Консультация для воспитателей Технологии, методы и формы организации образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности
консультация по основам финансовой грамотности

Болдовская Татьяна Николаевна

Наряду с игрой важное место в формировании финансовой грамотности занимают такие методы, как создание проблемных ситуаций или подготовка и реализация различных проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_finansovoy_gramotnosti_doshkolnikov.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Технологии, методы и формы организации образовательной

деятельности в ДОО по формированию основ финансовой

грамотности

Материал подготовила методист ГБДОУ детский сад № 6 Адмиралтейского района Болдовская Т.Н.

     В предыдущей статье мы обосновали необходимость и важность формирования финансовой грамотности с дошкольного возраста.  Основы финансовой грамотности относятся к необходимым функциональным умениям человека.  И, безусловно, возникает вопрос – как же это делать? Какие технологии, методы и формы организации образовательной деятельности ДОО будут целенаправленно способствовать формированию основ финансовой грамотности?

    В образовательной деятельности ДОО, независимо от направления, мы всегда реализовываем как классические методы (беседа, чтение, экскурсии, игра, наблюдения и др.), так и инновационные (проект, кейс-технологии, арт-мастерские, викторины и конкурсы, и т.п.). Все технологии вследствие интегративного характера, позволяют формировать разнообразные виды деятельности детей и направлять эту деятельность на решение тех или иных образовательных задач. Но в основе образовательного процесса дошкольника, какие бы мы не выбирали методы, всегда остается игра. И для формирования основ финансовой грамотности сюжетно-ролевая игра является одной из самых результативных форм. Темы игровой деятельности могут быть многообразными, например «В магазин за подарками», «Готовим обед», «Копим и сберегаем», «Занять и одолжить»,

     Игра опирается на приобретенные ранее дошкольниками навыки и умения, на их небольшой, но личный опыт.  Важными условиями построения такой игры являются следующие условия: 1.  необходимый уровень выработанных у детей базовых программных знаний и умений; 2. оборудование сюжетно-ролевой игры атрибутами, активизирующими использование полученных знаний и умений; 3.  способность детей целесообразно применять эти атрибуты в игре.

     Игра позволяет ненавязчиво подводить ребенка к осмыслению социальной жизни. Посредством ролей, которые дошкольник примеряет на себя в игре, обогащается и его личность, повышается самооценка, чувство собственной значимости. С помощью игры мы имеем возможность ставить ребенка в такие ситуации, в которых он может без затруднений самореализоваться, проявить инициативу, самостоятельность, организаторские способности, способность к формулировке и достижению целей.

     Наряду с игрой важное место в формировании финансовой грамотности занимают такие методы, как создание проблемных ситуаций или подготовка и реализация различных проектов. Погружение в проблемную ситуацию – практичное использования интерактивных форм обучения дошкольника, суть которого в постановке проблемы и поиске ее решения. Чтобы заинтересовать ребенка, проблема должна быть злободневной и воплощать реальную ситуацию, которая стимулирует проявление различных эмоций. Важнейшим элементом задачи выражается проблемный вопрос, который формулируется таким образом, чтобы дошкольнику захотелось найти на него ответ.

Проектное обучение – организация проектной деятельности дошкольников для разрешения какой-либо практически важной задачи, завершающейся образованием продукта. Предъявляемым итогом проектов является детальное изображение решения какой-либо задачи или вопроса. Проекты прекрасно сочетаются с игровой и трудовой деятельностью детей. Например, постановка проектной задачи может выглядеть как создание предметов на «продажу», для чего  необходимо основать «Ателье», «Завод игрушек», «Центр творчества» и т. д. В организации проектной деятельности необходимо учитывать две составляющие: проектно-целевую и процессуальную. Первая включает в себя  образ нового продукта (вещи, инструмента, организации работ), вторая  - алгоритмы и материалы,  необходимые для решения проблемы. Осваивая технологию проектов,  дошкольники получают новые представления о мире ресурсов, важнейшими из которых являются  финансы.

      Отдельно хочется остановиться на  методе кейсов для детей старшего дошкольного возраста. Суть их в том, что ребенок не просто моделирует ситуацию или решение проблемы в игре, а, получив набор материалов, должен самостоятельно или в малой группе прийти к собственному решению. Материалы кейса должны не просто обрисовывать настоящие жизненные обстоятельства, а представлять собой цельный информативный комплекс, который позволяет ребенку понимать обстоятельства и находить одно или несколько решений. Кейсы могут включать в себя наборы проблемных изображений, фотографий,  аудио- или видеоинформацию, книжки-малышки, загадки, головоломки, ребусы. Цель ребенка – самостоятельно найти решение проблемы. Нужно предоставить детям возможность научиться подвергать информацию анализу, делать выводы, обосновывать свои предположения.

     Мы перечислили лишь некоторые методы организации образовательной деятельности дошкольников, способствующие формированию финансовой грамотности, но наиболее продуктивным, на наш взгляд,  является интегративный подход, позволяющий педагогу решать несколько задач, направленных на формирование социальных умений ребенка.