Родительский всеобуч "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (средняя группа)

Вильданова Аида Вильевна

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьей посредством игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проверила

Старший воспитатель

МАДОУ детского сада №3 «Светлячок»

_____________Г.А.Ахмерова

Утверждаю

Заведующий

МАДОУ детского сада №3 «Светлячок»

_______________Ф.З.Даринбаева

Родительский всеобуч

Тема: «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

(в рамках годового плана)

Подготовила и провела

Вильданова А.В., воспитатель

г. Учалы, 2024 год

Тема: «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьей посредством игры.

       Задачи:

- Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.

- Развивать интерес детей к познанию нового в сфере финансовой грамотности.

- Воспитывать командный дух, умение действовать согласованно.

Материал:

План проведения:

1. Приветствие родителей.

2. Игра «Мяч радости»

3. Выступление воспитателя по теме.

4. Игры с родителями «Финансовый ринг».

5. Анкетирование родителей «Экономическое воспитание ребёнка в семье».

Ход мероприятия:

Здравствуйте уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли к нам в гости. У меня сегодня хорошее настроение и я хочу поделиться с вами своим хорошим настроением. Предлагаю вам поиграть со мной.

  1. Игра «Мяч радости».

Поверните обе руки ладошками вверх, а мой «Мяч радости» покатится по ним оставляя вам хорошее настроение. Ну а теперь с хорошим настроением мы переходим к теме нашего собрания. 

  1. Выступление воспитателя по теме

      Тема сегодняшнего собрания «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» 

      Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Но большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности лучше начинать со среднего возраста на начальных ступенях образовательной системы. Кем бы ни стал ребенок, где бы не жил, он обязательно столкнется с законами экономики.

Ребенок по неволе встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».

 Современный ребенок рано включается в экономическую жизнь семьи, ходит с родителями за покупками в магазин, и родители прислушиваются к мнению ребенка в отношении покупок, выбирая игрушку дети не выбирают невзрачную, дешевую игрушку, а хотят купить дорогую красивую, при посещении продуктовых магазинов, сами кладут в корзину товары, которые ему хотелось бы купить, знают, что такое реклама. Овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Наша задача педагогов, на доступном уровне, в игровой и увлекательной форме, расширить знания детей по экономическому воспитанию, привить детям правильное отношение к тому, что делают для них взрослые, уважение к труду людей. Так как же приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника.

     В нашем дошкольном учреждении мы используем разнообразные формы и методы формирования у детей финансовой грамотности. В старшей разновозрастной группе проводятся занятия, в младшей разновозрастной группе обучение финансовой грамотности проводим только в режимных моментах.

      Свои первые познания об экономике мы начали с сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Кафе», «Парикмахерская», «Пиццерия», проигрывали различные ситуации, при этом учились культуре общения и поведения.

Читали сказки, а ведь во многих сказках есть экономическая составляющая, например, во многих сказках отражается труд людей.

Смотрели мультфильмы «Уроки тетушки Совы – что такое деньги?» «Как мужик корову продавал».

Проводились беседы «Путешествие в прошлое денег», «Чего нельзя купить за деньги?» - не все в мире покупается и продается. «Что такое реклама».

Играли в дидактические игры «Ты сегодня папа и получил зарплату» - упражнять детей в планировании семейного бюджета. «Дом в котором живут деньги» - познакомили детей с деятельностью банка.

        Совместная работа дошкольного учреждения и семьи даст хорошие результаты и будет способствовать более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей. Но экономика – такая область знаний, в которой многие из родителей не чувствуют себя достаточно компетентными. Они нуждаются в педагогической помощи, помогающей организовать работу с детьми в семье. Экономическая подготовка родителей позволит приобщить детей к миру экономической действительности. Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться. 4. Сегодня уважаемые родители я вам предлагаю обсудить вопросы финансовой грамотности, используя игровой подход.

  1. Игры с родителями «Финансовый ринг»

 Для начала небольшая разминка.

1. Мотоцикл экономит время, а велосипед что экономит? (деньги).

3. Учреждение, в котором хранят деньги (банк).

5. Деньги, которые люди получают за свой труд (зарплата).

6. За сметану, хлеб и сыр, в кассе чек пробил (кассир).

7. Информация о товаре (реклама).

8. Что такое бартер? (обмен).

9. Место, где продают товар по строго фиксированным ценам (магазин).

10. В чем измеряется цена товара? (в деньгах)

12. Место торговли, где можно торговаться (рынок).

13. Как называются иностранные деньги? (валюта).

14. То, что продаётся или покупается (товар).

Игра «Груша – яблока»

Предложить родителям нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, попросите родителей вырезать для вас грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

«ИГРА «Чей труд важнее?»

          Ребенку предлагается несколько картинок с изображением различных                                                                                            

действий взрослых людей: муж спит; врач слушает больного; продавец                          

обслуживает покупателя; женщина стирает белье; мужчина копает яму для    

посадки дерева.

  1. Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия, которые      

объясняются как общественно полезный труд и оплачиваются (врач слушает пациента, продавец отпускает товар покупателю).

2. Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия человека, которые имеют двойную функцию. Например, женщина стирает белье - это может быть и мама, и сотрудница прачечной; человек копает землю - это может быть и папа, и садовник.

 Экономика в сказках.

  1. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка)
  2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря? (Колосок)
  3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах)
  4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)
  5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок)
  6. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? (Теремок)
  7. В какой сказке знания основных законов ведение сельского хозяйства помогли получить доход? (Вершки корешки)
  8. Назовите сказку, в которой героиня обменяла кухонную утварь на живой товар (Лисичка со скалочкой)
  9. Героиня этой сказки сумела в короткий срок совершить большое количество обменных операций экономическими ресурсами без участия денег, чтобы добыть масло и спасти жизнь своему супругу (Петушок и бобовое зернышко)
  10.  В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного металла? И что это за ценный метал? (Курочка Ряба)

Игра «Магазин и деньги»

Муха, Муха – Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!

Вот такая вот история.

От куда берутся деньги? (зарабатываются)

Вот две карточки с кошельками, на одной кошелек зачеркнут, на другой нет. Вам нужно разложить картинки. В зачеркнутый кошелек положить то что в магазине не продается.  А на другую карточку, с не зачеркнутым кошельком, нужно положить картинки, что можно купить в магазине, чтобы наша Муха – Цокотуха могла угостить своих гостей.

Ну и в завершении, я бы хотела обсудить несколько вопросов, которые приготовила для вас.

1. Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?

Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т.к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.

2. Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?

Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.

3. Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?

Нет, за оценки платить ребенку нельзя. Потом скажет, что мало платишь, будете платить все больше и больше.

  1. Анкетирование ля родителей «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

Заключение

В итоге, приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.

Анкета для родителей

«Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

1. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

2. Надо ли проводить работу с детьми проводить работу по финансовой грамотности?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

3. Как вы относитесь с желанием детей иметь копилку?

- положительно

- отрицательно

- затрудняюсь ответить

4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

5. Умеет ли ребенок сам расплачиваться в магазине наличными?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

6. Как ребенок относится к труду?

- охотно принимается за дело

- неохотно принимается за дело

- затрудняюсь ответить

7. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

8. Знают ли дети профессии родителей?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

9. Знает ли ребенок на что тратятся деньги?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

10. Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

11. Имеет ли ребенок постоянные обязанности по дому?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

                                                                                               

 

Полезные советы родителям

         1. Рассказывайте детям о своей работе

Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы должны быть довольны своей работой и зарплатой! Поделитесь этой радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом малышу. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде; помогут вашим детям стать самостоятельными.

              2. Не скрывайте от детей свое материальное положение

Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери «можем ли мы себе это позволить?», «не очень ли это дорого?».

З. Не приучайте детей к излишествам

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

4. Формируйте у детей разумные потребности

Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «Я хочу», чаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети должны стремиться делать покупки, вместе с тем, им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить желание.

5. Учите детей бережливости

Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

 6. Помогите детям осознать стоимость вещей

С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.

            7. Привлекайте детей к работе по дому

Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите ленивого ребенка, не способного даже к самообслуживанию.

            8. Дети должны знать цену деньгам

Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и понимали, чего стоит заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети знают цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Дайте возможность ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньгами, которые выдаются родителям за их труд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной группе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.

Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....

Родительское собрание «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

В данной презентации представлено родительское собрание «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок  финансовой грамотности»....

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Родительское собрание «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьей посредством игры. Привлечение родителей к сотрудничеству своспитателями в образовательном процессе....

Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск

1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...

Родительское собрание. Тема: «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

Родительское собрание №2 в группе комбинированной направленности воспитанников седьмого года жизни №13 от 27.01.2022г. Тема: «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок...

План реализации парциальной образовательной программы дошкольного воспитания «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...