Роль проблемных ситуаций в формировании у дошкольников финансовой грамотности
консультация по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
В статье описаны несколько проблемных ситуаций, благодаря которым можно заинтересовать детей и научить их правильно пользоваться своими умениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_problemnyh_situatsiy_v_formirovanii_u_doshkolnikov_finansovoy_gramotnosti.docx | 15.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль проблемных ситуаций в формировании
у детей дошкольного возраста финансовой грамотности»
С малых лет дети слышат от родителей такие слова, как «работать», «деньги», «купить», «магазин» и т.д. Они видят, как мама или папа уходят из дома, а когда возвращаются, то обязательно что-нибудь приносят: продукты или лакомства. С этого времени у ребят возникают самые первые познания в сфере финансов.
В современную образовательную программу с недавних пор включено понятие - «финансовая грамотность». Оно подразумевает планомерное внедрение основ экономического воспитания в детских образовательных учреждениях. Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все так, чтобы он был финансово грамотным. Важно объяснить детям, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Дети, с детства знающие цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станут успешными людьми.
Анализ методической литературы по данной теме позволяет определить следующие направления образовательной деятельности:
1) «Потребности».
2) «Труд и профессии».
3) «Продукт труда. Деньги».
4) «Семейный бюджет».
5) «Закрепление полезных финансовых навыков и привычек в различных жизненных ситуациях».
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.
Мы предлагаем познакомиться с некоторыми проблемными ситуациями, благодаря которым можно заинтересовать детей и научить их правильно пользоваться своими умениями.
Существует множество разнообразных ситуаций, направленных на формирование представлений об экономике и финансах. В процессе обсуждения и решения проблемных ситуаций, мы доносим до детей что:
- деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности;
- сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить;
- стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке, деньги – это посредник;
- деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
- финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде;
- твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях;
- не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
Очень важной частью работы по формированию финансовой грамотности является воспитание полезных привычек, облегчающих жизнь человека.
Главный критерий отбора проблемных ситуаций по теме – его экономическая направленность, воспитательная ценность, занимательность, возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что включение проблемных ситуаций в образовательную деятельность по формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников – это важная часть экономического воспитания, которому необходимо уделить достаточно внимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стендовый доклад "Работа с проблемными ситуациями и формирование социальной компетентности дошкольников."
К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и других) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторг...
Сборник проблемных ситуаций по формированию финансовой грамотности детей
Материал псодержит проблемные ситуации по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» в старшей группе по финансовой грамотности "Поможем Красной Шапочки"
Умение распределять свой бюджет...
сборник проблемных ситуаций по формированию финансовой грамотности.
Финансовые задачи для детей старшего дошкольного возраста....
Формирование у дошкольников финансовой грамотности с помощью интерактивных игр
Материал для педагогов...
Картотека дидактических игр по формированию у дошкольников финансовой грамотности
Картотека сформирована из карточек, в каждой отдельной карточке описана игра....