Занятие по финансовой грамотности для детей старшей группы «Копейка рубль бережёт!»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Занятие по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста. на занятии дети овладевают первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Занятие по финансовой грамотности для детей старшей группы

                                       «Копейка рубль бережёт!»

Автор:воспитатель Стехина Татьяна Валерьевна

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений. Повышатьх финансовую грамотность; применять первичные экономические знания на практике; продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы; расширять и активизировать словарный запас дошкольников; формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
Развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
 развивать память, внимание, мышление, воображение;
Воспитывать финансовую культуру;
 воспитывать всестороннему развитию личности.

Воспитатель: Ребята,давайте произнесем наши волшебные слова, которые помогут нам сегодня на занятии:

«Мы ребята просто класс,

Всё получится у нас!»

Посмотрите, что у меня есть. Верно, это копилка. Для чего люди придумали копилки? (Ответы детей)

 На что она похожа? А хотите в неё заглянуть?

(Открывают копилку и достают «рубль»)

Посмотрите, а рубль-то не простой! Что там в нём? Как вы думаете, а сколько копеек в рубле?

Правильно, друзья, одна копейка – это маленькая часть рубля, в котором их целых сто!

            История появления рубля и копейки.

Ребята, а вы знаете как появились деньги.

В нашей стране история денег началась ещё с древних времен. Тогда в России в качестве денег использовались различные товары, такие как шкуры животных, оленьи рога и обереги.  Со временем появились одинаковые деньги. Первой русской монетой стала копейка, которая была введена больше тысячи лет назад при князе Владимире Святославиче.

Долгое время копейка была вполне хорошей суммой, чтобы не остаться голодным в этот день. За копейку можно было купить курицу или два килограмма ржаной муки.Или маленькую пачку масла, или половинку от красной рыбы сёмги. И если на дворе зима, то приодеться на копейку было бы невозможно. Простая рубаха из холстины стоила 10 копеек, а за овчинную шубу пришлось бы отдать от 30 до 40 копеек. Поэтому бедные люди трудились и старались всё изготовить своими руками. Это получалось намного дешевле.

Потом долгое время на Руси своих денег не было. В ходу были монеты Монгольского Ханства. Наиболее распространенной единицей расчета стала «деньга», от которой пошло название «деньги».В качестве русских денег использовались слитки серебра, называемые по-старому гривнами.

Для удобства использования они раскатывались в длинную заготовку и рубились на части. Именно так и появилась составная часть гривны – рубль, то есть рубленая часть. На одну гривну приходилось 10 рублей. А один рубль равнялся 10 гривенникам, каждый из которых делился еще на 10 копеек.

Узнаёте, кто это? Верно. В 1704 году Петр I ввел в обращение серебряные рубли, которые стали основной денежкой Российской империи. Это была очень дорогая монета. Поэтому Рубль разделили на 100 копеек, которые можно было использовать для покупки товаров и услуг.Копейки – это деньги, которые нужны для мелкой торговли. В старину использовались также в качестве наград (носились нашитыми на шапках или

на рукавах).

Кто помнит, как появилось слово «копейка»?

Слово копейка произошло от слова «копье», потому что на копеечке изображали всадника с копьём, которым он побеждал врага.

Ребята, кто может сказать, зачем вообще нам нужны деньги? Давайте не просто ответим, а немного поиграем. Будем передавать наш «рублик» по кругу друг другу и называть свой ответ.

Игра  «Для чего нам нужны деньги?»

(для покупки продуктов питания, для оплаты бытовых услуг, для покупки одежды, для отдыха, для оплаты развлечений, для покупки лекарств, для оплаты проезда на транспорте, для оказания помощи нуждающимся, для покупки подарков и т.д.)

Оказывается, вы всё знаете! Молодцы!

С деньгами разобрались. А теперь попробуем разобраться, для чего людям нужны копилки? Зачем им копить деньги? Для чего, например, вы копите денежки? (Ответы детей)

Действительно, кто-то копит денежки на осуществление своей мечты, кто-то, для того чтобы были денежки на важный случай, кто-то для того, чтобы сделать подарок своему близкому человеку. Всё верно. Причин сберегать деньги очень много. Точно также как и способов их сберегать!

Поиграем?

  1. Физминутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагая на месте, выставляем поочерёдно пальцы рук, показывая названое число пальцами)

Будем денежки считать! (сжимаем – разжимаем пальцы рук)

Один и два – оплатим дом, (пальцы в кулаке, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём! (показываем «крышу»)

Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)

А на четвёртую купим поесть и попить. (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую, пока, (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (прячем большой палец в кулак)

  1. Пословицы и поговорки о бережливости, экономии.

Молодцы, ребята! Беречь денежки действительно надо уметь! Богатый человек – это не тот, кто больше зарабатывает, а тот, кто больше сохраняет».

А теперь послушайте пословицы и поговорки об экономии, о бережливости?

Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.

Не деньги богатство — бережливость да разум.

Из копеек рубли вырастают.

Копейка рубль бережет, а рубль голову стережет.

Без копейки рубля нет.

Деньги под ногами не валяются.

Хорошо тому живётся, у кого денежка ведётся.

Много пословиц знаете, хорошо.

Правила обращения с деньгами, правила экономии.

А чтобы вы не забывали правила обращения с деньгами, предлагаю послушать такую историю.

В первую очередь рассчитывай деньги на важные потребности: жильё, продукты, здоровье, обучение, проезд и др.

В магазине покупай только самое необходимое, составляя заранее список покупок.

Для покупок следует брать с собой столько денег, сколько вам понадобиться по вашему плану.

Помни, что невозможно иметь все, что хочешь.

Учись бережно относиться к деньгам: экономно расходуй электроэнергию, не лей зря воду, по возможности ремонтируй вещи.

Пользуйся льготами, которые тебе предоставляет государство.

Деньги можно копить или откладывать на какую-то дорогую, но очень важную вещь или услугу, или на поездку… Накопление должно быть привычкой.

Каждое правило сопровождается отдельной картинкой или коллаж.

  1. Дидактическая игра «Верно – неверно».

Знать правила – это мало. Надо стараться их соблюдать.

Мы живём привычной жизнью:

Ходим в школу, в детский сад,

На работу и в аптеку,

В магазин, в кино, в театр.

Есть у нас одежда, обувь

И на каждый день еда,

Телевизоры, машины –

Так привыкли жить всегда!

Чтоб всё это получить,

Каждый день на работу надо ходить!

Там за работу нам платят зарплату.

И эту зарплату рассчитывать надо!

На квартплату, на игрушки,

На одежду, на ватрушки.

И про отдых не забыть!

Надо экономным быть!

Предлагаю сегодня поиграть и поучиться экономному обращению с деньгами и ресурсами. Наша игра будет называться «Сбереги рублик!»

Вы – одна большая команда. Сейчас вы получаете из нашего рублика 5 копеечек! Вам предстоит справиться с моими заданиями и все эти деньги сберечь! Если при выполнении задания вы справились – копеечка остаётся у вас, а если нет – тогда отдаёте копеечку мне. Согласны? А после выполнения всех заданий посмотрим, сколько копеечек вам удастся сохранить.

Правила игры.

Я буду описывать вам ситуацию, ваша задача – поднять сигнальную карточку нужного цвета. Если согласны, нужно поднять карточку зелёного цвета, если нет – красного.

Игра «Верно-неверно».

На столах у детей лежат сигнальные карточки красного и зелёного цвета. Прослушав ситуацию, участники поднимают сигнальную карточку нужного цвета: если ситуация соответствует правилам бережного использования ресурсов – карточку зелёного цвета, если нет – красного цвета.

- Уходя из дома, не забываете выключать свет?

- Чаще обедайте в ресторанах и кафе?

- Всегда в магазине просите новую игрушку или какую-нибудь красивую вещицу?

- Когда чистите зубы, то не выключаете воду?

- В магазине всегда лучше брать большую тележку, чем маленькую корзинку?

- Коля в своём доме

Свет везде включает.

То, что светит солнце,

Он не замечает.

Скорее дайте мне ответ:

Это верно или нет?

- Просите у родителей новую игрушку, как только вам захочется?

- Сходил в магазин, оставь себе сдачу?

- Бережно относись к своим вещам?

- Выбирать в первую очередь нужно товар в красивой упаковке?

- Чаще пользуйтесь услугами такси?

- Старайся больше ходить пешком?

- Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями?

- Если на твоей одежде появилась маленькая дырочка, то эту вещь надо сразу менять на новую?

- Вы можете изрисовать или порвать книжку?

Молодцы ребята, справились с первым заданием и получаете за это еще одну копеечку.

Скажите, а электричество поступает к нам в дома бесплатно? Что будет, если за него не платить? А как заставить электроприборы помогать нам экономить наши денежки?

При правильном обращении с электроприборами мы сможем сэкономить каждую искорку электричества.

Друзья, вы очень хорошо поработали и точно заработали для своей команды ещё одну копеечку!

  1. Дидактическая игра «Выбери нужное».

Продолжаем учиться бережливости и попробуем ещё сэкономить копеечку!

Сейчас вам предстоит отправиться в магазин.

Как вы думаете, чем отличаются товары друг от друга?

(Материалом, количеством и размером).

А ещё у каждого товара есть своя цена, и зависит она от качества и количества затраченного материала.

Давайте попробуем определить, какой товар купить выгоднее и почему?

Игра «Выбери нужное».

На столе лежат парные картинки, из которых детям предстоит выбрать наиболее подходящий в плане экономии товар.

Кукла в зимней одежде и кукла в простом платье.

Машинки игрушечные простая и на пульте управления.

Конфеты в коробке и россыпью.

Тетради с цветной картонной обложкой и с простой картонной обложкой.

Мячи большой и маленький.

Одинаковые мягкие игрушки, отличающиеся размером.

Шашки и билет лотереи.

Молодцы. Вы снова получаете копеечку за свою работу.

Решение экономической задачи.

И ещё одно задание для вас.

Жили-были дедушка и бабушка. Всё лето они трудились: дед заготавливал сено, а бабушка выращивала овощи на огороде и вязала тёплые носки и рукавицы. Осенью дед смог продать сено и получил за это 6 монет. А бабушка продала излишки овощей, носки и рукавицы и получила за это 4 монеты. На зиму им надо купить уголь и дрова, чтобы топить печку. Это стоит 5 монет. А надо починить крышу в старом сарае. На это уйдёт ещё 2 монеты. А на оставшиеся 3 монеты они решили купить подарки любимым внукам к празднику.

Сидят они теперь и горюют – даже колобок не на что будет испечь.

Давайте поможем бабушке и деду правильно распределить их денежки, чтоб и на хлеб, и на масло осталось.

Дети предлагают варианты решения этой экономической задачи. Совместно выбирают наиболее подходящий.

За то, что вы помогли людям в трудной ситуации, получаете еще одну копеечку.

Подведение итогов игры.

Давайте проверим, смогли ли вы сохранить полученные деньги?

Почему? Сможем ли мы вернуть 5 копеечек нашему рублю. Почему?

Понравилось ли вам сегодня играть? Чему вы научились? Что запомнили?

Давайте снова возьмёмся за руки и вспомним наши волшебные слова.

«Мы ребята просто класс,

Получилось всё у нас!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Профессия, труд и продукт труда»

Занятие на тему "Профессия, труд и продукт труда" поможет расширить представление у детей старшего дошкольного возраста о содержании деятельности людей разных профессий. Дети познакомятся с ...

Конспект занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста на тему: ««В гости к сказкам за знаниями»

Конспект занятия по финансовой грамотности для детей  старшего дошкольного возраста на тему: ««В гости к сказкам за знаниями»...

Занятие по финансовой грамотности для детей старшей группы «Азбука денег»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.Развивать память, внимание, речь, стимулировать...

Занятие по финансовой грамотности для детей старшей группы «Буратино и его монетки»

Занятие по воспитанию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...

Конспект занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочной стране»

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....

Конспекты занятий по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

Материал содействует финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста....