«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 4-5 лет»
методическая разработка (средняя группа)

методическая разработка социально-коммуникативного развития детей 4-5 лет. Срок реализации 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomicheskoe_vospitanie_srednyaya_gruppa.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой

грамотности для детей 4-5 лет»

   Методическая разработка

социально-коммуникативного развития

детей 4-5 лет

срок реализации 1 год


«Постепенно открывать глаза на маленькие вещи,

 чтобы не остались слепыми для больших»

Ян Амос Коменский

Актуальность:

Нужно ли четырехлетнему ребенку понятие о финансовой грамотности? Что значит «экономическое воспитание» в этом возрасте?

Именно в младшем дошкольном возрасте можно сформировать у детей наиболее правильное представление о финансовых понятиях и помочь ему стать успешным человеком. В младшем дошкольном возрасте лучше всего воспитывать в детях бережное отношение к вещам, природе и природным ресурсам и естественно к деньгам.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет.

В детском саду финансовая грамотность, безусловно, должна проходить в игровой форме. Ведь дети с удовольствием играют, только игра способна заинтересовать ребенка, игра - это самый удобный способ знакомства с деньгами.

Нередко  возникают  такие  жизненные  ситуации,  в  которых  взрослые  имеют  возможность  объяснить  ребенку,  что  хорошо,  а  что  неприемлемо  (обман,  выгода  за  счет  другого,  воровство  и  т.  п.).  Например,  когда  дети  не  ценят  того,  что  им  покупают,  дарят  (одежду,  игрушки,  карандаши,  бумагу,  краски,  гаджеты  и  др.),  когда  бездумно  и  безжалостно  портят,  ломают  и  выбрасывают  вещи.  Задача  взрослых  —  объяснить  детям,  почему  следует  уважать  труд  и  бережно  относиться  к  его  результатам,  и  доступно  раскрыть  взаимосвязь  труда,  экономики  и  нравственности.

В  своих  играх  дети  пользуются  экономическими  понятиями:  покупают,  работают,  получают  деньги.  Эти  ситуации  условные,  «как  будто»,  но  в  них  дети  закрепляют  и  уточняют  многие  житейские  мудрости,  проигрывают  роли  членов  семьи.

В качестве средства формирования основ экономической культуры лучше всего использовать дидактические игры. Когда дети играют, они даже не подозревают, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.

Чтение сказок, заучивание пословиц, воспитывает лучшее моральные качества.

Логические задачи способствуют легкому преодолению пути в познании сложных финансовых явлений.

Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.

Методическое пособие  ориентировано  на  принцип  тесной  взаимосвязи  нравственно-трудового  и  экономического  воспитания.  Чем  младше  ребенок,  тем  теснее  и  глубже  должна  быть  эта  взаимосвязь.

Методическое пособие  разработано  на  основе  федерального  государственного  образовательного  стандарта  дошкольного  образования  

Цель:

– сформировать первичные экономические понятия, помочь  детям  четырех-пяти  лет  войти  в  социально-экономическую  жизнь,  способствовать  формированию  основ  финансовой  грамотности.

Основные задачи:

Помочь  ребенку  выработать  следующие  умения,  навыки  и  личностные  качества:

- понимать  и  ценить  окружающий  предметный  мир  (мир  вещей  как  результат  труда  людей);

- уважать  людей,  умеющих  трудиться  и  честно  зарабатывать  деньги;

- видеть  красоту  человеческого  творения;

- признавать  авторитетными  качества  человека-хозяина:  бережливость,  рациональность,  экономность,  трудолюбие  и  вместе  с  тем  —  щедрость,  благородство,  честность,  отзывчивость,  сочувствие;

- рационально  оценивать  способы  и  средства  выполнения  желаний,  корректировать  собственные  потребности,  выстраивать  их  иерархию  и  временную  перспективу  реализации;

- применять  полученные  умения  и  навыки  в  реальных  жизненных  ситуациях.

Работа будет  способствовать  формированию  и  развитию  у  детей  воображения,  коммуникативных  способностей,  навыков  взаимодействия  со  взрослыми  и  другими  детьми,  первоначальных  навыков  самопознания,  самооценки  и  саморазвития  личности.

Задачи обучающие:

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.).

Задачи воспитательные:

- способствовать воспитанию творческой активности;

- формировать чувство самоконтроля;

 - воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.

Задачи развивающие:

- развитие  инициативности  детей  во  всех  сферах  деятельности,  развитие  общих  познавательных  способностей  (в  т.  ч.  сенсорики,  символического  мышления);

- развитие  культуры  чувств  и  переживаний,  способности  к  планированию  собственной  деятельности  и  произвольному  усилию,  направленному  на  достижение  результата;  

- освоение  ребенком  мироустройства  в  его  природных  и  рукотворных  аспектах  (построение  цельной  картины  мира);

- способствовать развитию у обучающихся логического мышления;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Задачи мотивационные:

- создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества в группе;

- развивать активную деятельность ребенка.

Задачи социально-педагогические: формирование общественной активности, реализация в социуме.

Основные принципы построения работы:

 1.    Принцип деятельности лежит в основании методической разработки, как работа инновационной образовательной деятельности.

2.    В построении курса использован один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать все самостоятельно.

3.    Занятия предполагают учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, они направлены на раскрытие его творческих возможностей.

Формы и методы работы:

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, для реализации работы используют различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа, объяснение, сюжетно-ролевые игры, а также практические упражнения.

Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используют разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Сюжетно-ролевые игры - это эффективный метод обучения детей практическим навыкам работы, она используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепление и развитие творческих способностей, а также для формирования общеучебных умений.

Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

Педагогические технологии:

1. Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов младшие дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов.

2. Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт. Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.

3. Технология «Ситуация месяца» включает диагностику знаний и умений детей в начале «Ситуации», использование на занятиях наглядного материала, активизацию прошлого опыта детей в различной форме: викторины; беседы; драматизацию и др. Такие темы, как «Мой дом – детский сад», «Я берегу свои игрушки», «Маме надо помогать», могут быть адаптированы для изучения основ финансовой грамотности.

4. Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику), социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.

5. Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.

6. Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития младшего дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, экономить, беречь, сберегать, планировать и пр. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.

7. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Умелое использование воспитателем приемов и методов данной технологии позволяет развить у младших дошкольников творческое воображение, диалектическое мышление, учит их мыслить системно с пониманием происходящих процессов. ТРИЗ для младших дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее.

Материалы и оборудование: бумага, клей, карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, стенды по экономической тематике, фото, видеоаппаратура, ноутбук, проектор, групповое оборудование, игрушки, одежда и т. д.

Сроки реализации: сентябрь-май.

Знания и умения, которые младшие дошкольники могут приобрести:

- адекватно  употреблять  в  играх,  занятиях,  общении  со  сверстниками    и  взрослыми  знакомые  экономические  понятия  (в  соответствии    возрастом);

- знать  и  называть  разные  места    и  учреждения  торговли:  рынок,  магазин,  супермаркет;

- знать  несколько  современных  профессий,  содержание    их  деятельности  (например продавец,  фермер,  программист,  косметолог  и  др.);

- адекватно  вести  себя  в  окружающем  предметном,  вещевом  мире,    в  природном  окружении;

- в  случаях  поломки,  порчи  вещей,  игрушек,  игр  проявлять  заботу,  пытаться  исправить  свою    или  чужую  оплошность;

- любить  трудиться,  делать  полезные  предметы  для  себя  и  радовать  других;

- бережно, рационально,  экономно  использовать  расходные  материалы    для  игр  и  занятий  (бумагу,  карандаши,  краски,  материю  и  др.);

- следовать  правилу:  ничего    не  выбрасывай  зря,  если  можно  продлить  жизнь  вещи,  лучше  отдай,  подари,  порадуй  другого,  если  она    тебе  не  нужна;

- с  удовольствием  делать  подарки  другим  и  испытывают  от  этого  радость;

- проявлять  интерес  к  экономической  деятельности  взрослых  (кем  работают  родители,  как  ведут  хозяйство  и  т.  д.);

- замечать  и  ценить  заботу  о  себе,  радоваться  новым  покупкам;

- проявлять  сочувствие  к  другим    в  сложных  ситуациях;

- переживать  случаи  порчи,  ломки  вещей,  игрушек;

- сочувствовать  и  проявлять  жалость    к  слабым,  больным,  пожилым  людям,  ко  всем  живым  существам,  бережно  относятся  к  природе;

- с  удовольствием  помогать  взрослым,  объясняют  необходимость  оказания  помощи  другим  людям.

Календарно - тематический план по формированию предпосылок

финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста

п/п

Месяц

Тема

занятия/мероприятия

Содержание

занятия/мероприятия

Педагогические технологии

1.

Сентябрь

Сюжетно-ролевые игры: магазин, почта, салон красоты, туристическая поездка, семья и д.р.

ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий

- обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок  будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).

- определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

- создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;

- совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

- самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию.

2.

Октябрь

«Труд - основа жизни»

Продолжаем обучение сюжетно-ролевых игр.

Дать понятие труда. Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких друзей, домашних питомцев и др.

Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.

Виды домашнего труда

Беседа. Вопросно-ответный метод обучения; применяется с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее

3.

Ноябрь

Все работы хороши, выбирай на вкус «Путешествие в страну  профессий». 

Обобщить знания о профессиях, познакомить с содержанием деятельности людей новых профессий.

Презентация «Все профессии нужны, все профессии важны» с элементами загадок.

4.

Декабрь

Продолжаем тему: Все работы хороши, выбирай на вкус «Путешествие в страну  профессий». 

Обобщить знания о профессиях, познакомить с содержанием деятельности людей новых профессий.

Рассматривание картинок с профессиями и деятельностью, обсуждение. Викторина «Угадай профессию», Игра «Что создается трудом»

5.

Январь

Творческое задание

Что будет, если люди перестанут трудиться

Чтение, обсуждение, разгадывание загадок, рисование

6.

Февраль

Труд во благо

Закрепление материала

Проводим беседу – подготовка к генеральной уборке (обсуждаем, планируем, договариваемся).

Проводим генеральную уборку (моем полки, столы, стулья, игрушки, расставляем все по местам).

Ремонтируем книги, настольные игры, раздаточный материал

7.

Март

Где покупают и продают разные товары?

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, ярмарки, рынки, супермаркеты, торговые центры

Игра «Что где купить», обсуждение

8.

Апрель

Кто придумал деньги

Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена

Познакомить с историей возникновения денег.

Беседа, чтение, рассказ, презентация

9.

Май

Прослушивание сказки о приключениях монетки.

Знакомим  детей  с  денежными  знаками  Российской  Федерации,  учим  различать  монеты  разного  достоинства,  показываем,  что  достижение  результата  возможно  сообща  и  согласованно.

Воспитатель  читает  детям  сказку,  договариваясь  с  ребятами  быть  внимательными,  по  возможности  участвовать  в  сказке,  отвечать  на  вопросы  рассказчика.  На  протяжении  всей  сказки  вслух  проговариваются  названия  монет  (копейки,  рубли),  при  желании  дети  могут  повторять  хором.  По  окончании  прослушивания  сказки  детям  предлагается  расставить  монеты  

  по  порядку:  ряд  копеек,  ряд  рублей,  все  монеты.  Если  дети  стесняются  выходить    по  одному,  можно  делать  это  парами  с  другом.  Детям  дается  до  5  минут  на  знакомство  с  настоящими  монетами.

Рекомендуемая  литература:

1.    Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л.  Дошкольное  образование  как  ступень  системы  общего  образования:  научная  концепция  /  Под  ред.  В.И.  Слободчикова;      М.:  Институт  развития  дошкольного  образования  РАО,  2005.  28  с.

2.    Коменский Я.О.  Материнская  школа.  М.:  Книга  по  требованию,  2012.  104  с.

3.    Липсиц И.В.  Удивительные  приключения  в  стране  Экономика.  М.:  Вита-пресс,  2016.  336  с.

4.    Люнфин О.Е.  Экономическое  воспитание  дошкольников  //  Молодой  ученый,  2017.  №  8.    С.  349–351.

5.    Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.  Модель  организации  образовательного  процесса    в  старших  группах  детского  сада  //  Дошкольное  воспитание,  1995.  №  9.

6.    Хламова Н.А. Формирование  основ  экономического  воспитания  дошкольников  в  условиях  детского  сада  //  Теория  и  практика  образования  в  современном  мире:  материалы  VII  Междунар.  науч.  конф.  (г.  Санкт-Петербург,  2015).  СПб.:  Свое  издательство,  2015.  С.  39–41.

7.    Шатова А.Д. Тропинка  в  экономику.  Программа.  Методические  рекомендации.  Конспекты  занятий  с  детьми  5–7  лет.  М.:  «Вентана-Граф»,  2015.  176  с.

8.    Шатова А.Д.  Тропинка  в  экономику.  М.:  «Вентана-Граф»,  2015.  48 с.

9.    Шатова А.Д. Экономическое  воспитание  дошкольников.  М.:  Педагогическое  общество  России,  2005.  256  с.

Интернет-ресурсы:

 www.cbr.ru — официальный  сайт  Банка  России fincult.info — сайт  Банка  России  по  финансовой  грамотности  «Финансовая  культура» минобрнауки.рф — официальный  сайт  Министерства  образования    и  науки  Российской  Федерации вашифинансы.рф  —  сайт  национальной  программы  повышения  финансовой  грамотности  граждан  «Дружи  с  финансами»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет

Программа по дополнительному  образованию финансово-экономической грамотности для старших дошкольников...

Программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей группы старшего дошкольного возраста 6-7 лет»

Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом об...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности у детей 5-7 лет.

Задание: Проанализируйте содержание Примерной национальной программы дошкольного образования "Экономическое  воспитание  дошкольников: формирование  предпосылок  финансовой гр...

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет

Экономическое воспитание дошкольников:формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет...

Перспективное планирование совместной с детьми деятельности по программе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 6-7 лет.

Данный материал будет полезен при планировании совместной с детьми деятельности по программе "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности" для дете...