Программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей группы старшего дошкольного возраста 6-7 лет»
материал (подготовительная группа)

Чумакова Анастасия Владимировна

Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом общества. Социализация предполагает развитие ребенка как активного деятеля, компетентного, готового к саморазвитию в течение всей жизни, успешного в различных сферах жизнедеятельности и в разных нестандартных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_finansovoy_gramotnosti_dlya_detey_6-7let.docx104.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УШЬИНСКАЯ СОШ"

ПРОГРАММА

"ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"

для детей группы старшего дошкольного возраста 6-7 лет

https://tmgnews.ru/wp-content/uploads/2019/03/dengi.jpg

д.Ушья,2019 г.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.        Пояснительная записка

 

        Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом общества. Социализация предполагает развитие ребенка как активного деятеля, компетентного, готового к саморазвитию в течение всей жизни, успешного в различных сферах жизнедеятельности и в разных нестандартных ситуациях. Одним из компонентов позитивной социализации дошкольников является формирование основ экономической грамотности. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок должен понимать, откуда берутся деньги, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, уметь ориентироваться в современном мире.

Парциальная программа по экономическому воспитанию дошкольников «Играем в экономику» (далее - программа) разработана в соответствии с требованиями современных нормативно-правовых и инструктивно-методических документов в области дошкольного образования. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса со старшими дошкольниками в рамках цикла занятий по социально-коммуникативному развитию детей 6-7 лет.

        Программа опирается на основные положения и принципы ФГОС ДО, способствует формированию основ экономической грамотности старших дошкольников в соответствии с их возрастными особенностями, содействует развитию детской инициативы и самостоятельности.

        Программа разработана с учетом методических разработок по экономическому воспитанию Лалетиной Н.А., Салыковой Ж.В., Ожегиной О.П. и собственного педагогического опыта работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста. 

 

1.2. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

 

        Уже в дошкольном возрасте ребенок часто сталкивается с экономическими понятиями: «товар», «деньги», реклама», и у него неминуемо возникает множество вопросов: «Откуда берутся деньги?», «Можно ли верить рекламе?» и т.д. Актуальность программы обусловлена значимостью экономического воспитания, которое является одним из компонентов  успешной социализации дошкольников в современном обществе. Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность ДОО - это не дань моде, а необходимость воспитать дошкольника социально адаптированной личностью, умеющей ценить   результаты   труда   взрослых,   особенно   близких   ему   людей, непосредственно проявляющих заботу о нем, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ.

        Новизна программы заключается в том, что она разработана с использованием инновационных образовательных технологий - технологии проблемного обучения, технологии продуктивного чтения-слушания, которые заложены в основу образовательной системы дошкольных групп. 

        Педагогическая целесообразность программы обусловлена недостаточным уровнем экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Это вызвано отсутствием целостной педагогической системы формирования экономической грамотности, а также некомпетентностью родителей в вопросах экономического воспитания. Также путем анкетирования был выявлен социальный запрос родителей старших дошкольников на проведение работы по экономическому воспитанию в дошкольных группах. Результаты опроса родителей показали, что они часто сталкиваются с проблемой: как объяснить ребенку, почему ему могут купить далеко не всё, что ему хочется? Кроме того родители проявляют тревогу по поводу того, смогут ли дети в школе рационально пользоваться карманными деньгами, уметь планировать свой личный бюджет. 

        Поэтому была разработана данная программа, которая поможет детям - получить элементарные экономические знания, а родителям - овладеть формами и методами экономического воспитания в семье.

 

1.3.        Цель и задачи программы

 

Цель программы: формирование основ экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

―        Познакомить детей с простейшими экономическими понятиями, их значением, применением в жизни.

―        Развивать умение творчески подходить к решению игровых проблемных ситуаций, проявлять инициативу и самостоятельность.

―        Воспитывать бережливость, рациональность, трудолюбие, уважение к труду взрослых.

―        Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах экономического воспитания дошкольников.

 

1.4.        Принципы, лежащие в основе программы

 

Программа строится на следующих принципах:

―        Принцип гуманистической направленности, уважения уникальности

каждого ребенка;

―        Принцип научной обоснованности и практической применяемости программы;

―        Принцип системности организации образовательного процесса;

―        Принцип приоритетности интересов каждого ребенка;

―        Принцип развивающего образования, цель которого - всестороннее

развитие личности;

―        Комплексно-тематический принцип построения образовательного

процесса.

 

1.5.        Планируемые результаты

 

1.        В результате освоения программы дети:

- овладевают такими экономическими понятиями как «цена», «товар», «реклама», «семейный бюджет», «потребности», «экономия» и используют их в речи;

-осознают взаимосвязь понятий: «труд - продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества»;

-получают представления о труде людей разных профессий, они проявляют интерес и уважение к их профессиональной деятельности и ее результатам;

- проявляют творческую инициативу и самостоятельность при решении игровых проблемных ситуаций.

2. Родители овладевают формами и методами экономического воспитания в семье.

3. Педагоги повышают компетенцию в вопросах экономического воспитания дошкольников.

 

 

 

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения

        Программа обеспечивает формирование основ экономической грамотности у детей в возрасте 6-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа осваивается детьми в процессе интеграции образовательных областей – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

        Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники дошкольных групп, осуществляющие работу по программе. 

        Образовательный процесс решает программные образовательные задачи в следующих формах организации деятельности: 

-совместная образовательная деятельность взрослых и детей; 

-свободная самостоятельная деятельность детей. 

        Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется в ходе ООД, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Самостоятельная деятельность предполагает свободную игровую деятельность воспитанников в условиях специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивает каждому ребенку возможность выбора игр и атрибутов по интересам; позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком образовательных задач; позволяет освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.

 

2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы

 

        В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др.В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности. Например, усвоение экономических понятий (деньги, цена, стоимость и т.п.) успешно проходит в игровой деятельности:

―        сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Магазин игрушек», «Ярмарка»),

―        дидактические игры(«Купи другу подарок», «Рекламный мешочек»),

―        настольно-печатные («Кому что нужно?», «Магазины»),

―        речевые («Наоборот», «Что лишнее?»).

        Знания о том, почему следует беречь результаты труда людей, дети успешнее всего осваивают в процессе трудовой и продуктивной деятельности. 

        Особое место занимают интеллектуальные игры-викторины  «Что? Где? Почём?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», которые позволяют в игровой соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал. 

        Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проходит в ходе игры-путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), экскурсии в банк, рекламное агенство, которые  позволяют детям познакомиться с реальными экономическими объектами и людьми разных профессий. 

 

 

        При организации образовательной деятельности по экономическому воспитанию наиболее эффективным является метод проблемного обучения, который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и  делать выводы. 

        Уровни проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от простого к сложному:

1 Уровень предполагает ведущую роль педагога.

На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию, дети с помощью педагога решают задачу и после этого выполняют подобное задание по уже данному образцу.

2 Уровень – это деятельность детей с помощью взрослого.

Тут гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами воспитанники на основе имеющихся знаний, но к верному решению «приходят» вместе с воспитателем.

3 Уровень – самостоятельный. Воспитанники без помощи воспитателя приходят к правильному решению задачи.

4 Уровень – творческий. На данном этапе дети не только могут найти самостоятельно решение, но и проявить творчество, дополнительные решения, применить знания в нестандартных ситуациях.

        Моделирование игровых проблемных ситуаций  на занятиях по экономическому воспитанию создает условия для познавательной активности дошкольников, стимулирует детскую инициативу и самостоятельность. Решая проблемную ситуацию экономического, содержания ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал. 

        Для создания проблемных ситуаций воспитатель использует следующие методические приёмы: 

- подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения; 

- высказывание различных точек зрения на один и то же вопрос; 

- предложение рассмотреть явление с различных позиций («две стороны медали»); 

- побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов; 

- постановка проблемной задачи (например, с недостаточными или противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками и др.). 

Формы организации детей в зависимости от образовательных задач:

- фронтальная (одновременно со всей подгруппой); 

- подгрупповая (работа в группах: парах, тройках и др.); 

- индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем). 

  

2.3. Содержание программы

 

        Программа реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности. Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям: 

- материалы, используемые в педагогическом процессе, строятся на единых принципах, обеспечивают целостность педагогического процесса и дополняют друг друга; 

- содержание материала обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка.

        Организованная образовательная деятельность по программе  «Играем в экономику» включена в цикл занятий «Социальный мир», направленный на позитивную социализацию старших дошкольников, и проводится с детьми 1 раз в месяц согласно перспективному плану. Кроме ООД в планирование включены сюжетно-дидактические игры экономического содержания, которые педагог организует с детьми по мере освоения детьми экономических понятий.

 

Перспективное планирование образовательной деятельности по программе

«Играем в экономику»

 

Сентябрь

 

ООД "Откуда появились деньги?"

Цель: познакомить детей с историей возникновения денег, их предназначением, воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам.        Игра «Магазин игрушек»

Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение определять материал, место производства, цену (стоимость).

Игра «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.         

Чтение Я.Корчак «Маленький бизнесмен», В. Махневич «Хочешь быть богатым?»

Октябрь

 

ООД "Что такое семейный бюджет?"

Цель: дать представление и семейном бюджете, его составляющими - пенсия, зарплата, пополнять активный словарный запас детей экономическими понятиями, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых

Игра «Хочу и надо»

Цель: дать представление о взаимосвязи понятий «потребности» и «возможности»

Игра «Что важнее?»

Цель: учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делать логические выводы.

Чтение В.Катаев «Цветик - семицветик», Г.Остер «Вредные советы»

 

Ноябрь

 

ООД "Знакомимся с профессией бухгалтера"

Цель: расширять представления о профессиях взрослых, их значении. Познакомить детей с профессией бухгалтера, её необходимости и общественной значимости, новыми словами «расходы», «бюджет», «зарплата».        Игра «Кому что нужно?»»

Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий

Игра «Что быстрее купят?»

Цель: развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Чтение А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» , Л. Ястребова, Н. Мальгина «Хранители бюджета»

 

Декабрь

ООД "Дом, где живут деньги"

Цель: дать представление о банке, его назначении. Познакомить с профессиями банковских работников, валютами разных стран. Формирование        экономического мышления воспитанников        Игра «Копилка»

Цель: закрепить понятие о накоплении денежных средств, навыки составлять число из 2-х меньших чисел.

Игра «Назови монету»

Цель: Расширить представления о деньгах разных стран с помощью сказочных персонажей

Чтение Ш.Перро «Кот в сапогах», Ю.Яковлев «Кому спасибо говорим»

 

Январь

 

ООД "С уважением к энергосбережению"

Цель: Дать представление об энерго- и ресурсосбережении - экономном пользовании водой, электроэнергией, теплом; продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы.        Игра «Оцени поступок»

Цель: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и другим материальным ценностям; на основе логического мышления учить делать самостоятельные выводы.

Игра «Умелые руки»

Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.

Чтение А.С.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде», В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»

 

Февраль

 

ООД "Для чего нужная реклама?"

Цель: дать представление о назначении рекламы и ее создании; научить детей правильно воспринимать рекламу.        Игра «Реклама для енота»

Цель: закрепить знания детей о необходимости использования рекламы для реализации продуктов труда; развивать коммуникативные навыки.

Игра «Дерево объявлений»

Цель: формировать у детей положительное отношение к доступной, красивой и понятной рекламе; закрепить знания детей о потребностях животных.

Чтение Г.-Х. Андерсен «Новое платье короля», В. Драгунский «Он живой и светится»

 

Март

 

ООД "Делаем рекламу"

Цель: Расширить представления детей о различных видах рекламы, уточнять представления детей о профессиях, связанных с созданием рекламы. Вызвать желание создать собственную рекламу        Игра «Рекламноеагенство»

Цель: развитие связной речи дети посредством придумывания рекламы по образцу воспитателя; развитие умений классифицировать товар по характерным признакам.

Игра «Рекламный мешочек»

закрепить знания детей о рекламе; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».

Чтение Михалков «Как старик корову продавал», Д.Хармс «Пирог»

 

Апрель        

 

ООД "Что такое конкуренция?"

Цель: продолжать знакомить детей с экономическими терминами, дать представление о том, что такое конкуренция; воспитывать интерес к экономике        Игра «Что дешевле?»

Цель: сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.

Игра «Наоборот»

Цель: закреплять экономические понятия, учить находить противоположные по смыслу слова.

Чтение С. Образцов «Так нельзя, а так можно и нужно», Р.н.с. «Жадная старуха»

 

Май

 

ООД "Занимательная экономика" (итоговое)

Цель: закреплять экономические термины и понятия, упражнять в решении проблемных ситуаций, воспитывать интерес к экономике         Игра «Какое слово лишнее?»

Цель: закреплять знания экономических понятий, развить умение определять «лишнее», выделяя общий признак других.

Игра«Какие бывают доходы?»

Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; учить различать виды доходов (основные и дополнительные)

Чтение Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом»

2.4. Взаимодействие с родителями

 

        Семья – реальная экономическая среда, в которой живет ребенок, где он постоянно включается в реальные жизненные ситуации: сталкивается с настоящими деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи и т.п.

        Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хороший результат в области их экономического воспитания и развития

Задачи, решаемые в процессе взаимодействия с семьями воспитанников:

―        Приобщение родителей к вопросам экономического воспитания дошкольников

―        Изучение и обобщение лучшего опыта семейного экономического воспитания;

―        Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах экономического воспитания

Основные принципы взаимодействия с семьями воспитанников:

―        Открытость ДОО для родителей;

―        Сотрудничество педагогов и родителей в экономическом воспитании детей;

―        Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к формированию основ экономической грамотности в семье и ДОО. 

В процессе взаимодействия с семьями воспитанников используются следующие формы работы:

―        Открытые занятия

―        Совместная проектная деятельность

―        Консультации, памятки, буклеты для родителей по экономическому воспитанию дошкольников

―        Анкетирование

―        Мастер-классы, семинары-практикумы

Использование данных форм работы дают родителям возможность быть не только наблюдателями, но и активными участниками образовательного процесса в ДОО.

В программе даны методические рекомендации для родителей по экономическому воспитанию дошкольников в семье.

 

2.5. Формы и методы контроля реализации программы

 

        На начальном этапе реализации программы используется методика А.А.Смоленцева для выявления уровня сформированности первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста. В процессе педагогического наблюдения детям предлагается 3 задания, которые оцениваются по 3 уровням.

 

Задание 1

«Выберите, что тебе больше нравится»

Цель: выявить интерес детей к экономике.

Материал: 10-12 брусков, карточки с цифрами 1; 2; 3;…., деньги (монеты и банкноты)

Инструкция: на столе лежат цифры, деньги, бруски. Рассмотри их. Цифры ты используешь на занятиях по математике, бруски – на занятиях по конструированию, а деньги – когда занимаешься экономикой. Из этих материалов можно построить ряд числе.

- Что ты хочешь выбрать: бруски, цифру, монеты? Что тебе больше нравится? Почему? (Отмечается первичный выбор)

- Если не было цифр (брусков и монет), то из чего бы еще ты мог составить ряд чисел?

 
Задание 2

«Выбери верное предложение»

Цель: выявить сформированность экономических представлений

Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и соответствующие им картинки

Инструкция: предлагаю тебе поиграть со мной в игру. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал.

1. Чтобы жить, необходимы деньги.

Чтобы жить, необходимы игрушки.

2. Только взрослые должны трудиться.

И дети, и взрослые должны трудиться.

3. Валюта – это бумажные деньги.

Валюта – это деньги, которые могут быть и бумажными, и металлическими

4. Реклама нужна человеку для развлечения.

Реклама важна для продажи товаров.

5. Пенсию обычно получают папы и мамы.

Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.

6. Вода должна течь из крана и днем, и ночью.

Вода должна течь из крана тогда, когда это необходимо человеку.

7. Бюджет семьи – это только доходы.

Бюджет семьи – это доходы и расходы.

8. Чем качественнее товар, тем выше цена.

Чем качественнее товар, тем ниже цена.

 
Задание 3

«Расскажи, что случилось?»

Цель: определить интерес к экономическим знаниям, их осознанность; умение делать выбор, ориентируясь на нравственные нормы поведения.

Материал: картинки, иллюстрирующие разнообразные ситуации, вызывающие положительные и отрицательные чувства; «лица» в разных эмоциональных состояниях (улыбающиеся, недовольное, грустное, удивленное и т. д).

1. Мальчик ремонтирует книгу.

Мальчик вырывает страницу из книги

2. Девочка бросает игрушку.

Девочка наводит порядок в игровом уголке: собирает разбросанные игрушки.

3. На витрине магазина представлены товары без ценников

4. Мальчик плачет и требует машинку

5. Папа и мама определяет бюджет своей семьи (расходы и доходы)

Инструкция. Перед тобой картинки. Как ты относишься к тому, что изображено на картинке? Как надо вести себя в такой ситуации? Выбери картинку с соответствующим «лицом». Почему ты сделал такой выбор?

 

По результатам выполнения всех заданий каждого ребенка условно можно отнести к тому или иному уровню экономического развития.

Высокий уровень. Ребенок проявляет ярко выраженное положительное эмоциональное отношения к заданиям экономического содержания; активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера; без ошибок выполняет все задания; владеет операцией группирования; осуществляет выбор, ориентируясь на существенные признаки; использует в речи экономические термины. Максимально самостоятелен при выполнении заданий. Характер помощи взрослого связан с сосредоточением и удержания внимания на заданиях. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.

Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к большинству заданий; активно отвечает на вопросы, используя в речи экономические термины, но сам вопросов не задает; иногда допускает ошибки при группировании предметов, выделении существительных признаков, но исправляет их. Выполняет задания с незначительной помощи взрослого. Характер оказываемой ему помощи связан с нацеливанием внимания ребенка на принцип решения задачи.

Низкий уровень. Не всегда уверен в своих силах, особенно при выполнении более сложных заданий. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту, испытывает затруднения при выполнении заданий, группировке предметов, выборе предметов по существенным (экономическим) признакам при использовании «экономической» терминологии. Низкий уровень самостоятельности. Слабая сосредоточенность, часто отвлекается. Преодолевает трудности при помощи взрослых. Характер помощи связан с прямым указанием на принцип решения.

 

С целью выявления отношения родителей к экономическому воспитанию дошкольников, их запросов и ожиданий  проводится анкетирование (приложение 1).

При проведении анкетирования родителей, были заданы вопросы, для выявления следующих показателей:

1.        Оценка родителями уровня своего ребенка о представлении, об экономике.

2.        Дают ли родители, какую – либо информацию своим детям об экономике.

        На заключительном этапе реализации программы проводится повторное педагогическое наблюдение и анкетирование родителей. Результаты сравниваются и обобщаются в виде диаграммы.

 

 

III. Организационный раздел

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

 

        Известно, формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой оно происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в дошкольных группах создаются необходимые педагогические условия. 

        Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности. 

        Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики. 

        Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры. 

        Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх «Рекламное агентство», «Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация). 

        В дидактических играх «Кому что нужно?», «Обмен», «Что быстрее купят?», «Копилка» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. 

        Развивающая среда содержит настольно-печатные игры по экономике «Веселый бизнесмен», «Монополия», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет». 

 

 

 

 

3.2. Перечень нормативных и нормативно-методических документов в области дошкольного образования, использованный при разработке программы

 

―        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012; 

―        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.11.2013 г. № 1155; 

―        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»; 

―        Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». 

 

3.3. Перечень литературных источников

 

1.        Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников/ Е.А. Курак.-Москва: Сфера.- 2002

2.        Лунева, Г. Играем в экономику/Г.Лунева // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 10. – С. 51-53

3.        Потапова, Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет/ Т.В.Потапова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.

4.        Сасова, И.А., Нагуманова, И.И. Экономика для младших школьников/И.А.Сасова. – М.; Вита-Пресс, 2000. – 56 с.

5.        Сасова, И.А. Экономика/И.А.

6.        Смоленцова, А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/А.А.Смоленцова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 176 с.

7.        Шалиева, Т., Лысенко В., Гиз Н. Экономика и дошкольник // Обруч. – 2002. - № 1. – С. 35-44.

8.        Шатова, А. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. – 2000. № 1. – С. 62-65.

9.        Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации/Т.А.Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

10.        Щедрина, Е.В. Исследование экономических представлений у детей // Вопросы психологии. – 2001. - №2. – С. 161-172.

Интернет ресурсы:

1.        https://www.scienceforum.ru/2017/2670/35368

2.        http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=24977

3.        http://dvina29.ru/all-materials/item/13951-pouchitelnye-i-poleznye-skazki-o-dengakh

 

 

Приложение 1

 

Вопросы для анкетирования родителей:

 

 

1. Как Вы думаете, имеет ли ваш ребенок представление об экономике?

А) да

Б) нет

В) не знаю

2. Как Вы думаете, стоит ли формировать экономические представления в дошкольном возрасте?

А) да

Б) нет

В) не знаю

3. Спрашивает ли Ваш ребенок, откуда у Вас деньги?

А) да

Б) нет

В) иногда

4. Покупаете ли Вы вашему ребенку, что он хочет?

А) да

Б) нет

В) иногда

5. Понимает ли Ваш ребенок отказ, при покупке чего – либо, в целях экономить семейный бюджет?

А) да

Б) нет

В) иногда

6. Ведете ли Вы беседу на темы деньги?

А) да

Б) нет

В) иногда

7. Поощряете ли Вы труд вашего ребенка?

А) да

Б) нет

В) иногда

8. У Вашего ребенка есть копилка?

А) да

Б) нет

9. Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок с дошкольного возраста имел первоначальные представления об экономике?

А) да

Б) нет

В) не знаю

Мы установили, следующие уровни отношения родителей по критериям ответов на анкетные вопросы:

высокий уровень – да;

средний уровень – иногда, не знаю;

низкий уровень – нет.

Для оценки результатов анкетирования определены следующие уровни отношения родителей по критериям ответов на вопросы:

высокий уровень – да;

средний уровень – иногда, не знаю;

низкий уровень – нет.

 

 

Приложение 2

 

 

Полезные советы родителям по экономическому воспитанию дошкольников

                 

 1. Рассказывайте детям о своей работе.

Дети не осознают связь между трудом и деньгами, пока не знают, кем работают их родители, каким трудом зарабатывают деньги. Расскажите ребенку о своей работе, обязанностях, которые вам необходимо выполнять. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна  не только нравиться, она должна обеспечивать достойный уровень жизни.

 2. Не скрывайте от детей свое материальное положение.

Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так ненавязчиво объясните ребенку, куда тратятся деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери «Можем ли мы себе это позволить?», «Не очень ли это дорого?».

 

З. Не приучайте детей к излишествам.

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

 

4. Формируйте у детей разумные потребности.

Как научить ребенка разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «Я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Не пугайтесь, что ребенок иногда расстроится из-за невозможности осуществить желание. Получая все по первому требованию, они перестают ценить и беречь ваши подарки.

5. Учите детей бережливости.

Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

6. Помогите детям осознать стоимость вещей.

 

С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.

 7. Привлекайте детей к работе по дому.

Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лентяя, не способного даже к самообслуживанию.

 8. Дети должны знать цену деньгам.

Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами  и  уважали труд других людей, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети знают  цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Дайте возможность  ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньга, которые родители зарабатывают своим трудом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет

Программа по дополнительному  образованию финансово-экономической грамотности для старших дошкольников...

«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 4-5 лет»

методическая разработка социально-коммуникативного развития детей 4-5 лет. Срок реализации 1 год...

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности у детей 5-7 лет.

Задание: Проанализируйте содержание Примерной национальной программы дошкольного образования "Экономическое  воспитание  дошкольников: формирование  предпосылок  финансовой гр...

Перспективное планирование совместной с детьми деятельности по программе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 6-7 лет.

Данный материал будет полезен при планировании совместной с детьми деятельности по программе "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности" для дете...

Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск

1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...

Перспективное планирование совместной с детьми деятельности по программе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 5-6 лет

Данный материал будет полезен при планировании совместной с детьми деятельности по программе "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности" для дете...