«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности»
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Нигматуллина Фирдаус Саляховна

Опыт работы. Отчет по проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tropinka_v_ekonomiku.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день. Представляю вашему вниманию опыт работы по проекту «Тропинка в экономику». Проект направлен на формирование первичных знаний по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных видов детской деятельности.

Выбору темы предшествовало участие в мероприятии по экономическому воспитанию младших школьников у своего сына, который учился во 2 классе. Тема оказалась очень интересной и актуальной для меня и для моей семьи. Я решила попробовать данное направление применять на старших дошкольниках, чтоб ознакомить и повысить уровень финансовой грамотности моих воспитанников. Поэтому выбрала тему по самообразованию «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность», изучила литературу по экономическому воспитанию дошкольников, побывала на курсах повышения квалификации, собрала необходимый наглядный материал и пособие. Разработала план работы с детьми и родителями по данной теме.  Данное направление предложила своим коллегам, они поддержали мою идею.

 С экономической жизнью семьи дети сталкиваются с раннего возраста; знают понятия «работа» и «заработок»; видят рекламу по телевидению и в быту. Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие- комплекс несостоятельности будущих граждан общества. Ведь семья- это «реальная экономика», и в ней «..дети не учатся жить, а живут..»(Е.А.Аркин).

  Работу по обучению детей финансовой грамотности начали с опроса родителей. Результат анкетирования показал, что большинство считают ещё рано внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание. Были проведены беседы, консультации, составлены и оформлнены  буклеты, памятки, провели- практикум «Путешествие в экономику».  Включение в образовательный процесс работы по формированию финансовой грамотности помогло родителям понять, что взаимопомощь семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможности ребенка. Исходя из этого,  разработали проект «Тропинка в экономику».

Цель и задачи проекта

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных видов детской деятельности

Задачи:

  1. научить понимать и ценить окружающий предметный мир, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением;
  2. развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.;
  3. воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

  Период старшего  дошкольного возраста является важным для нравственного становления личности,так как многие значимые личностные качества, ценностные ориентации и нормы поведения, не сформированные в этот период, в дальнейшем сформировать будет гораздо сложнее.

Ожидаемый результат

Ребенок

-ценит окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей, научились уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

-осознает на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

- признает авторитетными качества человека- хозяина: бережливость, расчетливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие;

 -ведет себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

-контролирует свои потребности в соответствии с возрастом.

Родители:

Повышена экономическая образованность в проблеме взаимодействия с детьми по финансовым вопросам.

Педагоги:

-созданы условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста

-повышена компетентность педагогов в вопросах финансовой грамотности.

Новизна проекта заключается в разработке системы работы в занимательной игровой форме, с использованием квест игр и игрового интерактивного оборудования с привлечением к сотрудничеству социальных партнеров. 

Технологии

Результат  работы во многом зависела от правильного выбора эффективных технологий:

  • Технология проектной деятельности.
  • Личностно-ориентированная технология.
  • Здоровьесберегающая технология.
  •  Игровая технология.

А также

  • Лэпбук- включает в себя различные задания для детей и доступен для родителей, здесь они получают практические советы и рекомендации.
  • Компьютерные технологии. В ходе виртуальной экскурсии в банк, дети познакомились с элементарными представлениями о работе и о сотрудниках банка.

Для достижения положительных результатов применяли следующие методы:

        

Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных презентаций, картинок, демонстрация различных моделей.

Практические методы. К ним по праву относят игру и труд вместе со взрослыми. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки.

Словесные методы.  Это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экономическим содержанием, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к окружающей действительности.

Современные интерактивные методы.

Задачи по формированию основ финансовой грамотности посредством разнообразных видов детской деятельности реализуется с помощью таких методов как:

  • экскурсии в банк, в магазин, в торговый центр, в бухгалтерию совместно с родителями;
  • выставки ;
  • экономические досуги с детьми и с участием родителей;
  • коллекционирование;
  • инсценировки и театрализации на темы экономического воспитания;
  • участие вместе с родителями в проведении выставок, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Этапы проекта:

  1. Организационный(сентябрь-октябрь)- определение цели и задач проекта; предварительная работа по сбору информации; диагностические исследования; изучение литературы, интернет-ресурсов.
  2. Основной этап (ноябрь-апрель)- Реализация проектных мероприятий проведение в форме интеллектуально–познавательного квеста  «Утиные истории»
  3. Заключительный этап (май) – анализ эффективности проведенной работы.

Проект реализован по блокам:

1 блок «Труд, продукт труда». На наш взгляд трудовая деятельность является, также одним из главных способов познания окружающей действительности, в ходе которой ребенок отражает свои творческие способности в действенной форме, понимает практические связи и зависимости предметов и явлений, видит возможный результат. В нашем саду реализовалась дополнительная образовательная программа «Я- будущий экономист», цель которой - развитие познавательной активности детей дошкольного возраста дополнительными занятиями по ручному труду.

Проводили совместно с родителями интерактивную площадку «Стань предпринимателем», где дети и родители открывали «Магазин полезных игрушек», кафе «Будни» и художественную мастерскую, где рисовали портрет мам в подарок к приближающемуся празднику.).

Для формирования у дошкольников представлений о разнообразии профессий использовались разные виды деятельности: была организована выставка рисунков «Профессии моих родителей»,  совместные посещения на выходных кукольного театра «Волшебная флейта», кинотеатра «Юган», где дети познакомились с профессиями актера, гардеробщицы, кассира, контролера.

Дети узнали о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. Научились определять разницу между «хочу» и «надо»; осознали, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самых благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.

2 блок. «Все о деньгах». Дети познакомились с историей возникновения денег, о том, что служило деньгами для древних людей. Оформили тематический стенд «Откуда берутся деньги», альбом «Деньги разных стран мира», фотоотчет «Наш семейный бюджет». Изготовили «Копилки для заветных желаний».

В нашем учреждении имеется методический комплекс «АЛМА: Финансовая грамотность». Данный комплекс направлен на изучение мира финансов с детьми старшего дошкольного возраста. Все занятия осуществляются в игровой форме.  

С детьми проводили исследование «Можно ли обойтись без денег?», где выясняли все ли можно купить?; эксперименты «Покупки в магазине», «За что приходится платить?», «Все ли можно купить?». Исследуя разные источники и методы исследования, дети узнали, что деньги- это средства обмена на товары и услуги, их основные функции- мера стоимости, средство обращения, платежа, накопления и сбережения.

3 блок. Реклама. С детьми проводились беседы:

-что такое реклама? Зачем она нужна? Где размещается и какой бывает реклама? После показа презентации, дети узнали люди каких профессий могут создавать рекламы( художники-подготавливают макеты, дизайнеры- работают над оформлением, литераторы- придумывают тексты, редакторы- подготавливают тексты к печати, благодаря рекламным агентам рекламная продукция доходит до нас . Играя в с/р игру «рекламное агентство, дети закрепили такие понятия, как рекламный агент, рекламодатель, рекламоизготовитель, рекламное агентство. Через игру «Хочу и надо» по технологии ТРИЗ, дети сделали вывод, что не надо покупать все, что рекламируется, нужно подумать, нужна ли эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение.

4 блок.  Полезные экономические навыки и привычки в быту

Здесь, полученные детьми знания, закрепляются в различных видах детской деятельности. Так, организуя «Ремонтную мастерскую игрушек», «Лечебницу для книг», дети совместно со взрослыми выполняли посильную им работу, тем самым научились бережно относиться к вещам, книгам, игрушкам. Играя д/и «Свое, чужое, общее»- определили какими вещами можно распоряжаться самостоятельно, а когда нужно совместное решение. Экспериментируя, научились прогнозировать последствия своих решений и действий (если я выброшу, отдам, испорчу и т.д.). Создавая ситуации проблемного характера, о том, как можно сэкономить семейный бюджет, дети совместно с родителями выполняли схемы «Экономь электроэнергию», «Расход воды», провели расследование «Если откажусь от ежедневных вкусняшек», и пришли к выводу, что сэкономленные сбережения можно вложить на более нужные и значимые потребности (вложить на отдых, развлечения, крупные покупки).

    Педагоги

         Итоговым мероприятием проекта стала проведение квест-игры с детьми «Утиные истории», где дети расширили представления о роли финансовой грамотности для жизни человека, находили пути решения некоторых экономических проблем современного мира, осознали, что такие качества, как настойчивость, целеустремленность и взаимопомощь, помогут достичь желаемого результата.

        Реализация проекта дала положительный результат. Дети приобрели первичный финансовый опыт, научились устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности. А самое главное то, что научились выявлять проблему, экспериментировать, рассуждать и делать выводы.

Родители вместе с детьми стали дома чаще играть в сюжетно-ролевые игры, обсуждать и планировать покупки, что способствует укреплению детско-родительских отношений, а также закреплению полученных знаний на практике. Также наши воспитанники стали активными участниками региональных и всероссийских викторин и олимпиад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».

 В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста".  Современный образовательный процесс требует от педагогов  нового подхода к собственной деятельнос...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста".  Современный образовательный процесс требует от педагогов  нового подхода к собственной деятельнос...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе тр...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

А. А. ЛеонтьевВ современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...