Выступление на тему: «Культурные практики как средство формирования основ финансовой грамотности старших дошкольников»
статья по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Ерофеева Светлана Николаевна

В данной статье раскрывается понятие о культурных практиках, их значении для развития у дошкольников самостоятельности и творчества и более подробно остановлено внимание на культурных практиках как средстве формирования основ финансовой грамотности старших дошкольников (из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_vystuplenie.docx29.47 КБ
Файл finansovaya_gramotnost_kulturnye_praktiki.pptx2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Гнёздышко»

Выступление на тему:

«Культурные практики как средство формирования основ финансовой грамотности старших дошкольников»

Воспитатель старшей группы,

1 квалификационная категория

 Ерофеева Светлана Николаевна

г. Черногорск, 2019

Доброе утро, уважаемые коллеги.

Понятие культурных практик появилось с внедрением стандарта ДО, где особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. 

Уважаемые коллеги стола 1, как Вы думаете, что же такое культурные практики? (предположения)  

Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Другими словами это непринужденно-партнерское взаимодействие взрослого и детей через организацию игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, чтения художественной литературы, а также свободная самостоятельная деятельность самих детей (игры, лепка, рисование, конструирование). В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.      

Уважаемые коллеги стола 2, как Вы считаете, а зачем нужны культурные практики? (предположения)

Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.

Уважаемые коллеги стола 3,скажите в своей работе, в какое время дня чаще всего Вы используете для организации детей  культурные практики? (предположения)

Специально организованная деятельность воспитателя происходит в первой половине дня, а во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей. 

Уважаемые коллеги стола 4, как Вы считаете, так что же можно назвать культурной практикой? (предположения)

К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся:

  • игра (сюжетная и с правилами - совместная деятельность воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно-конструктивные игры);
  • продуктивная деятельность - творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию;
  • познавательно-исследовательская деятельность - опыты, коллекционирование, путешествия, экскурсии, просмотр познавательных презентаций; организация проектной деятельности – особый вид познавательной, творческой деятельности организуемой взрослыми. Ребёнок самостоятельно видит проблему и может определить её содержание. Активно высказывает предложения, способы решения проблемы, пользуется аргументацией и доказательствами в процессе познавательно – исследовательской деятельности;
  • чтение художественной литературы - оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки
  • практическая деятельность (трудовое воспитание) - коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Пауза 

      А теперь коллеги, я более подробно остановлюсь на культурных практиках как средство формирования основ финансовой грамотности старших дошкольников. Это инновационное направление в дошкольной педагогике.  Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов. Через культурные практики формируется правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях. Тема оказалась очень интересной и актуальной. Я сейчас постараюсь раскрыть Вам актуальность темы через культурную практику - игровую ситуацию.

Для этого возьмите карандаш и лист бумаги. На одной стороне листа нарисуйте грушу, (выждав несколько секунд предложить продолжить) на оборотной стороне листа яблоко. Возьмите ножницы и вырежьте грушу и …. яблоко. Почему Вы находитесь в состоянии замешательства? Потому что лист бумаги один, и если изначально хотите вырезать два рисунка,  необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так вот и с деньгами: их нужно планировать заранее.

Вот поэтому  решила помочь своим воспитанникам: ознакомить и повысить их уровень финансовой грамотности. Чтобы экономика стала для дошкольников  понятной  подбираю интересные виды культурных практик:

  1.  включение игрового компонента-форму «путешествия» по известным сказкам, викторины, соревнования;  

Подумайте и назовите, пожалуйста, сказки с экономическим содержанием.

Сказки, которые мы используем для формирования основ финансовой грамотности дошкольников представлены на слайде.

проектная деятельность- для детей нашей группы интересным стал проект по теме - «История появления денег». Продуктом данного проекта стало создание лэпбука «Открытия Феечки-Копеечки» (предлагаем вашему вниманию). Кратко расскажу Вам об этапах проекта.

Этапы проекта

1 этап - подготовительный

• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «История денег»

• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

  1. этап – Основной

          Реализация проектных мероприятий:

  1. НОД «Что мы знаем о деньгах».
  2. Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены»«Простоквашино. Клад»
  3. Беседа с родителями «В чем нам деньги помогают».
  4. Экскурсия в магазин, банк. 
  1. этап - Заключительный

      Подведение итогов реализации проекта в форме лэпбука  «Открытия Феечки-Копеечки».

      3. разрешение проблемных ситуаций, требующей от детей размышления («Хорошо-плохо», «Что будет, если…») (видеосюжет )

     4. Территориальное расположение нашего д/с позволило нам организовать экскурсию в Сбербанк, где нас доброжелательно встретили работники банка. Администратор  рассказала и показала детям работу банкоматов, далее нас провели в операционный зал, где дети наблюдали за работой специалистов. Внимание детей привлекло электронное табло и игровая зона. Одна мама воспитанника группы работает в супермаркете. Она помогла с организацией экскурсии в магазин, где нас также любезно встретила администратор и провела детей по торговому залу и подсобным помещениям. Данные экскурсии детям запомнились и нашли своё продолжение в следующем виде культурной практики.

      5.  организация сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Кафе», «Банк», «Парикмахерская», где дети вовлекаются в игровое и речевое взаимодействие друг с другом, обогащается словарный запас экономическими терминами (слайды с фотографиями);

      6. Воспитанники моей группы с удовольствием играют в настольно-печатные и дидактические игры экономического содержания

«Монополия», «Менеджер», «Русское лото» и др. (слайды с фотографиями);

      7. Регулярно планируемая в группе трудовая деятельность способствует формированию у детей полезных бытовых привычек, эффективному расходованию ресурсов (например, напоминание выключать воду при мытье игрушек). Постоянно обращаем внимание детей на испорченные вещи — сломанные игрушки, порванные книги, обсуждаем, как их можно починить. В результате этой культурной практики в нашей группе появился лэпбук «Гном Эконом», который предлагаю Вашему вниманию.

       На всех этапах данной деятельности требуется поддержка ребенка дома, в семье. Свою работу по формированию финансовой грамотности начала с опроса родителей. На самом деле многие родители не понимали насколько важно приобщить ребенка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к обществу. Ведь современные дети участвуют в покупках в магазине, им могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки. Решить данную проблему позволила разъяснительная работа с родителями. Были проведены беседы, консультации, оформлен для них информационный уголок. Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании финансовой грамотности в условиях детского сада, использовать полученные детьми знания и умения на практике, в кругу семьи. Семьям было предложено изготовить стенгазеты на тему «Семейный бюджет», которые позволили раскрыть сущность понятий «доход, расход, бюджет» (на выставке Вашему вниманию предлагаем несколько из них). Предлагали им вместе с детьми посещать магазин, банк, почту, отправиться на ближайшие улицы, чтобы рассмотреть рекламные баннеры или соответствующие вывески на витринах магазинов (слайды с фотографиями).

Таким образом, использование культурных практик  для формирования финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культурные практики в дошкольном образовании

Слайд 2

Культурные практики и развитие ребенка Требованием Стандарта является иное, чем ранее, представление о содержании образования… Оно сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков . Сейчас наиболее распространено прямое обучение, которое осуществляется путем «расщепления» культурных форм деятельности на отдельные составляющие. Занятия по развитию отдельных психических функций – мышления, речи, памяти, которые проводятся обычно в детском саду, призваны компенсировать возникший дефицит естественных культурных форм деятельности .

Слайд 3

Что такое «культурные практики»? Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Среди культурных практик можно выделить следующие: манипуляция с предметами, фантазирование, творческая деятельность, продуктивные виды деятельности, коллекционирование, экспериментирование, игра, поисково-исследовательская деятельность. Культурные практики могут формироваться во взаимодействии ребенка с взрослым и при постоянно расширяющихся самостоятельных действиях.

Слайд 4

Зачем нужны культурные практики? Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.

Слайд 5

Основные компетенции педагога, необходимые для социальной ситуации развития воспитанников - организация конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности; - создание условий для свободного выбора детьми деятельности; - вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий.

Слайд 6

Что же можно считать культурной практикой? К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся: игра (сюжетная и с правилами), продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы Они могут быть дополнены другими культурными практиками… практическая деятельность («трудовое воспитание»); результативные физические упражнения («физкультура»); коммуникативный тренинг («развитие речи»), простейшее музицирование, целенаправленное изучение основ математики, грамоты, и многое другое В подготовительной группе указанные культурные практики будут дополнены практической деятельностью детей по самообслуживанию, обучением грамоте и элементарной математике

Слайд 7

Где в образовательном пространстве детского сада можно использовать культурные практики? Совместная игра воспитателя и детей Ситуации общения и накопления положительного социально- эмоционального опыта Творческая мастерская Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) Сенсорный и интеллектуальный тренинг Детский досуг Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность

Слайд 8

Организация культурных практик Разнообразные культурные практики организуются во второй половине дня, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер

Слайд 9

Процесс овладения культурными практиками – это процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Слайд 10

Н.Б. Крылова – кандидат философских наук «Для того, чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил. Детство – это не просто уникальная субкультура. Это – «ростки» нового культурного уклада жизни, которые могут прорасти только в пространствах автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию, становясь ее авторами.» Благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»Возрастная группа: подготовительнаяЦель: учить детей в ходе игры рационально использовать денежные средства при приобретении товара.Задачи:-совершенств...

«Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»

Цель опыта работы - показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, ...

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через разные виды игр.

Работа по формированию финансовой грамотности разделена на блоки:1 блок – «Потребности» 2 блок – «Труд»3 блок - «Товар»4 блок – «Деньги...

Презентация на тему: "Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности"

Представление опыта работы по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности....

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников «Копеечка к копеечке – рубль набегает»

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе, целью которого является формирование у дошкольников понимания зачем надо копить и сберегать деньги....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Презентация содержит информацию о трех проектах по финансовой грамотности1 проект: Окружающий мир каак результат труда людей2 проект: Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны3 проект: По...