Формирование основ финансовой грамотности дошкольников
презентация к уроку по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

 

   Цель: Познакомить воспитателей с программой по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, возможностью её применения, предложить воспользоваться разработанными перспективными планами работы.

   Актуальность: Финансовая грамотность – это качество, которое появляется у людей с раннего возраста и выражает умение зарабатывать деньги и правильно, грамотно ими распоряжаться. Нынешнее поколение детей являются активными участниками покупок в магазине, с 4-х лет им могут дать возможность иметь свои карманные деньги. И, несмотря на все это, родители жалуются, что их чадо не знают цену деньгам, игрушкам. В связи с этим, возникает необходимость педагогам и родителям объяснить детям ответы на очень важные вопросы: «Что такое деньги?», «Откуда они берутся?», «Как ими грамотно распоряжаться?». В случае если детям не объяснить этого, у них вскоре появится своё мнение и ответы на эти вопросы, далеко не всегда правильные. Поэтому развитие элементарных экономических знаний у дошкольников является актуальным вопросом в современных условиях.

Слайд 3

Финансовое обучение и воспитание детей в детском саду - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. А ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с ранних лет его жизни.

Финансовая грамотность дошкольников – это заложение нравственных основ финансовой культуры, воспитания бережливости, деловитости и рационального поведения, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги. Дети, так или иначе, рано включаются в финансовую жизнь семьи : сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле -продаже, овладевая таким образом первыми уроками финансовой грамотности, пока ещё на житейском уровне.

   Слайд4                                                                                                                 

Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. В дошкольном возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных ступенях образовательной системы.                                                          

  Слайд 5                                                                                                                     

Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. Понимаемая как область «разумного ведения домашнего хозяйства», искусство его ведения они могут быть преподнесены детям в форме элементарных сведений:                                                                                                          

-научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;                                                                                                     

-с помощью игр, кроссвордов ввести детей в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений; объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;                                                                                                                                       

-научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;                                           

-вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Слайд 6

Учить ребёнка быть финансово грамотным, это значит учить его:

  • Как экономить деньги.
  • Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
  • Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
  • Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
  • Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
  • О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
  • О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
  • Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
  • Как работают банки.
  • Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

 

Слайд 9

1. Понимание природы и функции денег.                                                                   

Первое понятие с которым должен познакомиться ребёнок -это труд. Многое из того, что нас окружает -является результатом совместного труда людей. Ребёнок должен научиться уважать свой и чужой труд, проявлять самостоятельность и трудолюбие, трудиться в коллективе, испытывать радость от исполнения трудовой деятельности и оттого, что его деятельность может приносить пользу окружающим людям.

2. Умение ценить и считать деньги.                                                                               

Начинать разговор о деньгах лучше с простого понятного детям объяснения, что деньги -это средство, с помощью которого можно купить что -то нужное и желаемое. Основной источник получения денег -это заработная плата. Для этого человек и работает. Нужно объяснить ребёнку, что деньги являются результатом труда, мерой его оценки. Деньги -вознаграждение за честный труд.

   Слайд 10

3. Умение экономить и сберегать.

а. Формировать навык жить по средствам.

б. Занимать и одалживать в понимании дошкольников должно означать: брать у кого -то и давать кому -то, причём не обязательно деньги.

в. Объяснить ребёнку, что если берёшь чужую игрушку, то только на время, и нужно вернуть её в договорённый срок.

г. Рассказать ребёнку, что на покупку любой вещи были потрачены деньги родителей владельца этой вещи, т.к. дошкольник сам ещё не зарабатывает.

4. Умение тратить деньги и жить по средствам.

 а. Формировать уважительное отношение к деньгам, как к ценности, в которой заключён труд его родителей, а также понимание того, что количество денег ограничено.

б. Вырабатывать умение отличать желание что -то иметь от потребности, объяснить ребёнку разницу.

   Слайд 11

5. Умение разумно распоряжаться деньгами неразрывно связано с умением сберегать.

а. Дать ребёнку понять, что если взрослый идёт с ним в магазин, то это не обязательно, что ему что -то купят.

б. Предложить родителям подарить ребёнку копилку, чтобы предоставить выбор: потратить деньги или пополнить копилку.

в. Формирование навыка бережливости, и понимание его сути -достижение определённой цели. 

6. Умение возвращать долги.

Слайд 13.

Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации:

- загадки;

- пословицы;

- сказки;

- экономические задачи;

- дидактические игры;

- сюжетно -ролевые игры;

- беседы, занятия.

Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?» Это задача трудная, но решаемая.

Например. - Дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки.

За правильный ответ получаем фишки.

1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)

2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)

3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)

4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)

5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут -набегают в банке. (проценты)

6.Люди ходят на базар: Там дешевле весь…. (товар)

7.Приносить доходы стал. В банке папин …. (капитал)

8.И врачу и акробату. Выдают за труд…….. (зарплату). 

9. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут -набегают в банке…(проценты)

Пословицы.

1. Кто, согласно пословице, платит дважды?

Скупой

2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя».

Хвалит

3. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама?

Двигатель

4. Название, какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук?

Блоха.

Практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте.

1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя?

«Колобок»

2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?

«Репка»

3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?

Золотая антилопа

4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл?

«Курочка Ряба», золото

5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.

Кот в сапогах.

Один из путей повышения интереса к финансовой грамотности – экономические задачи. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ.

1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?

2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?

3. Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере?

4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг., а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?

5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?

   Слайд 14

Основная форма обучения дошкольника игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.                                                                                                   Игра «Где и на что можно потратить деньги?»

 Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Лото «Экономические сказки», «Математическое лото»

Цель:  содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Игра «Найди пару», «Что можно и что нельзя купить за деньги», «Монополия»

Игра «Пазлы «Кому, что нужно для работы?», «Профессии»

Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.  

 

Игра «Супермаркет»

Цель: систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.

Игра «Математическая пицца» сюжетной логико-математической игры «Пиццерия»

Цель: Развитие интегративных качеств личности дошкольников в процессе сюжетной логико-математической игры, развитие интеллектуальной и экономической культуры. «Математическую пиццу» можно использовать и для сюжетно - ролевых игр «Кафе», «Магазин», «Пиццерия», «Семья», «День Рождения» и др.

«Сигнальщики» (товар или услуга)

Цель игры: закреплять представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о результате их труда. Учить различать понятия «товар» и «услуга».

Предлагаются два цвета карточек: красные и синие.

Правила игры: Если я называет товар – поднимаете красную карточку, а если услугу – синюю. ( парикмахерская (стрижка, покраска)– услуга; одежда – товар; почта (пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет и журналов)– услуга; кукла – товар; мастерская по ремонту (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга; краски, карандаши – товар).

Сюжетно – ролевые игры, в которых воспитывается финансовая грамотность и обоснуйте свой ответ.

(«Семья», «Дочки-матери», «Столовая», «Кафе» «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Пароход», «Зоопарк». «Аптека», «Ветеринарная лечебница», «Дорожное движение», «Водители». «Магазин», «Гости», «День рождения», «Почта», «Ателье», «Монополии»)

   Слайд 15

Работа с родителями: Создание ЛЭП бука, консультации, родительские собрания.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_po_finansovoy_gramotnosti.pdf2.25 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная образовательная программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников

Парциальная программа основ финансовой грамотности дошкольников старшего дошкольного возраста, расчитанная на один учебный год. В программе описана: актуальность, цели, задачи, формы и методы образова...

Применение современных технологий при формировании основ финансовой грамотности дошкольников.

Представленная статья раскрывает сущность современных педагогических технологий при формировании основ финансовой грамотности дошкольников. С практической стороны раскрываются технологии: проектная де...

Отчёт по теме самообразования "Формирование основ финансовой грамотности дошкольников"

Перспективно-календарное планирование по теме самообразования...

Практический материал "Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности дошкольников"

Автором представлена подборка дидактических игр по финансовой грамотности дошкольников....

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников «Школа Гнома Эконома»

Дополнительная общеразвивающая программапо формированию основ финансовой грамотности дошкольников«Школа Гнома Эконома»...

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников «Школа Гнома Эконома»

Дополнительная общеразвивающая программапо формированию основ финансовой грамотности дошкольников«Школа Гнома Эконома»...