Квест-игра по основам финансовой грамотности
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Шершенюк Анна Владимировна

 

Квест-игра по основам финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Пятачок и кошелек»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

  «Детский сад №1» с. Черниговка

Квест-игра по основам финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Пятачок и кошелек»

ФИО воспитателя: Шершенюк Анна Владимировна

Открытый просмотр для педагогов                                                  

Цель: Закрепление коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с элементами финансовой грамотности посредством  квест-игры.

Задачи:

Развивающие: Учить устанавливать взаимосвязь между профессией и ее оплатой.  Закреплять представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о результате их труда. Учить различать понятия «товар» и «услуга». Закреплять понятия «деньги»«монета»«купюра»«валюта»«пластиковая карта».

Учить пользоваться банкоматом, знать принцип его работы;

Образовательные: Расширять активный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.

Воспитательные: Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость, экономность).

Продолжать учить работать в паре;

Предварительная работа: беседа о деньгах, покупках, копилках; рассматривание монет, бумажных денег и копилок, купюр разных стран, игры с банкоматом, просмотр с детьми иллюстраций  и видеороликов о профессиях,  ознакомление с пословицами и поговорками, художественной литературой по теме;

Материалы и оборудование:  монетки, купюры, копилка, лопнувший шарик, костюм пятачка, чашка, ложка, тарелка, копилка, веревка, купюры разных государств, банкомат, магазин с разным ассортиментом по цене и качеству, карточка с цифрой 9, желтые, зеленые карточки.

Аудиозапись «Куда идем мы с Пятачком из мультфильма «Винни Пух и все-все-все",

Видеоматериал: фотографии людей разных профессий

Дети, сегодня к нам на занятие пришло много гостей. Поздороваемся с ними и больше отвлекаться не будем (дети здороваются). - А вам предлагаю встать в наш традиционный круг и поприветствовать друг друга словами и своими улыбками:

Собрались все дети в круг, Я - твой друг и ты - мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся!

В группу заходит расстроенный Пятачок, в руках он держит лопнувший шарик.

Воспитатель. Дети, кто к нам пришел?

Дети. Пятачок.

Воспитатель. Пятачок, здравствуй. Почему ты такой грустный? У тебя что-то случилось?

Пятачок : Сегодня День рождения у моего лучшего друга ослика Иа. Я так торопился поздравить его первым, подарить чудесный воздушный шарик, что не смотрел под ноги, споткнулся и упал. А мой шарик лопнул. Теперь я не знаю, что подарить Иа на его праздник. Как я пойду на День Рождения без подарка!Что же мне делать?

Дети. Нужно пойти в магазин и купить другой подарок.

Пятачок : Купить? Это как?

Дети. Это значит заплатить деньги.

Пятачок : А что такое деньги? У нас в лесу нет никаких денег.

Воспитатель. Ребята, расскажите Пятачку, что такое деньги.

(Дети высказывают свое мнение)

Воспитатель. Деньги — это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товары и услуги, которые они предоставляют.

Воспитатель. А какие бывают деньги?

Дети: Бумажные и металлические.

Пятачок :А где взять эти ваши деньги?

Дети. Заработать!

Пятачок : Но я не умею.

Воспитатель. А мы тебе поможем, правда, ребята?

Дети. Конечно!

Воспитатель. Чтобы заработать деньги, нужно трудиться. А за труд люди получают. Что ребята?

Дети. Деньги! Как называются заработанные деньги?

Дети. Зарплата!

Воспитатель. Ты готов, Пятачок?

Пятачок : Готов! Ведь мне нужны деньги, чтобы купить подарок дорогому другу!

Воспитатель. Тогда мы отправляемся в путешествие на поиски денег! За каждое выполненное задание мы будем получать зарплату.

(звучит музыка «Куда идем мы с Пятачком)

Воспитатель. Ребята, у меня есть карта, которую я приберегла на тот случай, если кому-то понадобится помощь. Называется она «Как заработать денежку?». Я думаю, что это как раз тот случай, ведь мы хотим помочь Пятачку(дети отвечают). На карте отмечено местонахождение заданий. Внимание! Карта указывает нам на предметы, стоящие на столе. Нужно определить какой предмет лишний (чашка, ложка, тарелка, копилка).

Дети. Копилка, остальные предметы — посуда.

Воспитатель. Верно. Найдем копилку (ищут ее в группе). Ребята, а для чего нужна копилка? У кого из вас она есть? (дети отвечают).

Смотрите, на ней какое- то послание. Давайте его прочтем«Для чего нужны деньги?»

Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?»

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги.

Воспитатель: Молодцы! За правильные ответы вам зарплата. Давайте будем складывать заработанные вами денежки в копилку, согласны?

Дети. Да!

Воспитатель: Смотрим на нашу карту и находим наше второе задание. Игра «Сигнальщики» (товар или услуга)

Предлагаются два цвета карточек: зеленые и желтые.

Правила игры: Если я называю товар – поднимаете желтую карточку, а если услугу – зеленую.

- парикмахерская (стрижка, покраска)– услуга;

- холодильник –товар;

- мойка машины – услуга;

- одежда – товар;

- почта (пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет)– услуга;

- кукла – товар;

- мастерская по ремонту (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга;

- краски, карандаши – товар.

При успешном выполнении задания вас ждет вознаграждение- монеты

Д/игра «Выбери профессию»

Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами ранее выяснили, что деньги дают за труд и называются они зарплатой.   А как вы считаете, оплата труда у людей одинаковая или разная?

Воспитатель: Да, зарплата у всех разная. Кто-то получает больше, а кто-то меньше. От чего зависит размер зарплаты? (предположения детей)

Воспитатель: Зарплата зависит от знаний и умений, сложности работы, условий труда, опыта работы и многих других факторов.

На экране телевизора изображены представители разных профессий. Из них вы должны выбрать те, которые, по вашему мнению, оплачиваются больше, чем другие (врач - медсестра, директор магазина — продавец, учитель —уборщик помещений, сотрудник полиции — дворник, кондуктор — водитель)

 Воспитатель: Почему вы так решили? (предположения детей)

Воспитатель: Для некоторых профессий необходимы знания и умения, профессиональная подготовка. И за второе задание вам также полагается зарплата — кладем в нашу копилку.

Физминутка: « Профессии»

Если хочешь стать маляром - делай так, (красят кистью)

Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)

Если будешь ты водитель - делай так (вращают руль)

Если будешь ты сапожник - делай так (топают ногами)

Если будешь ты столяр - делай так (хлопают руками)

Если будешь ты спортсмен - делай так (приседают)

Хватит в профессии играть,

Пора занятие продолжать

Воспитатель: Ребята, скажите, а зарплату получают только в России? Или нет?

Воспитатель: Верно, зарплату получают во всех странах. Каждое государство имеет свои деньги.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать деньги других стран?

Дети: Валюта!

Воспитатель: Да, ребята, валюта – это денежная единица.  Почти у всех стран свои денежные единицы.

Воспитатель: Согласно карте наше следующее задание находится на купюре. Посмотрите здесь купюры разных стран (на веревке с помощью прищепок прикреплены денежные единицы). Вам необходимо выбрать из купюр разных стран нашу. Как она называется?

Дети: Рубли! (находят)

Воспитатель: Под одной из российских купюр вы и найдете третье задание.

Воспитатель: Артем, прочитай, пожалуйста.

Артем«Где хранятся деньги?»

Дети: В кошельках, банках, банкоматах, на пластиковых картах.

Воспитатель: У нас в  тоже есть банкомат. Кто знает как им пользоваться?

Дети: Нужно вставить карточку, ввести пин-код и запросить требуемую сумму.

Воспитатель: Верно. Вот мы сейчас и попробуем сделать это.

Д/и «Банкомат»(в паре).

Воспитатель: Играть мы будем парами. Один снимает деньги, другой отсчитывает и выдает их (объясняет правила)

(Дети парами подходят к банкомату, один из участников вставляет пластиковую карту, придумывает пин-код, затем пишет на листочке необходимую сумму и кладёт листочек в коробку, закрывает ее; ребёнок, стоящий за банкоматом выдаёт деньги и складывает их в коробку; затем ребёнок нажимает кнопку «завершить обслуживание», забирает свою карту из прорези).

Воспитатель: Молодцы, ребята, за это задание вам денежка в копилку. Только денежки из банкомата никуда не девайте, они нам еще понадобятся.

ВоспитательПятачок, вот мы копим денежки на подарок Иа, а ты чтобы хотел купить ослику?

Пятачок : Он всегда такой грустный и потому я хотел бы купить ему много-много счастья!

Воспитатель: Ребята, скажите, а разве счастье можно купить?

Дети: Нет!

Воспитатель: Конечно же нельзя. Давайте поиграем в игру «Покупки».

 Вы должны будете хлопнуть, если считаете, что это можно купить за деньги. Если нельзя, то топните. Так мы выясним где находится наше очередное задание. Нам нужен Пятачок, который будет считать количество хлопков.

Д/и «Покупки».

ВоспитательМожно ли купить за деньги: Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед? (дети хлопают или топают в зависимости от того, согласны ли они с утверждением или нет).

Воспитатель(спрашивает у считавшего) Сколько было хлопков?

Пятачок: 9

Воспитатель: Где будем искать задание?

Дети: Там, где есть число 9! На доске! (читают задание) «Поход в магазин»

 Д/и «Поход в магазин»

Воспитатель: Ребята, нам предлагают сходить в магазин за покупками. У нас есть специальная тележка, в которую вы будете складывать выбранный товар. У вас так же есть деньги, снятые с банкомата. Вместе с напарником вы будете совершать покупки. Но не забывайте, что деньги надо расходовать разумно, экономно, помнить, что на одну и ту же сумму можно купить 1 дорогую вещь или несколько более дешевых, при этом нужно обращать внимание на качество товара. Нам же не нужно гнилое яблоко или сломанная машинка, верно?

(Дети выбирают товар, обосновывают свой выбор).

Воспитатель: Отличная работа, за нее ваша зарплата (кладет очередную купюру в копилку).

А теперь давайте посмотрим, сколько вы заработали монет за сегодняшний день. Вместе с детьми вынимает из копилки деньги и пересчитывает их.

Воспитатель: Ну теперь, Пятачок, можно смело идти в магазин и покупать подарок ослику Иа.

Пятачок : Ребята, когда вы были в магазине мне пригляделись некоторые товары. (подходит и берет очень много всего)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, Пятачку хватит денег на все это?

Дети: Конечно, нет

Пятачок: Мне просто все это понравилось, я не могу от чего-то отказаться. Как же быть? (предположения детей)

ВоспитательПятачок, ты набрал много товаров, которыми ты даже не сможешь воспользоваться. Вот, например, зачем тебе фен?

Пятачок: Он красивый!

Воспитатель: Но в лесу, где ты живешь нет электричества и к тому же, у тебя нет волос! Это называется бесполезная трата денег. А денег ограниченное количество, поэтому к ним надо относиться бережно. В магазине при покупке следует быть уравновешенным и собранным, чтобы принимать разумные решения.

Дети: Сначала надо купить то, что необходимо, а потом, если останутся деньги то, что хочется и то, что действительно необходимо.

Воспитатель: Ты понял, Пятачок?

Пятачок : Да, я понял. Спасибо большое! Я верну все товары обратно и выберу то, что действительно будет нужно моему другу, а на остальные могу купить что-нибудь себе и вам в благодарность.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра по формированию предпосылок финансовой грамотности в старшей группе "Поможем Буратино вернуть монеты".

В последнее время всё чаще появляются вопросы - нужно ли обучать детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности, не рано ли?Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является форм...

Квест-игра с педагогами по финансовой грамотности "Финансовый ринг"

Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности в рамках МО...

Конспект квест- игры для детей по финансовой грамотности "Сундучок с секретом"

Конспект квест-игры для детей по финансовой грамотности "Сундучек с секретом"...

Квест-игра с педагогами по финансовой грамотности: "Вернем Буратино золотые монеты"

В рамках самообразования инструктора по физической культуре Симкало Т.В., была организована выставка игр по «Функциональной грамотности».Педагоги смогли не только посмотреть представленные...

Квест игра "Гуси -Лебеди" по финансовой грамотности

1.Расширить представление детей о необходимости рационального использования денег, о том, откуда берутся деньги, что такое труд за деньги.2.Дать представление о возможности оплаты товара монетами разн...