Проект "Дошкольная академия финансов" для детей старшего дошкольного возраста
проект по основам финансовой грамотности

Крикунова Ольга Николаевна

Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников, посредством разнообразных видов детской деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnaya_akademiya_finansov.docx47.43 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ КРАСНОТУРАНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛЛЫКСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

662664, Красноярский край, Краснотуранский район, село Беллык, улица  Ленина, дом 47, тел (3913) 474290,

E-mail: ugleva.ol@yandex.ru

Паспорт проекта

«Дошкольная академия финансов»

для детей старшего дошкольного возраста

Вид проекта:

Информационно – практико – ориентированный.

Продолжительность проекта:

Долгосрочный – на два года.

Участники проекта:

Воспитатель, дети, родители.

Разработала: Крикунова О.Н.

с. Беллык 2022

   

 Оглавление:

  1. Актуальность проекта……………………………………………………………………………………………………….3
  2. Гипотеза………………………………………………………………………………………………………………………3
  3. Цель проекта..………………………………………………………………………………………………………………...3
  4. Задачи  проекта………………………………………………………………………………………………………………4
  5. Принципы реализации проекта……………………………………………………………………………………………..5
  6. Условия реализации проекта..………………………………………………………………………………………………5
  7. Формы реализации проекта…………………………………………………………………………………………………5
  8. Методы формирования финансовой компетентности ………………………………………………................................5
  9. Ожидаемый результат……………………………………………………………………………………………………….7
  10. Этапы проекта………………………………………………………………………………………………………………..8
  11. Перспективный план реализации проекта на 2022 – 2024 год……………………………………………………………9
  12. Литература…………………………………………………………………………………………………………………..13

Атуальность проекта:

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Гипотеза:

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Цель проекта: 

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников, посредством разнообразных видов детской деятельности и педагогических технологий;
  • Сформировать у детей понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость);
  • Помочь детям правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.);
  • Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
  • Вовлечь родителей в образовательный процесс как первых учителей в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий;
  • Создать плодотворное партнерское взаимодействие с участниками проекта.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;
  • Развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Воспитательные:

  • Воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
  • Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
  • Принцип доступности;
  • Принцип систематичности и последовательности;
  • Принцип прочности;
  • Принцип целенаправленности;
  • Принцип новизны;
  • Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка

Условия реализации проекта:

Проект реализуется в ходе совместной деятельности воспитателей, детей и родителей воспитанников.

Формы реализации проекта: 

  • Наблюдение;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Беседы;
  • Чтение художественной литературы;
  • Просмотр мультфильмов.

Методы формирования финансовой компетентности:

Методы формирования финансовой компетентности можно представить четырьмя группами.

Методы, повышающие познавательную активность:

  • Элементарный и казуальный анализ;
  • Сравнение;
  • Метод вопросов;
  • Метод повторения;
  • Решение логических проблем;

 Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о мире:

  • Игровые;
  • Сюрпризы и моменты новизны.

Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

  • Перспективное планирование.

Методы коррекции и уточнения представлений детей о мире:

  • Индивидуальная беседа;
  • Сравнительный анализ;
  • Оценка;
  • Разъяснение;
  • Воображаемая ситуация;
  • Совместный поиск выхода из ситуации;
  • Проигрывание положительных ситуаций;
  • Обсуждение способа действия;
  • Прием опосредованного воздействия.

Одним из ведущих методов обучения является – игра. Игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев).

Таким образом, процесс формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в ходе проекта различными методами, средствами и приемами, а также их сочетанием.

Ожидаемый результат: 

Для детей:

  • Приобретение  знаний социально-экономического характера;
  • Приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи;
  • Усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
  • Получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
  • Развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
  • Применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
  • Развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • Повышение интереса к изучению окружающего мира.

Для родителей:

  • Участие родителей в совместной продуктивной деятельности;
  • Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:

  • Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников;
  • Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Этапы проекта:

Этапы проекта

Содержание

Срок реализации проекта

 I - подготовительный

  • Курсы повышения квалификации по основам финансовой грамотности;
  • Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы по теме проекта;
  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги – помощники»;
  • Ввод детей в проблемную ситуацию;
  • Диагностика знаний детей по финансовой грамотности;
  • Анкетирование родителей «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»;
  • Родительское собрание «Азы финансовой грамотности в семье»;
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
  • Подбор наглядного материала, художественной литературы, дидактических игр по теме проекта;
  • Создание комфортной предметно-развивающей среды;
  • Разработка  перспективного  плана по реализации проекта.

Сентябрь – ноябрь 2022 год

II – практический

  • Работа по перспективному плану.

Сентябрь 2022 год – май 2024 год

III – заключительный

  • Диагностика уровня финансовой грамотности детей; 
  • Представление результатов проекта среди коллектива педагогов МБДОУ;
  • Презентация по итогам образовательного проекта «Дошкольная академия финансов»;
  • Создание лэпбука по теме проекта «Юный экономист»;
  • Публикация на персональном сайте и на сайте ГОСВЕБ.

Май  2024 г.

Перспективный план реализации проекта на 2022 – 2024 год

Направление деятельности

Содержание деятельности

Сроки реализации

Исполнители и соисполнители

Подготовительный этап

Работа с детьми
Диагностика уровня финансовых знаний и умений.

Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений у детей старшего дошкольного возраста.

Май 2022 год

Воспитатель

Работа с родителями
Оценка уровня готовности родителей к совместной деятельности по основам финансовой грамотности.

Проведение опроса осведомленности о методах развития финансовых знаний и умений, о готовности родителей заниматься с детьми (беседа, анкетирование).

Март 2022 год

Воспитатель

Работа с педагогами МБДОУ
Информирование педагогов о содержании и значении проекта «Дошкольная академия финансов».

Выступление на педсовете в ДОУ.

Сентябрь 2022 год

Воспитатель

Обеспечение методическими материалами, разработками, оборудованием.

Подбор наглядного материала (деньги – бумажные купюры, копейки); художественной литературы по теме проекта; мультфильмов; оборудования для сюжетно – ролевой игры.

Подбор бесед, обсуждений, рассматривание картин по теме проекта, просмотр презентаций, сюжетно – ролевых игр, занятий.

Октябрь – декабрь

2022 год

Воспитатель

Практический этап

Работа с детьми
Мероприятия по формированию финансовой грамотности.

Труд и продукт труда (товар)

Беседа: «Беседа о труде»; «Что ты сделал вчера дома и как, чтобы помочь маме, бабушке или папе?»; «Хлеб – всему голова».

НОД: «Все профессии нужны». Цель: закрепление знаний детей о пользе разных профессий.

НОД: «Доходы семьи». Цель: закрепление представлений детей о доходах.

Рассматривание альбомов, тематических карточек по теме: «Профессии».

Пословицы и поговорки о труде

Загадки о труде и профессиях

Развивающая игра: «В гостях у семьи Экономистов»; «Профессии».

Д/у: «Заготовим на зиму фрукты, овощи»; «Какие ошибки допустил художник?».

Д/и: «Парочки-детский сад» (автор - Е. В. Бабина); «Идем в поликлинику» (автор - Ю. К. Калашникова);  «Цепочка ассоциаций» (автор - С. С. Пашкова).

Сюжетно – ролевые игры: «На приеме у врача», «Продавец» и др.

Чтение худ. лит.: «Чем пахнут ремёсла?» Дж. Родари; «Все для всех» Ю.Тувим; К. Д. Ушинского «Два плуга»; Н. Носова «Заплатка».

Просмотр мультфильмов: «Как старик корову продавал»; «Трое из Простоквашино»; серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности».

Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек

Дежурство по столовой и занятиям

Создание творческой мастерской по ремонту книг

Сентябрь – декабрь 2022 год

Воспитатель и дети

Работа с родителями
Методика формирования основ финансовой грамотности в играх и занятиях в домашних условиях.
Совместные мероприятия с родителями, детьми и воспитателями.

Консультация: «Что такое финансовая грамотность?»

Родительское собрание: «Азы финансовой грамотности в семье».

Анкета для родителей: «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста».

Оформление фотоальбома: «Все работы хороши!» (профессии родителей).

Сентябрь 2022 год

Ноябрь 2022 год

Октябрь 2022 год

Декабрь 2022 год

Воспитатель

Родители, дети и воспитатель

Работа с детьми
Мероприятия по формированию финансовой грамотности.

Деньги и цена (стоимость)

Беседа: «История денег», «Откуда берутся деньги и на что они тратятся?»; «Беседа о том, что не все продается и покупается за деньги».

НОД: «Дом, в котором живут деньги». Цель: формирование первоначальных знаний о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).

НОД: «Деньги. Денежные знаки». Цель: знакомство детей  с денежной единицей Российского банка».

Рисование: «Монеты моей страны».

Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки» 

Цель: ознакомление с валютой как денежной единицей страны (деньгами других стран).

Решение арифметических задач

Рассматривание картин: «Деньги».

Пословицы и поговорки о деньгах

Чтение худ. лит.: «Клад» Т.В. Грековой; Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены» (гл. 4 «Банк»).

Сюжетно – ролевая игра: «В магазин за покупками», «В аптеке», «Проездной билет»; «Банк».

Просмотр мультфильмов: серии мультфильма «Фиксики»: Деньги»; «Копилка»; «Как делают деньги».

Январь – май 2023 год

Воспитатель и дети

Работа с родителями
Методика формирования основ финансовой грамотности в играх и занятиях в домашних условиях.
Совместные мероприятия с родителями, детьми и воспитателями.

Консультация: «Как научить ребёнка обращаться с деньгами?»

Выставка поделок: «Копилка для монет».

Работа над лепбуком: «Деньги – помощники».

Январь 2023 год

Май 2023 год

Январь – май 2023 год

Воспитатель

Родители, дети и воспитатель

Работа с детьми
Мероприятия по формированию финансовой грамотности.

Реклама: правда и ложь, желания и возможности

Беседа: «О царице экономики и ее помощниках»;  «Беседа о рекламе»; «Почему мне нравиться реклама».

Рисование: «Моя любимая реклама».

Игровая ситуация: «Рекламное агентство Простоквашинска». Цель: уточнение знаний детей о рекламе и людях, которые ее создают.

Составление описательных рассказов на тему: «Моя любимая игрушка».

Викторина для детей: «О какой сказке идет речь?».

Сюжетно-ролевая игра: «Ателье».

Просмотр рекламных видеороликов

Рассматривание карточек по теме «Реклама для детей»

Чтение художественной литературы: Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе».

Сентябрь – ноябрь 2023 год

Воспитатель и дети

Работа с родителями
Методика формирования основ финансовой грамотности в играх и занятиях в домашних условиях.
Совместные мероприятия с родителями, детьми и воспитателями.

Памятка: «10 советов по воспитанию финансово грамотных детей»

Консультация: «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»

Создание рекламного альбома: «Моя любимая игрушка».

Сентябрь 2023 год

Октябрь 2023 год

Ноябрь 2023 год

Воспитатель

Родители, дети и воспитатель

Работа с детьми
Мероприятия по формированию финансовой грамотности.

Полезные экономические навыки и привычки в быту

Беседа: «Беседа с детьми с правилами экономии»;  «Хорошо ли быть бережливым».

Д/у:  «Хорошо – плохо»; «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Обсуждение пословиц и поговорок

Просмотр презентации: «Полезные экономические навыки и привычки в быту». 

Чтение худ. лит.: «Что такое хорошо, что такое плохо?» В.В.Маяковский, «Заплатка» Н.Носов.

Сюжетно-ролевая игра:  «Интересные покупки»; «Супермаркет».

Просмотр мультфильмов: «Азбука денег. Уроки тётушки Совы»; «Богатый бобренок».

Декабрь 2023 – март 2024 год

Воспитатель и дети

Работа с родителями
Методика формирования основ финансовой грамотности в играх и занятиях в домашних условиях.
Совместные мероприятия с родителями, детьми и воспитателями.

Консультация: «Финансовое воспитание детей»

Выставка  поделок - игрушек из бросового материала «Игрушка своими руками»: (пластиковые бутылки, одноразовая посуда, картон и др.)

Создание сборника рассказов по финансовой грамотности.

Создание лэпбука: «Деньги – помощники».

Декабрь 2023 год

Март 2024 год

Апрель 2024 год

Воспитатель

Родители и дети

Родители, дети  ивоспитатель

Заключительный этап

Работа с детьми
Диагностика итогового уровня финансовых знаний и умений.

Итоговое исследование уровня финансовых знаний и умений, выявление динамики и полученных результатов у детей старшего дошкольного возраста.

Май 2024 год

Воспитатель

Работа с родителями
Подведение итогов совместной работы по основам финансовой грамотности.

Отчёт по итогам проекта «Дошкольная академия финансов».

Май 2024 год

Воспитатель

Работа с педагогами МБДОУ
Представление результатов работы по проделанной работе.

Открытое мероприятие «Путешествие с денежную страну!»; подготовка и представление доклада, презентации по проекту «Дошкольная академия финансов»; публикация на сайте ГОСВЕБ и на персональном сайте.

Апрель 2024 год

Май 2024 год

Воспитатель

Литература:

  1. Шатова А.Д, Аксёнова Ю.А., Кирилов В.Л., Мищенко И.С. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. – М: 2018.
  2. Блохина О.А, Терешева О.В. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок. – Калининград: КОИРО, 2017.
  3. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.- М: 2018.
  4. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  5. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: 2012.
  6. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016.
  7. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты за- нятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015.
  8. Попова Т., Максимова Е. Путешествие в страну денег. – М: 2020.
  9. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. – М: ОК Пресс, 2019.
  10. Шатова А.Д. Деньги. – М: 2003.
  11. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. с. 349– 351.
  12. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. педагоги, участникам СМВ «Финансовая грамотность» – Нефтеюганского района, 2019 г.

Интернет-ресурсы

www.cbr.ru – официальный        сайт        Банка         России.

fincult.info – сайт Банка России по        финансовой грамотности «Финансовая культура».

вашифинансы.рф – сайт национальной программы повышения финансовой        грамотности граждан «Дружи с финансами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Клуб "Семейная академия" (для родителей детей старшего дошкольного возраста)

Клуб "Семейная академия" (для родителей детей старшего дошкольного возраста), включает следующие разделы: основные напраления работы клуба, цель, здачи, план работы клуба. Может быть использован специ...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Рабочая программа «АКАДЕМИЯ ФИНАНСОВ» по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 5-7 ЛЕТ) «ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ УЛЫБКА»

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС), парциальной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников&r...

Программа дополнительного образования "Академия маленьких гениев"(старший дошкольный возраст)

    Каждому родителю хотелось бы, чтобы ребенок был успешен в учебе. Успешность в математике часто обуславливает успешность во многих школьных дисциплинах. При этом математика чаще др...