Проект в подготовительной группе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.
проект (подготовительная группа)

 

 Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_ekonomicheskomu_vospitaniyu_doshkolnikov.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект  в подготовительной группе

«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

Для старших дошкольников.

Подготовила: Кузина Татьяна Николаевна, воспитатель группы №6 ГБОУ Школа №1959 д/о “Сказка»

«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

Подготовила: Кузина Татьяна Николаевна, воспитатель группы №6 ГБОУ Школа №1959 д/о “Сказка»

Актуальность: правильное распределение  семейных доходов – целое искусство. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Труд является основной деятельностью человека и источником средств для  его существования. А  продукты труда человека – это достаток людей, богатсво страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети и взрослые. Правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка, воспитанию у него полезных привычек.

Вид проекта: познавательный, долгосрочный, групповой. Оптимальный режим работы с детьми -  не реже 1-2 раз в месяц.

Сроки реализации проекта: сентябрь – май.

Цель: помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста.

Образовательные области в содержание которых включен проект: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Задачи: помочь дошкольнику выработать следующие умения и навыки и личностные качества:

Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

Осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

Признавать авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);

Рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;

Содействовать появлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;

Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;

Сформировать первичные экономические понятия;

Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных  ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т.д.)

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Этапы проекта:

1 Этап – Организационный:

Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации проекта;

Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту;

Подбор художественной литературы, мультипликационных фильмов для детей по выбранной тематике;

Подбор необходимого оборудования  и пособий для практического обогащения проекта;

Организация  предметно – развивающей среды по теме.

2 Этап – Практический:

Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественных произведений, презентации, просмотр мультипликационных фильмов, беседы, экскурсии, дидактические игры,  художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно – ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию.

3 Этап – Заключительный: 

Подведение итогов реализации проекта в форме выставки и игровой деятельности; театрализованная игра.

Ожидаемые результаты:

В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств в экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие.

Экономическое воспитание дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков.

В отдаленной же перспективе стоит цель – воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.

Содержание

  1. Труд и продукт труда (товар)
  • Свободная самостоятельная деятельность детей

Художественно-эстетическое развитие

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

  • Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми

Подвижная игра «Выбор профессии»

Обсуждение сказки К.Д. Ушинского «Два плуга»

Выразительное чтения стихотворений о труде и профессиях

Беседы о труде

Загадки о труде  профессиях

Игра «Какие ошибки допустил художник?»

Мультфильм «Жадный богач»

  1. Деньги и цена (стоимость)
  • Свободная самостоятельная деятельность детей

Художественно-эстетическое развитие

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

  • Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми

Викторина для детей «О какой сказке идет речь?»

Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключение монетки»

Пословицы и поговорки о деньгах

Обсуждение сказки Б.В. Минина «Доверчивый Зайчик»

Обсуждение сказки Т.В. Грековой «Клад»

Обсуждение сказки Б.В. Минина «Муравьи и старый горшочек»

Мультфильм  «Как старик корову продавал»

Кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости научили»

Беседа «В общем о деньгах»

Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»

Мультфильм  «Семейный бюджет» Азбука денег тётушки Совы

Беседа «История денег в России»

Решение арифметических задач

  1. Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности
  • Свободная самостоятельная деятельность детей

Художественно-эстетическое развитие

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

  • Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми

Викторина для детей «О какой сказке идет речь?»

Спектакль «Приключения Копеечки»

Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия для всей семьи»

Обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля»

Мультфильм  «Роза Барбоскина и реклама»

Беседы о рекламе

  1. Полезные экономические навыки и привычки в быту
  • Свободная самостоятельная деятельность детей

Художественно-эстетическое развитие

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

  • Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми

Игра-эстафета «хорошо» - «плохо»

Обсуждения рассказа Н. Носова «Заплатка»

Обсуждение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»

Мультфильм Смешарики  «Азбука финансовой грамотности»

Обсуждение смысла пословиц и поговорок

Выразительное чтение стихов о бережливости и труде

Мини-беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту»  

Праздник «Мы -бережливые»

Результаты проекта:

  • Дети адекватно употребляют в играх, знаниях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
  • Знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
  • Знают российские деньги, некоторые названия валют;
  • Знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
  • Знают и называют разные виды рекламы;
  • Адекватно ведут себя в окружающем мире;
  • В случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр, проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
  • Любят трудиться и делать полезные предметы, подарки для себя и других;
  • Бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски и др.);
  • Следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
  • Замечают и ценят заботу о себе;
  • Проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
  • С удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.