Март 2024
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Кузнецова Надежда Вячеславовна

Проектная деятельность гуппы Васильковая

В этом месяце наше занятие было посвящено семейному бюджету и расходам семьи.

На занятии раскрывали сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный). Расширяли представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомились с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги).

Так же формировали у детей представление о семейном бюджете, чтобы они знали основные источники формирования семейного бюджета, учились бережно к нему относиться и ценить труд всех членов семьи.

Попытались составить с детьми наглядную таблицу доходов и расходов семьи.

Доходы

Расходы

Зарплата

Квартплата

Пенсия

Транспортные услуги

Стипендия

Продукты

Пособие

Лекарства

Гонорар

Оплата за детский сад

Проценты

Секции, кружки

Прибыль

Одежда, обувь

 

Кредит за товар

Пробовали распределять средства таким нехитрым способом:
60% – основные расходы, продукты питания и ежемесячные хозяйственные расходы;

10% – накопления, которые пойдут на крупные покупки или поездки;

10% – накопления с дальней перспективой (образование, пенсионные и т. п.);

10% – развлечения и удовольствия;

10% – разное, непредвиденные расходы.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: К. Чуковский

«Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь».

Совместная работа: сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактическая игра

«Какие бывают доходы».

Материал и оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные  расходы,  иллюстрации  с  изображением различных  видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т.  д.), игрушка Незнайка.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть семья.

  • Что такое семья? Сколько человек в вашей семье?
  • Из кого она состоит?

Дети: Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.

Воспитатель: Ребята, семьи бывают разными,  большими  и  маленькими  по  своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности.

  • Что делает мама?

Дети: ...

Воспитатель: Чем занимается папа?

Дети: ...

Воспитатель: Как помогаете маме и папе вы?

Дети: ...

Воспитатель: Что делает бабушка?

Дети: ...

Воспитатель: Что делает дедушка? (Ответы детей). Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире),  и  гостей  можно  пригласить.  Но,  согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить что?

Дети: Продукты.

Появляется Незнайка. Он начинает мешать детям при ответах, то  есть называть слова, которые не обозначают продукты и водить в  заблуждение  детей. Этот персонаж участвует на протяжении всего занятия.

Воспитатель: Для того чтобы постирать белье, нужно иметь что?

Дети: ...

Воспитатель: А для того, чтобы посуда после  мытья  не  оставалась  жирной, нужно приобрести что?

Дети: Ч...

Воспитатель: То есть  необходимо  сделать  много  покупок,  а  товар,  как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость.

Без чего же нельзя обойтись при покупке товара?

Дети: ...

Воспитатель: Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги.

Дети: ...

Воспитатель: Да, за то, что люди работают, им  платят  зарплату,  ибо  каждый  труд должен оплачиваться.

Воспитатель: Давайте передохнем немного.

Физминутка

Руки поднялись у нас - это «раз», Повернулась голова - это «два»,

Руки вниз, вперед смотри - это «три»,

Руки в стороны пошире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать - это «пять»,

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

Воспитатель: Продолжаем работать. Кто мне скажет, кем же работают ваши родители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию).

Правильно, у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия.

Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.

Если сложить все вместе - зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки,   стипендию   брата   и   сестры,   то   получается   доход,   составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.

Воспитатель: Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей)

А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».

На что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей)

За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.

Воспитатель обращается к Незнайке. Тот называет много ненужных вещей. Взрослый обращается к детям с вопросом, прав ли  Незнайка.  Все  вместе приходят к выводу, что Незнайка тратит деньги попусту.

Воспитатель: Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются. Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, большой холодильник, а можем купить порцию пирожного. Холодильником мы будем пользоваться долго, а насколько нам хватит пирожного? (Ответы детей)

Воспитатель: Значит, холодильник мы назовем товаром длительного пользования, а порцию пирожного - товаром кратковременного пользования.

Незнайка спорит с детьми и говорит, что очень долго ест пирожное, поэтому пирожное    тоже    можно    назвать    товаром    длительного   пользования.   Дети объясняют, почему это не так.

Итак, мы совершили денежные расходы на товары длительного пользования. Назовите, какие это товары?

Дети: ...

Воспитатель: А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования. Назовите эти товары.

Дети: ...

Воспитатель: Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т.е. это: а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ);

б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).

Дети: ...

Воспитатель: Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями. Напомните, что же такое семейный бюджет? Что такое расходы? Какими бывают они?

Давайте представим, что нам нужно быстро и экономно приготовить пищу. Каждый из нас отправится в магазин, приобретет, необходимые продукты и поделится секретом своего мастерства.

Проводится сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – сетка воспитательно - образовательной деятельности на март 2024 год

План – сетка воспитательно - образовательной деятельности на март 2024 год   для детей  2 младшей группы....

8 марта 2024

для 2 младшей группы...

Сценарий на 8 Марта 2024 г

quot; Что маме подарить"...

5 марта 2024 г. - Презентация: "Дикие животные наших лесов"

Материал по лексической теме "Дикие животные еаших лесов"...

Участие во Всероссийском детском творческом конкурсе, посвящённый 8 Марта «Этот прекрасный женский день!» (март 2024)

Ежегодно 8 Марта отмечается Международный женский день – праздник, наполненный цветами и теплом. Давайте привнесём ещё больше тепла и творчества!...

утренник 8 марта! 2024 г.

утренник 8 марта! 2024 г....