Проект по формированию финансовой грамотности в старшей группе" Финансовый Знайка"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Шинкарь Людмила Григорьевна

Проект по формированию финансовой грамотности «Финансовый - знайка» включает следующую информацию:

  • актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;
  • цели и задачи с детьми в рамках предложенного проекта;
  • сроки и этапы реализации проекта;
  • планируемые мероприятия в рамках проекта;
  • ожидаемые результаты после реализации проектных.
  • заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                           «Детский сад Мальвина»

                                                            г. Тулун

                                                         ПРОЕКТ

       по формированию финансовой грамотности в старшей группе

                                           «Финансовый  Знайка»

                       срок реализации проекта - один учебный год

https://www.piponchik.ru/images/publications/255/163_p.jpg

Проект составила:

Воспитатель: Шинкарь Л.Г

        

                                                2022-2023 г. Тулун

Содержание

Наименование содержание

Страница

Введение

3

Актуальность проекта

4

Цель и задачи проекта

5

Участники проекта

5

Сроки и этапы проекта

6

Технологии

7

Методики

8

Предполагаемые результаты

9

Тематический план работы с детьми и

 родителями (законными

 представителями)

10-15

Заключение

16

Диагностический инструментарий

17

Список литературы

18

Приложение1

«Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

19


                                                    Введение

«Можно смотреть на деньги свысока,

но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».

А. Прево

Проект по формированию финансовой грамотности «Финансовый - знайка» включает следующую информацию:

  • актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;
  • цели и задачи с детьми в рамках предложенного проекта;
  • сроки и этапы реализации проекта;
  • планируемые мероприятия в рамках проекта;
  • ожидаемые результаты после реализации проектных.
  • заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Проект по формированию финансовой грамотности «Финансовый - знайка» разработан в целях финансового просвещения детей в старшей группе в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Данный проект будет реализован с воспитанниками старшей группы «Почемучки» 6-7лет в МБДОУ «Детский сад Мальвина» г. Тулуна Иркутской области

Актуальность

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям нелишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Постановка проблемы:

-Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель проекта: 

-содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

-Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

-Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

-Совершенствовать коммуникативные качества детей;

-Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

-Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Участники проекта:

-дети старшей группы;

-воспитатели группы;

-родители.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный. Срок реализации проекта 2022 - 2023 учебный год в подготовительной к школе группе.  

Тип проекта

-информационно – практико - ориентированный

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

-Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

-Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансовый - знайка».

-Подбор художественной литературы для детей  по выбранной тематике.

-Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

-Создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический:

Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – Заключительный:

Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»

Технологии

В рамках реализации проекта используются следующие технологии:

Технология проектной деятельности. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Кроме того, проектная деятельность стимулирует мотивацию детей на приобретение знаний, включает всех воспитанников в режим самостоятельной работы, развивает умения применять знания к жизненным ситуациям, способности к аналитическому, исследовательскому, критическому и творческому мышлению. Концептуальные позиции проектной технологии представлены принципами заинтересованности ребенка, сотрудничества ребенка и взрослого, уважения к иной точке зрения, использования окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

Личностно-ориентированная технология. Во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, уникальность самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. Взаимодействие в образовательном процессе строится на личностно-ориентированной основе, использовании дифференцированного подхода к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности; личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Игровая технология. Чтобы процесс формирования экономических качеств через игровую деятельность был результативным, организовывать процесс обучения в игровой форме, так как игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Информационно – коммуникационные технологии. Использование презентаций по ознакомлению с окружающей действительностью, организовывать просмотр видео роликов, обеспечивают получение необходимой информации, общение со сверстниками.

Здоровьесберегающая технология. Здоровьесбережение реализуется через соблюдение гигиенических критериев рациональной организации образовательной деятельности:  плотность занятия, число видов учебной деятельности, средняя продолжительность различных видов учебной деятельности,  частота чередования различных видов учебной деятельности, наличие эмоциональных разрядок, создание благоприятного психологического климата.

Методы и приемы

          В образовательной деятельности по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность, используются как традиционные, так и современные интерактивные методы.

 Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей действительности.

 Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и труд вместе со взрослыми. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.

 Словесные методы.  Это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экономическим содержанием, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к окружающей действительности.

 Современные интерактивные методы.

Задачи по формированию основ финансовой грамотности через проектную деятельность реализуется с помощью таких методов как:

• марафоны, викторины, КВН;

• акции, особенно совместно с родителями;

• выставки и экспозиции;

• создание музеев; тренинги;

• экономические праздники;

• коллекционирование;

• инсценировки и театрализации на темы экономического воспитания;

• совместно с родителями экскурсии ...;

• участие вместе с родителями в проведении выставок, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Предполагаемые результаты

В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
  4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
  6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  8. Финансы – это интересно и увлекательно.

На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Совместная работа педагога и семьи даёт хорошие результаты и способствует более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей:

-Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

-Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

-Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

Тематический план работы с детьми и родителями (законными представителями)

Месяц

Тема

Задачи

Работа с родителями(законными представителями)

1

СЕНТЯБРЬ

«Откуда пришли деньги?»

Путешествие в прошлое денег

(занятие исследование)

Дать представление о денежной единице, деньги – это универсальное и удобное средство обмена, учить понимать назначение денег;

Познакомить с историей возникновения денег;

Формировать умение работать с энциклопедиями.

Выставка «Умные финансовые книги для детей»

2

Экспериментирование:

«Монета, банкнота,

пластиковая карта»

Формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы), самостоятельно находить источник;

Раскрыть сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта» наличные и безналичные деньги.

3

«Путешествие рубля»

Деньги явление культуры, их оформление отражение культуры разных стран;

Формирование представлений детей об понятии «валюта», цена, товар.

4

Занятие – путешествие

«Наши потребности»

Дать понятие потребности;

Уточнить от чего зависят потребности человека;

Обсудить проблемные ситуации, подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

5

ОКТЯБРЬ

«Приключения Умника и Торопыжки в страну Финансов» (кукольное представление)

Повторить понятие «потребности человека»;

Продолжать обсуждать проблемные ситуации;

Воспитывать социально – личностные качества и ценностные ориентиры.

Семья как начальная школа реальной экономики для детей Круглый стол Анкетирование родителей «Знаете ли вы основы финансовой грамотности?»

6

Интерактивное занятие

«Как белка училась считать»

Систематизировать знания детей о разнообразии товаров;

Познакомить с многообразием потребностей и ограниченными возможностями;

Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

7

Деловая игра

«Юные финансисты»

Воспитывать умение определять и различать потребности человека;

Уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара.

8

«Как деньги доходят, а потом расходятся»

Познакомить с составляющими бюджета, с путями экономии бюджета семьи;

Дать понятия «доходы», «расходы», «зарплата», «пения», «стипендия»;

Воспитывать правильное отношение к деньгам.

9

НОЯБРЬ

«Как правильно беречь деньги?»

Систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета;

Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

Предложить родителям поучаствовать в создании игр для приобщения ребёнка к миру экономики. Наглядная информация.

 Картотека игр – настольно печатные

(Семейный бюджет (Кому, что нужно, (Разложи правильно и др.)

Игры – слова, игры- загадки, игры- ситуации.

10

«Идем в магазин или как делать покупки с умом»

Развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него;

Дать понятия «товар», «цена», «дороже - дешевле», «потребительская грамотность»;

Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

11

Игра с родителями

«Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

Закрепление понятия «семейный бюджет»;

Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность.

12

Наш город

«Все профессии важны»

Дать представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний и т.д.);

Развивать умение  выделять последовательность трудовых действий;

Формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества;

Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

13

ДЕКАБРЬ

Интерактивная игра «Путешествуем по городу»

Познакомить детей с производством товаров и услуг (карта города, где дети знакомятся с предприятиями города, которые выпускают разную продукцию и заполняют карту карточками с соответствующими товарами).

Информация в виде буклета на тему «5 советов, чтоб научить ребенка грамотно распоряжаться деньгами»

14

Наш город

«Дом, где живут деньги»

Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг);

Знакомство с профессиями: менеджер, кассир, банкир.

15

Игра «Свой бизнес»

(открываем пекарню)

Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий;

Формировать экономическое мышление;

Проводить эксперименты, устанавливать причинно – следственные связи;

Закрепить экономические знания в практической ситуации.

16

ЯНВАРЬ

«Кто долго спит,

тот денег не скопит»

(финансовая грамота

в мудрости народной)

Знакомство с пословицами и поговорками о труде.

Советы гнома Эконома: «Как не вырастить жадину?», «Стоит ли платить за домашнюю работу?»

17

«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

(финансовая грамота

в мудрости народной)

Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления;

Давать нравственную оценку поступкам героев.

18

ФЕВРАЛЬ

«Реклама, как она работает»

Дать представление о том, что такое реклама и для чего она нужна, о вреде и пользе рекламы;

Научить детей правильно воспринимать рекламу;

Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы).

Создание денежного мини музея

19

«Копейка рубль бережет»

Обобщить и систематизировать знания детей о товарно – денежных отношениях.

 

20

«Экономия тепла, света, воды» (учимся экономить)

Развить познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению знаний на практике;

Формировать понимание единства человека и природы;

Дать образное и упрощенное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла;

Формировать у детей потребность в их экономии.

21

МАРТ

«Производители и ресурсы»

Сформировать у детей представление о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов», о производителях товаров и услуг.

Экономическая игра «Монетки», дидактические игры по развитию счета

22

«Как сберечь ресурсы Планеты?»

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам планеты.

 

23

«Сохранить и приумножить»

24

Деловая игра

«Финансовая безопасность»

Знакомить детей с элементарными правилами финансовой безопасности.

25

АПРЕЛЬ

«В долг брать легко,

да платить тяжело»

Просмотр мультфильма «Смешарики» (уроки финансовой грамотности «Нюша и платье»).

Фотоотчёт «Финансовый знайка»

26

«Карманные деньги, как ими распорядиться» (обучающая игра)

27

«Не имей сто рублей,

а имей сто друзей»

28

Благотворительность

«Творим добро»

Развивать интерес к знаниям о финансовой грамотности;

Знакомство с понятием «бартер», «благотворительный фонд»;

Дать понятие о благотворительности, и о том, почему она приносит не только добро, но и выгоду.

29

МАЙ

«История о рублике»

(просмотр и обсуждение

видео – ролика)

Закрепление материала.

Буклеты для родителей «Дружите с финансами», «Ребёнок и финансы».

30

Квест – игра «Путешествие по стране Экономика»

В результате игры дети закрепляют полученные знания мира финансов.

       Заключение

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. Через игровую форму, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями закрепляют знания по финансовой грамотности.

В последовательности – «ДОУ – СЕМЬЯ – ВОСПИТАННИКИ» - прививаются не только знания, но и правильные навыки обращения с личными финансами.

Надеемся, что благодаря этому проекту, у детей сформируются  первые ступеньки к таким ценным качествам, как  бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, материальной взаимопомощи, поддержки.

Диагностический инструментарий

 Критериями по формированию экономического воспитания выступают следующие

Экономика

Владеет понятием «экономика»

Умеет выделять экономическое содержание из художественных произведений

Потребности

Умеет устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей

Труд

Профессии

Умеет выделять цепочку трудовых действий

Осознает взаимосвязь «труд-продукт-деньги»

Бартер

Владеет понятием «бартер»

Самостоятельно совершает обменные операции

Выгода и убыток

Владеет понятие «выгода», «убыток».

Определяет выгодность сделки

Деньги

Владеет понятием «купюра», «валюта»

Умеет совершать покупку, назначать цену товара, правильно считать сдачу.

Реклама

Владеет понятием «реклама»

Осознает взаимосвязь «реклама- продажа»

Бизнес и капитал

Владеет понятиями: «капитал», «бизнес», «купля», «продажа»

Умеет выделять деловые качества у героев художественных произведений

 

 Методика оценивания:

Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием

Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога

Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется

Список литературы

1.        Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.

2.        Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.

3.        Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.

4.        Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.


Приложение1

«Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

 

1. Надо ли ввести в группе новый образовательный курс по финансовой грамотности??

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

2. Надо ли проводить работу с детьми проводить работу по финансовой грамотности?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

3. Как вы относитесь с желанием детей иметь копилку?

- положительно

- отрицательно

- затрудняюсь ответить

4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

5. Умеет ли ребенок сам расплачиваться в магазине наличными?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

6. Как ребенок относится к труду?

- охотно принимается за дело

- неохотно принимается за дело

- затрудняюсь ответить

7. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

8. Знают ли дети профессии родителей?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

9. Знает ли ребенок на что тратятся деньги?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

10. Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

11. Имеет ли ребенок постоянные обязанности по дому?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей  современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. Пр...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Знакомство детей с такими понятиями, как "деньги", "товар, "счет" и т. д., с помощью сюжетных, дидактических, театрализованных игр; чтением и обыгрыванием сказок, скороговорок...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»...

Консультация для родителей (законных представителей) по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников "Играть с детьми в финансовые игры можно уже с 5 лет"

Родитель должен и своим примером, и с помощью игр, рассказов, образовательных программ научить своих детей азам капиталистического устройства. Для этого отцу или матери совсем не нужно иметь докторску...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»

Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников «Играть с детьми в финансовые игры можно уже с 5 лет

Экономическое воспитание – важная составляющая развития ребенка. Если вовремя не обучить чадо планированию расходов, совершению покупок, получению и проверке сдачи, то рынок его научит сам. Прав...