Мастер - класс для педагогов "Формирование финансовой грамотности"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Мацко Кристина Юрьевна

Мастер-класс посвящен такой теме как экономическое воспитание и формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Формирование финансовой грамотности»

Мастер-класс посвящен такой теме как экономическое воспитание и формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Считаю, что эта тема достаточно интересная современному ребёнку-дошкольнику, и, хочу сегодня поделиться с вами опытом работы по формированию основ финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста.

Основная цель по формированию предпосылок до финансовой грамотности – это дать нашему современному дошкольнику представление о труде, о профессиях, об элементарных экономических знаниях, таких как:

  • что такое доход?
  • что такое расход?
  • что такое семейный бюджет?
  • зачем вообще нужны деньги и откуда их взять?

то есть это те практические знания, которые могут ему пригодиться в дальнейшей его жизни.

Как организовать среду по данной теме?

Вот вы на слайде можете видеть такое условное распределение развивающей среды на три таких больших достаточно зоны:

  • Информационная зона
  • Занимательно-экономическая зона
  • Деятельностно-экономическая зона

Что они в себя включают?

Информационная зона включает в себя художественную литературу, сказки, иллюстрации и т.д.

Занимательно-экономическая зона – это игры, лабиринты, кроссворды, экономические задачи.

А вот деятельностно-экономическая включает в себя именно игрушки, различные атрибуты для организации игры, в том числе и сюжетно-ролевой успех.

Ведущий вид деятельности дошкольника – это игра. И я в своей работе делаю большой акцент на игру. Именно через нее у ребёнка появляются практические навыки по экономическому воспитанию и формированию основ финансовой грамотности.

На сайте Банк Россия можно найти дидактические игры, но иногда они не совсем подходят или их не хватает. В таком случае вы можете составить игру самостоятельно опираясь на технологическую карту по проектированию игр. Она включает в себя несколько этапов работы по созданию игры с финансовым содержанием:

1)    дидактическая задача – мотивация к игре или игровой замысел;

2) проработка содержания и организация игры – на этом этапе продумываются правила, роли, персонажи;

после того как содержание игры проработано можно подходить к

3)   подготовке необходимых атрибутов, то есть то, что понадобится педагогу для игры.

Когда всё готово мы должны проиграть свою игру, которая получилась в результате на коллегах, то есть игра педагога с педагогами. На этом этапе можно выявить ошибки, если они есть, тогда возвращаемся в начало: в постановка задачи и проработка содержания.

Если ошибок в игре нет, значит всё получилось успешно и данную игру можно внедрять в практику.

Хочу сказать, что дошкольники с удовольствием принимают участие в создании игры с финансовым содержанием, и это как раз говорит о том, что данная тема им интересна.

Давайте посмотрим какие игры можно использовать в работе.

Есть игры, которые есть в раздаточном материале к программе Банка России. Например, труд и продукт труда. С чем здесь мы знакомим наших дошкольников?

Основные понятия:

  • труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги.

Педагогические задачи:

  • формирование представления о содержании деятельности людей различных профессий;
  • учить детей уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • стимулировать деятельность людей «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Игра «Потребности». Игра направлена на закрепление знаний детей о потребностях; о том какими они бывают. Какие потребности есть у ребёнка? А какие потребности у взрослого человека?

Игра «Какие ошибки допустил художник?» Эта игра направлена на закрепление знаний детей о профессиях. В этой игре может быть несколько вариантов. Самый простой вариант. Вы видите карточки с изображением персонажей представляющих ту или иную профессию. Подбери то, что необходимо для той или иной профессии. Второй вариант – это усложнение, когда предлагается исправить ошибки художника. Подобрать правильное орудие для труда. И, третий вариант, он, наверное, будет самым сложным, когда нужно не только исправить ошибки или подобрать то, что нужно для работы, но и назвать продукт труда. Например, у повара какое-то блюдо или кондитерское изделие, у врача – вылеченный больной и т.д.

Следующая игра о деньгах и цене. О чём здесь можно поговорить с дошкольниками? Знакомить их с понятием деньги, зачем они нужны, откуда берутся. Можно начать с истории денег, о том, какие были деньги давным-давно. Сначала это был обмен товарами между друг с другом, и только потом появились деньги. Основная наша задача познакомить с той валютой, которая «ходит» у нас с вами, и закрепить знания о том, как выглядят современные деньги: есть железные деньги, которые называются монетами и бумажные – купюры. Игра «Собери купюры». Основная цель этой игры – закрепить знания о том, как выглядит купюра, что на ней изображено. Мы с вами знаем о том, что на той или иной купюре есть достопримечательности того или иного города. Сначала мы рассматриваем купюры, проговариваем какие достопримечательности они на них видят, а после этого закрывается изображение и детям предлагается вспомнить, что было изображено на той или иной купюре, какая достопримечательность. Конечно, дети могут хитрить, подбирая изображение как пазл по цветовой гамме, поэтому лучше распечатывать в черно-белом варианте, чтобы не упрощать задачу.

Следующая тема для игры – реклама: желания и возможности. Основная цель педагога научить отличать свои желания от своих возможностей, не обращая внимание на рекламу, но в тоже время уметь рекламировать тот или иной товар, представлять себя и свой продукт. Одна из таких игр называется «Желание и возможности», ребятам предлагается разделиться на две команды: покупатели и продавцы. Покупателям выдавались карточки и предлагалось совершить покупки в магазине, а продавцам, соответственно, этот товар прорекламировать и завлечь покупателя так, чтобы он как можно больше потратил денег и совершил ненужные покупки. Одни дети могут действительно купить все по списку, сложить в корзину только нужные продукты: овощи, фрукты, бытовые товары, а другие – могут совершить ненужные покупки поддавшись рекламным акциям, например, два шампуня по цене одного и так далее.

В следующей игре говорим о семейном бюджете, о таком понятии как экономность. Игра «Доходы и расходы». Детям предлагается разложить по корзиночкам что может быть доходом, а что расходом. Например, подарок. Кто-то может отнести это к доходам: «Мне подарили подарок на день рождения, значит - это доход», а другой отнесет это к расходам, сказав так: «Нужно идти в гости, а значит - нужно тратить деньги, покупая подарок».

Есть еще экономические задачи, например, покупки в детском мире. Вот у ребёнка есть 5 рублей, он должен совершить покупки так, чтобы у него осталось еще 2 рубля. Или, например, сравни цены. Сколько ты потратишь в первом магазине, и, если ты будешь покупать во втором магазине, то есть где выгоднее совершать покупки.

И подводя итог выбранной теме, хотелось бы отметить, что формирование основ финансовой грамотности – это инвестиции. В словаре значение слова «инвестиции» определяется как вложение денежных средств для получения прибыли. Поэтому всем своим коллегам предлагаю быть инвесторами: инвестировать знания детей сегодня, чтобы получить прибыль уже завтра нашим будущим первоклассникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей по финансовой грамотности: «Воспитываем в детях финансовую грамотность»

Мастер-класс для воспитателей  по финансовой грамотности: «Воспитываем в детях финансовую грамотность»Добрый день, уважаемые коллеги!Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно та...

Мастер – класс «Финансовая грамотность дошкольников в зеркале педагогического мастерства»

Мастер – класс «Финансовая грамотность дошкольников в зеркале педагогического мастерства»...

Мастер–класс: «Финансовая грамотность старших дошкольников ДОУ»

Цель мастер-класса: Повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой гра...

Мастер-класс "Финансовая грамотность"

мастер-класс для родителей...

Мастер-класс "Финансовая грамотность"

Мастер-класс проекта по финансовой грамотности "Юные финансисты"...

Мастер - класс "Финансовая грамотность старших дошкольников в ДОУ"

Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкол...