САМООБРАЗОВАНИЕ «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Фрисс Анастасия Владимировна

Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie-2022-2024gg.docx39.9 КБ

Предварительный просмотр:

САМООБРАЗОВАНИЕ

2022-2024 учебный год

 «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Пояснительная записка

Актуальность. Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Не все семьи имеют возможность систематически заниматься экономическим образованием детей. Помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества может работа по экономическому образованию и воспитанию.

Новизна. Предлагаемые занятия с детьми старшего дошкольного возраста носят интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить  их к обучению в школе.

Экономическое образование дошкольников предусматривает также наличие тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, что способствует преодолению социально – психологических барьеров между взрослым и ребенком, облегчает восприятие ребенком нового материала.

Цель: развить у детей старшего дошкольного возраста интерес к экономическим знаниям, используя для этого различные виды деятельности.

Задачи:

1.         Ознакомление с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира);

2.        Трудовое воспитание (работа, её результат, индивидуальный и коллективный труд и др.);

3.        Развитие игровой деятельности;

4.        Воспитание необходимых качеств у детей (бережное отношение к предметному миру, природе и т.п.);

5.        Формирование навыков разумного поведения и потребностей.

Методика работы

Осуществлять ознакомление детей с экономикой наиболее эффективно в экспериментально-поисковой, художественной, театрализованной и игровой деятельности и возможно уже в старшей возрастной группе, причем речь идёт не о самостоятельно выделенных занятиях, а о включении экономического содержания в разные виды детской деятельности.

В старшей группе – происходит изучение  4-х экономических категорий:

- потребности;

- труд;

- товар;

- деньги.

Максимальная эффективность работы  будет достигнута, если будут созданы следующие условия:

1.        Организован центр экономики в группе, который может включать в себя: макет банка, биржи, рекламного агенства и т.д., коллекцию денежных знаков различных стран, схемы, мнемотаблицы по экономике и т.п.;

2.        Изготовлены разнообразные атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Супермаркет», «Сбербанк» и т.д.

3.        Подобрана художественная литература для детей экономического содержания;

4.        Современный театрализованный уголок, организованный  с учетом выполнения принципов доступности и  активности детей;

5.        Различные дидактически пособия, призванные вызвать интерес у детей, пособия и оборудование для трудовой деятельности и т.п.

Предусмотрено взаимодействие с родителями по следующим направлениям сотрудничества:

1.        Информационно-просветительское;

2.        Консультационное;

3.        Интеграционное – объединение усилий по экономическому воспитанию детей (организация экономических ярмарок, праздников, конкурсов и т.п.).

Эффективно решить поставленные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями.  В начале работы  проводится родительское собрание и подробно обсуждается  условия  реализации. При организации учебного процесса необходимо учитывать условия жизни, интересы, увлечения детей и родителей. Основное условие продолжительного и эффективного сотрудничества педагога с ребенком и его родителями – уважительно–доверительные и искренние отношения. Процесс предусматривает совместные занятия с родителями, организацию выставок, ярмарок, экономических праздников.

Диагностика экономического развития дошкольников

Опытно-экспериментальная работа по изучению проблемы экономического воспитания старших дошкольников проводилась мной в старшей группе.

Цель  работы: изучение проблемы экологического воспитания старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

- определить уровни сформированности экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста;

- создать условия для организации и проведения опытно-экспериментальной работы в ДОУ;

- формирование экономических знаний у детей дошкольного возраста;

- проверка эффективности работы по повышению уровня экономических знаний старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.

Вся работа строилась по двум направлениям: родители и дети. На первом этапе был проведен мониторинг уровня экономической культуры детей и обнаружены следующие типичные затруднения:

- недостаточный уровень нравственно-трудового воспитания детей;

- отсутствие знаний, понятий о том, что труд - продукт, отсутствие знаний о цене, стоимости;

- отсутствие заинтересованности у родителей.

 Мною было обследовано 15 дошкольников.  В ходе обследования использовалась диагностическую методику, целью которой являлось определение уровня сформированности экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста, на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика»  и  «Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста» автор разработки: Щербинина Светлана Михайловна

С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, я определяла уровень экономической воспитанности.

Таким образом, по результатам диагностики (15 чел)  я определила:

- высокий уровень сформированности экономических знаний показали 2 дошкольника - 13 %;

- средний уровень сформированности экономических знаний показали 11 дошкольника - 72 %;

- низкий уровень показали 2 дошкольники - 13 %;

- в целом группа показала средний уровень сформированности экономических знаний.

Применение диагностики и анализ результатов  эксперимента позволили мне определить начальный уровень экономической воспитанности у детей.

Данные эксперимента показывают, что у детей наблюдались неглубокие знания и представления об экономической жизни людей; они имеют низкий уровень умений отражать экономическую действительность в разных видах деятельности, так как полученные знания им не интересны и у них не возникало желания их отразить. Сложившееся положение объясняется тем, что  уделяли мало внимания экономическому воспитанию из-за отсутствия у них необходимой информации по данному вопросу. Результаты эксперимента подтвердили актуальность поставленной проблемы и позволили начать процесс экономического воспитания. Именно поэтому мне предстояло провести работу по повышению уровня экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста занятиях и в повседневной жизни.

 

 Формы работы с родителями по формированию экономических знаний дошкольников

Обратив внимание на активную работу в данном направлении, родители не остались в стороне, а стали непосредственными участниками. Ведь семья – это «реальная экономия», и в ней «дети не учатся жить, а живут» (Е. А. Арник).

Поступки родителей, их отношение к деньгам и вещам, привлечение к грамотному ведению домашнего хозяйства, уважительному отношению к труду, способов и правил экономии и бережливости, усваивается особенно прочно именно в семье.

Реализация задач по экономическому воспитанию осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями.

        - анкетирование позволило определить мнения по поводу важности экономического аспекта воспитания, необходимости формирования у ребенка экономически значимых качеств, знаний и умений);    Информационные листы (памятки, советы, мини-консультации);

- родительские собрания (цель: вовлечь родителей в процесс экономического образования детей, разъяснить необходимость привлечения детей к рациональному ведению домашнего хозяйства, к расчету бюджета, рационализации потребностей детей соразмерно материальным возможностям семьи, привлечение родителей к процессу передачи экономической информации);

- индивидуальные экскурсии родителей с детьми (в банк, магазин, к терминалу, аптеку);

Действительно, малыши очень рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, бюджетом, покупками и др., овладевают информацией об элементах «хозяйствования» на житейском уровне, но часто в искаженном виде.

 Но при анкетировании «Экономика в семье», экспресс опросе, общении с семьями, стало очевидно, что родители в теории понимают необходимость и полезность обучения экономической грамотности, но на практике слабо содействуют воспитанию начал разумного отношения и общения в экономической жизни.  

 Одна из причин - недостаточная экономическая грамотность и мотивация родителей.

В связи с этим определила основные направления работы с семьями:

- информационное обеспечение;

- участие в мероприятиях учреждения дошкольного образования детей и родителей;         

- совместное пополнение игровой среды.

Продуктивно прошли индивидуальные беседы с родителями о экономическом воспитание в семье (помогает ли ребенок выполнять домашнюю работу? С удовольствием или нет? Делает самостоятельные покупки в магазине?) для более эффективной и всесторонней работы по экономическому воспитанию детей в семье, я подготовила и провела цикл консультаций, анкетирование, дала советы на темы: «Экономика и дети», «Родителям об экономике», «Экономическое воспитание детей в семье».         Вниманию родителей были предоставлены буклеты, листовки, памяток по экономии света, воды, тепла.  

Одним из источников детской бережливости, рачительности, трудолюбия, взаимопомощи, является труд и хозяйственная деятельность в семье, где ребенок имеет определенные, как постоянные обязанности, так и единичные поручения.

В результате комплексного подхода, использование разнообразных форм работы с семьей, творческих задач, активного взаимодействия - у родителей расширился кругозор, повысилась мотивация и заинтересованность в эффективной плодотворной работе.

План:

Сроки

Содержание работы

Практический выход

В течении года

Изучение методический литературы.

Работа с родителями.

Составление карточек, консультаций.

Сентябрь

Разработка плана по теме самообразования.

План самообразования.

Октябрь

Подбор литературы и Д/И.

Родительское собрание.

Диагностика детей.

Картотека игр.

Консультации для родителей.

Уровень финансовой грамотности детей.

Ноябрь,

Декабрь,

Январь

Подбор художественной литературы.

Д/И., С/Р игра «Магазин».

Анкетирование родителей.

Картотека игр.

Уровень финансовой грамотности родителей.

Атрибуты для С/Р игры.

Февраль,

Март

 Подбор худ. литературы, атрибутов.

Д/И.

Самостоятельное рассказывание сказки.

Картотека игр.

Апрель,

Май

Подбор худ литературы, атрибутов.

Проблемные ситуации для детей.

Диагностика детей.

Самостоятельное рассказывание сказок.

Дети самостоятельно находят выход из проблемных ситуаций.

Уровень финансовой грамотности по итогу года.

Перспективный план работы по экономическому образованию и воспитанию детей

Старшая группа

Месяц

Экономические

категории

Цель:

Виды и содержание деятельности

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Потребности

 

- Дать понятие экономической категории «потребности»;

-Различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные);

-Учить устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей;

-Воспитывать честность, целеустремленность, отрицательное отношение к жадности;

-Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.

  1. Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Телефон» К. И. Чуковский
  2. Дидактическая игра «Кому что нужно?»

  1. Игра «Заветные желания»

  1. Игровая ситуация «Подарок ко дню рождения»

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Я

Н

В

А

Р

Ь

Труд

- Дать представление о труде, его виды (сельскохозяйственный, домашний и т.д.);

- Учить выделять последовательность трудовых действий;

-Воспитывать уважение к труду; трудолюбие; отрицательное отношение к лени.

-Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения;

-Развивать речь, логическое мышление, творчество.

  1. Чтение и обсуждение сказки о труде «Терем-Теремок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов.
  2. Игры-занятия:  «Кто производит товар»; «Петушок и бобовое зернышко»; «Я рисую свою мечту».
  3. Дидактические игры: «Угадай, какая это профессия»; «Кому, что нужно для работы»; « Кто лучше знает инструменты».
  4. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин»
  5. Беседа: «Где и кем работают Ваши родители».
  6. Все виды трудовой деятельности детей   (хозяйственно-бытовая, в уголке природы, дежурство, труд в природе).

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

М

А

Р

Т

Товар

-Формировать системные знания о предмете, выделять новую сторону

предмета – товар, как результат труда;

-Показать детям производственный цикл изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества;

-Познакомить с разными формами сбыта продукции: продовольственные и промтоварные магазины, супермаркеты, универсамы, рынки, ярмарки, аукционы;

-Воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам, материалам, орудиям труда, которыми мы пользуемся;

-Воспитывать бережливость, трудолюбие.

  1. «Федорино горе»
  2. Игры-занятия «Путешествие в страну товаров»,  «Товар и бережное отношение к нему».
  3. Сюжетно-дидактические игры:

     «Рынок».

  1. Дидактические игры «В какое время года», «Угадай, где продается».
  2. Проблемные ситуации: «Какие бывают товары?», «Где продается товар?», «Как поступить?».

А

П

Р

Е

Л

Ь

М

А

Й

                  Деньги.

              Бюджет семьи. Доход. Расход.

-Познакомить детей с понятием - деньги;

-Учить различать достоинство купюр; умение считать, совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег;

-Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия);

- Дать представление о доходе, его динамике (увеличение/уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие;

-Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность.

  1.  К. И. Чуковского «Муха-цокотуха».
  2. Чтение и обсуждение    детской литературы: И. Токмакова «Купите лук», К. Ушинский «Лекарство»,
  3. Беседы: «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет».
  4. Сюжетно – ролевые игры: «Семья»
  5. Сюжетно-дидактическая игра «Маленькие покупки».
  6. Проблемная ситуация «Кто купит больше?».

     7.  Изготовление атрибутов для игр.

подготовительная группа

Месяц

Экономические

категории

Цель:

Виды и содержание деятельности

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Труд и продукты труда (продукт).

Полезные экономические навыки

- Создание условий для знакомства детей старшего возраста с трудом, как с основной  деятельностью человека, источником средств, для его существования;

-Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;  

- Формировать        представления  о содержании деятельности  людей;

 - Закрепить представления о труде и лени;

-Формировать элементарные экономические представления о потребностях человека.

  1. Рассматривание альбомов, тематических карточек по теме «профессии».
  2. Создание мастерской по ремонту книг.
  3. Рисование «Мои добрые дела».
  4. Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек.
  5. Чтение и обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга».
  6. Рисование «Как я помогаю близким».
  7. Чтение стихотворений о труде и профессиях.
  8. Беседа «Что ты сделала вчера дома и как, чтобы помочь маме, бабушке  или папе? (домашнее задание)».
  9. Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка».
  10.  Ярмарка «Осенний марафон».

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Я

Н

В

А

Р

Ь

«Деньги и цена (стоимость)».

       «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

- Знакомство с понятием «цена», «деньги», с историей возникновения денег их предназначением, расширение знаний о том, что служило деньгами древних людей;

- Дать детям, представление о денежной единице, представление о том, что деньги – универсальное и удобное средство обмена, познакомить с понятиями: «сдача», «стоимость»;

- Воспитывать бережное отношение к деньгам, представление сущности нравственных категорий, как экономичность, бережливость;

- Знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой, учить

воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;

- Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики;

- Рассматривание денежных купюр и монет СССР.

  1. Рассказ воспитателя «О царице экономики и ее помощниках».
  2. Экскурсия в банк.
  3. Экскурсия в магазин.
  4. Сюжетно-дидактическая игра « Магазин».
  5. Рисование «Экскурсия в магазин».
  6. Мини-беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
  7. Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя).
  8. Занятие – беседа о том, что не все продается и покупается за деньги.
  9. Беседа «Откуда берутся деньги и на что они тратятся?».
  10. Рассказ воспитателя об истории денег.
  11. Рисование «Монеты моей страны».
  12. Аппликация «Необычные формы денег».

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

М

А

Р

Т

«Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

- Создать условия обеспечивающие формирование представлений о рекламе, как экономическом явлении;

- Активизировать педагогический потенциал родителей в вопросах экономического образования детей;

- Дать представление о рекламе, о её назначении, кто её придумывает – рекламщики, пиар агенты, пиар компании;

- Развивать интерес у детей к рекламе, творческое мышление, формировать положительное отношение к рекламе;

- Воспитывать умение правильно воспринимать рекламу, разумные потребности.

  1. Беседа о рекламе.
  2. Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе».
  3. Рисование «Моя любимая реклама».
  4. Игра-соревнование «Кто больше назовет примеров необычного применения вещей».
  5. Викторина для детей «О какой сказке идет речь?».
  6. Литературная викторина по русским народным сказкам.
  7. Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино».
  8. Сюжетно-дидактическая игра «Кафе».
  9.  Решение арифметических задач.
  10. Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах».

А

П

Р

Е

Л

Ь

М

А

Й

«Полезные экономические навыки и привычки в быту»

- Формирование у детей полезных навыков и привычек в быту;

- Научить детей бережному отношению к вещам;

- Подсказать ребенку, какими вещами он может самостоятельно распоряжаться, а какими – только с ведома взрослых;

- Научить ребенка прогнозировать последствия своих решений;

- Рассказать о правильном распределении доходов в семье;

- Помочь выработать основные полезные привычки.

  1. Открытое занятие по финансовой грамотности.
  2. Занятие – беседа на тему: «Найди в сказке экономику».
  3. Игра-занятие «Где делают настоящие деньги?».
  4. Игра-занятие «Интересные покупки».
  5. Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки».
  6. Интерактивная игра «Хочу – надо».
  7. Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем, рисуем.
  8. Открытое занятие для педагогов ДОУ.
  9. Презентация проекта.
  10. Итоговый мониторинг.

Предполагаемый результат:

Воспитатели:

- оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);

- повышение качества воспитательно–образовательного процесса;

- участие в педсоветах, семинарах;

- повышен теоретический  и педагогический  уровень,  компетентность по экономическому воспитанию старших дошкольников.

Родители:

-  повышен интерес  родителей к совместной работе поформированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.  

Дети:

- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;  

- знают российские деньги;

- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;

- в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;

- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство..).

РППС:

- картотека игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников;

- приобретение художественной литературы на экономическую тематику;
- приобретение и изготовление дидактических игр.

Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, и приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные проблемы и задачи. В дальнейшем планирую работать над этой темой, так как считаю ее актуальной.

Список литературы

1.        Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. М., 1997.

2.        Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М., 1993.

3.        Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. – СПб.: «Детство-пресс», 2002.

4.        Смоленцева А.А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Н. Новгород, 1999.

5.        Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002.

6.       Шведова И. Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.  Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствуе...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-7 лет»

   Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необхо...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2018-2021 учебный год

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ  «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2018-2021 учебный год...

Отчет по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Отчет по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...