Конспект ОД по основам финансовой грамотности в старшей группе: «Как стрекоза кафе открыла.»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Закирова Разия Сагитовна

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ОД по основам финансовой грамотности в старшей группе:

«Как стрекоза кафе открыла.»

        

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных основ финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные: дать первичные знания по финансовой грамотности; продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы; расширять и активизировать словарный запас дошкольников; расширять представления о профессиях, соотносить орудия труда, называя соответствующие

профессии; закреплять умение классифицировать предметы по определённым признакам; закреплять математические представления о числе, учить детей сравнивать, анализировать, соотносить потребности и возможности («хочу» и «надо»)

Развивающие: развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности; создавать условия для развития памяти, мышления, воображения; расширять представление о труде, его роли и значимости в жизни человека.

Воспитательныевоспитывать социально-нравственные качества личности: бережливость, трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою деятельность; - воспитывать финансовую культуру. Словарная работаопределение понятий и введение в словарь дошкольников слов«потребности»«профессия», товар, цена, деньги.

Предварительная работа: знакомство с профессиями, предметами труда, сюжетно-ролевые игры «Магазин»«Кафе», чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» Оборудование: зеркало, карточки профессий, предметы труда, монеты, купюры, 2 мольберта,продовольственная корзина, витрина магазина, муляжи овощей, фруктов, хлебобулочные изделия, упаковки чая и т. д. (на усмотрение воспитателя).

Мультимедийное оборудование: телевизор, ноутбук.

Ход занятия:        

1. Организационный момент:

Дети заходят в группу,встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у нас гостей сегодня. Давайте с ними поздороваемся(образуют круг ):

«Станем рядышком друг с другом,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся».        

Воспитатель – ДОБРОЕ УТРО! И в продолжении такого замечательного утра, я вам хочу предложить, чтобы вы посмотрели вот в это волшебное зеркало. В нем вы увидите волшебное озеро, в отражении которого заметите самого замечательного, удивительного, уникального и неповторимого человека на свете.

(Дети стоя в кругу заглядывают в зеркало и видят своё отражение)

Кого вы увидели? (Ответы детей)Улыбнулись? Вот какое волшебное зеркало. Всем подняло настроение.

Ребята, скажите, а где мы ещё можем встретить волшебство? (в сказках)

Правильно, а вы любите сказки? (Ответы детей) 

Да, в сказке можно встретиться с чудесами и волшебством, невероятными событиями и интересными героями. Вот бы нам отправиться в сказку. Хотите? Как вы думаете, как это можно сделать? (ответы детей –произнести волшебные слова)

Воспитатель: Предлагаю вам закрыть глаза и произнести волшебные слова «1,2,3 вокруг себя ты повернись и в сказке очутись»

(Дети садятся).

На телевизоре демонстрируется иллюстрация к басне «Стрекоза и Муравей»

Воспитатель: Вот мы и очутились с вами в сказке!

2. Основная часть.

Воспитатель: Посмотрите! Сказочная героиня вам знакома?

Дети:Да,это  стрекоза.

Воспитатель: Из какого произведения?

Дети:  И.А.Крылова «Стекоза и Муравей»

Воспитатель: А история приключилась с ней вот какая…

Появляется стрекоза.

Воспитатель:Попрыгунья стрекоза ,лето красное пропела,оглянуться не успела ,как зима катит в глаза.(фоновая музыка )

Стрекоза :Что же делать,как мне быть.Ничего не накопила,ничего не запасла.

Воспитатель: она села на пенек .призадумалась чуток.Видит рядом под кустом что-то заблестело.(Стрекоза находит манету)

Стрекоза: (садится довольная на пенек): Что же мне купить такое? Может быть авто крутое? Платье, туфли и жакет… А куплю-ка я конфет!

Воспитатель: Тут из травки муравей  выбегает.. (появляется Муравей).

Муравей:Ах глупа ты стрекоза. Что-то много захотела ты ненужного иметь!Здесь тебе подумать надо, как свой бюджет распределить.

 Воспитатель: Ребята , а вы знаете  что такое семейный  бюджет? (Ответы детей-это доходы и расходы всей семьи  )

- Молодцы, правильно. А теперь я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется  «Доход – расход».

• Мама получила зарплату? (ответ детей-доход)

• Бабушка заплатила за коммунальные услуги. (ответ детей-расход)

• Сыну купили куртку. (ответ детей-расход)

• Дедушка получил пенсию. (ответ детей-доход)

     • Мама выиграла в лотерею. (ответ детей-доход)

• Папа заплатил за детский сад. (ответ детей-расход)

Воспитатель: молодцы ребята ,помогли стрекозе узнать что же такое семейный бюджет.

Воспитатель:Дети, а муравей оказался прав. Как вы думаете, можно всё хотеть сразу? (ответы детей) Воспитатель. У каждого человека есть потребности. Это то, что необходимо, без чего нельзя обойтись. Важные потребности для жизни-это потребности «надо», а мы стремимся к потребностям - «хочу». Надо уметь выбирать то, что тебе нужно больше всего. Поможем стрекозе разобраться, что важно приобрести в первую очередь, и что можно приобрести потом.

Дидактическая игра «Хочу-надо».        

Воспитатель:  Одна команда будет выбирать только самое необходимое для жизни, а другая команда то, чего хочется, но не очень важно, без чего можно обойтись. Все картинки необходимо прикрепить на мольберт. ( Картинки: яблоко, велосипед, молоко, мяч, телевизор, хлеб, кукла, машина, одежда, цветы, дом (Дети на мольберте крепят предметные картинки, соответствующие заданию).

Воспитатель : Почему вы так распределили предметы? (ответы детей). Спасибо, что помогли стрекозе  разобраться в желаниях, правильно определив самые важные потребности и  к чему надо стремиться.

Стрекоза: Что мне делать? Как мне быть? Как же дальше мне прожить? Где же деньги заработать ? Чтоб голодной не сидеть , а копейку получить?

Муравей: Эх стрекоза, стрекоза хватит тебе уже прыгать,да скакать,начни уже своим трудом деньги зарабатывать (Муравей оставляет коробочку и уходит)

Воспитатель:Ушёл Муравей заниматься своим важным делом…

Воспитатель: Скажите, как заработать деньги? (ответы детей-нужно работать)

Как называется основное дело, которому человек учился и потом стал работать? (ответы детей-профессия)

Воспитатель. Правильно, профессия. Что же за коробочку муравей оставил?

Стрекоза: посмотрим что в ней лежит?(стрекоза открывает коробку)

Стрекоза :Какие-то предметы. Ребята поможете мне разобраться ,что это за предметы и к каким профессиям они относятся?

Дидактическая игра «Назови профессию»

Стрекоза открывает коробочку, находит в ней предметы орудия труда(молоток, указка, шприц, ножницы и расческа и т.д.)показывает их детям.

Задача детей: назвать предмет труда и соотнести с профессией, к которой он относится.

Стрекоза:Сколько полезных советов вы мне дали,решила я открыть кафе в нашем лесу. Но что дальше делать мне?

Воспитатель:Ребята,подскажем стрекозе , что надо сделать чтобы в лесу открыть кафе?Ответы детей, (построить его). Поможем ей построить кафе.

Физминутка «Строители» :

Целый день «Тук» да «Тук» (Руки на поясе, повороты вправо, влево.)

Раздаётся звонкий стук. (Прыжки на двух ногах.)

Строим мы кафе большое. (Встаём на носочки, тянемся руками вверх.)

И с окошком, и с трубою.( Показываем окошко и трубу.)

Пригласим мы всех скорей!

Новое кафе принимай гостей!

(Убирается ширма,за ней кафе)

Воспитатель:  Кафе мы построили, что же нужно для того чтобы его открыть(ответы детей-купить товар)Что нам надо для того, чтобы купить товар ? (Деньги)

Бывают они медные, блестящие, бумажные,но для любого из людей, поверьте, очень важные! Конечно деньги.

1. Как называются бумажные деньги? (ответ детей-Купюры)

2. Как называются металлические деньги? (ответ детей-Монеты).

3. Как называются Российские деньги? (ответ детей-Рубли).

4. Как одним словом можно назвать деньги других стран? (ответ детей-Валюта).

5. Как называются деньги, которые люди получают за свой труд? (ответ детей-Зарплата)

6. Как называются деньги, которые  получают дедушки и бабушки? (ответ детей-Пенсия)

7. Чем можно расплатиться в магазине кроме денег. (ответ детей-Банковской картой)

Воспитатель: Молодцы ребята ! Я вижу, что вы многое знаете о деньгах. А теперь скажите, где можно хранить деньги? Ответы детей ( в банке,в кошельке, в сейфе, в копилке).Посмотрите ,у  меня есть кошелек, в нем лежат деньги. Предлагаю вам их рассмотреть и определить какие купюры и монеты в наличии.( определить и назвать с детьми какие монеты и купюры в наличии, их наминал, страну которой они принадлежат).Предлагаю взять себе по одной купюре или монете.(каждый ребенок выбирает купюру или монету).

Воспитатель: Деньги у нас есть,теперь мы можем пойти  в магазин за товарами для кафе. Ребята, посмотрите, а вот и прилавок с товарами. (На прилавке лежат муляжи овощей, фруктов, пакетов молока, хлеба и других продуктов. Здесь же находятся различные предметы-игрушки, карандаши, искусственные цветы и т. д. Все товары имеют таблички-ценники - цены.За прилавком продавец-кто-то из детей.)

Воспитатель:Посмотрите ребята ,на прилавке много всего .Что из этого мы купим для открытия кафе,чтобы наша стрекоза могла принять гостей. (ответы детей-фрукты,молоко,хлеб и т.д.)Правильно ,купим продукты. Встанем в очередь.

Задача детей:        

- назвать каким достоинством купюру или монету он выбрал; - выбрать и купить нужный товар для кафе и объяснить свой выбор; Все купленные товары дети складывают в корзину,деньги отдают продавцу(Первым право совершить покупку предоставляется более активному ребенку, для подачи примера другим детям)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь наша стрекоза может открывать своё лесное кафе. (Дети отдают корзину стрекозе)

Стрекоза:Спасибо вам, ребята,

За помощь говорю.

Кафе я открываю

И вас благодарю!

Теперь я знаю точно

Как деньги добывать

И знаю, что не нужно

Без дела прыгать и скакать.

( уходит)

Ну вот мы с вами и помогли нашей гостье. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесём с вами волшебные слова. 1-2-3. Вокруг себя ты повернись, и в детском саду очутись.

3. Рефлексия. Воспитатель. Молодцы! Помогли стрекозе. Расскажите, чему мы сегодня научили ее и чем помогли? Что сами узнали нового? Скажите мне ребята, что нельзя купить за деньги? (ответы детей)

Воспитатель. А за то, что мы помогли  она нам передала небольшие подарки. (на выбор воспитателя) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ КВЕСТ-ИГРЫ ПО ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ В СТРАНЕ СМЕШАРИКОВ»

Цель этого занятия – развитие элементарных экономических представлений при помощи игровых ситуаций.Задачи:1. Закреплять знания детей о профессиях, трудовых действиях, о результатах труда че...

Конспект НОД по основам финансовой грамотности в подготовительной группе "Реклама - двигатель торговли"

Конспект НОД по финансовой грамотности «Реклама – двигатель торговли» в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 летЦель: формирование у детей представления о рекламе...

Методическая разработка «Основы финансовой грамотности» в старшей группе детского сада

Методическая разработка«Основы финансовой грамотности» в старшей группе детского сада. Сейчас в России на наших глазах осуществляются серьезные изменения  в образовательных проце...

Конспект занятия по обучению финансовой грамотности в старшая группа (5-6 лет) «Труд – основа жизни»

Цель: объяснение, что такое труд, его значение в жизни каждого человека....

Конспект квест-игры по основам финансовой грамотности в старшей группе «В поисках сокровищ в стране сказочных героев»

Цель.Развитие элементарных экономических представлений при помощи игровых ситуаций....

Квест-игра по основам финансовой грамотности для старшей группы "Пятачок и пустой кошелек"

Цель: Закреплять понятия «деньги», «монета», «купюра», «валюта», «пластиковая карта». Учить пользоваться банкоматом...