Дополнительная образовательная программа познавательной направленности по обучению детей 5-6 лет азам финансовой грамотности «Уроки домовенка Кузи»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Артюхова Ольга Леонидовна
  1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

 

Возраст от 5 до 6 лет – оптимальное время для первого знакомства с основами финансовой грамотности. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

 Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, формируется в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

В этот период важно привить ребёнку чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Приобщать детей к финансовой грамотности можно только в процессе игры, ведь это ведущая деятельность ребёнка - дошкольника, которая позволяет достичь поставленной цели, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их возможности счастливого и полноценного проживания детства.

 Сегодняшнее поколение живёт в иных экономических условиях и дети, как правило, с ранних лет включаются в финансовую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с рекламой, присутствуют при оплате счетов в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

Главная идея финансовой грамотности – связь денег с трудом.

Обучая детей финансовой грамотности, мы помогаем им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научатся правильно принимать финансовые решения.

Человек, который уверен в своём будущем, чувствует себя гораздо лучше в современном обществе. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

 К сожалению, реализация задач по финансовой грамотности дошкольников происходит спонтанно, отсутствует целенаправленная систематическая образовательная работа. Одной из причин является несформированность компетенций педагогов в области основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Актуальность:

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, которое определяется как сочетание знаний, умений, поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений в повседневной жизни, для достижения финансового благосостояния, как на первоначальном этапе формирования личности, так и на протяжении всей жизни.

Выбор темы дополнительной образовательной программы «Уроки домовёнка Кузи»  объясняется необходимостью формирования у дошкольников финансовой грамотности,  способствующей  развитию мышления, фантазии, кругозора ребёнка, развитию речи,  приобретению навыков разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

 

 

Новизна нашей программы заключается:

1.В разработке методических материалов, использовании инновационных, информационных  технологий, сценариев, которые дают знания о мире финансов и экономике через сюжетно-ролевые игры, театрализацию, в которых ребёнок может быть главным действующим героем. 

2.В том, что экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества уникальной личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

Гипотеза

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что при организации обучения по формированию  финансовой грамотности, ребёнок приобретёт необходимые навыки бережливого отношения к денежным ресурсам, сформируются нормы финансового поведения.

 При организации занятий  по финансовой грамотности у дошкольников определёнными условиями являются:

1.Создание развивающей среды.

2.Подбор специальных методов.

3.Отбор наиболее эффективных приёмов.

Цель

Раскрыть ребёнку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

1.Формирование экономических представлений и компетенций;

2.Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики;

3.Обучение  правильному отношению к рекламе, к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

4.Воспитание  уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности.

 

 1.2.Планируемые результаты освоения программы

Дошкольник должен:

-знать основные финансово-экономические понятия и категории;

-чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это почёт и уважение, плохо - сидеть без дела;

-знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

-понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам;

-осознавать и соизмерять свои потребности и возможности; 

-умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, иногда делиться абсолютно бескорыстно;

-осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

-осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

-понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить бюджету семьи;

-иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности.

 

 

Практические результаты:

 -освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

 -научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;

денежные средства и прочее;

-заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

-применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации  мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

-следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

 

 

 

  1. Принципы и подходы построения программы

Помочь ребёнку быть успешным, развить его способности, интерес, инициативу призвана кружковая работа в детском саду, которая строится на основе специфических принципов:

От простого к сложному

Предусмотрен переход от простых заданий к сложным;

Принцип развивающего обучения

Чтобы ребенок был  увлечен, вдохновлен трудом, нужно побуждать его к действию  и систематически на постоянной основе поддерживать желание узнать новое. Секрет возникновения интереса к познавательной  деятельности заключается в личных успехах ребёнка, в его ощущении роста своих возможностей.

Принцип научности

Сущность его состоит в том, что в сознании ребёнка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. В ходе познавательно-исследовательской деятельности воспитатель определённо формирует у детей конкретные представления, знания об окружающем мире, которые не вступают в противоречие с теми, что будет давать школа. Принцип научности обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста элементов диалектико-материалистического понимания окружающего мира.

Принципы систематичности, последовательности и постепенности

Дидактические правила: идти от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далёкому.

Последовательность предполагает изучение  материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей.

Принцип наглядности

Выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

Принцип активности и сознательности

Значение этого принципа  состоит в том, что чем больше ребёнок решает практических и познавательных задач самостоятельно, тем эффективнее идёт его развитие. Важнейшим показателем эффективности  является проявление детьми познавательной активности и самостоятельности.

 

Принцип индивидуализации

Обеспечивает вовлечение каждого ребёнка в воспитательный процесс;

Принцип организации тематического пространства

(информационного поля) - основы для развития образных представлений.

 

            Подходы:

-Культурно-исторический (определяет развитие ребенка как «процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях развития. Культурно-историческая теория развития психики и развития личности Л.С. Выготский).

-Личностный (в основе развития заложена эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности поведения, поступательное развитие человека происходит за счет личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты недостаточно, поэтому деятельность ребёнка определяется непосредственными мотивами. Исходя из этого положения, деятельность ребёнка должна быть осмысленной, социально значимой, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие. Я. Корчак, А.В. Мудрик и др.).

-Деятельностный (деятельность, наравне с обучением, как движущая сила психического развития ребёнка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают её новые виды, развиваются (перестраиваются) психические процессы и появляются личностные новообразования А.А. Леонтьев).

 

1.4.Педагогические технологии

Взаимодействие всех участников программы осуществляется на основе современных образовательных технологий:

личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в семье и дошкольном учреждении,  предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.  Обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании;

индивидуального подхода - воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников;

здоровьесберегающие технологии - (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная), дина­мические паузы, релаксация, закаливание, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочув­ствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье); технология проектной деятельности - одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее;

технология исследовательской деятельности  предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей; в современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения

информационно-коммуникационных технологий -  на занятиях и в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видео просмотры, подбирается иллюстративный материал (сканирование, интернет, принтер, презентация); дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий; оформление групповой документации; создание презентации в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских встреч.

                                           

1.5.Условия реализации программы

 

       Программа разработана для детей от 5 до 6 лет.

       Срок реализации 8 месяцев (с октября по май). Количество занятий – 1 раз в неделю, продолжительностью - 25 минут. Общее количество занятий в год – 32. 

       Организационная форма обучения – подгрупповая. Основание для комплектования подгруппы являются общий интерес детей. В каждой подгруппе есть дети с разными уровнями развития. «Сильные» дети являются «маячками» для более слабых. Более сильные дети должны подбадривать «неуверенных», помогать им советом, показом, непосредственным участием. Такое взаимодействие детей в учебно-развивающем процессе есть основная функция подгрупповой формы обучения.

            В процессе практической деятельности перспективный план может подвергаться коррекции, в зависимости от усвоения детьми пройденного материала и овладения ими различными техниками игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop_uroki_domovyonka_kuzi_artyuhova_o.l.docx2.13 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа познавательной направленности " В гостях у Лесовичка"

Дополнительная образовательная программа познавательной направленности " В гостях у Лесовичка"...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Развивайка» для детей 5-6 лет с ТНР

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности...

дополнительная образовательная программа познавательной направленности «Школа внимания»

В основу программы положена методика, разработанная канд. психол. наук Н.М. Пылаевой и докт. псих. наук т.в. Ахутиной «Школа внимания». Программа «Школа внимания» составлена с ...

«Чудеса сенсорики» Дополнительная образовательная программа познавательной направленности по сенсорному развитию с использованием дидактических игр для детей от 2 до 3 лет.

Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов: цвета, величины, формы....

«Формирование 4К-компетенций посредством обучения детей старшего дошкольного возраста азам финансовой грамотности»

Активное развитие технологий и стремительное нарастание информационного потока привели к резким изменениям во всех сферах жизни. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики...

"Формирование 4К-компетенций посредством обучения детей старшего дошкольного возраста азам финансовой грамотности»

Активное развитие технологий и стремительное нарастание информационного потока привели к резким изменениям во всех сферах жизни. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики...

КОНСПЕКТ организованно-образовательной деятельности по дополнительной образовательной программе познавательной направленности «Развивай-ка» в старшей группе

Тема: «Юные математики».Образовательная область: познавательное развитие.Вид ООД: интегрированная.Формы ООД: совместная деятельность.Формы организации: фронтальная, индивидуальна...