НОД «Что такое — семейный бюджет»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Питушкина Ольга Николаевна

У взрослых людей есть такая забота:
Ходить каждый год, каждый день на работу
За эту работу им платят зарплату,
А эту зарплату рассчитывать надо!
И вот собирают семейный СОВЕТ,
Где создаётся семейный БЮДЖЕТ!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sembyudzhet.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Что такое — семейный бюджет» 

(подготовительная группа)

Цель: формирование представлений детей о социальном мире людей, используя

различные виды деятельности.

Задачи:

Образовательные: Ввести детей в мир экономических отношений, и познакомить

с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам планирования

семейного бюджета. Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет». Учить детей

определять направления и источники доходов и расходов.

Развивающие: Развивать речь, логическое мышление, внимание,

сообразительность, интерес к экономической сфере жизнедеятельности и

желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;

Воспитательные: Воспитывать рациональное отношение к деньгам:

бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту, чувство благодарности к

тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.

Активизация словаря: зарплата, пенсия, стипендия, доход, бюджет, расход.

Оборудование: Интерактивная доска. карточки с домиками, пазлы.

Ход занятия

Введение в ситуацию

Ребята, вы обратили внимание, что каждое утро все люди просыпаются и спешат

по делам? Как вы думаете, куда же спешат мамы и папы, дяди и тёти? (На

работу.) А зачем нужно работать? (Чтобы зарабатывать деньги, приносить пользу

обществу.)

Правильно, за то, что люди трудятся, работают, им платят зарплату. Ведь любой

труд необходим и приносит пользу. Давайте скажем, что такое зарплата?

(Зарплата — это деньги, получаемые за выполненную работу.) А если сложить

зарплату папы и мамы, то получится семейный бюджет. А хотите узнать, как

распределить семейный бюджет? (Ответы детей.)

Открытие детьми нового знания

– Дети, все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом.

Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия — всё это доходы семьи. К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, подарок денежный на

день рождения, находка, дополнительный заработок — продажа с огорода

картофеля, яблок.

Но в каждой семье есть и расходы.

— Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам

сладости или игрушки? А знаете ли вы, на что нужно родителям израсходовать

деньги в первую очередь? Покупка еды, одежды, оплата детского сада, оплата за

квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это расходы семьи. И за всё это

нужно заплатить вашим родителям.

Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход-расход».

—Дети, посмотрите на эти тучки.

(Воспитатель показывает детям схему дохода)

- Ребята, представьте, что тучки – это бюджет. На тучку капают капли

(присоединяет капли к тучке, эта тучка стала больше, значит бюджет семьи

увеличился и это - доходы. Доходы – это деньги, которые поступают в бюджет.

- Повторите, что такое доходы. (индивидуальные и хоровые ответы)

(Воспитатель показывает детям схему расхода)

-А теперь посмотрите на другую тучку. Капельки в виде дождя выпадают из

тучки (убирает капли, эта тучка стала меньше, значит, бюджет семьи уменьшился

и это, ребята, расходы. Расходы - это деньги, которые семья тратит.

- повторите, что такое расходы (ответы детей)

-Ребята, а что нужно сделать, чтобы доходы увеличились и было меньше

расходов?

-Правильно, дети, надо больше работать, меньше расходовать по пустякам,

экономить деньги и быть бережливыми.

Включение нового знания в систему знаний

- А давайте мы с вами проиграем в «Семейный бюджет», предлагаю разделиться

на пары. Но разделимся на пары мы необычным способом, у меня есть пазлы,

(подает пазлы для мальчиков и для девочек) ваша задача пока играет музыка

перемещаться по залу, только музыка замолкает, вы должны соединить пазлы по

цвету. Понятно условие игры? Тогда начнем. - Молодцы справились! Что у вас получилось?

- Дети: Кошелек!

- Предлагаю каждой образовавшейся паре занять любой домик, и прикрепить

кошелек в центр.

Дидактическая игра.

Игра – диалог «Доход-расход».

-Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я

буду называть примеры доходов и расходов. Если названное мной является

доходом, вы должны громко произнести – «доход», если расходом, громко

произносите-«расход».

Папа получил зарплату — Д.

Бабушка заболела — Р.

Выиграли в лотерею — Д.

Потеряли кошелёк — Р.

Продали часть урожая помидор — Д.

Нашли 10 рублей — Д.

Порвались штаны — Р.

Заплатили за газ — Р.

Купили арбуз — Р.

-Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием.

- Ребята, а сейчас послушайте историю, которая приключилась с семьей

Барбоскиных.

Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить:

Каждая покупка присоединяется к модели «РАСХОД»

-маме очень хотелось купить новое платье, -папа решил стать охотником- нужно ружье,

-бабушка заболела – нужны лекарства,

-у дедушки сломались очки – нужны новые

-брат начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,

-сестре - новую куклу.

Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все

деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон

отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.

Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?

Дети: нет!

Воспитатель. На что в первую очередь нужно было потратить деньги семье, как

вы считаете?

Дети: отвечают

Воспитатель. Конечно, ребята, молодцы. Эти расходы называют основными -

плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще покупки

мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может обойтись?

Ответы детей. Воспитатель- верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку

продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте.

-А еще, ребята, есть расходы неосновные - это покупки, без которых можно

обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например,

новые игрушки, сладости, мебель.

- Ну а сейчас дети откройте конверт с семейным бюджетом.

После этого каждой паре нужно получить свой «Семейный бюджет», в котором

лежит ваш общий доход. Кто может сказать, сколько рублей он составляет?

(ответы детей).

-Правильно, доход каждой семьи составляет десять рублей. -Но каждая семья кроме дохода имеет еще и расходы. Давайте, вместе обратим

внимание, на окна ваших домов. Что относиться к расходам? (ответы детей).

Правильно, это питание мы кушаем с вами каждый день, коммунальные услуги -

это свет, вода, газ, одежда, развлечение, копилка в которую мы откладываем

деньги на свою мечту.

- Давайте попробуем вместе, распределить ваши доходы. На питание ваша семья

тратит 3 рубля, и на коммунальные услуги тратит 2 рубля, а вот остальные деньги

прошу распределить самостоятельно. (дети выполняют задание).

- Ребята кто хочет рассказать, как вы распределили свой доход (рассказы детей по

выбору).

- Как вы можете помочь родителям экономить? Ведь на сэкономленные деньги

они могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать

семейные праздники?

( Дети отвечают: не лить зря воду, без необходимости не включать

электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно

относиться к своим вещам и ухаживать за ними, помогать выращивать овощи,

чтобы не покупать их, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и

игрушки)

– Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги

не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать.

- Скажите, что такое семейный бюджет? Из чего он складывается?

- Еще мы с вами узнали, что у каждой семьи есть доходы и расходы.

- кто мне скажет, что такое доходы? А что такое расходы?

- Какие расходы мы называем основными? А неосновными?

- Молодцы, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный бюджет

Задачи: - дать понятие о семейных доходах и расходах; семейном бюджете.                - научить практически распределять сем...

конспект занятия "Что такое семейный бюджет"

Цель: формирование представлений детей о социальном мире людей,используя различные виды деятельности.Задачи:Образовательные: Ввести детей в мир экономических отношений, ипознакомить с понятиями «...

Социально значимый образовательный проект «Что такое семейный бюджет?» Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Финансовая грамотность поможет сформировать у детей нравственные качества, так как необходимо также объяснять детям, что не все возможно купить на деньги. За деньги не купить дружбу, здоровье, добро и...

конспект занятия «Что такое — семейный бюджет» в подготовительной группе

Цель: формирование представлений детей о социальном мире людей, используя различные виды деятельности....

Образовательная деятельность "Что такое семейный бюджет"

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами финансовой грамотности....

Конспект интегрированного занятия по финансовой грамотности «Что такое семейный бюджет?»

Цель: раскрыть понятие «семейный бюджет». Познакомить с основными частями бюджета....

«Что такое семейный бюджет? Планируем вместе»

laquo;Что такое семейный бюджет? Планируем вместе» Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений;Оборудование: ширм...