Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей подготовительной к школе группы «Как стать миллионером».
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Юлия Игоревна Сирохина

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного  возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_finansovaoy_gramotnosti.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 г. Белгорода.

Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей подготовительной к школе группы «Как стать миллионером».

Подготовила:

воспитатель

Сирохина Юлия Игоревна

Тема: Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей подготовительной к школе группы «Как стать миллионером».

Образовательная область: познавательное развитие

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно - исследовательская, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием «деньги», «монета», «купюра», «расход», «доход», «товар», «услуга», «экономия»

2. Формировать представления об основных потребностях семьи, её доходах расходах.

3. Продолжать воспитывать бережное отношение к вещам, к деньгам, как к средству, удовлетворяющие разумные потребности.

4. Учить быть бережливыми и экономными.

Формы и методы:

1. Словесные - объяснения, вопросы, ответы детей.

2. Наглядные - моделирование игровой ситуации с целью постановки и решения проблемы, демонстрационные игры, раздаточный материал.

3. Здоровьесберегающие - физкультминутка.

Оборудование:

- коллекция купюр и монет;

- монеты «Счастливая монета»;

- схемы;

- карточки для игры «Товары и услуги»;

- картинки семьи и кошелька;

- мяч;

- карточки для игры «Четвёртый лишний. Хочу и Надо!»;

- картинки весёлого и грустного кошелька.

- микрофон

Предварительная работа:

беседы, рассматривание коллекций монет и купюр, просмотр презентаций, чтение художественной литературы (А. Толстой «Приключения Буратино», А.С. Пушкин «Сказка о попе, и о его работнике Балде», К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха», С.Михалков «Как старик корову продавал», Елена Ульева «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»), просмотр мультфильмов («Смешарики. Азбука финансовой грамотности», «Азбука денег. Уроки тётушки Совы»), сказка «Жила-была царевна».

Ход ОД:

Психологический настрой.

Воспитатель:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!!!

Мотивационно – ориентировочный этап.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы хотели бы принять участие в детском шоу «Как стать миллионером».

Дети: Да.

Воспитатель: Я буду телеведущей, а вам предлагаю стать участниками шоу.

В нашей передаче, вы будете выполнять задания, которые связанны с темой денег, доходами и расходами, товарами и услугами. За каждый пройденный этап шоу, вы будете получать монетку «Счастливая монета».

Вы готовы?

Дети: Готовы.

Поисковый этап.

Воспитатель: А вы знаете, что каждая передача, проходит по сценарию, этапам.

Дети: Да.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам, составить сценарий нашего шоу. Перед вами на столе лежат схемы, вам нужно распределить их так, как бы вы хотели, чтобы прошла наша передача.

- В первом этапе, мы поговорим о том, что же такое деньги, какие они бывают. Игра «Сосчитай».

- Во втором этапе, мы узнаем, для чего деньги нужны людям.

- В третьем этапе, мы поиграем в игру «Товары и услуги».

- В четвёртом этапе, мы узнаем, что такое доходы и расходы.

- В пятом этапе, мы научимся правильно пользоваться деньгами и узнаем, что такое экономия. Игра «Четвёртый лишний. Хочу и Надо!».

(Дети развешивают на доске карточки в той последовательности, в которой определились.)

Воспитатель: Молодцы ребята, вот мы и придумали сценарий нашей передачи «Как стать миллионером».

Занимайте, пожалуйста, свои места! Приготовились?

Дети: Да.

Воспитатель: Начали! Камера. Мотор.

Практический этап.

Воспитатель: В первом этапе нашего шоу, я хотела бы узнать у вас, что такое деньги и какие они бывают.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое деньги?

Дети: Деньги это такой предмет, которым мы расплачиваемся за что то. Люди меняют деньги на товары, которые им необходимы. (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно ребята, а расскажите мне, какие бывают деньги? Из каких материалов они сделаны?

Дети: Деньги сделаны из металла и бумаги.

Воспитатель: Как называются деньги, которые сделаны из металла?

Дети: Монеты.

Воспитатель: А какую форму имеют монеты?

Дети: Они круглые.

Воспитатель: Как называют деньги, которые сделаны из бумаги?

Дети: Купюры.

Воспитатель: Правильно ребята. А какой они формы?

Дети: Прямоугольной.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: На всех деньгах, монетах и купюрах есть рисунки, портреты и обязательно цифры. Как думаете, зачем они нужны?

Дети: Чтобы узнать, сколько стоит, монета или купюра.

Воспитатель: Правильно. Цифры на деньгах означают их номинал, достоинство. Сложив все цифры можно сосчитать, сколько у тебя денег.

Игра: «Сосчитай»

Воспитатель: У вас на столе лежат деньги, вам необходимо посчитать, сколько у вас денег. (Дети выполняют задание).

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята, Вы правильно ответили на мои вопросы и отлично справились с подсчетом денег, за это вы получаете свою первую монету «Счастливая монета»

Воспитатель: Сейчас начинается второй этап шоу, «Для чего нужны деньги людям». Вы будете по очереди, в микрофон отвечать на вопрос, для чего же нужны деньги человеку?

Итак, деньги нам нужны (Ответы детей):

- для покупки продуктов питания;

- для покупки средств гигиены, уборки жилья;

- для оплаты проезда на транспорте;

- для оплаты бытовых услуг;

- для оплаты жилья;

- для оплаты развлечений

- для оплаты услуг (парикмахера, врача, таксиста и других);

- для покупки подарков;

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо выполнили второй этап нашего шоу, и получаете вторую монету «Счастливая монета».

Воспитатель: Давайте перейдем к третьему этапу, он называется «Товары и услуги». Перед вами на столе лежат карточки, вы будете брать карточку, называть, что на ней изображено, где их можно приобрести или получить и размещать на доске слева те карточки, которые относятся к товарам, а справа, карточки, которые относятся к услугам.

(Карточки «Товары»: продукты, бытовая техника, кухонные принадлежности, одежда, книги, лекарства.)

(Карточки «Услуги»: парикмахерская, кухня, магазин, ателье, больница, транспорт)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием и получаете третью монетку «Счастливая монета».

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка:

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой) Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один , два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфли и купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ногу).

Мы оденем их на ножки, (наклон как будто одеваем туфли)

Вновь поскачем по дорожке (подскоки на месте.)

Воспитатель: Молодцы ребята, получите ещё одну монетку «Счастливая монета».

Воспитатель: Следующий этап нашего шоу называется «Доходы и расходы»

Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинку, кто на ней изображен?

Дети: Семья.

Воспитатель: Правильно, ребята. У каждого из вас есть семья. Назовите членов вашей семьи.

Дети: Мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка. (Ответы детей)

Воспитатель: А что вы видите на этой картинке?

Дети: Кошелёк.

Воспитатель: Правильно ребята, это кошелёк, он - семейный, туда ваша семья складывает деньги.

А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги?

Дети: Деньги нужны семье, чтобы покупать еду, одежду, бытовые приборы, лекарства, игрушки, платить за жильё и различные услуги. (Ответы детей)

Воспитатель: Верно, тогда расскажите, как появляются деньги в вашей семье.

Дети: Мама и папа работают и получают за это деньги.

Воспитатель: А как называются деньги, которые получат ваши родители на работе?

Дети: Зарплата.

Воспитатель: Да правильно, за то, что люди работают, им платят зарплату. Кем же работают ваши родители?

Дети: Называют профессии родителей.

Воспитатель: В семье есть бабушка и дедушка, когда они были молодыми, тоже работали, а теперь они постарели и работать не могут, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц они получают, что?

Дети: Пенсию.

Воспитатель: Правильно, у кого-то из вас в семье есть старший брат или сестра, и они учатся в техникуме или институте, им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия. Повторите это слово. (Ответы детей)

Воспитатель: Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.

А если сложить все вместе - зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается семейный бюджет.

Семейный бюджет делится на доходы и расходы, все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом.

К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, денежный подарок на день рождения. Бабушка продала часть урожая, например, огурцы, помидоры и получила деньги.

Но в каждой семье есть и расходы. Расходы - это деньги, которые тратит семья.

Скажите, на что тратят ваши родители деньги?

(Ответы детей)

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Доходы и расходы»

Я буду по очереди бросать вам бросать мяч и говорить предложение, а вы будете говорить к какой категории, это относится к доходу или расходу.

- Семья купила телевизор (Расход)

- Папа получил премию (Доход)

- Брат порвал кутку (Расход)

- Бабушка продала овощи с огорода (Доход)

- Мама купила билеты в кино (Расход)

- Папа починил машину (Расход)

- Мама получила зарплату (Доход)

- Брат выиграл в лотерею (Доход)

- Бабушка заболела (Расход)

- Дедушка потерял кошелёк (Расход)

- Сестра получила стипендию (Доход)

- Папа оплатил квартплату (Расход)

- Маме подарили на день рождение деньги (Доход)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с этим этапом и получаете за него монету «Счастливая монета».

Воспитатель: А сейчас переходим к последнему этапу нашего шоу «Четвёртый лишний. Хочу и Надо!».

Ребята, а как вы думаете можно ли тратить деньги на всё, что нам захочется, или их нужно тратить экономно?

Дети: Нужно тратить экономно.

Воспитатель: Научится экономить деньги очень нелегко, ведь в магазинах продаётся так много товаров, которые хочется купить. Но на все денег никогда не хватит. Деньги зарабатываются трудом, их ограниченное количество, поэтому к ним надо относиться бережно. Делая покупки, следует всегда выбирать то, что сейчас для вас важнее.

Ведь можно пойти в магазин и потратить все сразу. Но тогда мы не сможем ничего купить, пока снова не заработаем деньги.

Сначала надо купить то, что необходимо, а потом, если останутся деньги то, что хочется.

Воспитатель: Ведь расходы бывают разные: основные - такие, без которых нельзя обойтись. Расходы бывают и не основные, без которых вполне можно обойтись.

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Четвёртый лишний. Хочу и Надо!», Перед вами карточки с картинками, вам нужно на этой карточке, найти лишний предмет и обосновать свой выбор.

Воспитатель: Ребята вы справились с последним заданием нашего шоу «Как стать миллионером» и получаете монету «Счастливая монета».

Рефлексивно-оценочный этап.

Воспитатель: Вот и подошло наше шоу к концу. Вы все замечательно потрудились, заработали монеты «Счастливая монета» своими знаниями, своим трудом.

Ребята, вам понравилось наше шоу? Что вам запомнилось больше всего? Какие трудности вы испытывали в выполнении заданий? (Ответы детей)

За выполнение этапов нашего шоу вы получали счастливые монеты. Перед вами, на столе лежат два кошелька, один кошелёк весёлый, а другой грустный. Я предлагаю вам положить свои счастливые монеты в кошельки, если вам было скучно и неинтересно, то положите свою монету в грустный кошелёк. А если вам всё понравилось, и было весело на занятии, то положите свою монету в весёлый кошелёк.

Воспитатель: До свидания ребята.

Воспитатель: Стоп снято!

Список литературы:

#1054;бразовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

;Методические рекомендации. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. ФГОС ДО"/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

#1057;борник игр по организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

#1057;оветы родителям: говорите с детьми о финансах Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»

#1061;удожественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

#1061;удожественная литература А. Толстой «Приключения Буратино», А.С. Пушкин «Сказка о попе, и о его работнике Балде», К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха», С.Михалков «Как старик корову продавал»

7. Елена Ульева «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ОБЖ (ПДД) для детей подготовительной к школе группы «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»

Это конспект занятия для детей подготовительной группы д/с по Основам безопасности жизнедеятельности, а конкретно по применнению Правил дорожного движения....

Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной к школе группы "Зимующие птицы"

Занятие направлено на закрепление и расширение знания о зимующих птицах, развитие внимания, памяти, мелкой моторики руки. Развитие прослеживающей функции глаза и укрепление глазных мышц....

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе «Вода- это жизнь!»

Задачи : В ходе этого занятия с дошкольниками подготовительной группы будут выполнятся следующие задачи: закрепить знания детей о некоторых свойствах воды;уточнить, что вода - важная составляюща...

«Опята-веселые ребята» Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей подготовительной к школе группы с использованием нетрадиционных техник изображения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  1 «Ручеек» г. Старая Руссамуниципального образования Старорусский районПедагог дополнительного образования  Павлова...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим детей подготовительной к школе группы " история обыкновенных вещей"

расширить представления детей о знакомых, предметах,историй их происхождения,разнообразием.продолжать учить детей отгадывать загадки.развивать мышление,любознательность...