Материалы для родителей
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)

С какого возраста говорить детям о деньгах?

Что должны знать дети о мире денег?

В какие игры играть с детьми для развития финансовой культуры?

Об этом в консультации для родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №142»

Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста

(консультация для родителей)

Подготовила:

педагог-психолог МДОАУ №142

Кролик Е.Г.

Оренбург, 2024 г.

Формирование основ финансовой грамотности признано одной из важнейших задач образовательного процесса начиная с дошкольного возраста. Наши дети растут и каждому родителю хочется видеть своего ребёнка счастливым и успешным в будущем в финансовом плане.

Многие дети уже в дошкольном возрасте знают, что такое деньги, держали их в руках, но финансовая культура в большинстве случаев находится на низком уровне. А ведь кто-то должен преподать им науку правильного отношения к деньгам. К сожалению, наука денег, это та наука, которой взрослые в отношении с ребенком очень часто пренебрегают.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.

Что должны знать дети о мире денег и финансов.

Всю информацию можно разделить на 5 больших групп.

Первая группа – знания о деньгах:

  • какие бывают деньги;
  • как можно пользоваться деньгами;
  • как правильно считать деньги;
  • разумная трата денег;
  • как научиться экономить деньги;
  • способы защиты денежных средств.

Вторая группа – знания о потребностях:

  • какие бывают потребности;
  • желания и возможности человека.

Третья группа – знания о товаре:

  • знакомство с понятиями «цена», «покупка», «продажа»;
  • от чего зависит цена товара;
  • как определить качество товара.

Четвертая группа – знания о труде:

  • какой бывает труд, знакомство с профессиями;
  • как определить продукт труда;
  • оплата труда, знакомство с понятием «заработная плата»;

Пятая группа – знания о бюджете:

  • что такое бюджет, из чего он состоит;
  • расходы и доходы семьи;
  • какие могут быть источники дохода;
  • способы экономии бюджета.

В каком возрасте нужно учить ребенка финансовой грамотности?

Начинать разговор о финансах следует тогда, когда у ребёнка появляется к этому интерес. Обычно это возраст 5-6 лет. Отвечать на детские вопросы нужно на доступном для ребёнка уровне.

  • Расскажите ребёнку об основных потребностях семьи

Сын или дочь должны прийти к пониманию, что не все желания могут быть удовлетворены и что заработанные родителями деньги тратятся на определённые нужды.

  • Планируя посещение магазина, составляйте список покупок вместе с ребёнком

Если он ещё не умеет писать, пусть нарисует картинки. В магазине придерживайтесь этого списка и попросите ребёнка помочь вам с выбором товара. Это отвлечёт малыша от настойчивых просьб купить очередную игрушку или сладость.

  • Научите ребенка правильно выбирать товар и обращать внимание на качество и срок годности
  • Познакомьте малыша с профессиями всех членов семьи, расскажите о конкретных обязанностях

По возможности устройте экскурсию на работу мамы или папы. Объясните, что каждый труд важен и полезен.

  • Не оставляйте без внимания испорченные ребёнком вещи или игрушки

Объясните, что не можете купить новую машинку, поскольку деньги уже потрачены на ту, которую он сломал. Предложите найти выход из этой ситуации. Например, вместе починить испорченную игрушку.

Поскольку у дошкольников основный вид деятельности – это игра, значит, и основы финансовой грамотности лучше будут усвоены в игровой форме.

Предлагаю использовать следующие финансово-экономические игры:

1. «Магазин»

Ребёнок и взрослый поочередно выполняют роли продавца и покупателя. В качестве товаров могут использоваться как реальные предметы, так и их изображения.

С детьми младше 5 лет в качестве «оплаты» товара лучше использовать фантики, бумажки или наклейки. Дети постарше уже могут «оплачивать» товар настоящими деньгами: монетами или купюрами, которые получают от родителей.

2. «Банк»

Игра знакомит ребёнка с устройством банковской системы и основными банковскими операциями. Перед этим рекомендуется сходить с сыном или дочерью на экскурсию в настоящий банк.

Ребёнок и взрослый поочерёдно берут на себя роли кассира и посетителя, которому нужно взять кредит, открыть вклад или положить деньги на счёт.

Такие сюжетно-ролевые игры помогают детям выработать нужный алгоритм поведения и освоить культуру взаимоотношений между людьми.

3. «Профессии»

Ребёнок знакомится с различными профессиями с помощью игр и занятий в детском саду.

Родители в свою очередь могут рассказать ему о труде каждого члена семьи и поиграть в занимательную игру, закрепляющую полученные знания.

Малышу предлагаются карточки с различными предметами и орудиями труда. Его задача – определить, человеку какой профессии нужен этот предмет и для чего.

4. «Знакомимся с деньгами»

В этой игре взрослый знакомит ребёнка с купюрами и монетами, учит их правильно считать.

Можно поручить ребёнку складывать мелкие монеты в специальную баночку, а в конце недели пересчитывать, сколько накопилось.

В этой игре взрослый знакомит ребёнка с купюрами и монетами, учит их правильно считать.

Можно поручить ребёнку складывать мелкие монеты в специальную баночку, а в конце недели пересчитывать, сколько накопилось.

Включайте детям мультфильмы, в которых доступно проигрываются ситуации бережного отношения к деньгам. Например, «Жирафа и очки» или «Азбука финансовой грамотности» из «Смешариков».

Таким образом, создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно влияют на становление экономической культуры детей и способствует формированию финансовой грамотности. И вместе с тем развивает познавательную активность и совершенствует коммуникативные навыки детей. Кроме того, дети знакомятся с людьми разных профессий, более бережно относятся к вещам, творчески решают игровые задачи, учатся взаимодействовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Материалы для родителей - "Как не сойти с ума перед школой?!"

Прощай, отдых! Позади свобода, море, речка, друзья, беззаботное время, а впереди - уроки, домашние задания, нудные учителя... Как психологически правильно подготовить ребенка, будь он первоклашка или ...

Материалы для родителей - "На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны".

 На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны: потемнение и таяние снега, льда, появление луж и ручьёв; голубизну неба и кучевые облака....

Материалы для родителей "Призадумайся мама"

Материалы уголка для родителей, могут быть использованы воспитателями или логопедами....

"Материалы для родителей"

В уголок  для родителей информация  по ПДД...

Материалы для родителей. Методические разработки.

Перспективное планирование работы по взаимодействию  с семьями воспитанников (в группе детей с задержкой психического развития   старшего дошкольного     возр...

Сборник материалов для родителей "Школа заботливых родителей"

В сборнике-презентации представлен ряд консультаций для родителей. В материалах консультаций содержатся ответы на вопросы, которые часто задают родители, дети которых посещают группы компенсирующей на...