мастер-класс для родителей "Экономические игры".
материал по основам финансовой грамотности

Елена Николаевна Петухова

Цель: Повышение педагогической и экономической компетентности родителей – в использовании    современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в домашних условиях.

   Задачи:

   - познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его

    возможностями;

   - способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и

     введению их в практическую деятельность родителей с детьми;

   - побудить участников мастер-класса к широкому использованию современных

    форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников

    в условиях семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansy.docx324.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 64»

МАСТЕР – КЛАСС

для родителей

«Экономические игры дома»

Подготовила:

Петухова Е.Н.

воспитатель I кв.кат.

г. Оренбург, 2023г.

«Нажить много денег - храбрость; сохранить их –

мудрость, а умело расходовать – искусство».

Бертольд Авербах

« Финансовая грамотность становится навыком, необходимым для каждого

человека в двадцать первом веке. Поэтому разработка и внедрение стратегий

финансового образования населения является важным направлением государствен-

ной политики во многих странах, включая Россию».

Актуальность

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его

не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги»,

«цена».

Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт

ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в

создании будущего экономического мышления. Ведь дошкольник вырастет, а

знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих

экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с

детьми по формированию экономической грамотности, помочь детям дошкольного

возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика,

потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными

особенностями.

Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою

программу материнской школы Ян Амос Коменский, родоначальник научной

педагогики. В своей книге «Материнская школа» Коменский предлагает давать

детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством:

дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее.

Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы,

замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать

глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших».

Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли

«избегать ленивого досуга».

Цель мастер класса: Повышение педагогической и экономической компетентности родителей – в использовании современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в домашних условиях.

Задачи:

- познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его

возможностями;

- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и

введению их в практическую деятельность родителей с детьми;

- побудить участников мастер-класса к широкому использованию современных

форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников

в условиях семьи.

Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое)

занятие.

Оборудование: картотека игр, предметные картинки с изображением профессий,

видами работ дидактические игры «Супермаркет», «Что можно, а что нельзя купить за деньги?», «Что дороже?», «Какие бывают доходы?»

Ожидаемые результаты: участники мастер-класса будут погружены в процесс

знакомства и применения современных форм и методов работы по формированию

финансовой грамотности дошкольников в домашних условиях.

Ход мастер – класса:

Теоретическая часть:

Экономическое воспитание дошкольников — экономическая педагогическая

деятельность, специально продуманная система работы, направленная на

формирование у дошкольников элементарных экономических знаний и

экономического сознания.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее

степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и

управлять деньгами.

понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения

к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных

ориентаций.

Процесс обучения дошкольников финансовой грамотности в условиях семьи можно реализовывать через различные формы его организации:

- загадки;

- пословицы;

- сказки;

- экономические задачи;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры.

Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить

у них зачатки финансовой грамотности?» Это задача трудная, но решаемая и я,

уважаемые родители, предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну

Экономики.

Практическая часть:

- Дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с

финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки.

За правильный ответ получаем фишки.

1 На товаре быть должна, обязательно … (цена)

2 Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)

3 Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)

4 Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)

5 На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке.. (проценты)

#1051;юди ходят на базар: Там дешевле весь…. (товар)

#1055;риносить доходы стал. В банке папин …. (капитал)

#1048; врачу и акробату. Выдают за труд…….. (зарплату).

Уважаемые родители, следующая форма, которую можно использовать –

пословицы.

1 Кто, согласно пословице, платит дважды?

Скупой

2 Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя».

Хвалит

3 В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле

реклама?

Двигатель

4 Название, какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми

вещами и мелкими товарами с рук?

Блоха.

Да. Молодцы. Все ответы верны.

Уважаемые родители!

Практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом

убедиться? Тогда слушайте.

1 В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до

потребителя?

«Колобок»

2 В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?

«Репка»

3 Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом

копыта?

Золотая антилопа

4 В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из

драгоценного метала и что это за металл?

«Курочка Ряба», золото

5 Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять

высокий статус в обществе.

Кот в сапогах.

-Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и

бережливость, расчетливость и экономность.

Уважаемые родители! Один из путей повышения интереса к финансовой

Грамотности – экономические задачи. Предлагаю вам решить такие задачи и

обосновать свой ответ.

1 Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?

2 Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или

подгнившие?

3 Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере?

4 В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг., а в

другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?

5 Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она

потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте,

что делать Зайцам?

У

Уважаемые родители! Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок

осваивает и познаёт мир. Вот и мы сейчас поиграем.

«Какие бывают доходы?» ( карточки профессия), а также карточки сбора

урожая осенью

Цель: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные

и не основные).

Материал: Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые

взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера,

врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных

на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде

и др.), дающих дополнительный доход.

Содержание: Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых,

полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

«Что быстрее купят?» (сломанные и целые игрушки)

Цель: Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой

(стоимостью) и спросом на него.

Материал: Карточки с изображением качественных и некачественных

товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких

пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на

одном нет шнурка).

Содержание: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых

товаров.

Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее,

и объясняет причину своего выбора.

Игра «Супермаркет»

Цель: систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей с

с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.

«Сигнальщики» (товар или услуга) Раздать фишки

Цель игры: закреплять представления о содержании деятельности людей некоторых

профессий, о результате их труда. Учить различать понятия «товар» и «услуга».

Предлагаются два цвета карточек: красные и синие.

Правила игры: Если я называет товар – поднимаете красную карточку, а если услугу

– синюю (парикмахерская (стрижка, покраска)– услуга; одежда – товар; почта

(пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет и журналов)– услуга; кукла –

товар; мастерская по ремонту (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга;

краски, карандаши – товар).

Уважаемые родители! Назовите, пожалуйста, сюжетно – ролевые игры, в которых

воспитывается финансовая грамотность и обоснуйте свой ответ.

«Семья»,

«Столовая»,

«Кафе»

«Поликлиника»,

«Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты»,

«Железная дорога», «Космос», «Пароход», «Зоопарк». «Аптека», «Ветеринарная

лечебница», «Дорожное движение», «Водители». «Магазин», «Гости», «День

рождения», «Почта», «Ателье», «Монополия»)

Спасибо. Все ответы верны.

Эффективность:

Для детей:

- приобретение новых знаний социально-экономического характера;

- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи

- усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать

правильные финансовые решения;

- получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;

- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые

решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;

- развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать,

обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

Для родителей:

-Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.

-Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с

детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:

-Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой

грамотности у дошкольников.

-Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Играйте с детьми в экономику!

Играйте с детьми в экономику!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей "Познаем играя, или как превратить процесс познания в увлекательную игру"

Педагог наглядно покаазывает родителям, что процесс познания не стоит превращать в скучный рутинный процесс запоминания, с помощью игрв можно вовлечь ребенка в познавательный процесс в качестве активн...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Игра в жизни ребенка. Игра в жизни взрослого"

Проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов ДОУ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в жизни ребёнка. Игра в жизни взрослого»

Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО»

Мастер-класс для педагогов ДОУ проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов....

Мастер класс с элементами деловой игры для родителей « Игра в жизни ребенка»

дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка...

Мастер - класс "Учимся мастерить и играть".

Мастер- класс организован с целью познакомить родителей с разновидностями дидактических игр, и способами их изготовления в домашних условиях, активизировать знания родителей о применении дидактич...

Мастер - класс для родителей «Развивающие игры В.Воскобовича» «Сказочные лабиринты игры» (по играм В.В.Воскобовича)

Мастер - класс для родителей «Развивающие игры В.Воскобовича»«Сказочные лабиринты игры» (по играм В.В.Воскобовича)Цель:повышение профессиональной компетентности воспитателей че...