Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет
статья (старшая, подготовительная группа)

Лысова Валентина Алексеевна

Экономическое воспитание дошкольников:

формирование предпосылок финансовой грамотности для

детей 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomicheskoe_vospitanie.docx12.7 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

1.2.Цель,принципы,структура

1.3.Планируемые результаты освоения Программы

2.Содержательный раздел

2.1.Содержание образования

2.1.1.Труд и продукт труда(товар)

2.1.2.Деньги и цена(стоимость)

2.1.3.Реклама:правда и ложь, разум и привычки, желания и возможности

2.1.4.Полезные экономические навыки и привычки в быту

2.2.Формы,способы,методы и средства реализации Программа

3.Организационный раздел

3.1.Материально-техническое обеспечение реализации Программы

3.2.Распорядок и режим

3.3.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

1.1.Пояснительная записка

Закладывание основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста формируют позитивные установки к различным видам труда ,вырабатываются навыки самообслуживания.

В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена- и этическими: честность, щедрость .,экономность.

Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях, о доходах и расходах ,о денежных знаках России и др.стран. Осваивают взаимосвязь понятий : ТРУД- ПРОДУКТ-ДЕНЬГИ.

Способность к осознанности и возрастной саморегуляции- это одна из предпосылок для приобщения дошкольника к экономике. Другая состоит в  формировании ориентации на оценочное отношение через призму конкретной деятельности.Начинает осознавать суть понятий: выгодно-не выгодно, .выигрыш-проигрыш. Третьей предпосылкой является развитие способности к децентрации способности ставит себя на место другого ,учитывать другую точку зрения . Кроме того экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.

В своих играх дети пользуются экономическими понятиями: покупают, продают, работают, получают деньги. эти ситуации условные,"как будто" ,но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи.

2.Цель,принципы, структуры программы

Цель: помочь детям 5-7 лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать к формированию основ  финансовой грамотности у детей.

Задачи

-понимать и ценить окружающий предметный мир(мир вещей как результат труда)

-уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги

-осознавать взаимосвязь "труд-продукт-деньги" и "стоимость продукта в зависимости от качества" ,видеть красоту человеческого труда

-признавать авторитетными качества: бережливость, экономность, трудолюбие и вместе с тем-щедрость, благородство, честность, отзывчивость

-рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать свои потребности

-применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Принципы-учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям, как к явлениям окружающей действительности.

Программа содержит четыре блока(раздела )связанных между собой  задачами и содержанием:

1."ТРУД И ПРОДУКТ ТРУДА"

2."ДЕНЬГИ И ЦЕНА"

3."РЕКЛАМА"

4."ПОЛЕЗНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ В БЫТУ"

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, трудолюбие, бережливость. В результате дети:

-употребляют в играх, занятиях знакомые экономические понятия;

-знают и называют разные места и учреждения торговли

-знают российские деньги, и понятие "валюта"

-понимают суть процесса обмена валюты

-знают современные профессии;

-знают суть понятия "реклама", ее виды, назначение;

-любят трудится и делать полезные предметы.Исправлять свою или чужую оплошность;

-рационально и экономно использовать исходные материалы;

-проявляют сочувствие к другим:

-замечают и ценят заботу о себе;

-с удовольствием помогают взрослым.

2.1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

2.1.1.Труд и продукт труда (товар)

Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему честно зарабатывать деньги, уважение к труду.Безделье и лень-предмет осуждения. Интересная профессия-великое благо.

Продукты труда-это достаток людей, богатство страны: чем больше производится товаров, тем лучше будут жить люди.За свой труд взрослые получают деньги.

 Основные понятия: труд ,работа, продукция, заработная плата ,рабочее место, рабочее время, профессия, предметы труда, товар, торговля, деньги

Педагогические задачи:

.формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий, предпочитая профессии родителей данной группы;

.учить уважать людей, умеющих трудится и честно зарабатывать деньги;

.поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

.стимулировать деятельность" по интересам", проявление творчества и изобретательности.

"БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫЛОВИШЬ РЫБКУ ИЗ ПРУДА "

2.1.2.ДЕНЬГИ И ЦЕНА(СТОИМОСТЬ)

Понятие " деньги"

-Деньги как мера стоимости; история денег.

-Виды денежных знаков(монеты, бумажные купюры).

-Производство денег, почему нельзя "напечатать" их сколько хочешь.

-Какими деньгами пользуются в нашей стране и как они называются.

-Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.

-Зарплата(деньги просто так не дают).

-Деньги как средство платежей и накоплений.

-Обмен денег.

ЦЕНА ( СТОИМОСТЬ)

-Как формируется стоимость: вложение, качество, спрос и предложение.

-Понятие "дорого" и "дешево".

Любой товар имеет цену. Одни дорогие, другие дешевле. Прежде, чем что-то приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые нужны каждой семье, взрослые понемногу откладывают из общего бюджета.

ТОРГОВЛЯ И ТОРГ

-Виды и формы торговли(товары и услуги, опт и в розницу)

-Хозяин товара и продавец

-Этические  аспекты торговли(честность, открытость, поддержка)

БЮДЖЕТ

-Что такое "бюджет" и из чего он складывается, понятия" доходы" и" расходы"

-Планирование расходов

-Понятие достатка.

ИСТОЧНИКИ ДОХОДА

-Сформировать отношение к деньгам как части культуры;

-Воспитание разумного финансового поведения;

-Деньги - это результат труда.

2.1.3.РЕКЛАМА:ПРАВДА И ЛОЖЬ, РАЗУМ И ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ

Задача: воспитание взвешенного, осознанного отношения к рекламе. Научить детей отличать реальные потребности от навязчивых.

Основные понятия: реклама ,воздействие рекламы

Педагогические задачи6

-реклама и ее назначение;

-объективное отношение к рекламе;

-развивать способность отличать рекламные уловки;

-учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;

-учить правильно определять свои финансовые возможности

2.1.4.ПОЛЕЗНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И  ПРИВЫЧКИ В БЫТУ

Работа по данному блоку предполагает создание (предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек( не жадничать, беречь вещи и игрушки)

Предметный мир-рукотворный, в каждую вещь вложен человеческий труд, старания и поэтому к вещам следует относится с уважением. Не ломать, не портить.Учить представлению о своем, чужом и общем. Прогнозировать последствия своих действий.Хороший хозяин тот, кто не тратит зря.

Воспитание у детей следующих привычек:

-бережное отношение к своим вещам и вещам принадлежащим другим .

-разумное использование материалов для игр и занятий(бумага, краски ,пластилин)

-экономия(воды, электроэнергии ...)

-нетерпимость к беспорядку

основные понятия: бережливый, хозяйственный, экономный, щедрый, честный, запасливый

Полярные категории и поиски баланса.Жадность и щедрость. Трудолюбие и леность.

Педагогические задачи:

-Формировать представление что к вещам надо относится с уважением, поскольку в них вложен труд;

-Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим миром

-Воспитывать у детей умение делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных потребностей;

-Дать детям представление о творческом поиске лучшего ршения;

ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Образовательный процесс включает в себя две составляющие:

1. Совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми,

2.Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Развивающие задачи:

.развитие инициативности детей во всех сферах деятельности, познавательных способностей;

.развитие культуры чувств и переживаний, способности к  планированию собственной деятельности и усилию направленному на достижение результата ;

.освоение ребенком мироустройства в его природных и рукотворных аспектах.

Организующими в этом блоке являются формы совместной деятельности взрослого и детей( игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы),а также тематическое наполнение которое использует воспитатель , инициируя совместную партнерскую  деятельность с детьми.

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ЭКОНОМИКИ

1.Будь во всех делах честным.

2.Не изменяй данному слову, будь обязательным.

3.Научись разбираться в людях ,чтобы не быть обманутым.

4.Учите законы и никогда не нарушайте их.

5.Умей не только получать прибыль , но и делится с теми, кто тебе помог.

6.Успех приходит к тем кто не боится рисковать.

7.Сначало все подвергай сомнению, затем принимай решение.

8.Научись хранить секреты, болтунов не любят.

9.Относись терпимо к недостаткам других.

10.Всегда помогай тем кто нуждается в твоей помощи.

11.Считай и анализируй.

12.Учится никогда не поздно.

3.1МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Возмржность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;

2.Выполнение организацией требований и нормативами

ЛИТЕРАТУРА1.Федеральный закон"Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ

2.Шатова А.Д.,Аксенова Ю.А.,  Кириллов И.Л., Давыдова В.Е., Мищенко И. С,"Экономическое воспитание дошкольников"

3.Шатова А.Д." Тропинка в экономику"

4.Хламова Н.А." Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада ";

5.Люнфин О.Е."экономическое воспитание дошкольников"

 ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                  ТРУД И ПРОДУКТ ТРУДА (ТОВАР)

старшая группа

  подготовительная группа

   сентябрь

1.Рассматривание семейного альбома

1.Беседа" Профессия моих родителей".

2.Рассказы о своей семье.

2.Мини-рассказ"Как я помогаю  близким".

3.Игра"Хорошо-плохо"

3.Игра"Что сначала, что потом".

4.ИЗО"Сделай подарок".

4.Д/игра"Какие ошибки допустил художник".

 октябрь

1.Занятие" Беседа о труде"-знакомство с понятием профессия"

 1. Беседа" Моя будущая профессия"

2.Пословицы и поговорки о труде.

2.Загадки о труде и профессиях.

3.Дж. Родари "Чем пахнут ремесла"

3.В.В.Маяковский"Кем быть?"чтение худ. литературы. Ю.Тувим"Все для всех"

4.ИЗО"Угадай кому это нужно"

 4.Малоподвижная игра"Выбор профессии"

ноябрь

1.Беседа"Знакомство с понятием "Ярмарка".

1.Занятие"Откуда хлеб пришел"- знакомст -  во с профессией "фермер".Я.Аким"хлеб"

2.ИЗО "Мой товар на ярмарку".

2.Д/игра и ИЗО  "Что пекут из муки"

3.Чтение сказки С.Михалкова"Ремесло"

3.Чтение худ. лит." Два плуга"

4.Д/игра "Подумай и посчитай"

4.Сюжено-ролевая игра " На рынке".

ДЕНЬГИ И ЦЕНА(СТОИМОСТЬ)

декабрь

1.Зан.Беседа"Приключение монетки"

1.Беседа-занятие"В общем о деньгах"

2.Рассматривание изображений" Монеты и деньги моей страны"

2.Заседание пресс-клуба"Почему на монеты можно купить конфеты"

3.Пословицы и поговорки о деньгах.

3.Решение арифметических задач" Выбор                                                     подарка", "Что лучше купить".

4.Конструирование" Копилка для монет"

4.ИЗО"Необычные формы денег".

январь

1.Беседа" История денег в России"

1.Беседа -занятие"Бюджет семьи" "Доход". "Расход".

2.Рассматривание иллюстраций Магазин. Рынок.

2.Беседа-игра" Место торговли".Ярмарка.

3.Обсуждение сказки Т.В.Грековой"Клад".

3.Обсуждение сказки Б.В.Минина "доверчивый зайчик"

4.ИЗО по произведению К. Чуковского "Муха-Цокотуха"

  4.Решение арифметических задач" В магазин за продуктами".

февраль

1.Беседа-зан."Откуда берутся деньги и на что они тратятся".

1.Беседа-зан."Банк".Проценты. Ценные бумаги.

2.Игра"Обмен продуктами"

2.Решение арифметических задач "Подумай посчитай".

3.Решение арифметических задач "Мяч"

3.Обсуждение сказки Б.В.Минина "Муравей и старый горшочек".

4.Кукольный спектакль" Как Зайчика бережливости научили"

4.Викторина "О какой сказке идет речь"

РЕКЛАМА: ПРАВДА И ЛОЖЬ, РАЗУМ И ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ.

март

1.Беседа"Какая может быть реклама"

1.Беседа-рассказ"Приключение копеечки"

2.Чтение С.Михалкова "Как старик корову продавал".

2.Игра "Рекламные слоганы"

3.Д/игра "Бизнес крокодила Гены"

3.Чтение худ.лит. Г.Х. Андерсон "Новое платье короля"

 4.ИЗО"Моя любимая реклама"

 4.Рассказ" Реклама: правда или вымысел" рекламные уловки(спецэффекты)

апрель

1.Беседа"Реклама предприятия" "Кондитерская фабрика", "Птицеферма".

1.Д\игра" Миша-Бизнесмен". Конкуренция.Банкротсво.

2.Графы" Угости конфетами", "Курица и яйца"

2.Викторина" О какой сказке идет речь".

3.Беседа-игра "Аукцион"

3.Сюжетно-ролевая игра" Пиццерия"  многоаспектное представление о предприятии.

4.ИЗО"Придумай рекламу"

 ПОЛЕЗНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ В БЫТУ.

май

1.Беседа"Что значит быть экономным".

1.Беседа"Хороший хозяин тот ,кто...."

2.Пословицы и поговорки о бережливости.

 2.Чтение Носова "Заплатка", В.В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо".

3.Чтение художественной литературы К.Чуковского" Федорино горе".

3.Изготовление поделок из бросового материала

4.Совместная деятельность "Отремонтируем книги".

4.Мини-представление"Полезные экономические навыки в быту. Мы бережливы."

                                                             

 Экономическое воспитание дошкольников:

формирование предпосылок финансовой грамотности для

детей 5-7 лет

         

Выполнил: Лысова В.А.

2021-2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной группе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.

Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....

Викторина для педагогов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Цель: Повысить интерес педагогов к дальнейшему развитию практик в сфере финансовой грамотности....

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет

Программа по дополнительному  образованию финансово-экономической грамотности для старших дошкольников...

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности.

Презентация о финансовой грамотности и ее важности в жизни дошкольника. Приречислены главные истины о деньгах, которые необходимо знать дошкольнику. Подобран список литературы для обучению детей финан...

Программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей группы старшего дошкольного возраста 6-7 лет»

Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом об...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск

1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...