Роль проблемных ситуаций в формировании у дошкольников финансовой грамотности
консультация по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Циома Юлия Владимировна

В статье описаны  несколько проблемных ситуаций, благодаря которым можно заинтересовать детей и научить их правильно пользоваться своими умениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль проблемных ситуаций в формировании

у детей дошкольного возраста финансовой грамотности»

С малых лет дети слышат от родителей такие слова, как «работать», «деньги», «купить», «магазин» и т.д. Они видят, как мама или папа уходят из дома, а когда возвращаются, то обязательно что-нибудь приносят: продукты или лакомства. С этого времени у ребят возникают самые первые познания в сфере финансов.

В современную образовательную программу с недавних пор включено понятие - «финансовая грамотность». Оно подразумевает планомерное внедрение основ экономического воспитания в детских образовательных учреждениях. Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все так, чтобы он был финансово грамотным. Важно объяснить детям, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Дети, с детства знающие цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станут успешными людьми.

Анализ методической литературы по данной теме позволяет определить следующие направления образовательной деятельности:  

1)    «Потребности».  

2)    «Труд и профессии».  

3)    «Продукт труда. Деньги».  

4)    «Семейный бюджет».  

 5) «Закрепление полезных финансовых навыков и привычек в различных жизненных ситуациях».    

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.

Мы предлагаем познакомиться с некоторыми проблемными ситуациями, благодаря которым можно заинтересовать детей и научить их правильно пользоваться своими умениями.

Существует множество разнообразных ситуаций, направленных на формирование представлений об экономике и финансах. В процессе обсуждения и решения проблемных ситуаций, мы доносим до детей что:

-  деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образом     заработок зависит от вида деятельности;

- сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить;

- стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке, деньги – это посредник;

- деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

- финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде;

- твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях;

- не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

Очень важной частью работы по формированию финансовой грамотности является воспитание полезных привычек, облегчающих жизнь человека.

Главный критерий отбора проблемных ситуаций по теме – его экономическая направленность, воспитательная ценность, занимательность, возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.      

Таким образом, можно сделать вывод, что включение  проблемных ситуаций в образовательную деятельность по формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников – это важная часть экономического воспитания, которому необходимо уделить достаточно внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стендовый доклад "Работа с проблемными ситуациями и формирование социальной компетентности дошкольников."

К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и других) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторг...

Сборник проблемных ситуаций по формированию финансовой грамотности детей

Материал псодержит проблемные ситуации по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...

сборник проблемных ситуаций по формированию финансовой грамотности.

Финансовые задачи для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр по формированию у дошкольников финансовой грамотности

Картотека сформирована из карточек, в каждой отдельной карточке описана игра....