Проект "Маленький финансист"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Сокурова Марина Викторовна

Финансовое просвещение и экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkiy_finansist.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс детских исследовательских

работ и проектов «Я – исследователь»

Проект «Маленький финансист»

с. Максимовка

        

Авторы: Пегова Елизавета, Ионова Маргарита

воспитанницы МБДОУ «Детский сад с. Максимовка»

Руководитель: Сокурова Марина Викторовна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад с. Максимовка»

2023 г.

Муниципальный конкурс детских исследовательских

работ и проектов «Я – исследователь»

Проект «Маленький финансист»

Актуальность

Финансовое просвещение и экономическое воспитание детей является довольно новым направлением в дошкольной педагогике. Дети уже с самого раннего возраста, так или иначе, включаются в экономическую жизнь своей семьи: ходят с родителями по магазинам, сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами. Таким образом они получают свои первоначальные экономические знания. Опираясь на многочисленные исследования последних лет можно сделать вывод, что экономическое обучение необходимо начинать именно с дошкольного возраста. Это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

 В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности пробуждает у дошкольника экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.

Содержание проекта включает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Постановка проблемы

Помочь дошкольникам сформировать представления об основных экономических понятиях, в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Воспитывать уважение к чужому труду, бережное отношение к деньгам.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Участники проекта:

  • дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);
  • воспитатели группы;
  • родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (в течение одной недели)

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

  • изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • информирование родителей о предстоящей работе с детьми по проекту «Маленький финансист».
  • подбор художественной литературы для дошкольников по выбранной тематике.
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  • Создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»

Предполагаемые результаты

  • Дети смогут устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности, а также приобретут первичный финансовый опыт.

Заключение

Главным успехом данного проекта можно будет считать начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях, в группе, в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях дети получают знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Будем надеяться, что  дошкольники за этот период получат необходимые знания, а  родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности детей.

«Здравствуйте,  я Лиза Пегова, мне 6 лет. А я Ионова Рита, мне 5 лет. Тема нашего проекта « Маленький финансист». Сегодня мы отправимся  в  страну экономики. Нас ждут нелёгкие испытания. Чтобы пройти  надо быть умными, решительными, умелыми и ничего не бояться.

Лиза: Первая остановка  называется«Бюджетная». На ней мы с вами поговорим о бюджете.Что же такое бюджет семьи?

Рита: Это все деньги, которые заработали все члены семьи: мама, папа, бабушка и   дедушка.

(Звучит музыка из мультфильма о Крокодиле Гене.)

Лиза: За что они получают зарплату?

Рита: За выполненную работу.

Вот и месяц пролетел

Чему  я очень рада

Ведь родителям моим

Положена зарплата.

Лиза: Правильно! А вот мои бабушка и дедушка уже не работают, сидят дома, ведут домашнее хозяйство и получают от государства … Что?

Рита:  получает пенсию (дети читают стихи)

Лиза:

1.Дед и бабушка мои

Потрудились от души.

Много лет они старались,

Вот и пенсии дождались.

С пенсии конечно дед

Купит вкусненьких конфет.

В гости к ним всегда хожу,

Помогаю, как могу.

Рита:А вот однажды моя мама тоже придумала себе занятие.  Она стала выращивать около дома цветы. Цветы были необыкновенной красоты, выросло их очень много. На семейном совете было решено продавать цветы . От продажи цветов она получала…что?

Лиза: Продавая цветы, она  получала деньги.

Рита: Конечно, как вы думаете, больше или меньше станет доход семьи , если  продавать цветы?

Лиза: Доход будет больше.

 Все заработанные деньги  – это доход семьи.

Лиза:  Остановка«Денежная». На ней мы поговорим о деньгах. Рита, как ты думаешь, за что люди получают деньги?

Рита: Люди получают деньги за свой труд.

Лиза: Для чего нужны деньги?

Рита: Заплатить за квартиру,  за лечение, заплатить за детский сад, сходить в магазин и купить продукты. А давай поиграем в игру.

(Игра « Магазин»)

Лиза: Угадай, как это зовётся,

Что за деньги продается,

Это не чудесный дар,

А просто-напросто … (товар)

Лиза: Третья остановка называется «Трудовая»

Здесь мы вспомним  пословицы о труде.

(за каждую пословицу  дети складывают монетки  в копилку)

Дети:

  •  Дело мастера боится. (Лиза)
  • Терпенье и труд все перетрут. (Рита)
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Лиза)

А мой папа говорит:

  • -Кто не работает, тот не ест. (Рита)

Рита: Давай посчитаем, сколько мы заработали за сегодня. (считают монеты в копилке и делят напополам)

Лиза: В итоге мы поняли, что доход – это результат трудовой деятельности. И чем больше ты трудишься, тем выше доход.

Рита: Значит папе с мамой нужно помогать, чтобы увеличить бюджет семьи.

Список использованных литературных источников

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  2. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  5. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  6. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  7. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Интернет ресурсы

https://www.minfin.ru/ru/document

https://dohcolonoc.ru/

http://e.stvospitatel.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа юного финансиста

Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...

План проведения недели «Юный финансист» в средней группе

План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...

Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"

Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...

Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с   проектной деятельностью  «Азбука юног...

Проект "Я финансист" по формированию финансовой грамотности на занятиях музыки.

В связи с стратегией государства на формирования финансовой грамотности населения мы предлагаем наш проект по обучению финансовой грамотности не только в различных видах деятельности но и на занятиях ...

презентация "Я финансист"

Обучение финансовой грамотности на занятиях музыки и в совместной деятельности...