Мастер-класс для педагогов по теме «Воспитываем в детях финансовую грамотность»
материал по основам финансовой грамотности

Акиленко Лариса Михайловна

Формировать знания и умения в организации работы педагогов по формированию финансовой грамотности у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов по теме «Воспитываем в детях финансовую грамотность»

Цель: Формирование знаний и умений в организации работы педагогов по формированию финансовой грамотности у дошкольников»

Задачи:

1. Повышать педагогическую компетентность педагогов по ознакомлению детей дошкольного возраста с основными финансовыми понятиями посредством дидактических игр.

2. Формировать умение организовывать совместную познавательную деятельность с детьми дошкольного возраста через использование различных форм и методов.

3. Способствовать установлению партнерских отношений между педагогами.

Повестка мастер-класса:

Теоретическая часть.

Финансовая грамотность – задача современного времени.

Практическая часть.

«Составление семейного бюджета».

«Экономическая викторина»

«Собери потребительскую корзину»

«Угадай сказку»

«Экономические загадки – добавлялки»

«Живая картина – отгадай пословицу»

Рефлексия «Плюс, минус».

Ход мастер- класса

     Сегодня представляю вашему вниманию Парциальную программу финансового воспитания дошкольника «Дети и денежное отношение». Наше дошкольное образовательное учреждение реализует данную программу. Программа соответствует ФГОС ДО и формирует у дошкольников основы финансовой культуры. Особенности программы заключается в том, что знакомство детей с деньгами и денежными отношениями осуществляется в тесной взаимосвязи с формированием предпосылок духовно-нравственных качеств, личности ребенка.

Программа состоит из 3 модулей:

  • Труд и мастерство
  • Денежная система РФ
  • Деньги, время и счет
  • Программа предлагает новый с точки зрения структуры содержания и оформления учебно-методический комплект «Норма плюс». Понятие  Норма указывает на ближайший планируемый результат. Формирование субьекта зримого образа норм. Плюс символизирует, уровни повышения этой нормы и ориентирует на отдаленные результаты  ее воздействия: регулирующий, корректирующий, гармонизирующий. На всех последующих  этапов жизни человека. Использование методического комплекта «Норма +»  задает образовательному процессу духовно-нравственный вектор и повышает результативность и эффективность. Благодаря широкому спектру применяемых методов, приемов и педагогического инструментария происходит усвоение норм и правил построения денежных отношений. Модели финансового поведения.       Ведущими методами программы являются:
  •   Метод игровой анализа и синтеза
  •  Метод визуализации абстрактных понятий
  • Метод цветовой видеогармонизации

    Для развития навыков правильного оценивания ребенка в денежных отношениях в финансовой   ситуации  и модели поведения. Предлагается система из 4 игровых критериях:

  • Время
  • Пространство
  • Отношения
  • Деньги

 Детям их представляют 4 ключевых героя программы:

  • Фея секундочка – это время, отношение человека к времени,
  • Мудрое семя  рост и развитие, которое происходит в определенном пространстве,
  • Прозрачная капелька - отношение ценность чистых и прозрачных отношений.
  • Фея копеечка – труд и мастерство и деньги. Достойный способ зарабатывания и использования денежных средств.

    По данным критериям мы ежедневно оцениваем жизненные ситуации, явления, процессы. Проводим оценку перспектив и рисков, выбор стратегии тактики и модели поведения. Отношение к личному времени  окружающему пространству, окружающим людям и деньгам во многом определяет качество жизни, уровень социализации и материального благополучия субъекта.

Принципиально важно уже на этапе дошкольного образования формировать у детей упорядоченный представления  об окружающем мире и человеке, именно с помощью этих основополагающих критерий.

    В играх заданиях и упражнениях они символизируют меру, а также перспективы роста потенциальные возможности. Сказочные персонажи очень дружны между собой, они веселые доброжелательны, любят путешествовать и делиться своими знаниями с детьми и взрослыми побуждают к росту и непрерывному развитию учат ценить малое. Благодаря их взаимодействию трудолюбию, взаимоуважению, взаимопомощи в делах людей появляется порядок, красота, польза, достаток и благополучие. Сказочные герои рассказывают о ценности человеческих отношений, они знают Норму, секреты красивых  денежных отношений, учат приносить пользу и себе и другим. Быть устойчивым к трудностям, достойно зарабатывать и правильно использовать деньги. У каждого героя свой характер сказка и обучающая раскраска свои игры особые знания и умения. Использование данных персонажей в процессе бесед и игр и упражнений по финансовому воспитанию помогает сосредоточить внимание детей, на определенной теме настроить на работу стимулирует  на создание благоприятной атмосферы. Знакомство с соматически полями каждого героя позволяет формировать и развивать у детей навык видеть и анализировать денежное отношение и финансовые ситуации по 4 критериям : время, пространство, деньги и отношения. Вызывает положительный эмоциональный отклик и живой интерес детей к теме занятий. Все это позволяет формировать правильное представления о деньгах и денежных отношениях. Необходимости гармоничного единства материальных и духовных благ жизни человека. Для каждого героя дана технологическая карта, где представлено смысловое значение персонажа и необходимый дидактический материал. Ключевой вопрос для взаимодействия с критериями: что бы в этой ситуации сказала, посоветовала, предпочла Фея секундочка? Как бы она отнеслась к этому, поступила, решила, сделала? Единство 4 критерий оценки визуально выражено в дидактическом пособии  волшебный кристалл четырехгранная пирамидка, на каждой ее стороне изображен герой на основании птица белый голуб символизирующий согласованность, легкий, высокий, позитивный, созидательный выбор человека на благо  себе, семьи и родине. Вращая волшебный кристалл дети в игровой форме совместно в диалоге со взрослым проводят оценку ситуации по 4 критериям (время, пространство, отношение, деньги). Набор дидактических игрушек ключевые герои являются предметной поддержкой и средством изучения программного материала. По мимо занятий игрушку можно использовать по отдельности каждую или в их различной комбинациях в режимных моментах в качестве сигналов на поминания аморально- этических норм  и правил финансового поведения.

Предлагаю пример поколения «Норма плюс»

Игра «Бюджет моей семьи» на основе годового цикла, дети, вращая волшебный кристалл, размышляют о сезонных изменениях в бюджете семьи, рассматривают условия, задачи, необходимые действия.

Например, зимой

Время - световой день короче, увеличивается расход на электроэнергию.

Пространство - в квартире включают отопление.

Отношения – нужно заранее закладывать дополнительные расходы, договаривать, расходовать доходы, учитывать потребности ближних.

Деньги – на зимнюю одежду нужно больше денежных средств.

Рассматривая каждое время года относительно этих 4 критерий. Ребенок раскрывает для себя с помощью взрослого и ключевых героев многомерную картину семейного бюджета и изменении происходящих в нем, глубже понимать финансовые задачи и денежные отношения семьи.

  Предлагается обучающая тетрадь «Навигатор денежных отношений», где в ходе выполнения задании и упражнений дети раскрывают секреты  успешного денежного отношения

   Пример: решение финансового кейса «Строительство дома» Сначала проводится анализ финансовой ситуации по 4 критериям, устанавливаются взаимосвязи, далее рассматриваются конкретные примеры нормы и не нормы отношений, модели поведения, установок.

 Например: Секундочка предлагает подумать: - как изменится ситуация если вдруг время упустили и раствор бетона застыл в бетономешалке, затем формулируется и визуализируется правило установки модели успешного финансового поведения, условия повышения благополучия человека.

      Метод визуализации абстрактных понятий помогает ребенку увидеть невидимое. Отношение, состояние процессы, которые трудно поддаются вербальному описанию. Для этого  в качестве педагогического инструментария предлагаются опорные образы нормы – это хорошо знакомые детям природные объекты свет, вода, семя дерево, цветок, плод. На их примере, наглядно видно закономерности построения денежных отношений, знакомятся  с их свойствами и качествами, раскрывает причинно- следственные, психолого-педагогически и духовно-нравственные аспекты , ребенок входит в мир универсальный актуальный на всех этапах социализации. Показывая детям в образно символической форме незримое в базовой ценности высокого уровня абстракции без которых понимание истины, сущности и денег, материальных благ. Тем самым ребенку открываются новые невидимые грани, аспекты и нюансы денежных отношений.

   Таким образом, дети обучаясь  по данной программе учатся анализировать и осуществлять нравственный выбор в определенной системе координат,  опираясь на универсальную визуальную основу, вероятность ошибки при этом снижается многократно.

 В программе активно используются работа с метафорами образами входящие  в цикл жизни дерева. Они встроены в беседы, игры, упражнения и способны вмещать бесконечно множество слоев информации о деньгах и денежных отношений. «Я – древо», «Древо – отношений, «Древо – мастерства», «Древо – времени», «Древо–денежной системы РФ», «Цветок отношений», «Дом полная чаша». В результате у детей формируется система устойчивых, позитивных, ассоциации в сфере финансовых взаимоотношений. Опора на свойства и цикл жизни Дерева позволяет вести опосредовано коррекцию искажений в понимании денег и денежных отношений. Помогает принять ребенку, безусловно, Нормы правильного финансового поведения, основанные на духовно-нравственных принципах.

  Игры нового поколения «Норма +» углубляют и закрепляют представления о денежных отношениях и нормах финансового поведения. В качестве ключевых в них выступают природные образы, явления, объекты и силы стихии. Игровые действия, осуществляемые относительно в гармоничных природных образов в большей мере способствуют возникновению развитию новообразования данного периода детского развития. В ходе игр педагог вместе с детьми формирует зримые образы базовых ценностей: любовь, отношения, дружба, морально–этических правил и Норм финансового поведения. Дети учатся выявлять Норму и не Норму во взаимодействии и адекватно реагировать   на разные типы денежных отношений и ситуации, быстро анализировать и принимать решение уверенно выходить из  под влияния деструктивных факторов, сохраняя психоэмоциональную  устойчивость и оптимизм.

  Например игра «Мозайка», «Цветок отношений» , предназначена для визуализации системы отношений.  Центр структуры цветок символизирует только базовые ценности, способные объединять людей независимо от степени  энергоинформационных нагрузок. Дети знают, что в центре цветка не могут быть негативные процессы - состояние, материальные объекты, благо (например: деньги, техника, игрушки), а так же сами субъекты взаимодействия (ребенок, родители, друзья, педагоги). В результате освоения игры, дети умеют выстраивать симметричную структуру – цветок, и с ее помощью визуализировать модель финансового поведения, приводят конкретные примеры из жизни. Гармоничные отношения они ассоциируют с нормой – красотой, порядком, симметрией,  связями, единством в структуре цветок.   Нарушение красоты воспринимают как не норму и ассоциируют с эгоизмом, конфликтами, обидой, хитростью, обманом, вымогательством, попрошайничеством, отлыниванием от работы и учебы и прочими деструктивными моделями поведения. Они используют визуальный образ во взаимодействии со сверстниками, для самостоятельной коррекции межгрупповых взаимодействий. С достаточной степени осознанности оперируют понятиями, характеризующими созидательной и разрушительной денежные  отношения.

На стенные панно выступают в качестве сигналов напоминаний норм и правил понятия финансового поведения обогащают и одухотворяют предметно пространственную среду группы. Опора в процессе мышления на данные визуальные образы развивает у детей коммуникативные навыки, способность к самонаблюдению, умение видеть и понимать свои действия и  других в сфере невидимого денежных отношений семьи и общества. При этом в педагогическом общении исключается морализаторство и гармонизируется отношения взрослый ребенок. Ребенок осваивает модели настоящих партнерских взаимоотношений на принципах свободы, творчества, взаимовыручки и взаимоуважения.

Практическая часть

1.Составление семейного бюджета.

-Уважаемые члены семьи приглашаю вас к столу для составления семейного бюджета. Разместите доходы и расходы из которых складывается бюджет вашей семьи на соответствующих чашах весов. Участники собирают кошелек доходов, выбирают расходы и помещают на весы бюджета семьи.

-А теперь давайте посмотрим, кто же нам представит семейный бюджет. Конкурсанты представляют свой бюджет.

-Как вы думаете, какой бюджет у этой семьи? -Не превышают ли расходы доходы этой семьи? Итог подвела.

- Наша семья составила семейный бюджета, предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, экономическую викторину.

2. Экономическая викторина.

1. Кто, согласно пословице, платит дважды? Скупой

2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя». Хвалит

3. Какой аллюр иногда бывает у инфляции? Галоп (Галопирующая инфляция – стремительный рост цен от 20 до 200% в год.)

4. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама? Двигатель

5. Название какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? Блоха.

Товаром разным на любые вкусы Завалены все полки магазинов, но лишь немногие из них осядут в потребительской корзине.

3. Собери потребительскую корзину

-Чтобы собрать свою потребительскую корзину, я предлагаю нашей семье отправиться в магазин. Выберете на данную сумму только самый необходимый товар, и помести его на доске в потребительскую корзину. (Члены семьи собирают потребительскую корзину. Даю им кошелек с деньгами). (Обращаюсь к педагогам)

-А теперь посмотрим, какой товар выбрали в потребительскую корзину члены нашей семьи. Семья демонстрирует свою потребительскую корзину. Анализирует свой выбор.

-Так незаметно, в повседневных заботах, провела наша семья день.

4. «Угадай сказку»

А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Давайте в этом убедимся.

1.) В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? «Колобок»

2.) В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? «Репка»

3.) Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?

«Золотая антилопа»

4.) В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл? «Курочка Ряба», золото

5.) Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе. «Кот в сапогах» -Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность. 5. «Экономические загадки – добавлялки»

-А вы знаете, что дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с экономическими терминами. Вот некоторые из них. (Загадываю экономические загадки – добавлялки).

1.) На товаре быть должна, обязательно … (цена)

2.) Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)

3.) Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)

4.) Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)

5.) На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)

6. «Живая картинка» Отгадай пословицу

-А перед вами живая картинка. Отгадайте пословицу. Зал угадывает пословицы, которые оживили члены семьи. «Считай деньги, не отходя от кассы»

-Вторая картинка. Угадали пословицу? «Будешь крутиться – будут и денежки водиться» -Следующая картинка. Что за пословица? «Доход лопнул, как мыльный пузырь»

-И последняя. «Деньги к деньгам»

-Уважаемые знатоки экономики, я благодарю вас за помощь. С деньгами спокойно и радостно жить, но где-то ведь надо те деньги хранить.

-А где вы предпочитаете хранить сбережения! Вытягивают по очереди картинки с изображением мест хранения

- Посмотрим статистику: в чем надежнее хранить деньги. Как видите, существует множество вариантов хранения денег. Выбирайте, а я вам желаю стабильного финансового благополучия! Играйте с детьми в экономику! А наше путешествие заканчивается. И я благодарю всех! Спасибо за внимание!

Уважаемые коллеги! В завершении хочется отметить, работая по программе финансового воспитания «Дети и денежные отношения» формирует у дошкольников необходимые навыки компетенции 21 века.

Включающие механизмы устойчивого развития в условиях перемен. Дает правильное представление о деньгах и денежных отношений основано на духовно – нравственных принципах. Благодарю за внимание.

Рефлексия «Плюс, минус»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов "Воспитываем в детях финансовую грамотность"

Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. ...

Мастер-класс для педагогов "Воспитываем в детях финансовую грамотность"

На сегодняшний день одной из приоритетных задач рассматриваемых руководством ДОУ является задача повышения уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам финансовой грамотности . Мастер ...

"ВОСПИТЫВАЕМ В ДЕТЯХ ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ" (презентация к мастер-классу)

Автором представлена презентация для проведения мастер-класса по финансовой грамотности для педагогов ДОО....

Мастер-класс для воспитателей по финансовой грамотности: «Воспитываем в детях финансовую грамотность»

Мастер-класс для воспитателей  по финансовой грамотности: «Воспитываем в детях финансовую грамотность»Добрый день, уважаемые коллеги!Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно та...

Мастер-класс для воспитателей по финансовой грамотности: "Воспитываем в детях финансовую грамотность"

Мастер-класс для воспитателей по финансовой грамотности: «Воспитываем в детях финансовую грамотность»Добрый день, уважаемые коллеги!Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, к...