Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
учебно-методический материал

Татьяна Викторовна Лазарева

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки», «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_programm.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название программы

Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки»

«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Авторы

Бакланова Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры культурологи и методологии музыкального образования Московского государственного гуманитарного университета им.

 М.А. Шолохова Глебова Анна Олеговна, кандидат педагогических наук, методист и руководитель структурного подразделения ГБОУ Дворец творчества детей и молодёжи г. Москвы

 Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социализации РАН, научный руководитель региональной инновационной площадки г. Москвы

Журова Лидия Ефремовна, кандидат психологических наук

Карпова Юлия Викторовна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой дошкольного образования Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования Кожевникова Виктория Витальевна, педагог-психолог, фрёбель-педагог, аспирантка Института содержания и методов обучения Российской академии образования, отдел начального образования (научный руководитель: член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор Н.Ф. Виноградова)

Кудрявцев Владимир Товиевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета

Лабутина Наталия Викторовна, старший методист кафедры начального и дошкольного образования Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, почётный работник общего образования Лыкова Ирина Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», старший научный сотрудник Института художественного образования Российской академии образования

 Милаева Марина Сергеевна, педагог-психолог НОУ СОШ «Ромашка» г. Москвы Новикова Галина Павловна, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования, ректор Института развития образовательных технологий, главный научный сотрудник Института инновационной деятельности в образовании Российской академии образования

Павленко Татьяна Андреевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Московского городского педагогического университета Полковникова Наталья Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета

 Салмина Нина Гавриловна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Сечкина Ольга Константиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук Регионального социопсихологического центра г. Самары

 Султанова Марина Наумовна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Детский сад № 12 г. Химки Ушакова Оксана Семёновна, доктор педагогических наук, заведующая лабораторией развития речи и творческих способностей Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования

Шатова Анна Демьяновна, кандидат педагогических        наук,        старший научный        сотрудник,        ведущий научный        сотрудник        ФГБНУ «Институт        изучения        детства, семьи и воспитания Российской        академии образования»        (ФГБНУ        «ИИДСВ РАО») Аксенова Юлия Александровна,        кандидат психологических        наук,        ученый секретарь        ФГБНУ        «ИИДСВ РАО» Кириллов Иван Львович,        кандидат психологических        наук,        доцент, заместитель        директора        по        научной работе        ФГБНУ        «ИИДСВ        РАО» Давыдова Валентина Евгеньевна, начальник отдела методологии        образовательных программ        Управления        финансовой грамотности        Службы        по        защите прав        потребителей                и обеспечению доступности        финансовых        услуг        Банка России

 Мищенко Ирина Сергеевна, кандидат экономических        наук,         ведущий эксперт        отдела         методологии образовательных        программ Управления финансовой        грамотности                Службы по        защите        прав        потребителей         и обеспечению        доступности        финансовых услуг        Банка        России

Структура  программы

1) социально-коммуникативное развитие: «Развитие культуры общения» («Тропинка в мир людей», «Тропинка в мир труда», «Тропинка в мир экономики»)

2) познавательное развитие: «Развитие культуры познания» («Тропинка в мир свойств и качеств предметов», «Тропинка в окружающий мир», «Тропинка в мир математики»)

3) художественно-эстетическое развитие: «Развитие художественно-эстетической культуры» («Тропинка в мир художественной литературы», «Тропинка в мир музыки», «Тропинка в мир изобразительного искусства»)

4) речевое развитие: «Развитие культуры речи» («Тропинка в мир правильной речи», «Тропинка к грамоте»)

5) физическое развитие: «Развитие культуры движения и оздоровительная работа» («Тропинка в мир движения» «Тропинка к здоровью»)

«Труд        и        продукт (товар)»,

«Деньги        и        цена (стоимость)»,

«Реклама: правда         и        ложь, разум        и чувства,         желания        и возможности»,

 «Полезные        экономические        навыки

и        привычки        в        быту».

Образовательные области

Социально-коммуникативное развитие «Труд — продукт (товар)»,

 «Деньги, цена (стоимость)»,

 «Реклама желания и возможности», «Полезные навыки и привычки в быту — тоже экономика».

 Социально-коммуникативное, познавательное        развитие        

Содержание (зачади) работы

«Труд — продукт (товар)»:

формировать представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;

 — учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

 — поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

 — стимулировать деятельность по интересам, проявление творчества и изобретательности;

дать представление о том, какие бывают деньги (российские рубли, валюта других стран);

 — формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;

 — воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;

  «Деньги, цена (стоимость)»:

дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, к деньгам следует относиться положительно;

«Реклама желания и возможности»:

дать представление о рекламе, её назначении;

 — поощрять у детей объективное отношение к рекламе;

 — учить детей правильно воспринимать рекламу («Не покупай всё, что рекламируется. Прежде, чем купить, подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на её приобретение. Реклама может содержать необъективную информацию»);

 — воспитывать разумные потребности;

«Полезные навыки и привычки в быту — тоже экономика»:

воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, навыки взаимодействия с окружающим вещным миром: вещами следует пользоваться по назначению; ломать, портить вещи, выбрасывать их зря — недостойно, это осуждается всеми (порча вещей, небрежность, жадность, лень, тунеядство, отсутствие желания помогать тем, кто нуждается в помощи, и т. п.);

 — формировать представление о том, что предметный (вещный) мир — это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд и к нему следует относиться с уважением.

«Труд и продукт труда (товар)»:

— формировать представления о содержании деятельности некоторых новых профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;

— учить уважать людей, умеющих трудится и честно зарабатывать деньги;

— поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогая взрослым;

— стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

«Деньги и цена (стоимость)»:

—познакомить детей с деньгами разных стран        и сформировать отношение        к деньгам как к части        культуры        каждой страны;

— воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);        

— дать представление о том, что        деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка        в жизни        людей.

«Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможность»:

— дать представление о рекламе, ее назначении;        

— поощрять        объективное        отношение детей        к рекламе;

— развивать        у детей способность         различать рекламные уловки;        

— учить отличать собственные потребности        от навязанных рекламой;

— учить детей        правильно определять свои        финансовые        возможности         (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).

«Полезные экономические навыки и привычки в быту»:

формировать        представление о том, что к вещам надо относиться с уважением,

Поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь;

— воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;

— воспитывать у детей способность делать осознанный выбор

между        удовлетворением сиюминутных

и долгосрочных, материальных и духовных,

эгоистических и альтруистических потребностей;        

— дать детям        представление о творческом поиске лучшего решения (либо компромисса) в спорных        ситуациях, в

ситуациях        трудного        нравственного

выбора и        т.д.

планируемые образовательные результаты

формирования предпосылок финансовой грамотности

Содержательный критерий:

— адекватно употребляет в играх, общении со сверстниками и взрослыми, на занятиях знакомые экономические понятия.

— знает и называет разные места и учреждения торговли (рынок, магазин, палатка, ярмарка, супермаркет и др.). Знает, что торговаться можно только на рынке, а в магазине нельзя.

— знает российские деньги, некоторые названия валют ближнего зарубежья. (для детей подготовительной к школе группы).

— понимает суть обмена денег для предстоящего путешествия.

— знаком с понятием «банк», назначением банка.

— знает несколько новых профессий, содержание их деятельности (менеджер, программист и др.); профессии рекламного дела (рекламодатель, рекламоизготовитель, участники рекламной деятельности и др.).

— знает и называет разные виды рекламы (печатная, радио и телереклама, на транспорте, объявления, рекламные щиты, рекламные ролики и др.).

Операционально - деятельностный критерий:

— адекватно ведет себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении.

— тревожится, переживает в случае поломки, порчи вещей, делает попытку исправить свою или чужую оплошность.

— любит трудиться, делать полезное для себя и радовать других.

— умеет вести себя в учреждениях торговли (не кричит, не клянчит, обсуждает с родителями возможность желаемой покупки).

— бережно, рационально, экономно использует всё, что предоставляется для игр и занятий (бумага, карандаши, краски, игрушки, игры и др.).

— следует правилу: «Не выбрасывай вещь, если можно продлить ее жизнь. Если вещь тебе не нужна, лучше отдай ее, подари другому человеку».

— с удовольствием делает подарки другим и испытывает от этого радость.

Мотивационный критерий:

— проявляет интерес к экономической деятельности взрослых (знает, кем работают родители, чувствует заботу о себе, радуется новым покупкам).

— объясняет состояние бедности и богатства.

— осознает смысл базисных качеств экономики.

— переживает в случае порчи, поломки вещей, игрушек.

— сочувствует и проявляет жалость к слабым, больным, старым людям, живым существам, бережно относится к природе.

— с удовольствием помогает взрослым, объясняет необходимость оказания помощи другим людям.

— адекватно употребляют в играх, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономически понятия (в соответствии с используемой Программой);

— знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет – магазин;

— знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

— понимаю суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);

— знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);

— знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

— адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;

— в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

– любят трудится, делать полезные предметы для себя и радовать других;

—бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю);

— следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

— с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;

— проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т.д.);

— замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

— объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;

— проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;

— переживают случай порчи, ломки вещей и игрушек;

Сочувствую и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;

— с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной группе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.

Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....

Викторина для педагогов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Цель: Повысить интерес педагогов к дальнейшему развитию практик в сфере финансовой грамотности....

Программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей группы старшего дошкольного возраста 6-7 лет»

Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом об...

«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа самообразования.

  Тема  выбрана мной не случайно.просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свиде...

Перспективное планирование совместной с детьми деятельности по программе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 6-7 лет.

Данный материал будет полезен при планировании совместной с детьми деятельности по программе "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности" для дете...

Перспективное планирование совместной с детьми деятельности по программе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 5-6 лет

Данный материал будет полезен при планировании совместной с детьми деятельности по программе "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности" для дете...