Конспект по финансовой грамотности в старшей группе. "Семейный бюджет".
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Материал в конспекте обеспечивает прочную основу для финансовой грамотности у маленьких детей, оснащая их ценными знаниями и навыками, необходимыми для принятия обоснованных финансовых решений в будущем. Увлекательный и интерактивный подход обеспечивает веселый и эффективный опыт обучения, воспитывая позитивное отношение к финансовой ответственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила: Лаптева О.А.

Конспект занятия по обучению основам финансовой грамотности в старшей группе «Семейный бюджет».

Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с составляющими семейного бюджета,

- познакомить детей с путями экономии расходов бюджета семьи;

- создавать условия для развития внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных отношений.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

- расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»;

- обогащать представления детей о правильном отношении к деньгам и разумному их использованию, бережливости, честности, взаимовыручки, щедрости.

- побуждать отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

Воспитательные:

- Способствовать воспитанию нравственных качеств.

-Формировать эмоциональную отзывчивость, умение играть вместе,

дружно.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материалы:

Проектор, мультимедийная презентация.

Раздаточный материал: атрибуты для игры «Распределение семейного бюджета» (картинки с изображением расходов); Д/игра: «Что можем купить за деньги?»; Д/игра: с фонариком «В каком магазине был Лёва»; кошельки с купюрами и монетами, касса, продукты для игры в «Магазин».

Структура НОД:

Старший возраст

Длительность НОД 25 минут-Вводная часть-5 минут.

Основная часть-15 минут.

Заключительная часть -5 минут.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям закончить стихотворение:

Чтоб продукты потреблять,

В платьях ярких щеголять,

Чтобы вкусно есть и пить,

Надо всё это …. (купить!

Воспитатель: За все товары мы платим деньги.

Воспитатель: Скажите мне, что такое деньги?

Дети: ответы детей (Это то, на что мы покупаем товары в магазине).

Воспитатель: Правильно, деньги, это такая вещь, которой измеряют стоимость всех товаров. На деньги мы можем что-либо купить, приобрести.

Воспитатель: Хорошо. А теперь скажите мне, какие бывают деньги? Знаете?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Да. Бумажные деньги называются купюрами, еще есть металлические, железные деньги, их называют монетами (показываем бумажные деньги и монеты). Но еще есть и безналичные деньги, это пластиковая карта (показываем пластиковую карточку, мы денег не видим, но они лежат на карте, и мы можем картой расплачиваться за товар. Вы видели у своих родителей такую карточку? Как они покупают товар и расплачиваются по карте?

А для чего нам нужны деньги?

Дети: ответы детей.

А откуда берутся деньги?

Ответы детей

Воспитатель: Что такое зарплата?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это деньги, которые родители получают за свой труд. А если человек состарился и не может работать, где он берёт деньги на покупки?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, пенсия – это деньги, которые государство платит пожилому человеку за то, что он честно работал, когда был молодым. У нас государство помогает тем, кто уже не работает – пожилым людям, и тем, кто ещё не работает – детям. Это называется пособие на детей. Вы подрастёте, окончите школу, поступите в институт или университет, а государство будет вам помогать, платить деньги за то, что вы учитесь. Это называется стипендия.

Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? Слово бюджет произошло от старинного слова «бюджетте», что переводится как кошелек, сумка, мешок с деньгами. Бюджет может быть разным: бюджет страны, области, ваших семей. И тогда это будет называться «семейный бюджет».

Ребята а сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм, что такое семейный бюджет?

Воспитатель: Ребята, так что же такое семейный бюджет? Семейный бюджет складывается из зарплат родителей, пенсий дедушек и бабушек, стипендий и пособий сестричек и братиков. Это доходы семейного бюджета. К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, подарок денежный на день рождения, дополнительный заработок — продажа с огорода овощей.

Воспитатель: Но в каждой семье есть и расходы. Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки? А знаете ли вы, на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.

Теперь давайте разберемся, как вы думаете, «мама купила айфон» - это доход или расход денег в семье?

Дети: ответы детей (Расход).

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: ответы детей (она купила, потратила).

Воспитатель: Правильно. Когда мы покупаем что-то в магазинах, платим за коммунальные услуги, за детский сад – это считается расходом. Мы отдаем наши деньги, а взамен получаем какой-нибудь товар, услугу.

Проводится игра: «Доход - расход».

Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры семейных доходов и расходов. И тот, кому я брошу мяч, должен ответить, доход это или расход. (Дети встают в круг, воспитатель бросает им мяч и задает вопрос.)

- Мама с папой получили зарплату…. (доход)

- Мама заплатила за детский сад…. (расход)

- Вы нашли клад….(доход)

- Бабушка купила молоко…. (расход)

- Мама купила ботиночки…. (расход)

- Дедушка получил пенсию (доход)

- Папа заплатил за стрижку (расход)

- Брат получил стипендию…. (доход)

- Вы купили билеты в кино…. (расход)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились! Теперь вы точно знаете, где доходы, а где расходы в семье. (дети садятся на места)

Воспитатель: В семейном бюджете есть необходимые расходы, на которые нужно тратить деньги в первую очередь, а есть расходы необязательные, на которых можно и сэкономить и не тратить деньги. Как вы думаете, какие в вашей семье есть обязательные расходы?

Ответы детей.

Воспитатель: А, какие расходы можно назвать ненужными и без них можно обойтись?

Ответы детей.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

Один, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак,

согнув все пальцы).

Воспитатель. Воспитатель: Правильно. А все ли мы можем купить в магазине? Давайте поиграем? Дети: Да.

Проводится Дидактическая игра: «Что можно купить за деньги?»

Я буду называть вещи, предметы, а вы:

- если мы можем купить это в магазине отвечаете «Да» и нужно положить карточку в корзину,

- если не можем купить отвечаете «Нет» и карточку оставляем.

Купить мы море можем. (нет)

А куклу и машинки. (да)

А лес густой и ветерок конечно ….(нет)

Но шоколадку, творожок, конечно….(да)

Вот солнце светит, мы его купить смогли бы? …. (нет)

А платье новое и сапоги, купить смогли бы?. (да)

Воспитатель: Молодцы все правильно ответили.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру с фонариком «В каком магазине был Лёва?». Поиграем? Дети: Да.

Проводится игра с фонариком «В каком магазине был Лёва?».

Воспитатель: Молодцы ребята все справились с заданием. А сейчас я предлагаю вам не много отдохнуть. Проводится физминутка: «Покупка».

«Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку).

Воспитатель: А теперь давайте отгадаем загадки? Дети: Да.

И врачу и акробату

Выдают за труд ….(зарплату).

Мы кладем их не в платок

Мы кладем их в кошелек (деньги).

Коль трудился круглый год

Будет кругленьким (доход).

Очень вкусная витрина

Овощного…. (магазина).

За сметану и за сыр

В кассе чек пробьет (кассир).

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам (продавцы).

Заключительная часть:

Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Магазин».

Проводится сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Вам понравилось занятие? Интересно вам было? А может кому-то трудно было? Что мы сегодня нового узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, я хочу пожелать вам, чтобы в ваших семьях было как можно больше того, что не продается – счастье, здоровье, уважение, дружба и любовь. Вы все большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Приключения Умника и Торопыжки»

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...

Конспект по финансовой грамотности в старшей группе

Цель: формировать представление детей о свойствах и функциях денег.Задачи:Развивающие:- развивать способность видеть, наблюдать и размышлять над увиденным;Обучающие:- дать представление детям о музеях...

план-конспект занятия по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе "Семейный бюджет"

Конспект по формированию финансовой грамотности. Содержит инновационные технологии: использование ИКТ, игровая деятельность, процесс взаимодействия детей друг с другом....

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Приключения Умника и Торопыжки»

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Приключения Умника и Торопыжки»...

Конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста "Финансовая азбука"

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....