий уровень 46 % (7 детей). Средний уровень – 54% (8 детей), высокий 0%.

Результаты констатирующего этапа показали, что дети имеют низкие показатели финансовой грамотности, а родители низкую компетенцию в данном вопросе.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработать систему мероприятий для повышения показателей основ финансовой грамотности у старших дошкольниках. С этой целью мной  были разработаны кейсы.

Фото-кейс - это фотография, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. «Фото-кейс» актуален, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации.

Кейс – стади. (проблемные ситуации) -  кейс направлен на формирование практических навыков решения проблемной ситуации, приближенной к жизни. Кейс-метод формирует креативность мышления, гибкость в принятии решений у детей, способствует умения работать в команде, убеждать и искать компромиссы.

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-иллюстрация, отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема.

Выявлены проблемы по использованию кейсов:

В последнее время в ДОУ стали применять кейс - метод. На их использование в работе с дошкольниками существуют противоречивые взгляды. С одной стороны это трудоемкость подготовительной работы педагога, так как готовых кейсов для дошкольников не разработано.

С другой - практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, и имея на руках учебные ситуации.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности, как для мотивации перед занятием, так и как самостоятельное занятие. Также можно использовать в этических беседах, по обучению дошкольников основ финансовой грамотности.

Все это определяет наличие достоинств и недостатков данного метода, на которые я хочу обратить внимание. Налицо преобладание преимуществ. И к счастью, только один недостаток - это трудоемкость подготовительной работы педагога, так как готовых кейсов для дошкольников не разработано. Зато это открывает перспективы профессиональной реализации каждого из нас.

С целью повышения родительской компетенции, мы осуществляем педагогическое партнерство, т.е. общение «на равных» через: информационные, досуговые и познавательные формы (консультации, буклет, папки – передвижки, собрание, открытых бесед, посещение занятий, пополнение кейсов материалами).

У детей, улучшились показатели в области социально-экономических представлений. Улучшились показатели в области товарно - денежных отношений. Улучшились показатели в области производства и связанных с ним вопросов.

Таким образом, исследование подтвердило, что финансовая грамотность у детей старшего дошкольного возраста может быть существенно повышена, если в процессе обучения дошкольников воспитателями будут использоваться кейсы.

Диагностика уровня сформированности экономических знаний у старших дошкольников.                                                                                                                       Цель: выявить педагогические условия использования кейсов в формировании финансовой грамотности старших дошкольников                                                                 Задачи:

  1. Рассмотреть общую характеристику кейс-технологии в образовательной деятельности старших дошкольников.
  2. Охарактеризовать виды кейсов в образовательной деятельности старших дошкольников.
  3. Выделить методы и формы в  формировании финансовой грамотности старших дошкольников.
  4. Разработать кейсы по формированию финансовой грамотности старших дошкольников.

Методы исследования:

  1. Организационные – сравнительный;
  2. Эмпирические – тестирование, наблюдение, анкетирование;
  3. Методы обработки данных - количественная и качественная обработка;

Формирование финансово-экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и, соответственно, должны быть выявлены уровни сформированности этих знаний у детей. Диагностика элементарных финансово-экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.

В соответствии с квалификацией К.Ф. Исаевой, В. И. Логиновой и др. выделены следующие уровни сформированности экономических знаний у старших дошкольников.

1 уровень – низкий. Находящиеся на данном уровне дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознавании его по содержанию, не могут установить причинно-следственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не  обобщают отдельные свойства явления в целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. Не используют финансово-экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

  II уровень – средний. Этот уровень характеризуется первичной систематизацией детьми полученных ими представлений. Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуются последовательностью с установлением отдельных причинно-следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово-экономические представления в игре и труде.

III уровень – высокий. Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

Все 3 уровня связаны друг с другом, каждый предыдущий обуславливает последующий, включаясь в его состав.

Диагностика содержит 6 серий заданий, по 6 заданий в каждой. Форма  проведения диагностики – индивидуальная, педагог предлагает каждому ребенку ответить на поставленные вопрос или выполнить задание.

Задания предложенных серий направлены на выявление знаний в следующих наиболее существенных сферах экономики:

  1. знания в области социально-экономической сферы;
  2. знания в области товарно-денежных отношений;
  3. знания в области производства и связанных с ним вопросов;

Первая серия включает в себя шесть заданий, цель которых – выявить потребности в целом, создать классификацию потребностей на наглядной основе; выявить способность к обобщению отдельных свойств в единое понятие «потребности»; определить потребности, в которых ребенок нуждается сам, нуждается его семья, дети дошкольного учреждения.

Примеры заданий первой серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «Что необходимо человеку для жизни?»

Задание 2. Вопрос ребенку «Как можно назвать одним словом то, без чего человек не может обойтись в своей жизни?»

Задание 3. Из карточек, на которых изображены различные предметы и явления (вода, пища, одежда и игрушки и др.), педагог предлагает ребенку отобрать такие, без которых не могут жить люди, и разделить их на группы похожих друг на друга по определенному признаку предметов.

Задание 4. Рассказать о том, в чем нуждается ребенок.

Задание 5. Рассказать о том, в чем нуждается семья, в которой живет ребенок, и выслушать, что ребенок хочет для своей семьи.

Задание 6. Рассказать о том, в чем нуждаются дети дошкольного учреждения, и выслушать, что хочет ребенок для ребят из детского сада.

Вторая серия включает в себя задания, цель которых – выявить  знание способов удовлетворения людьми своих потребностей.

Примеры заданий  второй серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «С помощью чего можно приобрести то, в чем нуждается человек?»

Задание 2. Вопрос ребенку: «Все ли можно купить за деньги?»

Задание 3. Вопрос ребенку: «Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?».

Задание 4. Вопрос ребенку: Как можно назвать одним словом эти деньги?» (Банкноты, монеты).

Задание 5. Вопрос ребенку: «Какие деньги ты знаешь?»

Задание 6. Вопрос ребенку; «Знаешь ли ты, как появились деньги?».

Третья серия включает в себя задания, цель которых – определить уровень элементарных знаний о товарно - денежных отношениях, процессе купли-продажи.

Примеры заданий третьей серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазине?»

Задание 2. Вопрос ребенку: «Где люди приобретают товары?»

Задание 3. Вопрос ребенку: «Как люди приобретают товары?»

Задание 4.  Педагог предлагает рассмотреть карточки, на которых изображены товары с указанием цены, и ответить на вопрос: «Что означают цифры рядом с изображенными предметами?»

Задание 5. Вопрос ребенку: «Почему одни и те же товары могут стоить по-разному: в одном месте дороже, в другом дешевле?»

Задание 6. Вопрос ребенку: «Как правильно выбирать товары?».

В своем исследовании на констатирующем этапе, мы решили выявить, на каком уровне сформированности находиться экономические знания у старших дошкольников.

Состояние сформированности экономических знаний у детей определяется следующим образом – каждому признаку приводится в соответствие качественно описанный балл:

3 балла – при ярко выраженном признаке;

2 балла – при его устойчивом проявлении;

1 балл – в случае слабого проявления признака;

0 баллов – при его отсутствии.

В соответствии с этим количество  набранных детьми баллов соотносится с вышеупомянутыми уровнями знаний у детей:

I уровень (низкий) – количество баллов от3 до 8;

II уровень (средний) – количество баллов от 9 до 13;

III уровень (высокий) – количество баллов от 14 до 18.

Сводная карта уровней сформированности финансовой грамотности у старших дошкольников

Приложение 1

Примерный сценарий родительского собрания в старшей группе «Дети и Деньги»

Цели: обсудить с родителями проблему формирования экономического сознания и поведения; развивать у родителей интерес к совместному общению и обсуждению проблем воспитания детей.

Форма: родительский ринг.

Подготовительный этап: воспитатель проводит анкетирование родителей с целью выяснения их интереса к проблеме «Дети и Деньги»; из числа родителей формируется экспертный совет, который будет оценивать и анализировать позиции участников дискуссии.

Оборудование, оформление: необходимо подготовить помещение для работы родителей – столы, стулья (по количеству участников), бумагу, ручки.

        Ход собрания

1.Вариант вступительного слова воспитателя.

Вот самые распространенные вопросы родителей:

  1. Нужно ли обсуждать с детьми финансовые вопросы?
  2. Нужно ли привлекать детей к составлению семейного бюджета?
  3. Как научить ребенка понимать стоимость денег?
  4. Стоит ли поощрять детей деньгами?
  5. С какого возраста  и сколько давать денег на карманные расходы?
  6. Как правильно поощрять своего ребенка?

2. Обсуждение проблемы «Дети и деньги».

Нужно ли обсуждать с детьми финансовые вопросы?

Как научить ребенка понимать стоимость денег?

С какого возраста и сколько давать денег на карманные расходы?

Сколько давать денег ребенку?

3.Подведение итогов.

Оценивание экспертным советом деятельности каждой группы, аргументированности высказываний родителей.

Подведение итогов ринга.

Приложение 2

Беседа с родителями

(методика Поваринцева Г.П. Киселева Ю.А)

«Формирование финансовой грамотности у дошкольников»

 1. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

Да Нет

2. Нужно ли детей знакомить с экономикой?

Да Нет

3. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?

Положительно Отрицательно

4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

Да Нет

5. Замечаете ли Вы интерес у ребенка к домашней работе?

Да Нет

6. Как ребенок относится к труду?

Охотно принимается за дело

Неохотно принимается за дело

7. Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?

Да Нет

8. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?

Да Нет

9. Знают ли дети профессии родителей?

Да Нет

10. Знает ли Ваш ребенок о деньгах, что такое, какие бывают?

Да Нет

11. Знает ли ребенок на что тратятся деньги?

Да Нет

12. Рассказываете ли Вы ребенку откуда берутся деньги?

Да Нет

13. Даете ли Вы ребенку деньги, чтобы он мог самостоятельно что-то купить?

Да (минимальная покупка, оплата в транспорте, копилка).

Нет (ребенок для этого слишком маленький).

14. Формируете ли Вы у ребенка основы финансовой грамотности? (например, объясняете ему, что не можете купить слишком дорогую игрушку)

Приложение 3

Многофункциональный кейс по финансовой грамотности «Рублик — финансист» для старшего дошкольного возраста

1. «Размен денег»

Цель: Развивать умения детей считать деньги на основе состава числа; формировать представления о соотнесении числа с денежной единицей и её составляющей.

Ход игры: Ребёнок берёт домик с разным количеством этажей и с двумя окошками. На крыше домика прикрепляется цифра в пределах 10. Необходимо (с помощью двух лент с цифрами) составить число, указанное на крыше с помощью двух наименьших цифр. Кто справляется с заданием быстро получает до 6 рублей.

2. «Товар и цена»

Цель: Формировать у детей представления о товаре; дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи;

Материал: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Ход игры: Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.). Место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. После покупки всех товаров он должен посчитать всю сумму, которую он потратил за покупки. За правильный подсчет товара он получает деньги до 5 рублей

3. «Кошелёк»

Цель: формировать у воспитанников навыки планирования семейного бюджета и его значимости; расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Ход игры: Детям даются карточки с изображением папы, мамы, дедушки, бабушки с цифрами. Ребёнок подставляет цифры заработной платы и подсчитывает семейный бюджет. Подсчитав бюджет, он ставит цифру в квадратик, и за это получает 8 рублей.

4. «Дорисуй деньги»

Цель: Развивать у детей представление о деньгах; Формировать внимания, зрительную память.

Материал: таблицы с недорисованными деньгами.

Ход игры: ребенку предлагаются таблицы с недорисованными деньгами. Ему предлагается назвать купюру и дорисовать эти недостающие детали. После выполнения задания получает до 3 рублей.

5. «Кем быть?»

Цель: Закрепить знания детей о различных профессиях и их характерных атрибутах; формировать умение соотносить орудие труда с профессией.

Материал: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, учитель, строитель, врач) и трудового действия (взвешивания товара, готовит еду, лечит, учит и т. д.)

Ход игры: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них и получает монету в 6 рублей

Вариант 1: Дети подбирают инструменты (картинки, которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

Вариант 2: Дети подбирают не только орудия труда. Но и называют продукт труда.

6. «Собери деньги»

Цель: Закрепить представление детей о целостном образе предмета, развивать умения соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать денежную купюру из отдельных частей.

Материал: Конверт с разрезными денежными купюрами и целой купюрой (образец).

Ход игры: Перед ребенком на столе лежат разрезные картинки с изображением денежной купюры. Он внимательно рассматривает образец и собирает купюру из отдельных частей. По окончании выполнения задания ребенок сравнивает полученное изображение с целостным изображением на денежной купюре. Если он первый собрал картинку, то ему вручается монета достоинством 1рубль.

7. «Найди лишнее»

Цель: Закрепить умение определять «лишний» предмет, выделяя общий признак других.

Материал: Карточки с изображением четырех предметов, из которых один лишний.

Ход игры: Перед ребенком лежат четыре картинки с изображенными на них определенными предметами. Чтобы найти лишний предмет, ребенок объединяет три предмета по какому-либо признаку. Назвав лишний предмет, он объясняет свой выбор. Если первый называет все лишние предметы, то получает монету достоинством 5 рублей.

8. «Прорекламируй товар»

Цель: Развивать умения детей рассказывать о товаре с интересом, чтобы захотелось его купить.

Материал: Разные товары (продукты и промтовары)

Ход игры: Ребенку предлагаются разноцветные мешочки, в которых находятся различные товары. Ребёнок выбирает один мешочек достает из него товар и рекламирует- рассказывает о нем, так, чтобы другим захотелось его купить. Если он лучше других разрекламирует товар, то получит монету 4 рубля.

9. «Составь слово»

Цель: Закрепить знание букв и умение составлять слово из слогов.

Материал: Конверты с набором разных слогов

Ход игры: Ребенку предлагается набор из разных слогов. Ему необходимо собрать слово и прочитать его. Кто быстрее справился с заданием получает монету 5 рублей

10.«Экономические ребусы»

Цель: Упражнять детей в умении разгадывать ребусы; развивать логическое мышление и зрительную память.

Материал: Наборы картинок с загаданным словом по финансовой грамотности

Ход игры: Ребенку предлагается картинка с зашифрованным словом, ему необходимо разгадать и назвать слово по финансовой грамотности. Если он справляется с заданием получает монету 8 рублей.

В конце игры дети подсчитывают выигранные деньги могут себе купить приз (призы с определенной ценой находятся в ячейках короба)

Приложение 4

Кейс по финансовой грамотности

Ситуация «Можно и нельзя купить»

Цель: Формировать представление детей о том, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. Формировать представление об истинных ценностях и богатстве человека.

Игра «Назови профессии»

Цель: продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться.

Лото «Экономические сказки»

Цель: поиск различных видов сделок, экономических ситуаций, оценка потребностей и качеств в сказках.

«Словарик юного экономиста»

Цель: пополнение словарного запаса детей; знакомство с экономическими терминами; развитие памяти.

«Пословицы и поговорки»

Задачи: с помощью пословиц и поговорок формировать правильное восприятие жизни, рациональное отношение к деньгам.

Лото «Магазины –разложи и расскажи»

Цель – закрепление в речи дошкольников понятий доход, расход, семейный бюджет, распределение карточек на тематические группы.

Задачи: развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Упражнять в диалогической речи, закрепить умение отвечать на вопросы.

Игра-ходилка «Семейный бюджет»

Цель: игра направлена на экономическое воспитание детей.

Задачи: формирование представлений о доходах и расходах семьи, ценности семейного бюджета, возможностях экономии и трат средств, создание накоплений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антонова Ю.Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников: мотивы и мнения//Воспитатель ДОУ. – № 9. – 2018. – С. 6–16.
  2. Белошистая А.В., Богданец Т.П. Игровые образовательные технологии как способ организации исследовательской деятельности дошкольников//Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 9. – С. 62–69.
  3. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации / Сост. Л.Ю. Ильина. – Ростов: МДОУ «Детский сад №3 Золотая рыбка», 2021. – 30 с.
  4. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 89 с.
  5. Галкина Л.Н. Экономика для детей: метод.пособие. – Челябинск: Цицеро, 2013. – 112 с.
  6. Гуцул В.Ф. Дидактические игры и задания на развитие логического мышления и воображения старших дошкольников//Воспитатель ДОО. – 2017. –№ 10. – С. 49–52.
  7. Кузнецова, Е. Н. Внедрение кейс-технологии в условиях реализации ФГОС ДО / Е. Н. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — №
  8. Морева Н.А., Пучкова И.А. Методика составления и решения кейсов в образовательной практике детского сада // Журнал Детский сад от А до Я, 2014. № 6.        
  9. Поваринцева Г.П. Киселева Ю.А Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал.
  10. Прокофьева О.О. Современные подходы к определению содержания экономического образования детей дошкольного возраста //Дошкольное детство: наука - практике. - Могилев, 2016. - с.112 -115;
  11. Романова, К. М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / К. М. Романова. — Москва: Просвещение, 2017. — 185 с.
  12. Сасова И.А. Экономика 1 класс. Тетрадь творческих заданий. [Текст] / И.А. Сасова. – М.: Вита-Пресс, 2019.
  13. Селиванова Н. Царица Экономика: Программа и занятия // Пралеска. - 2017. - №10. - с.22-24;

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Мартовая Ю.В педагог дополнительного образования МКДОУ Детский сад «Сказка» Г.Вихоревка Тема: Реализация проекта «Шаги к успеху» посредством создания кейсов, как средства познания основ финансовой грамотности дошкольников.

Слайд 2

Задачи : Определить основные характеристики «основы финансовой грамотности» у старших дошкольников Охарактеризовать методы, формы, технологии в формировании финансовой грамотности старших дошкольников Выявить педагогические условия использование кейсов в формировании основ финансовой грамотности старших дошкольников Цель проекта : создание кейсов, как средства познания для формирования основ финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

Слайд 3

В моем кейс чемоданчике содержится:

Слайд 4

Кейс представляет собой папки, которые содержат ситуации- задания по каждому компоненту, краткий словарь экономических терминов, игр.

Слайд 5

Ситуация «Можно и нельзя купить» Ситуация «Разложи и расскажи» Кейс – ситуация Ситуация «Что сначала, что потом»

Слайд 6

Кейс «Какой страны монеты?» Кейс «Рассмотри и скажи» Кейс - иллюстрация Кейс «Сложи и расскажи»

Слайд 7

Фото кейс «Анализ проблемных ситуаций» Ситуация: «Поход в супермаркет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Культурные практики как средство формирования основ финансовой грамотности старших дошкольников»

В данной статье раскрывается понятие о культурных практиках, их значении для развития у дошкольников самостоятельности и творчества и более подробно остановлено внимание на культурных практиках к...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Педсовет «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»

Цель: обогащение знаний педагогов по экономическому воспитанию дошкольников....

Создание оптимальных условий по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Цель: помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:-Познакоми...

Семинар практикум для педагогов: "Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников"

Семинар-практикум«Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»...

Экономическое воспитание как средство формирования основ Финансовой грамотности дошкольников

Экономическое воспитание как средство формирования основ Финансовой грамотности ...