«Цветик - семицветик» проект по экономической грамотности для детей средней группы.
проект по основам финансовой грамотности (средняя группа)

Селиванова Марина Николаевна

Обучение финансовой грамотности воспитывается в течение продолжительного времени, основываясь на принцип «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков
С ранних лет, мы обучаем детей всему: писать, читать, считать, но не готовим к трудностям в реальной жизни, в особенности в вопросах финансового образования.  Поэтому мы начали эту работу в средней группе.

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями – важная задача, стоящая перед педагогом.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx410.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

«Цветик - семицветик»

проект по экономической грамотности

для детей средней группы.

                      Подготовила: Селиванова Марина Николаевна

                                                               воспитатель МДОУ «Детский сад № 77»

«Деньги - одно из воплощений силы.

Но еще большей силой обладает финансовое образование.

Деньги приходят и уходят, но если вам известно, как они работают,

то вы можете управлять ими и становиться богаче».

Актуальность проекта:

Обучение финансовой грамотности воспитывается в течение продолжительного времени, основываясь на принцип «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков
С ранних лет, мы обучаем детей всему: писать, читать, считать, но не готовим к трудностям в реальной жизни, в особенности в вопросах финансового образования.  Поэтому мы начали эту работу в средней группе.
 Очень важно вести эту работу совместно с родителями, так как пример взрослых является основополагающим. Многие хотят для своего ребёнка лучшее, но надо знать и помнить, что выполнение любого каприза ребёнка не даст детям понять, как относиться и обращаться с деньгами. Обязанность родителей объяснить ребёнку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется надо потрудиться и заработать деньги. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.
Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Проблема:

Необходимо внедрение экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями – важная задача, стоящая перед педагогом.

Основные идеи проекта:

1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни.

2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.

3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.

4. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.

5. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.

7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

Цель проекта:

Расширить экономический кругозор дошкольника, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.

Задачи проекта:

воспитательные: 

Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

образовательные: 

- Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.

- Сформировать первоначальные представления об основах финансовой грамотности;

- Объяснить некоторые доступные для этого возраста экономические взаимосвязи (труд, товар, деньги, цена, стоимость – с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.);

- Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества»;

- Сформировать умения грамотно действовать в повседневной жизни с использованием полученных знаний по финансовой грамотности (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.).  

развивающие: 

- Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

- Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях.

- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.

- Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).

- Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

- Расширить экономический кругозор, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Ожидаемый результат: дети должны понять, что

- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

- Что такое валюта, деньги разных стран

- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.

- Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

- Понятие того, что отдельно взятая страна имеет государственную символику – герб, флаг, гимн, валюту; во главе государства стоит президент.

- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

- Финансы – это интересно и увлекательно.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Участники: дети средней группы, воспитатели, родители.

По времени проведения: средней продолжительности

По форме: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, восприятие художественной литературы и фольклора, трудовая деятельность.

Методы:

Рассказ воспитателя, беседы, рассматривание иллюстраций. работа с презентациями., рассуждения детей на заданную тему, продуктивная деятельность., игровая деятельность, взаимодействие с родителями, чтение художественной литературы, анкетирование родителей, ярмарка по продаже кондитерских изделий, приготовленных совместно родителями с детьми, диагностика уровня знаний у детей группы.

Материально-техническое обеспечение проекта:

Художественная литература, энциклопедии, методическая литература, презентация проекта, иллюстрированный материал, проектор и ноутбук, интернет-ресурсы.

Управление и обеспечение проекта.

Проектные мероприятия реализуются в групповом помещении детского сада.

Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. А также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.

1 этап – подготовительный:

- Изучение нормативно – правовой базы и методической литературы по проекту.

- Составление перспективного плана по развитию экономической грамотности воспитанников

- Определение цели и задач проекта.

- Изучение литературы по теме.

- Подбор методической литературы.

- Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки).

- Подготовка познавательных презентаций, мультфильмов по теме проекта.

- Анкетирование родителей. Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения.

2 этап - практический:

Реализация проектных мероприятий.

- Беседы: «Труд – основа жизни», «Моя страна и моя семья», «Символика страны: герб, флаг, гимн, президент», «Результаты труда человека. Товар»,
«Что такое деньги, какие они бывают, откуда они берутся и зачем они нужны?», «Покупаем, продаем и обмениваем.», «Банкомат» (объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)

- Просмотр мультфильмов: «Азбука финансов» из серии «Уроки тетушки Совы»; «Как мужик корову продавал», «Барбоскины и реклама», музыкального фильма «Мама»

- Виртуальная экскурсия в Банк

-Дидактические игры: «Кто что делает?» (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет)
-Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности. (первичное понимание термина «товар», «полезность товара»)
- Игровая ситуация: «Где можно взять товар?», «Для чего нам нужны деньги». 

- Сюжетно – ролевые игры: «Магазин игрушек» (откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины), «Семья», «Магазин», «Банк», «Рынок»


- «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара). Продажа кондитерских изделий за валюту страны Цветик – семицветик (цветики)

- Консультация для родителей: «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста»

-Демонстрация слайд-презентации: «История денег», «Банк»

- Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран.

- Чтение: Романов А. «Чудеса в кошельке», Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха», «Цветик – семицветик»

- Разучивание физкультурной разминки: «Что такое деньги», «Мы не детки, мы монетки»

- Познавательный маршрут «Банк», «Магазин» (задание для родителей: показать работу банка, магазина)

- Решение проблемных ситуаций: «Чей труд важнее», «За что родители получают зарплату».

- Игровая ситуация Страна «Цветик – семицветик»

- Изготовление валюты, герба и флага страны «Цветик – семицветик»,

- Слушание музыкальных произведений: Гимн России, песня «Маленькая страна», «Ярмарка» (из фильма «Мама»), «Цветик – семицветик» группа Домисолька.

Заучивание песни «Волшебная страна»

3 этап – Заключительный.

Подведение итогов реализации проекта в форме презентации «Цветик – семицветик – страна детства»

Игровая ситуация: поход в банк для обмена российских рублей на валюту страны Цветик - семицветик

«Ярмарка» - реализация кондитерских изделий (бутафория) за валюту страны Цветик – семицветик.

Результаты проекта:

У детей:

- обогатился жизненный опыт, расширились представления об окружающем;

- сформировалось умение осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;

- обогатился игровой опыт, в том числе, через совместные со взрослыми и сверстниками игры; сформируется умение вести диалог с партнером (взрослым, сверстником) использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (цена, товар, денежные знаки, «монеты» и «купюры», и пр.);

- созданы продукты детской деятельности

У родителей:

- получили дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;

- обогатилось содержание совместной игровой детско-родительской деятельности;

- проявилась заинтересованность в непосредственном участии в образовательной деятельности.

У воспитателей:

- повысилась профессиональная компетенция, умение использовать комплексный метод педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры детей;

 - получили систему работы по формировании экономического опыта детей

До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневалась, сможет ли воспитанник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – дети с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Считаем необходимым продолжать работу по финансовой грамотности с детьми нашей группы и дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Цветик - семицветик» Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности в средней группе (коммуникативная деятельность: развитие речи)

Выявить уровень знаний детей.Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением и по смыслу, обрат...

"СНЕЖИНКА" ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

quot;СНЕЖИНКА"ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫАвтор проекта: воспитатель Крапивина И.Ю.Цель проектаПознакомить детей средней группы с осно...

«Цветик-семицветик» (конспект ОД по развитию речи в средней группе)

Конспект ОД по развитию речи  в средней группе...

«Путешествие в страну Экономики. Для чего нужны деньги?» Краткосрочный, познавательный проект по финансово-экономической грамотности для детей средней группы

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подр...

"Юные финансисты" проект по экономической грамотности для детей подготовительной к школе группе

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, к...

Проект по финансовой грамотности для детей среднего дошкольного возраста

Проект по финансовой грамотности для детей среднего дошкольного возраста...