Викторина "Путешествие по финансам"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Белякова Татьяна Викторовна
Изменения в социально-экономической жизни общества, затрагивают все сферы деятельности, в том числе и дошкольную педагогику. Еще до школы детей начинают интересовать товарно-денежные отношения: назначение денег, сколько стоят игрушки и сладости, как товар попадает в магазины и многое другое. Дети, со свойственным им любопытством пытаются найти ответы на все эти вопросы. Познакомить с социально-экономическими отношениями может педагог. Старший дошкольный возраст-благоприятное время для начала работы по экономическому воспитанию и экономической социализации детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина «Путешествие по финансам»

Цель: обобщение компетенций по основам финансовой грамотности у детей 5-6 лет в ходе игровой деятельности.

Задачи 

Образовательные:

- применять первичные экономические знания на практике;

- расширять и активизировать словарный запас детей;

- продолжать учить детей соблюдать правила игры;

- учить находить коллективный ответ путем обсуждения.

Развивающие:

- развивать память, мышление, внимание;

- продолжать развивать коммуникативные качества и речевую активность;

Воспитательные:

- продолжать воспитывать интерес к интеллектуальным играм и творческим заданиям;

- воспитывать умение применять на практике в жизни полученные знания по финансовой грамотности;

- воспитывать личностные качества: чувства ответственности, взаимовыручки, умение работать в команде.

Предварительная работа: деятельность, предусмотренная в рамках реализации проекта; придумывание детьми название и девиз команды (с помощью воспитателя, если требуется).

Атрибуты и оборудование:

эмблемы команд, коробочки для денег, конверты с заданиями, монеты бумажные для жюри, угощения по количеству игроков, монеты бумажные 20 штук, купюры разрезанные – 2 штуки, наборы российских рублей.

Ход викторины:

Ведущий: Мы собрались сегодня с вами, чтобы отправиться в путешествие в необычную страну – Страну финансов. Наше путешествие будет веселым и увлекательным, вы узнаете, что финансы могут быть совсем не скучными. Всем понадобится смекалка, внимание и сообразительность.

1 Этап «Знакомство с командами»

В нашей викторине принимают участие две команды: команда «Банкиры» и команда «Финансисты». (Капитаны представляют свои команды).

Ведущий:

В любых состязаниях бывают судьи и у нас сегодня есть жюри, члены которого будут внимательно следить за выступлением команд, за правильностью и за скоростью ответов. За каждый правильный ответ вы будете получать монетку. Вам, наверное, очень хочется заработать как можно больше монеток, правда? А для этого нужно приложить все усилия и правильно выполнять задания. А по окончании нашей викторины будет подведен итог, жюри определит и наградит победителей.

2 Этап «Разминка»

Вопросы:

1. Как называется здание, где хранятся деньги? (Банк);

2. Деньги, которые мы тратим на покупки, транспорт, походы в кино и другие наши потребности называются…(Расходы);

3. Как называются металлические деньги? (Монеты);

4. Зарплата ваших родителей, пенсия бабушек и дедушек - это…(Доходы);

5.Каким словом называются все иностранные деньги? (валюта);

6. Как называются российские деньги? (рубли);

3 Этап «Третий лишний»

Из ряда слов нужно назвать то, которое не имеет отношение к остальным. Цена 1 монета за каждый правильный ответ.

1. Доллар, рубль, Россия;

2. Зарплата, квартплата, пенсия;

3. Банкир, продавец, инкассатор;

4. Купюра, монета, конфета.

4 Этап «Загадки»

Ведущий:

1.В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в ...(в банке)

2.И врачу, и акробату

Выдают за труд ..(зарплату).

3.Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине (копилка)

4.Маленькая, кругленькая

Из кармана в карман скачет (монета)

5.Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (банкомат)

6. На товаре быть должна

Обязательно …(цена)

Ведущий:

5 Этап «Как поступить»

Каждой команде нужно будет послушать ситуацию и предложить правильное решение. Правильный ответ 2 монеты.

Ситуация первая. В магазин завезли новую игру, о которой вы давно мечтали. Но мама сказала, что сейчас у семьи нет на нее денег и нужно подождать до зарплаты. Как правильно нужно поступить? Послушайте варианты:

- начать плакать и уговаривать маму

- попросить денег на игру у бабушки

- подождать, когда мама получит зарплату

Ситуация вторая. Мама или папа получили зарплату. Как правильно нужно ею распорядиться? Послушайте варианты ответов:

- купить много сладостей

- купить продукты, заплатить за услуги, а оставшиеся деньги отложить - поехать всей семьей в путешествие.

Ведущий: А теперь немного подвигаемся. Но сначала давайте вспомним как называются российские деньги? (Рубли) Правильно, российские рубли. На этом этапе вам нужно наполнить кошельки деньгами нашей страны.

6 Этап «Наполни кошелёк» 

Команды постройтесь друг за другом в колонну. Ваша задача добежать до стола, взять одну купюру, положить в кошелёк, вернуться обратно и передать кошелёк следующему. Из всех купюр выбрать нужно только российские деньги. Чья команда сделает это правильно и быстро, та и победит в этом конкурсе. Понятно задание? Будьте внимательны, на столе лежат не только российские деньги.

Ведущий: продолжаем нашу викторину.

7 Этап «Реши задачу» 

1. Какие фрукты можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?

2. Где будет дороже бутылка с водой: в пустыне или на севере?

3. В двух магазинах продают яблоки: в одном магазине по цене 3 рубля за 1 килограмм, а в другом по цене 5 рублей за 1 килограмм. В каком магазине раскупят яблоки быстрее? Почему?

8 Этап «Конкурс капитанов»

Цена этапа– 2 монеты.

1.Задание «Собери купюру»:

Ведущий. Купюра разделена на части - вам нужно собрать из частей целую купюру на скорость.

2. Задание «Сигнальщики».

Ведущий: Давайте вспомним. Что такое товар?

Дети: Товар - это то, что производится для продажи.

Ведущий:

Капитан первой команды «(название команды)» поднимает красные флажки, если слышит, что речь идет о товаре, капитан второй команды «(название команды)» поднимает синие, если слышит, что речь идет не о товаре:

Фермер привез на рынок молоко (товар).

Папа починил детям игрушку (не товар).

Мама испекла пирог к празднику (не товар).

Плотник сделал шкаф и продал его (товар).

Маша сварила варенье для друзей (не товар).

На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар).

Бабушка сшила фартук для своей внучки (не товар).

В издательстве напечатали много детских книг (товар).

Ведущий: У нас осталось ещё одно задание.

9 Этап «Доход-расход»

Те деньги, которые мы зарабатываем и вкладываем в семейный бюджет, называются …(доход), а то, что мы тратим на определённые нужды, называется …(расход).

Я начну говорить, а вы мне отвечайте: доход или расход

Родители получили зарплату ...(доход)

Выиграли в лотерею …(доход).

Потеряли кошелёк… (расход).

Продали часть урожая картофеля…(доход).

Нашли клад…(доход).

Купили новую игрушку…(расход).

Заплатили за воду… (расход).

Получили вознаграждение…(доход).

Отправились в путешествие …(расход)

Ведущий. Вот и подошла наша викторина к концу. Вы все замечательно потрудились, заработали монеты своими знаниями, своим трудом. Сейчас жюри подведет итог нашей викторины «Путешествие в мир финансов», посчитает ваш доход. Сколько же вам удалось заработать денег?

Жюри объявляет, сколько «заработала денег» каждая команда.

Ведущий.

В дальнейшей жизни, честная компания,

Всегда пригодятся ваши знания.

Ум и находчивость вы проявляйте

И на весь мир о себе заявляйте.

Мои юные финансисты, а все ли можно купить? (Ответы детей)

А сейчас всем участникам викторины вручим медали, спасибо вам за участие в викторине, желаю вам успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука финансов" (обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)

Программа предназначена для обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Заметки для родителей "Дети и финансы"

Заметки для родителей "Дети и финансы"...

Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов»

Технологическая картаПродолжительность занятия – 30 минутИгровое занятие Тема: «Путешествие в сказочную страну Финансов» Цель:  содействие финансовому просвещению и воспитан...

Как подружиться с финансами?

Как подружиться с финансами?...

Презентация к проекту Финансы поют романсы

Цель экономического воспитания - раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответств...

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в сказочную страну Финансов»

Бывают они медные,Блестящие, бумажные,Но для любого из людей,Поверьте, очень важные!...