Педагогический проект: «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредствам экономического воспитания» (приложение)
учебно-методическое пособие по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Кокорина Елена Геннадьевна

В приложение вошли стихи, загадки, конспекты занятия и квест-игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_k_proektu_finansovaya_gramotnost.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект:

 «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредствам экономического воспитания» 

Приложение

1.Стихотворения о деньгах.

Обойдусь и без покупок

Держу молоток
И копилку-свинью:
– Сейчас, наконец-то,
Тебя разобью.
Куплю самолёт,
А скорей целых три –
Немало монеток
У свинки внутри.
Потом совершу
Семь покупок подряд…
Смотрю, а у Хрюшки
Доверчивый взгляд.
Смеются глаза
В ожиданьи забав…
Я свинку обнял
И поставил на шкаф.

Е. Степанова

Экономика

С экономикою нас,
Начали знакомить.
Что такое «вклад» и «банк»
Как деньги экономить.
Мы доход своей семьи
Вместе подсчитали.
Знаем цену всем вещам,
Что нам покупали.
«Бизнес», «бартер» и «бюджет»,
Что это такое?
От гремучих этих слов
Детям нет покоя.
Будем знания получать.
Капитал накопим.
И тебе, наш детский сад.
Вместе мы поможем!

Л. Шмакова

Торговля

Деньги были не всегда.
Люди многие года
Покупали, торговали.
И при этом всё меняли:
Соль – на шкуры, на зерно.
Мех – на злато, серебро.
Люди торговать учились,
Деньги позже появились.

Л. Шмакова

Деньги

За годом год, за веком век
Живёт с деньгами человек.
Меняются люди, дома, города,
Одежда и обувь, машины, еда
Меняться всему наше время велит
И, денег, конечно, меняется вид!
От круглых монеток, от мятых рублей
Избавиться люди мечтают скорей!
На смену из пластика карты приходят
Уже с телефона расчёт производят!
А что будет дальше?
Давайте мечтать!
Давайте придумывать и воплощать!

Л. Шмакова

Бюджет

У взрослых людей есть такая забота:
Ходить каждый год, каждый день на работу
За эту работу им платят зарплату,
А эту зарплату рассчитывать надо!
И вот собирают семейный СОВЕТ,
Где создаётся семейный БЮДЖЕТ!

3.Загадки о  финансах

На товаре быть должна

Обязательна ...   (цена)

 Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким ...    (доход)

 

Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждёт ...   
(Банкир.)


Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в ...   (банке)

 Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой ...   (вклад)

  

Как ребёнка нет без мамы,

Сбыта нету без ...    (рекламы)

Эта резвая купчиха
Поступает очень лихо!
В телевизор залезает
И товары предлагает:
От компьютеров до хлама.
Имя у нее ...    
(реклама)
 

Люди ходят на базар:

Там дешевле весь ...   (товар)

 

И врачу, и акробату

Выдают за труд ...   (зарплату)

  

Очень вкусная витрина

Овощного ...   (магазина)

 

Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно ...   (весы)

 

Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам ...     
(Продавцы.)
 

За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт ...    
(Кассир.)
 

Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата?      (Банкомат.)

 

В этой фирме все бывают,

Бланк сначала заполняют,

Вносят в кассу платежи.

Что за фирма, подскажи?   (Банк.)

 

Дядя Коля - нумизмат.

Значит, каждый экспонат,

Я скажу вам по секрету,

Называется ...                 (Монета.)

 

В наши дни не встретишь эту

Очень малую монету.

В сказках ты её найдёшь,

Денежка зовётся ...         (Грош.)

 

Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине.  (Копилка.)

  Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке -

От одежды до булавки.     (Универмаг, супермаркет.)

2.Пословицы и поговорки о деньгах.

Деньги — не голова: наживное дело.

Деньги не люди, лишними не будут.

Деньги — что вода: пришли и ушли, только и видели.

Доход не живет! без хлопот.

Каждый час простоя — река убытку.

От прибыли голова не болит.

Получишь доход — явится и расход.

Прибылью хвались, а убыли стерегись.

Чужие деньги считать — не разбогатеть.

Денежка без ног, весь свет обойдет.

Деньги — гости: то нет, то горсти.

Деньги счетом крепки.

Копейка копейку родит.

Горе деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.

Деньги — что пух: только дунь на них и нет.

Добр Мартын, коли есть алтын; худ Роман, коли пуст карман.

Не деньги нас наживают, а мы их.

Через золото слезы льют.

Копеечка к копеечке — рубль набегает.

Копейка рубль бережет.

Копейка обоз гонит

У него деньги куры не клюют.

Не подмажешь — не поедешь.

Дешевле пареной репы.

И дешево, и сердито.

Щиплет Федосья чужие колосья, а прибыли нет.

Лишняя денежка карману не в тягость.

У денег глаз нет.

Хлебу — мера, слову — вера, деньгам — счет.

Денежки счет любят.

Лежащий товар не кормит.

Злато не говорит, зато много творит.

Кто копейку не щадит, тому рубль ни почем.

Деньги — дело наживное.

Здоров буду и денег добуду.

Не доходом разживаются, а расходом.

Денежки круглые — весь век катятся.

Деньги не в деньгах, а в делах.

Копейку сберег — рубль получил, рубль сберег — капитал нажил.

Время — деньги.

Не в деньгах счастье.

4. Анкета для родителей

«Мой ребенок и финансовая грамота»

(Уважаемые родители, просим вас уделить анкете чуть-чуть Вашего драгоценного времени и обвести в кружок Ваш ответ)

1.Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

- Да

- Нет.

2. Нужно ли детей знакомить с экономикой?

- Да.

- Нет.

3. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?

- Положительно.

- Отрицательно.

4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

- Да.

- Нет.

5.Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?

- Да.

- Нет.

6. Как ребенок относится к труду?

- Охотно принимается за дело.

-Неохотно принимается за дело.

7.Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?

- Да.

- Нет.

8.Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих

покупок?

- Да.

- Нет.

9. Знают ли дети профессии родителей?

- Да.

- Нет.

10.Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?

-- Да.

- Нет.

11.Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

- Да.

- Нет.

Сюжетно-ролевая игра «БАНК» (старший дошкольный возраст)

Цель: знакомство детей в игровой форме с новыми экономическими понятиями, формирование активной позиции ребенка для развития сюжетной линии игры «Банк».

Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания воспитанников о работе Банка;

Закреплять знания воспитанников о профессиях людей, работающих в банке, с их трудовыми действиями;

Активизировать словарь воспитанников с новыми экономическими понятиями: доход, расход, расчет, кредит, менеджер, договор, оплата, валюта, платежеспособность.
Развивающие:
Развивать коммуникативные умения воспитанников в совместной игровой деятельности;
Расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения, развивать диалогическую речь;

Развивать умения воспитанников согласовывать тему игры: распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий.

Воспитательные:
Способствовать формированию устойчивого интереса воспитанников к совместной деятельности.

Предполагаемый результат: расширение знаний о новых профессиях, обогащение словарного запаса, связанного с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий; осознание детьми социально ответственного поведения; расширение первичных представлений детей о банке и проводимых в нём операциях (вклады, займы, обмен валют, выдача зарплат, оплата коммунальных и прочих услуг). Подготовительный этап:

Ресурсное обеспечение:

Изготовление макета банкомата, аппарата для выдачи талонов, денег, пластиковых карт, табличек-стоек, бейджиков с изображением специальностей, паспортов клиентов, платежных извещений, кредитных договоров, квитанций на оплату коммунальных платежей, ценных бумаг, карточек для оформления кредитов (с схематичным изображением: кредит на приобретение жилья, кредит на приобретение автомобиля и т.д.)
Предварительная работа:

Рассказ воспитателя на тему:

•        «Профессия оператор»;

•        «Профессия кредитный менеджер»;

•        «Профессия консультант банка»;

•        «Профессия кассир»;

•        «Профессия инкассатор»;

•        «Профессия мастер».

Просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций банка.

Чтение художественной литературы:

•        Кларина Л. «Уроки Гнома Эко-нома и Феи Экономики»;

•        Лада И. «Новый дом»;

•        Бомент А. «Дом, в котором мы живем»;

•        Габе Д. «Работа»;

•        Липсиц И. «Удивительные приключения в стране экономики»;

•        Корчак Я. «Маленький бизнесмен»;

•        Кнышов Л. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом», «Сказочное путешествие Экономикса и его друзей».

Проигрывание ситуаций:

* «Вежливый администратор»;     * «Разговор менеджера с клиентом»;   * «Работа кассира»;                        * «Работа инкассатора»; * «Как оплатить квитанцию по квартплате в банке».
Беседы на тему: «Посещение банка», «Валюта разных стран», «Для чего нужен банковский терминал», «Доходы и расходы».

Организация игрового пространства: В группе расставляются макеты банкомата, автомата для выдачи талонов, сейфа, столы с атрибутами и стульями для клиентов и сотрудников банка.  

Роли и ролевые действия:

Кассир: принимает и выдаёт деньги клиентам, совершает валютные операции, принимает переводы, производит оплату по квитанциям.

Оператор: выслушивает клиента, совершает необходимые операции.
Администратор банка: организует работу банка, следит за соблюдением режима работы

банка.
Менеджер (кредитный): оформляет кредиты, дает консультации по получению кредитов.
Консультант: помогает клиентам в выборе нужной операции.

Охранник: следит за порядком в банке, обеспечивает безопасность клиентов, сотрудников

банка и денежных средств.

Инкассатор: организует сбор и перевозку денежных средств.
Клиенты банка: получают кредит, оплачивают квитанции, производят обмен валюты, получают банковскую карту...

Ход сюжетно-ролевой игры:

Проблемная ситуация: -К нам в детский сад пришёл счёт на оплату игрушек для детей. Подумайте и ответьте где можно оплатить эту операцию? (ответы детей).

-Ребята, именно сегодня в нашем городе открывается банк. Перед открытием мне бы хотелось пригласить Вас на виртуальную экскурсию с тётушкой Совой (серия «Азбука денег»).

-Итак, побывав на экскурсии Вы узнали много интересного. Назовите профессии сотрудников банка (оператор, кассир, консультант, инкассатор, охранник, мастер…)

Какими качествами должны обладать сотрудники банка? (грамотными, доброжелательными, внимательными…)

-Назовите, какие операции совершаются в банке (получение кредита, обмен валюты, оплаты, переводы…). Кто пользуется услугами банка? (клиенты)

Затем воспитатель говорит о том, что в банк на работу требуются сотрудники.

Для распределения ролей сотрудников, используется прием волшебный мешочек, детям предлагается достать из мешочка бейджики с изображением специальности.

Для себя воспитатель выбирает роль администратора банка, затем эту роль можно делегировать воспитаннику хорошо знакомому с игрой. При приеме на работу воспитатель использует прием «напоминание» и совместно с детьми проговаривают обязанности сотрудников, т.е. игровые (ролевые) действия.

Администратор: - Сотрудники банка, займите свои рабочие места.

-Внимание банк открывается ровно в 9 часов. (охранник открывает двери и приглашает клиентов)

-Уважаемые клиенты, банк открыт, проходите, пожалуйста. Для выбора нужной Вам операции возьмите талон в автомате…

Ролевые действия детей согласно сюжету игры «Банк». (Обыгрывание сотрудниками и клиентами банковских операций: получение банковской карты, обмен валюты, получение кредита, оплата квитанций, перевод денег, пользование банковскими ячейками)

Администратор: -Уважаемые клиенты! Наш рабочий день подошел к концу. Будем рады снова видеть вас в нашем банке. Охранник провожает последних посетителей со словами:

«До свидания, приходите к нам завтра». Закрывает двери банка.

КВЕСТ – ИГРА

«Путешествие по реке времени или как появились деньги»

Цель: Формирование у дошкольников основных экономических понятий, через игровую деятельность.

Задачи:

  • расширить представление детей о необходимости рационального использования денег, о том, откуда берутся деньги,
  • актуализировать представление о денежных знаках (монета, купюра) России;
  • воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера;
  • побуждать детей к активному участию; способствовать гармонизации детских отношений.

Предварительная работа:

разработать маршрутные листы, где будут указаны станции в определенном порядке для каждой команды; подготовить «монетки» и листы с заданиями по каждой станции; наградной материал по итогам игры и атрибуты для игр.

Ход игры:

Ведущий: Игра у нас сегодня будет не обыкновенная, а «Квест» – игра-бродилка по территории нашего детского сада под названием «Путешествие по реке времени или как появились деньги». Для начала нам необходимо разделиться на две команды и выбрать капитана.  

(Дети достают фишки с коробки и делятся по одинаковым картинкам. Выбирают капитана команды)

Ведущий: Дорогие друзья, случилась беда злая Бабушка Яга украла у нас ключ от «КОПИЛКИ-СУНДУЧКА». И нам с вами предстоит забрать у не ключик. Но как, вы узнаете, Бабушка Яга хитренькая, просто так не отдаст, только если вы выполните всех ее заданий. И ключик у нее можно только купить за денежку, ведь она еще жадненькая.

Ведущий: Все команды начнут путь одновременно и выполнят одни и те же задания. Просто пойдут по разным маршрутам. Маршрут состоит из нескольких этапов. На каждой станции вам нужно решать разные задания, тогда вы получаете золотую монетку. В итоге вам нужно собрать все монеты. Когда мы вновь соберемся в этом зале, и мы сможем справиться с основным заданием и открыть волшебный сундук! Побеждает та команда, которая больше всех соберет монеток.

Сейчас капитаны команд получат маршрут вашего путешествия.

Каждая команда получает маршрутный лист, в котором станции указаны в определенном порядке (очень важно, чтобы команды не пересекались на станциях и не мешали друг другу)

Ведущий: А для того, чтобы вам было куда собирать ваши монетки, давайте сначала сделаем «КОШЕЛЁК» (Создание оригами – кошелька).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.  Помочь детям дошкольного возраста войти в социально-  экономическую жизнь. Создание осн...

Консультация для воспитателей ‹Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

Деньги -это средство воспитания и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте...

Методическая разработка для педагогов ДОУ «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредствам экономического воспитания»

Финансовая грамотность - это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Д...